Фасад «Якитории» украшен давно увядшими бархатцами и отсыпкой из разноцветных камешков, над которыми возвышается характерное изображение японки

По данным официального сайта, сеть ресторанов японской кухни «Якитория» – проект московской компании «Веста-центр интернешнл», одного из крупнейших игроков российского ресторанного бизнеса. Сейчас сеть включает в себя 54 кафе в Москве и Московской области и еще 30 заведений работают по франчайзингу в России и странах СНГ. Казанской «Якитории» уже 10 лет. За это время ресторан успел примерить на себя и более демократичный бренд «Гин-но-Таки», но в конце концов новые владельцы вернулись к старой доброй «Якитории», вложив порядка $300 тыс. в «освежение» образа.

Расположение. «Якитория» находится именно в том месте, где и положено быть всякому уважающему себя ресторану – в самом центре города. Трафик на перекрестке улиц Пушкина и Островского превосходный, для пешеходов «Якитория» – сильный магнит. А вот владельцам автомобилей повезло меньше – собственного паркинга у кафе нет. О нескольких машиноместах по соседству с рестораном лучше всего сказал классик: «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Поэтому большую часть дня, когда все центральные улицы, на которые еще не повешен знак «Стоянка запрещена», битком забиты машинами, на автомобиле сюда подъезжать бессмысленно. Оставить железного друга в это время можно разве что в паркинге ТЦ «Кольцо». А в «Кольце», между прочим, свой ресторан японской кухни – «Планета суши». Так что надо быть истинным фанатом «Якитории», чтобы, проигнорировав все блага торгового центра, направить сюда свои стопы. Другой вариант – приезжать в ресторан ночью (тем более что он работает до утра): это единственное время, когда поблизости можно припарковаться без проблем.

Внутри помещения обнаруживаем... позолоченный бамбук, декорирующий зеркальную стену зала

Интерьер и оформление. Фасад «Якитории» украшен давно увядшими бархатцами и отсыпкой из разноцветных камешков, над которыми возвышается характерное изображение японки. На нем еще сохранилась надпись «Гин-но-Таки». Видимо, и на нарисованных девушках отражаются ошибки молодости. Внутри помещения обнаруживаем раздвижные ширмы, внушительных размеров аквариум с рыбками и – неожиданно – позолоченный бамбук, декорирующий зеркальную стену зала. Очевидно, это компромисс между японской любовью к простым природным радостям и вкусами владельцев. Или хозяева убеждены, что, не найдя золотого бамбука, их казанские клиенты будут страдать от нехватки гламура?

Помимо этой достопримечательности, в зале для некурящих – кресла с сомнительной фиолетовой обивкой (на практике оказывающиеся очень удобными), розоватый тюль на окнах и деревянные столы с зелеными столешницами. Парадоксальным образом, это сочетание предметов интерьера смотрится вполне органично, более того, создает уютную атмосферу. Впрочем, ее существенно портит слишком громкая и отнюдь не японская музыка.

Курящих приглашают кушать в более модерновой, но так же весьма эклектичной обстановке в зале, где кухонная стойка для приготовления суши оформлена в виде гигантского экрана с графическими силуэтами каких-то стильных жителей страны восходящего солнца, а за одним из столов устроились гигантские игрушечные панды. Даже жаль, что эти милые животные не живут в Японии…

Кухня. «Якитория» позиционируется как культовый японский ресторан. Чем тут можно отличиться в ситуации, когда чуть ли не каждое четвертое кафе в городе специализируется на японской кухне?

С точки зрения величины порций в «Якитории» все в порядке: есть даже миниатюрные шашлычки по очень демократичной цене – 69 рублей

Наши суши-бары любят цитировать итальянского фотографа и путешественника Фоско Мараини, который как-то заметил: «Китайская еда – это приобщение к человеческому искусству. Как получается этот необыкновенный соус? Чем были эти странные шарики в первоначальном виде? Западная еда – это приобщение к человеческой власти. Побольше! Поплотнее! Эти орудия войны — ножи, вилки! Блестящий металл, разрезающий красную плоть. Японская еда – это приобщение к природе (корень есть корень, лист есть лист, рыба есть рыба); а количество отмерено так, чтобы избежать пресыщения».

