Сергей Батин – член Совета Федерации Федерального Cобрания РФ:

- От ВСМ выигрывает страна. Я был на публичных слушаниях в Москве в Государственной думе РФ, где присутствовали главы субъектов, министр транспорта, президент компании "РЖД". Это трасса проложена с учетом минимизации или оптимизации затрат, связанных с выделением земельных участков. Как правило, это земли сельхозназначения, которые в большинстве своем являются собственностью субъектов Российской Федерации. С точки зрения макроэкономических показателей, доля изымаемых земель у собственников будет минимальна.

Бизнес с первых же дней строительства магистрали начнет выигрывать. К строительству будут подключены местные строители на каждом участке, причем на территории нашей республики – наши региональные строители, на других участках – другие строительные компании, которые работают в этих субъектах Российской Федерации. Уже в период строительства будет выигрыш.

А после того, как магистраль введут в эксплуатацию, это будет просто сказка. Не надо ограничиваться выигрышем для казанских предпринимателей с точки зрения взаимосвязи между Казанью и Москвой. Мы все больше и больше говорим про межрегиональную кооперацию. Можно будет очень быстро доехать до Нижнего Новгорода, до Чебоксар. Рассматривается также и шатловый подвоз с других регионов. Условно говоря, жители Ульяновска могут подъехать к тем же Чебоксарам, пересесть там на поезд и ехать в Москву – быстро и удобно. В этот проект будут вовлечены многие регионы Поволжья.

Азамат Сабиров – генеральный директор ЗАО «AVT»:

- От ВСМ выиграет Казань, Поволжье. Нужно понимать, что высокоскоростные магистрали – это давно естественный способ передвижения для всех стран. Например, если говорить об Испании, я сейчас в Барселоне нахожусь, здесь развито это движение. В Европе высокоскоростные магистрали есть почти везде. Понятно, что наша страна достаточно большая для того, чтобы так эффективно развиваться. Я считаю, что ВСМ Москва – Казань – это первый шаг для того, чтобы это сделать, иначе мы так и останемся в каменном веке. У нас очень низкие скорости передвижения.

К сожалению, у нас такая страна, где коррупционную составляющую победить очень сложно. Я понимаю, что для властей будет стоять вопрос о том, как минимизировать расходы. Путин заявил, что земли будут покупать по кадастровой стоимости. Такое заявление президента говорит о том, что реально есть серьезная проблема, это такой сигнал, чтобы хотя бы на этом не пытались «заработать». Надеюсь, скоро придет понимание, что нужно что-то делать для страны. Тогда у людей изменится отношение ко всему, что они делают. Пока же есть такое ощущение, что мы в 90-х, когда сегодня живешь, а завтра – не факт.

В какой-то момент мы думали, что введение электронных билетов может негативно отразиться на нашем бизнесе, но мы стали даже больше продавать, потому что это расширило границы. Я думаю, что и на этот раз наша компания только выиграет от ВСМ, от того что увеличится пассажиропоток.

Алексей Шинкевич – профессор, завкафедрой логистики и управления КНИТУ (КХТИ):

- Речь идет о том, ускорится ли прохождение потоков и насколько для бизнесменов такая экономия во времени критична. Надо смотреть, какой будет выигрыш, насколько существенно для бизнесмена разница – полдня или день пути. Если это в принципе не важно, то для бизнеса эффекта в данной ВСМ нет.

Если говорить о перевозке грузов, то транспортировка по такой магистрали обойдется дороже.

Магистраль Москва – Казань короткая, конечно, она проблему кардинально не решит, и снижения транспортных издержек может и не произойти. Тем более если вырастут тарифы. А они могут быть увеличены, ведь эта дорога должна окупиться. Вот если бы эта трасса была по всей протяженности, откуда груз идет, допустим, из Владивостока, то выгода была бы очевидна.

А в плане того, кто выиграет, конечно, рента по земельным участкам: наверное, она будет высокой, это выигрыш для собственников, если выкупать землю будут.

