111.jpg

«СЕЙЧАС ИДУТ ПЕРЕГОВОРЫ — ОТКУДА-ТО ДОЛЖНЫ ОПЛАТИТЬ»

По всей видимости, последние новости об АКТ, в том числе заявление руководства Росавиации о том, что сертификат авиаперевозчика будет отозван у татарстанской авиакомпании в ближайшие месяцы, спровоцировали целый ряд проблем у перевозчика в разных концах света.

Сначала тревожная новость пришла из стамбульского аэропорта им. Ататюрка. Как сообщила «Эфиру24» пассажирка рейса турецкого рейса авиакомпании "Татарстан" Марина Грекова, вылет самолета был задержан, и перед пассажирами выступил представитель аэропорта, который сообщил, что задержка связана с долгами АКТ (позже стороны, видимо, договорились, и борт вылетел в Казань).

Далее настала очередь Санкт-Петербурга: самолет в Казань должен был вылететь в 11.35, но рейс отложили до 15.30 — по причине задолженности перед аэропортом Пулково, сообщил «Татар-информ». А вскоре к процессу подключилась и родная столица. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в международном аэропорту Казань (МАК), компания «Татнефтьавиасервис» отказалась заправлять борт АКТ, который должен был вылететь в 12.20 в Ростов-на-Дону.

Получить официальный комментарий «Татнефтьавиасервиса» не удалось, но некоторые подробности сообщил источник «БИЗНЕС Online» в этой компании. По его словам, проблема с бортом авиакомпании "Татарстан" проста. По условиям договора должна быть стопроцентная предоплата, у АКТ же денег нет, и она попросила заправить борт в долг. Источник отметил, что все авиакомпании летают по расписанию и заранее должны обеспечить себя топливом: «Это же не бензобак в машине залить, стоимость заправки каждого борта доходит до 1 миллиона рублей. Поэтому они должны обеспечить для себя оплату, чтобы мы могли купить керосин. Тем более авиакомпании имеют право свой керосин закупать для себя и хранить у нас — пожалуйста, нет проблем. Но, к сожалению, этим мало кто пользуется, потому что ни у кого лишних денег нет. И оплачивать заправку тоже не хотят». В результате самолет АКТ все-таки заправили, и он вылетел: «Сейчас идут переговоры — откуда-то должны оплатить», — отметил источник. Он не стал называть сумму долга АКТ за топливо, сказал лишь, что она существенна. По данным «БИЗНЕС Online», речь идет о не менее чем 100 млн. рублей.

К слову, «Татнефтьавиасервис» (единственный топливозаправщик в казанском аэропорту) и ранее пытался навести порядок в вопросе заправки судов. В 2009 году он уже задерживал по этой причине борт АКТ, но она пожаловалась в УФАС на то, что «Татнефтьавиасервис» необоснованно завышает цены на топливо. «УФАС утверждало, что мы нарушили закон «О конкуренции» по стоимости предоставляемого топлива, — напомнил источник. — Но мы в Арбитражном суде доказали, что были правы. Более того, наша цена была ниже, чем в аэропортах Москвы и всего Поволжского округа... Но тогда больший долг был даже не у авиакомпании "Татарстан", а у «Красноярских авиалиний», — припомнил источник. — Пассажиры этой компании даже дня два сидели в казанском аэропорту. Потом эта авиакомпания обанкротилась, и мы так и не смогли получить с них долги. Задолженность перед нами была 1,5 - 2 миллиона рублей, а разорилась она с долгами в 22 миллиарда».

ТАКОЕ В АВИАОТРАСЛИ УЖЕ БЫВАЛО

Напомним, ранее главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев сообщил газете «БИЗНЕС Online», что если авиакомпания теряет свидетельство эксплуатанта, то это едва ли не автоматически ведет к прекращению бизнеса: «Без операционной деятельности компания, естественно, станет банкротом. И очевидно, что, как только возникают опасения грядущего банкротства, кредиторы изыскивают возможности стать не последними и что-то с компании получить. Есть кредиторы первой, второй очереди, и ни для кого не секрет, кто находится в зоне риска с точки зрения невозврата задолженности».

«То, что самолеты задержали, не удивительно, — говорит источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли. — Те же турки понимают, что денег могут не получить. И сейчас в связи с новостями от Росавиации может пойти цепная реакция».

Похожая ситуация уже случалась, напомнил газете «БИЗНЕС Online» директор по авиационной коммерции ЗАО «УК «Аэропорты регионов» Сергей Доценко: «Такое было, когда пошел слух о банкротстве «Эйр Юнион». Компания была должна деньги в аэропортах, и для того, чтобы вернуть задолженности, они предпринимали разные меры. Но это история пятилетней давности».

