41943.jpg
Скоро можно будет купить билеты на культурные мероприятия на сайте госуслуг РТ

ОТБОР АГЕНТОВ

ГУП «Центр информационных технологий РТ» (ЦИТ РТ) сегодня завершает прием заявок от билетных агентств, которые готовы реализовывать билеты на культурные мероприятия через портал госуслуг Татарстана (uslugi.tatarstan.ru). Это означает, что скоро на сайте госуслуг можно будет купить электронные билеты на театральные постановки и другие культурные мероприятия в РТ. Регламент отбора размещен на сайте минсвязи РТ, датой утверждения значится 28 августа. Отбор заявок шел с 10 по 25 сентября.

В регламенте сказано, что оператор системы – ЦИТ РТ, владелец системы реализации электронных билетов на культурно-зрелищные мероприятия на портале государственных и муниципальных услуг РТ. Определены условия отбора билетных агентов. Так, к участию в отборе допускаются агенты, имеющие успешный опыт сотрудничества с учреждениями культуры РТ в рамках реализации входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия в течение трех лет, предшествующих направлению заявки. В минсвязи РТ добавили, что министерство культуры РТ является координатором отрасли культуры и без его поддержки невозможно охватить все учреждения культуры РТ.

Что касается коммерческого предложения билетного агента, то оно должно соответствовать следующим требованиям: предоставить возможность реализации через портал не менее 10% билетной массы от общего объема входных билетов на каждое культурно-зрелищное мероприятие; предоставить возможность реализации входных билетов не менее 15 учреждений культуры РТ. Вознаграждение оператора системы составляет не менее 10% от номинальной стоимости билетов.

инфоматы.jpg
Реализация билетов на портале будет по номинальной стоимости

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Аниса Гайнуллина – заместитель министра информатизации и связи РТ, с запуском данного пилотного сервиса станет возможна покупка билетов в учреждения, подведомственные минкульту РТ, через портал госуслуг РТ uslugi.tatarstan.ru и мобильное приложение. По ее словам, билеты через портал госуслуг будут продаваться прежде всего в республиканские театры и музеи. «В планах есть реализация билетов в театр имени Камала, Тинчурина, ТЮЗ, музей-заповедник «Казанский Кремль» и так далее. При этом продажа билетов не ограничится только Казанью, планируется охватить все учреждения культуры республики», – сообщила она.

«В учреждения культуры реализация билетов на портале будет по номинальной стоимости. Комиссия ни в каком виде (ни в виде процента, ни в виде фиксированной суммы) с плательщиков взиматься не будет. Мы создаем сервис для того, чтобы повысить посещаемость тех театров и музеев, которые не могут позволить себе коммерческую рекламу, но которым нужна информационная площадка. А у портала услуг сегодня есть большая аудитория: это свыше 750 тысяч зарегистрированных личных кабинетов, – рассказала Гайнуллина. – Теперь мы предоставим возможность пользователям портала узнать информацию о том, где интересно и с пользой провести свободное время и при желании купить билет».

Условия контракта между оператором и билетным агентом пока не определены, так же как и цена контракта. «Условия контракта между ЦИТ и билетным агентом будут определены исходя из лучшего предложения билетного агента по цене услуги и количеству учреждений, которые он готов обслуживать», – объяснила нашему изданию замминистра.

Логичным является вопрос о том, как будет функционировать система. Если вспомнить прошедшую летом Универсиаду в Казани, многие казанцы и гости города расскажут о том, как сложно было приобрести билеты, возникали трудности с покупкой в инфоматах и т.д. «Конечно, предусматривается вопрос решения сбоев при продаже билетов. У нас есть круглосуточно работающий контакт-центр, который принимает звонки по вопросам оказания госуслуг в электронном виде. В нем будет организована отдельная линия приема звонков по продаже билетов как консультационного характера, так и по так называемым претензионным вопросам, на портале услуг можно воспользоваться формой обратной связи», – ответила Гайнуллина на вопрос о решении возможных подобных проблем.

Она также уточнила, что данный проект не альтернатива и не конкурент коммерческим проектам: «Это использование площадки портала услуг для популяризации республиканских учреждений культуры».

Напомним, в электронном виде на портале uslugi.tatarstan.ru сегодня доступны 142 услуги, включая непрофильные для минсвязи оплату мобильной связи, штрафов ГИБДД и тому подобное.

«ДОСТУПНОСТЬ БИЛЕТОВ – ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ...»

Очередную непрофильную инициативу оператора портала госуслуг оценили участники рынка по просьбе газеты «БИЗНЕС Online».

Денис Валеев – генеральный продюсер компании «Билетти»:

- Это прекрасная идея, потому что современные технологии продажи электронных билетов позволяют продавать билеты где угодно, в любых каналах коммуникации, в том числе и через портал госуслуг. Но если мы говорим о задаче повышения посещаемости мероприятий, которые проводят государственные учреждения, то, в первую очередь, следует понять, что необходим системный подход. Просто доступность билетов – это еще не все. Есть еще огромный пласт работ по репертуару и продвижению мероприятий, проходящих в наших театрах.

