1111.jpg
Муфтий РТ Камиль Самигуллин и митрополит Анастасий расценили поджоги церквей как провокацию и оскорбление чувств верующих (фото: tatarstan.ru)

ВОЗМОЖНЫХ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ НАШЛИ ОПЯТЬ В ЧИСТОПОЛЕ

Сегодня республиканское МВД сообщило о том, что их сотрудники совместно с УФСБ задержали подозреваемых, которые могли заниматься поджогами церквей в Татарстане. Напомним, за последние месяцы произошло как минимум 7 фактов поджога церквей.

1) 13 сентября в селе Ивановка Лениногорского района неизвестные подожгли часовню рядом с сельским кладбищем. В результате здание часовни выгорело дотла.

2) 1 ноября в селе Ленино Новошешминского района была подожжена часовня возле родника.

3) В ночь с 13 на 14 ноября в селе Соколка Бугульминского района злоумышленники пытались сжечь новую часовню в честь иконы Богородице «Всех скорбящих радость». Серьезно пострадала крыша здания, и выгорел купол.

4) 17 ноября в 3:24 возгорание произошло в Чистополе по улице Вишневского. По сообщению МЧС по РТ, горели стройматериалы в строящейся церкви. Предварительная причина пожара — поджог.

5) Через полтора часа возгорание произошло снова в селе Ленино, там загорелся молебный дом.

6 - 7) Еще два поджога произошли в конце ноября: 28 ноября была подожжена церковь в Мамадышском районе, а под утро 29 ноября запылала заброшенная церковь в Рыбно-Слободском районе в селе Крещеные Казыли — обе церкви принадлежат общинам кряшен.

Эти события с самого начала экспертным сообществом не воспринимались как случайность (так как это дело невиданное для Татарстана!). Далее дело приобрело — не могло не приобрести — большой резонанс. Вначале провел экстренную коллегию прокурор республики Илдус Нафиков (и расценил это как теракты). Далее по этому поводу выступила с заявлением епархия, позже было сделано совместное заявление муфтия РТ Камиля Самигуллина и митрополита Анастасия, которые расценили эти ЧП как провокацию и оскорбление чувств верующих.

1894911_b.jpg

После была пауза, которая означала одно: органы трудятся, геростраты ищутся...

И вот сегодня правоохранительные органы сообщают о том, что задержанные — молодые люди в возрасте от 22-х до 35 лет. Далее приводится скупая хроника их черных деяний.

Идея о поджоге церквей (согласно авторской вроде как версии) пришла им еще в сентябре 2013 года, а решение о ее воплощении окончательно было принято в середине ноября. В ночь преступления с 16 на 17 ноября около полуночи к 22-летнему подозреваемому на своей машине «ВАЗ-2112» приехал его 30-летний приятель и предложил начать поджоги со строящегося храма на улице Вишневского в Чистополе. Он также сообщил, что у него уже заготовлены бутылки с бензином.

Поджог был совершен между первым и вторым часом ночи, причем сообщники «разделили обязанности»: один облил бензином бревенчатые стены церкви, второй — поджег самодельный фитиль, затем бутылку с воспламенившейся жидкостью разбили об угол здания. После этого вандалы спешно покинули место преступления. К счастью, охранник вовремя заметил разгорающийся огонь, и пожар удалось потушить. Следующий поджог преступники совершили около пяти утра в селе Ленино Новошешминского района, где использовали две бутылки с горючей жидкостью. В результате молельный дом выгорел дотла.

жалоба.jpg
Чтобы загрузить картинку, кликните по ней мышкой

Таким образом, силовики в настоящее время заявляют о возможной причастности задержанных только к двум поджогам, но не исключают, что молодые люди могут иметь отношение и к другим подобным преступлениям. Напомним, прокурор Татарстана Нафиков попросил квалифицировать действия поджигателей не иначе как «террористический акт». «Мы объединили 7 уголовных дел по фактам поджогов в одно производство, — рассказывал 4 декабря журналистам замруководителя управления СК РФ по РТ Айрат Ахметшин. — Есть уже конкретные наработки, о которых я не буду пока говорить. Мы возбудили уголовное дело по особо тяжкой статье — «Террористический акт». Точно такое же дело было возбуждено после всем известных событий в Нижнекамске, и, возможно, это дело тоже войдет в одно производство с поджогами. Способ совершения един: все цели находились на окраине деревень, преступники подъезжали туда на машине с канистрой в ночное время. Есть все основания говорить о том, что все это дело рук одних и тех же лиц».

