«ГДЕ-ТО ИМ НЕ ХВАТИЛО МУДРОСТИ, ДАЛЬНОВИДНОСТИ, А МОЖЕТ, РЕШИМОСТИ И ДАЖЕ УПРЕЖДАЮЩЕЙ ЖЕСТКОСТИ»

Если вывернуть нашу республику наизнанку, то получится нынешняя Сирия. Именно этот мрачный сценарий ждет всех нас, стоит только пойти на поводу тех провокаций, которые в последнее время будоражат Татарстан. Сирийский народ тоже ведь гордился своей моделью межконфессионального мира. Однако им где-то не хватило мудрости, дальновидности, а может, решимости и даже упреждающей жесткости. В результате ситуацию в стране смогли раскачать до невиданных масштабов гуманитарной катастрофы. В очень короткое время внешним силам удалось умело вбить клинья во все трещинки многоконфессионального сирийского дома. Мусульмане и христиане, верующие и атеисты, шииты и сунниты — любую парность в сирийском народе все активнее раскалывают, делая из людей непримиримых и злейших врагов. Когда христианский крест воткнут в горло убитого мусульманина — это чистой воды провокация, подпитывающая в Сирии нескончаемый круговорот насилия и человеческого горя. Увы, не всегда люди могут найти в себе силы и благоразумие не вестись на подобные разводки.

Незадолго до кровавых событий в Сирии мне посчастливилось побывать на этой удивительной земле, одной из древнейших колыбелей человеческой цивилизации. И я не понаслышке знаю о том межрелигиозном согласии, которое еще совсем недавно было в этой стране. Люди там действительно жили одной большой семьей со своими радостями и сложностями. Как и везде, в Сирии не все было идеально. Были и свои поводы для недовольства. В любой стране есть трудности. Но все прежние проблемы вместе взятые ни в какое сравнение не идут с тем кровавым месивом, в которое столкнули сирийский народ за последнее время.

Большая часть населения Сирии — мусульмане, в основном сунниты. При этом где-то пятая часть мусульман — разные ответвления шиитов, в том числе алавиты и исмаилиты. 10% населения Сирии — христиане, в основном православные, но примерно пятая часть — католики. 3% сирийцев — это друзы. Есть и более малочисленные конфессиональные группы. Таков исторический расклад. Однако по факту многие сирийцы уже давно являются нерелигиозными людьми, хотя по инерции их все еще продолжают зачислять в число приверженцев той или иной религии. Коротко говоря, по конфессиональной пестроте населения Сирийская Арабская республика мало чем отличается от России в целом, и Татарстана в частности.

ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО МИРА РУШАТСЯ ПОД НАПОРОМ ВНЕШНИХ СИЛ

В Сирии есть много особо значимых исторических мест — от амфитеатра времен Римской империи до останков храма, где христианский монах Бахира предсказал малолетнему Мухаммаду его будущее пророчество. Большое впечатление производит и знаменитая омейядская мечеть в Дамаске, в которой, согласно мусульманскому преданию, будет явлен Иисус во время своего второго пришествия. В этой мечети установлено четыре михраба (т.е. ниши для имама) по числу тех толков (мазхабов), которые существуют в исламе. Представители данных школ практически по всему спектру вопросов религиозного права имеют разные, порой, диаметральные взгляды. И тем не менее они все одновременно признаны каноническими, истинными для мусульман. Четыре михраба в одной мечети — это как четыре алтаря разных христианских деноминаций внутри одного храма. Возможно, в каких-то современных экуменических движениях христианства и есть нечто подобное, однако исламу такая практика религиозного плюрализма была присуща испокон веков.

Данная установка ислама уважать мнение другого и заложила основы сирийской модели толерантности. При этом последняя распространяется не только на внутриисламское пространство, но обращена и к представителям других религий. Ведь, как известно, уважение к «библейскому народу» (ахль аль-китаб), т.е. к христианам и иудеям, является императивом Священного Корана. Неслучайно, например, многие арабы, исповедующие христианство, с вхождением в состав исламского мира сохранили приверженность своей вере. И по сей день арабы-христиане исчисляются миллионами в исламских странах.

Конечно же, сказанное для массового обывателя сильно разнится с тем демоническим образом мусульман, который все агрессивнее навязывается общественному сознанию через СМИ в последние годы. Часто в данной связи приводят пример кощунственного разрушения статуй Будды в Афганистане одиозным движением Талибан. Этот акт вандализма действительно не имеет оправдания и вполне справедливо вызывает возмущение у всех здравомыслящих людей. Однако мало кто задумывается над тем, как же статуи Будды на протяжении многих столетий могли благополучно стоять в мусульманской стране целыми и невредимыми? И только когда возникла необходимость придать легитимность ближневосточной экспансии США, как вдруг, словно по мановению волшебной палочки, местных мусульман осенила мысль разрушить буддийские святыни.