Что касается чиновников… У чиновников всегда есть возможность административной ренты, это прямое преимущество распоряжений финансовыми ресурсами. В любом случае, на честном слове ВСМ не удастся построить.

Александр Евдокимов – председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой»:

– Когда президент России Владимир Путин занимается решением такого вопроса, у меня лично появляется гордость за нашу республику, поскольку в первом таком пилотном мегапроекте будет участвовать именно Казань. Я думаю, это говорит о том, что есть доверие к нам со стороны федерального центра и авторитет руководства республики высок. Добраться из Казани до Москвы за 3,5 часа или даже за 4 часа – это здорово! Это очень поможет бизнесу, деловым людям. У всех же дороги ведут в Москву. Сами посудите, появится возможность за день съездить в Москву, например, для того чтобы принять участие на отраслевой международной выставке. Я думаю, после этого и интерес бизнеса к Казани еще более повысится, хотя и сейчас, когда разговариваешь с московскими бизнесменами, понимаешь, что у них и так немалый интерес присутствует.

Нужно понимать, что магистраль строится в интересах государства, которые, как я считаю, должны быть превыше всего. Поэтому не думаю, что возникнут нерешаемые проблемы по земельным участкам, переданным ранее в частную собственность. Если в некоторых случаях возникнут противоречия, думаю, власти найдут приемлемое решение. Конечно, сомнений у людей насчет этого проекта много. Но я вам скажу, что когда КАМАЗ строили, тоже сомневались, и когда 45-тысячный стадион в Казани строили, некоторые говорили, мол, получится или не получится построить в срок? Скептиков много всегда, но, к счастью, они не всегда оказываются правы.

Дмитрий Сипратов – административный директор технополиса «Новая Тура»:

- Когда Москва становится ближе, это всегда хорошо. Это держит в тонусе и, следовательно, обостряет конкуренцию. Что касается бизнеса «Новой Туры», то высокоскоростная магистраль никак не повлияет на структуру оптового товарооборота, ведь возить-то эта дорога будет пассажиров, а не грузы. Конечно, если в нашем ритейл-парке появятся какие-то эксклюзивные магазины или аутлеты (что возможно, если у республики появится собственный таможенный терминал), то 3,5 часа из Москвы – это ближе и дешевле Милана. Пусть москвичи приезжают и тратят деньги в республике. И совсем смешным выглядит время, которое для розничных покупок или отдыха в «Новой Туре» придется потратить жителям Нижнего или Чебоксар, через которые пройдет дорога. Так что, в целом, мы двумя руками за проект: близость Москвы мобилизует.

Зуфар Гаязов – генеральный директор «Татинтер Ресторантс»:

- Выиграет бизнес, выиграет город, выиграет республика. Конечно, пострадает определенное количество людей, собственников земельных участков, но я думаю, государство в состоянии компенсировать им потери. В обращении сказано, что это будет сделано своевременно, чтобы никто не мог воспользоваться этим моментом в целях своей наживы.

Строительство ВСМ – это очень позитивно, это очень правильно. В Европе, во всех развитых странах есть скоростные железнодорожные пути, экспрессы. В этих поездах даже есть несколько классов обслуживания. Это улучшит инновационный климат города и республики, это будет способствовать увеличению туристического потока. Кроме того, это даст деньги экономике, ведь чтобы построить эту железную дорогу, необходимо участие разных многопрофильных организаций, которые получат работу и рабочие места.

Не только мой бизнес выиграет, все выиграют. Чем больше будет способов приехать в Казань, имеется в виду самолетом, железнодорожным, речным транспортом, тем больше увеличится поток передвижений.

Фарит Юнусов – генеральный директор ООО «Логистический центр «Мастер»:

- Я думаю, что здесь выиграют все понемножку. И бизнесмены, и студенты, которые живут в других городах, в других регионах. Можно будет приезжать домой поужинать и уезжать опять учиться. ВСМ – это польза для всех жителей России.