Сейчас налицо очевидный успех оперного театра и Государственного большого концертного зала. Их билеты будут востребованы как в электронном, так и в бумажном виде всегда. В то же время у остальных театров республики ситуация несколько иная. Им нужно серьезно заниматься репертуаром и рекламой, чтобы людям действительно было интересно происходящее в них. А дальше – работа по продвижению.

Продажа билетов через портал госуслуг, насколько я понимаю, подразумевает, что билеты продаются в электронном виде. Это сейчас реализовано многими игроками рынка, но приказ министерства культуры России об утвержденных формах билетов предусматривает только использование бланков отчетности. Сама по себе форма электронного билета сейчас не утверждена, то есть игроки сейчас работают в этом сегменте на свой страх и риск. Все игроки ждут, когда правительство России утвердит электронные билеты для мероприятий так же, как оно утвердило электронные билеты для самолетов и поездов.

Это открытый отбор, и в нем могут участвовать все желающие. Нам также интересно поучаствовать.

Подобных аналогов по продаже билетов на мероприятия через госплощадки в мире нет. В этом плане Татарстан идет впереди России и мира.

Если говорить о контракте, то дело не в цене. Стоимость репертуарных мероприятий государственных учреждений, которые есть сейчас, не позволяет говорить о каком бы то ни было заметном заработке. Речь идет о том, сможет ли определенная компания, которая выиграет отбор, реализовать этот непростой с технической стороны проект. Хотелось бы, чтобы при разработке проекта был учтен отрицательный опыт Универсиады по билетной системе, на которую, в том числе, указывал президент. Такого не должно повториться.

15662.jpg
Денис Валеев: "Подобных аналогов по продаже билетов на мероприятия через госплощадки в мире нет. В этом плане Татарстан идет впереди России и мира"

Азамат Сабиров – генеральный директор AVT:

- Билеты на культурные мероприятия на портале госуслуг – интересная идея. Почему бы и нет, если таким образом получится заполнить государственные культурные учреждения. Если говорить о собственном опыте, то в свое время мы делали стартап «Билетон» (который жив и по сей день) по продаже билетов. И могу сказать, что минусом является то, что не все государственные учреждения достаточно интегрированы в эти системы.

Про аналогии продаж билетов на культурные мероприятия госплощадками мне ничего неизвестно. Цена контракта, думаю, вряд ли сыграет роль. Важнее то, какой агент имеет больший спектр культурных мероприятий и интеграцию с другими агентами. Заработать на такой интеграции вполне реально, если портал госуслуг на своей площадке объединит всех агентов по продаже билетов на культурные мероприятия.

Розалия Нургалиева – директор музея изобразительных искусств РТ:

- Подводных камней у такого проекта нет, потому что мы мечтали работать через «дорожные карты», согласились принять участие в проекте во время проведения Универсиады. К сожалению, эти форматы пока не популярны, но их в любом случае нужно внедрять. Я считаю, что все средства хороши: через портал госуслуг, сайты агентств. Пока билеты по интернету продвигаются очень слабо, но я думаю, что электронный формат должен входить в нашу жизнь. Мы не против этого.

Стоимость билета, если не ошибаюсь, увеличивается на 1 процент, и это не страшно, учитывая стоимость билетов в госучреждения. Для того чтобы сработали новые форматы продажи билетов, надо, чтобы люди о них для начала узнали. Мне кажется, для продвижения форматов должен работать какой-либо фонд или унитарное учреждение. По крайней мере, не сам музей, потому свой процент имеет мэрия или какое-то учреждение. В целом же идея для нас интересна.

Анвар Халитов – генеральный продюсер MLS Entertainment:

- Это хорошее развитие независимой сети по продаже билетов. Считаю, что организаторы мероприятий получат от проекта только плюсы. Самое главное – какие комиссии будут введены. Второе – будет ли возможность у театров и музеев принимать электронные билеты, то есть каким образом будет считываться информация. Если запускать такую систему, то нужно продумать все до мелочей, в том числе как считывать сканером штрих-код с билета.

Конечно, нужно и продвижение государственных учреждений. Реклама – двигатель торговли. Главное в этом проекте – готовность потребителей к нему. Если, например, говорить о тех мероприятиях, которые я организовывал, то 40 процентов билетов покупалось через электронные системы. Так что привыкание людей – вопрос времени.

Дмитрий Еремеев – основатель группы IT-компаний FIX:

- Билеты обязательно нужно продавать через интернет, это еще и снижает затраты в цене билета на продажу. Ходить за ними в кассу неудобно. Вопрос в том, как это будет организовано. Лучше всего, чтобы этим занялись сразу несколько online-сервисов, кто на этом профессионально зарабатывает, у которых большой объем клиентской базы. Если этим займется какая-то неизвестная компания, может быть проблема. Скажем, если создадут какой-то сайт «Татарские билеты» и начнут делать с нуля, то могут постоянно возникать какие-то ошибки, система будет недостаточно эффективно работать. Люди не станут пользоваться незнакомым сайтом с незнакомой платежной формой, который еще и не найти. Нужно, чтобы это был популярный ресурс, а лучше несколько, где, как правило, отлажены процедуры, такие как поддержка реестра, процедуры переноса, возврата, замены и так далее.