Представители Альметьевской и Чистопольской епархии, узнав о том, что возможные поджигатели задержаны, от комментариев пока воздержались, сославшись на то, что будут ждать результатов расследования.

КТО БЫЛ ЗАДЕРЖАН?

МВД пока не разглашает имена задержанных. Но по данным газеты «БИЗНЕС Online», их все-таки четверо, и все они жители Чистополя: Рафаэль Зарипов, Раис Шайдуллин, Марат Сабиров и Айрат Ситдиков. Нашему изданию удалось выйти на связь с адвокатом Зарипова (одного из задержанных) Радиком Галимовым.

— Ваш подзащитный Зарипов сейчас задержан. Что ему вменяют?

— Он был задержан еще 5 декабря, а на следующий день по постановлению суда заключен под стражу. Обвинение ему не предъявлено, он до сих пор находится в статусе подозреваемого. Судя по документам, его подозревают в причастности к террористическим актам...

— Каким именно?

— Пока обвинение официально не предъявлено, я не могу сказать, какой будет фабула обвинения. Но если опираться на постановление суда, он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьями 222 часть 2, 222 часть 3 и 205 часть 3 УК РФ («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и «Террористический акт» — прим. ред.).

— Речь идет о поджоге церквей?

— Да, вроде речь идет об этом...

— Где Зарипов сейчас находится?

— Впервые мне удалось его увидеть 8 декабря в ИВС Нижнекамского УВД. Находился он в тяжелом состоянии: ходить не мог, отнялись ноги. Сейчас он находится в реанимации Нижнекамской ЦРБ. Окончательный диагноз пока не говорят. С его слов, это последствия пыток, которые к нему применяли 7 декабря.

— Насколько мы знаем, есть еще трое задержанных. Что вам известно об их личности?

— Я этих людей не защищаю, поэтому ничего об этих людях сказать не могу...

— А почему решение о заключении вашего подзащитного под стражу принял Нижнекамский районный суд, ведь Зарипов был задержан в Чистополе?

— Дело в том, что уголовное дело было возбуждено 16 ноября отделом дознания Нижнекамского УВД — это по статье 222 части 2 и статье 222 части 3 по факту нахождения на территории Нижнекамского района взрывного устройства какого-то...

— Как вы можете охарактеризовать своего подзащитного?

— Ну, я с ним только что познакомился. Как можно охарактеризовать человека, которого раньше не знал? Я могу сказать лишь про сведения о его личности. Через неделю ему исполнится 30 лет. Женат, но официально брак не зарегистрирован — это так называемый мусульманский брак никах, детей нет. Работал, помогал отцу, занимался ремонтом холодильников. Работал в Чистопольском, Аксубаевском районах.

— Он является приверженцем радикальных течений ислама?

— Он это отрицает.

НЕСПОКОЙНЫЙ ЧИСТОПОЛЬ

Как рассказал «БИЗНЕС Online» источник в правоохранительных органах, есть подозрение, что задержанные были тесно связаны с бандой Руслана Спиридонова — сына бывшего прокурора Альметьевска и Чистополя. Его считали одним из лидеров чистопольской ОПГ «Татаринские», где знали под кличкой Масло. В городе поговаривают, что именно причастность Руслана к ОПГ стала причиной отставки его отца-прокурора. 11 ноября 2010 года Спиридонов вместе с двумя другими жителями Чистополя Алмазом Давлетшиным и Альбертом Хуснутдиновым пытался подорвать машину местного начальника отдела по борьбе с экстремизмом. Тот приехал на обед домой и поставил служебный автомобиль под окнами квартиры. Через некоторое время он услышал хлопок и выглянул в окно. Заметив, что из-под машины идет дым, он вышел на улицу и обратил внимание на обрезок трубы и рассыпанный под автомобилем порошок, после чего вызвал сотрудников милиции. Следователи быстро установили причастность Хуснутдинова, Давлетшина и Спиридонова к случившемуся.