Источник «БИЗНЕС Online» в одном из аэропортов Поволжья тоже припомнил уроки прошлого: «Если у нас создается такая ситуация, мы, видя определенный порог (для меня это даже и полмиллиона), пишем: «В случае непогашения задолженности обслуживание рейсов вашей авиакомпании будет приостановлено». И действует. Ведь дело серьезное. Это сейчас, слава Богу, стихло, а вспомните, что было недавно! «Эйр Юнион», «КрасЭйр», «КД авиа» — у них такая задолженность росла, росла, а потом они обанкротились, и аэропорты ничего не получили — брать-то нечего: самолеты в лизинге».

Судя по всему, Росавиация подстраховалась от такой «цепной реакции». Как сообщил сегодня «Интерфаксу» генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов: «Есть предложение от Росавиации, проведем переговоры и сделаем все, чтобы республика не осталась без авиационного сообщения. Такие силы у нас есть, и возможность есть».

Источник «БИЗНЕС Online» разъяснил, что, по всей видимости, речь идет об отработанном варианте действий: «Если авиакомпания закрывается, назначается перевозчик, который должен выполнить обязательства перед ее пассажирами. То есть, возможно, часть маршрутов могут передать другой авиакомпании. Когда «Кубань» закрывалась, ее маршруты передали «Якутии». Когда закрывался «Атлант-Союз», его обязательства перед пассажирами выполнял «ЮТэйр».

В пресс-службе «ЮТэйр» газете «БИЗНЕС Online» сообщили: «Если нам предложили встать на какие-то рейсы авиакомпании «Татарстан», мы рассмотрим эту возможность, многое зависит от загрузки самолетов».

ПАССАЖИРОВ КОРМИЛИ В ДОЛГ

Тем временем размер долговой нагрузки АКТ все уточняется. Так, сегодня стало известно о том, что национальный перевозчик задолжал МАКу 94 млн. рублей за бортовое питание пассажиров.

Как ранее рассказывала газета «БИЗНЕС Online», аэропорт уже добился судебного решения в свою пользу по долгу авиакомпании "Татарстан" более чем в 311 млн. рублей за наземное обслуживание судов. Но тогда представители аэропорта также заявляли, что АКТ задолжала и за другие услуги. В частности, упоминалось о неоплате за проживание персонала АКТ в аэропортовской гостинице «Полет». И сегодня на очередном предварительном заседании по второму иску на общую сумму 98,1 млн. рублей стало известно, что аэропорт предъявил АКТ счет по бортовому питанию пассажиров. Причем за дату отсчета МАК взял 2004 (!) год.

Отметим, что ранее крайне пассивная в защите авиакомпания кардинально изменила поведение и теперь демонстрирует невиданную доселе активность. Начнем с того, что она не признает очередные денежные претензии МАКа. Представитель АКТ Ильгиз Ахметзянов заявил: «Прошу оставить исковые требования истца без рассмотрения».

Ранее ее юристы говорили о несогласии ответчика с начислением процентов и в целом о пропуске МАК срока исковой давности (он составляет три года авт.). В чем заключаются новые доводы перевозчика (а АКТ, как стало известно, представила дополнение к отзыву на иск), в судебном заседании не оглашалось. То ли АКТ решила просто прибегнуть к тактике отрицания, то ли ее юристы нашли какую-то новую брешь в документальном сопровождении взаимоотношений с аэропортом. Просочившаяся скупая информация склоняет нас ко второй версии. Судя по всему, должник решил поспорить с некоторыми тарифами МАК.

Не обошлось без казуса. Представитель ответчика настолько вошел в раж, что попытался заявить возражение на ходатайство МАК, которое тот... еще не оглашал. Тем не менее если представители аэропорта были готовы перейти к основному судебному разбирательству сегодня же, то АКТ нет. Ее юрист объяснил это необходимостью подготовиться в связи с прозвучавшими сегодня возражениями аэропорта. В результате рассматривавший дело судья Андрей Юшков назначил основное судебное заседание на 25 декабря.

Напористость аэропорта при его очевидном нежелании ссориться с АКТ источник «БИЗНЕС Online» объясняет желанием подстраховаться: «В связи со сложившейся ситуацией у аэропорта могут возникнуть проблемы с финансовой отчетностью. Придет аудитор проверять: откуда у вас такая просроченная кредиторская задолженность? Это может влиять на положение аэропорта при получении кредитов, продвижении инвестпроектов. Поэтому, на мой взгляд, МАК правильно сделал. Обращение в суд не говорит о том, что аэропорт хочет сиюминутно от авиакомпании деньги получить. Возможно, это необходимо для отчетности — показать, что предприняты меры к погашению задолженности».