Нечто подобное сейчас разворачивается и в Сирии. Неслучайно многие дипломаты и эксперты указывают, что хаос ее гражданской войны имеет внешнее происхождение и иностранную подпитку. А что происходит в Татарстане?

КОМУ ВЫГОДНО «РАСКАЧИВАТЬ» СИТУАЦИЮ В ТАТАРСТАНЕ?

Давайте взглянем на факты.

Эпизод первый. В рамках всероссийской акции 27 сентября 2013 года активисты международной террористической организации Хизб ут-Тахрир в 9 мечетях Казани предприняли попытку распространить листовки своей партии. В этот же день ими было устроено 7 одиночных пикетов, а на дорожных развязках Казани, Набережных Челнов и Елабуги появился 21 баннер данной политической секты. Цель акции заключалась в том, чтобы настроить людей против нашего государства, на смену которого, как они полагают, должен прийти халифат.

Эпизод второй. 16 ноября неизвестными лицами были запущены 4 ракеты в сторону железнодорожной станции около «Нижнекамскнефтехима», на которой стояли цистерны с газом. Видимо, с расчетом спровоцировать масштабный взрыв, который бы нанес заводу значительный материальный урон.

Эпизод третий. 17 и 29 ноября неизвестные лица осуществили поджоги нескольких церквей в разных районах Татарстана.

Для полноты картины можно вспомнить и попытку поджога мечети «Фархад» в поселке Большие Клыки 13 августа и акты осквернения почитаемого в народе источника в Билярске осенью этого года.

Случайна ли вся эта вереница событий, или это разные акты единого действа? Сегодня этим вопросом задаются в республике многие. Одна версия сменяет другую. Кто-то говорит, что за попыткой дестабилизировать ситуацию в нашей республике стоят якобы олигархические круги внутри самой страны, которые дескать таким образом пытаются подмять под себя татарстанскую экономику. Именно эти силы, согласно данному мнению, и организуют лобби для информационной атаки на наш регион на федеральном уровне, а интеллектуальное сопровождение их действиям обеспечивается (вольно или невольно) стараниями таких исследовательских структур, как РИСИ.

Другие утверждают, что след нужно искать за рубежом. Ведь Хизб ут-Тахрир — международная организация, центры управления которой находятся за границей. Некоторые аналитики при этом указывают, что хронологически упомянутая всероссийская акция Хизб ут-Тахрира прошла практически сразу после того, как нашумевшая дипломатическая инициатива Владимира Путина в начале сентября этого года спутала Бараку Обаме все внешнеполитические карты, вынудив его отложить в конгрессе голосование по военному вторжению в Сирию.

Догадок можно строить много. И думаю, правоохранительные органы докопаются до истины и выйдут на след преступников. В таких вещах крайне важно опираться только на факты и избегать любых спекуляций. Кем бы ни оказались эти злоумышленники, духовные лидеры двух ведущих религиозных общин Татарстана — митрополит Анастасий и муфтий Камиль хазрат — в своем совместном заявлении уже осудили их деструктивные действия, которые с точки зрения наших традиционных религий и в целом общечеловеческих ценностей не имеют никакого оправдания.

МЫ ВСЕ ОТВЕЧАЕМ ЗА МИР В СВОЕЙ СТРАНЕ

Какая бы версия происходящих событий ни оказалась верной, все мы должны помнить прежде всего следующее: мир и согласие на нашей земле, которая дарована нам Всевышним и унаследована нами от наших предков, зависят от каждого из нас в отдельности, ибо океан, как известно, начинается с капли. Столкновения же на национальной и религиозной почве начинаются с шовинистических анекдотов на кухне. И каждый без исключения несет ответственность за ту атмосферу, которая царит в нашем обществе. Татарстан имеет большой запас прочности межконфессионального и межнационального единства, но это не застывшая данность, а сумма ежедневных устремлений всех нас. Цена же забвения подобных истин может быть очень высока, и современная трагедия Сирии — тому лишнее подтверждение.

Все мы разные. Но каждый из нас, если дорожит мирным небом над головой, должен научиться уважать право другого быть отличным от него. В этом уважении и лежит фрейм подлинного единства. Единства в многообразии. Мусульманам в таком отношении к людям помогают слова Священного Корана: «Если бы Бог пожелал, то Он сделал бы вас единой общиною», но «Мы создали Вас племенами и народами, дабы вы познавали друг друга».

Первый заместитель муфтия РТ,
член Общественной палаты РТ
Рустам Батыр