Через несколько недель егерь селения Селенгуши, что в Нурлатском районе, обходя лес, заметил трех подозрительных мужчин. Еще светало, лесничий по ошибке принял их за браконьеров и при попытке завести с ними беседу угодил под автоматную очередь. Чудом спасшись, егерь со всех ног кинулся в отдел милиции, где распознал в ориентировке, висевшей у входа, бандитов, с которыми встретился в лесу.

Экс-глава республиканского МВД Асгат Сафаров (на тот момент действующий министр) выехал в Нурлатский район, чтобы лично командовать операцией по поимке вооруженных бандитов. В зачистке леса принимали участие 500 сотрудников МВД Татарстана, ОМОН, спецназ, в небо был поднят вертолет Ми-8, а к месту боевых действий стянуты БТР.

Когда преступников обнаружили в деревне Новое Альметьево и попытались задержать, они вновь открыли огонь по силовикам. Ожесточенная перестрелка с террористами, которые забаррикадировались в одном из дворов, продолжалась без малого 10 часов и закончилась после того, как все трое были расстреляны.

Еще одна деталь: по данным источника в силовых структурах, Спиридонов и Хуснутдинов были связаны с Раисом Мингалеевым — тем самым самопровозглашенным «амиром моджахедов Татарстана», который в прошлом году взял на себя ответственность за покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя Валиуллы Якупова. Хуснутдинов и вовсе был соседом Мингалеева. Судьба Мингалеева неизвестна — в прошлом году в интернете появился ролик, где его соратники сообщают о его смерти от инфекционной болезни. Однако в СК говорят, что слова преступников пока не нашли подтверждения.

Пока, судя по словам источников в силовых структурах, все сводится к тому, что задержанные за поджоги церквей были представителями той самой группы, которая взбудоражила Татарстан еще в 2010 году и нанесла удар по первым лицам мусульманского духовенства в 2012 году. Причастны ли задержанные к атаке на «Нижнекамскнефтехим» и к взрывным устройствам, найденным в Билярске — предстоит выяснить следствию.

«Я БЫ ЭТО НЕ РАСЦЕНИВАЛ КАК ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ...»

Азат Ахунов — доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

— Верю ли я в версию о том, что преступление совершили именно представители «нетрадиционного ислама»? Приходится верить, если об этом говорят представители правоохранительных органов. На самом-то деле, только когда суд вынесет решение, можно будет говорить об их причастности... Сейчас трудно сказать. По крайней мере, ясно, что этими поджогами хотели дестабилизировать ситуацию, внести панику, может быть, даже направить следствие по ложному следу. Поскольку это поджог церквей, публика будет думать, что это дело рук ваххабитов, экстремистов. Поэтому, я считаю, нужно очень тщательно провести следствие и не идти по ложному следу, который явно виден в этом случае. В данном случае я бы это не расценивал, как террористический акт. Вот если бы это была серия поджогов, которые проходили бы массово и одновременно, в одном и том же месте... Террористический акт — это когда жертвы, большие разрушения, если он был направлен против правоохранительных органов. Но в данном случае это, наверное, просто попытка запугать население... Я считаю, что исполнителями могут быть кто угодно. В любом преступлении надо искать заказчиков.

Фирдус Девбаш — руководитель Приволжского (Казанского) регионального центра этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований:

— Я считаю эти поджоги абсолютно верно квалифицировали как террористические акты. Какие силы, на ваш взгляд, могут стоять за этими людьми? Могу лишь сказать, что это силы враждебные России. Конкретно эти преступники — одиночки или часть цельной банды, могут сказать лишь силовики. Важно то, что эти поджоги — не случайные события, они проистекают из самой ситуации. Они следствие раскола некогда единого общества по религиозному признаку.

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского университета, Казань:

— Я думаю, эти поджоги в первую очередь имели целью какое-то раскачивание ситуации в республике. Если учесть недавнее заявление так называемого «эмира Татарстана», такая цель поставлена.