С точки зрения величины порций в «Якитории» все в порядке: есть даже миниатюрные шашлычки по очень демократичной цене – 69 рублей. Среди них обращают на себя внимание куриные (не случайно слово «Якитори» и переводится как «куриные шашлычки»!). Это блюдо здесь делают изо всех частей птицы: от сердечек до кожи. На любителя. У меня, честно говоря, одна мысль о шашлычках из куриной кожи вызвала прилив холестерина. Как оказывается, навязчивы эти заклинания диетологов: хочешь приготовить курицу? Выкинь кожу – там вредный жир!»

А вот супы нам понравились. С «Том Ям набэ» (260 рублей) знакомишься, как с человеком или парфюмом: чем дальше, тем больше он раскрывается. Первое впечатление – приятной мягкости и насыщенности, которую придают кокосовое молоко, грибы и обжаренные креветки в форме завитков. Но уже через несколько ложек проявляется острота, делающая вкус супа еще ярче и богаче. К нему очень кстати предлагается пиалочка дымящегося риса «Гохан». «Том Ям набэ» подается в небольшом чугунном котелке, откуда выловить что-либо традиционной глубокой керамической ложкой весьма затруднительно. Отметим, кстати, что к Японии «Том Ям набэ» не имеет ни малейшего отношения, его историческая родина – Таиланд. Тем не менее суп восхитителен, испортить его может только то, что произошло с нашим заказом: сначала нам принесли второе, затем салат, а уже потом – суп…

Легкие и полезные блюда японской кухни в меню перемешаны с «ика рингу кара агэ»

Раз уж речь зашла о салатах, добавлю: чтобы выбрать себе это блюдо по вкусу в «Якитории», не надо быть знатоком японской кухни. Половина предлагаемых салатов – это прямые постмодернистские реплики из европейской кухни. Мой выбор – «Данки», теплый салат из жареных тигровых креветок, с кедровыми орешками, листьями рукколы и сыром «Пармезан» (307 рублей). Вкус можно было бы назвать традиционным, если бы не перебор с соусом, имеющим отчетливый соевый вкус. Немного удивил салат «Сякэ карпаччо» – обжаренный в специях лосось на хрустящих листьях салата (187 рублей). До осеннего меню «Якитории» я была уверена, что карпаччо – это обязательно что-то сырое, тонко нарезанная говядина, например. Это блюдо даже изобретено было в Венеции для графини Амалии Нани Мочениго, которой врачи запретили употреблять мясо, прошедшее тепловую обработку…

Впрочем, удовольствие от карпаччо, тем более из морской рыбы, в нашей сугубо континентальной Казани всегда не без адреналина: когда поймали эту рыбу? Где? В каких условиях она странствовала до нашей встречи? И каков, в конце концов, срок реализации ее охлажденного тела? Может, все-таки спокойнее брать нечто обжаренное?

Те же сомненья и тягостные раздумья одолевают и при выборе суши, сашими и роллов, где важным компонентом, как известно, тоже является сырая рыба. Кстати, сушисты в «Якитории», по крайней мере, те, что выполняли наш заказ, превосходные: рулетики завернуты профессионально, ничего не рассыпается, рис дарит чувство свежести. Когда ешь такой рис, невольно вспоминаешь, что японцы считают этот продукт божественным и употребляют его два-три раза в день. Рис – это янь, светлое, небесное начало, полезное для выравнивания баланса при переизбытке иньских продуктов питания. Тут сомнениям нет места, но вот что с начинкой?

Детям обычно в ресторанах такого рода очень интересно все – от теплых влажных полотенец до аквариумов с большими сонными рыбами

Японцы известны своим чуть ли не фанатичным отношением к качеству и свежести продуктов. Так что «осетрина второй свежести» исключается, тем более что на Японских островах свежая рыба повсюду. У нас все сложнее.

Основным поставщиком рыбы и морепродуктов «Якитории» является компания «Сладкая жизнь», которая импортирует (по информации, размещенной на официальном сайте) охлажденного лосося из Норвегии, тунца – из Индонезии, а копченого угря (как и большинство ингредиентов для приготовления японских блюд) – из Китая. Таким образом, в несчастных суши российской закрутки от Японии остается только сама идея блюда и название, да и то нещадно исковерканное английской транскрипцией… В роллах нет и намека на японскую аутентичность: это чисто американское изобретение, не зря многие из них носят названия городов: Филадельфия, Лос-Анджелес, Манхэттен. Есть даже ролл с гордым именем Кардинал бокс-суси.

Фирменный ролл «Якитория» – сочетание омлета, латука, икры капеллана и крабового мяса в норвежском тунце и лососе. (И никаких куриных шашлычков!) Продуктов много, но воображения не поражает. Правда, интригует словосочетание «икра капеллана». Официант утверждает, что капеллан – это отнюдь не священник, а летучая рыба. Но икра летучей рыбы тоже упоминается в качестве компонента других блюд. Вопрос остается открытым. Скорее всего, этот самый капеллан – близкий родственник мойвы…

Еще одно чисто японское блюдо – лапша. Если у нас гарнир традиционно второстепенен, то в «Якитории», как и в самой Японии, все наоборот: вы выбираете лапшу, а вам ее приносят с наполнителем (рыба, мясо, птица, овощи). Останавливаемся на почти прозрачной рисовой лапше «Харусамэ», довольно-таки неплохо сочетающейся с сливочно-сырным соусом наполнителя «Сяке нюси», в котором обнаруживаются кусочки норвежского лосося с грибами.

Что огорчило? Так называемая смесь «французского с нижегородским». Легкие и полезные блюда японской кухни в меню перемешаны с «ика рингу кара агэ» (кольца кальмара в пивном тесте с японским соусом «Тартар»), «барэисе маруяки» (картофель фри) и прочими пришельцами из фаст-фуда, имеющими весьма отдаленное отношение как к японской пище, так и к здоровой еде в целом. Традиционное разделение меню на японские, европейские и т.п. блюда существенно облегчило бы выбор, не дезориентируя клиентов.

В углу «некурящего» зала «Якитории» к тому же стоит одинокий детский столик с незамысловатыми пирамидками

Сервис. О качестве обслуживания посетителей заблаговременно предупреждают напечатанные объявления, наклеенные у входа в ресторан «Срочно требуются официанты». Действительно, в часы пик персонала не хватает, что не может не сказываться на времени ожидания заказа. Однако радует компетентность и доброжелательность большей части официантов – от банального знания меню до способности порекомендовать те или иные блюда и даже поделиться знаниями о японской кухне.

Дети и находки заведения. Детям обычно в ресторанах такого рода очень интересно все – от теплых влажных полотенец до аквариумов с большими сонными рыбами. В углу «некурящего» зала «Якитории» к тому же стоит одинокий детский столик с незамысловатыми пирамидками, где ребенок может скоротать время, пока взрослые с переменным успехом тыкают палочками в рисовые колобки. А для самых маленьких предусмотрены высокие стульчики. Единственный нюанс – нет детского меню или нам его почему-то забыли предложить. Сильной позицией ресторана является теппан-зал, рассчитанный на 6 персон, где повар на ваших глазах и буквально на вашем столе приготовит выбранные блюда. Это уже граничит с настоящим кулинарным шоу, которое забудется нескоро.

Характеристика

Мнение автора

Кухня

✰✰

Интерьер

Обслуживание

✰✰

Читайте также:

Pro et contra казанского PRONTO