Я однажды проехал на скоростном поезде из Москвы в Питер. Раньше нужно было ночь на это потратить, а тут поездка заняла буквально три часа. Эта оперативность увеличит валовый поток, привлечет зарубежных инвесторов. Сегодня такие проекты нужны как воздух, чтобы быстро решать вопросы. Договоры можно будет подписать в течение одного дня.

Искандер Губайдуллин – президент ассоциации грузоперевозчиков Набережных Челнов:

- Чиновники всегда выигрывают, выиграют и от ВСМ. Что касается участков, то если это стройка такого размера и масштаба для государства и для всего народа, то какая-то часть… ну, им же все равно это компенсируют. Поэтому частники не потеряют в деньгах ничего, в принципе.

На бизнесе ВСМ отразится положительно, ведь движение так ускорится. Я лично буду ездить на этом поезде, чем на страшном самолете летать. Я на самолете лет пять уже не летал.

На грузовые перевозки ВСМ никак не повлияет. Это же скоростные пассажирские перевозки. На этой линии не будет грузоперевозок. Этот поезд всего, допустим, 5 - 6 вагонов. Смысла нет возить, например, нефть в цистернах с такой скоростью. Лучше загрузить на 70 вагонов и потихоньку потащат. Могут брать с собой почтовые перевозки. На аэрофлот это повлияет, конечно, количество их пассажиров сократится.

Петр Трубаев – генеральный директор «Ак Барс Аэро»:

- Все, что ни делается для блага населения, это очень хорошо. Нужно, чтобы был альтернативный вид транспорта, тем более это будет современный вид передвижения пассажиров. Это же пилотный проект. Единственное, там есть нюансы, связанные с экологией, с прохождением, их нужно учитывать. Выиграют ли от ВСМ чиновники или собственники земель, сложно ответить, нужно посмотреть проект, его финансовые выкладки.

На бизнес магистраль повлияет положительно. Очередной толчок в развитие бизнеса будет в нашей республике. У пассажиров будет альтернативный вариант, но я уверен, что не просядут авиаперевозки пассажиров. На авиапассажирах это не скажется, наш клиент останется.

Денис Парчайкин – коммерческий директор ОАО «Аэропорт «Бегишево»:

– У авиаперевозчиков магистраль оттянет пассажиропоток, но долю сегодня спрогнозировать сложно. Конкуренция между железнодорожным и авиационным транспортом есть и сегодня, и магистраль ее усилит не в нашу пользу. Выгоды чиновников, занятых в финансировании проекта, я комментировать не хочу, пока можно однозначно сказать лишь, что выиграет отраслевой строительный бизнес, если подрядчики строительства будут из Татарстана.

Геннадий Торговцев – представитель авиакомпаний в МАК Казань:

– Выиграют потребители, это понятно. Естественно, плюсом можно считать и создание рабочих мест, а вот владельцам земель, по которым пройдут пути, придется хуже, но от этого никуда не денешься. Они не первые и не последние. Бизнесу, я думаю, тоже станет лучше, во всех отношениях.

Разумеется, какую-то часть пассажиропотока от авиаперевозок магистраль оттянет, но конкуренция на то и существует, чтобы давать альтернативу. Но всегда есть контингент, который хочет прилететь быстрее. Если путь в Москву по скоростной железной дороге действительно окажется дешевле самолета, то люди, конечно, будут пользоваться ею, как ни крути. Авиаперевозчикам придется предпринимать ответные шаги: снижать цены, еще более улучшать качество обслуживания. А в отношении рентабельности и необходимости проекта высокоскоростной магистрали достаточно вспомнить Транссибирскую магистраль – можно ли сегодня сомневаться в ее необходимости? Дорога выгодна всем, хотя бы потому, что она, например, способна снизить цены на продукты, которые сейчас высоковато взлетели из-за автоперевозок. Да и не только продукты. Мне кажется, грузовые перевозки по этой дороге неизбежно последуют за пассажирскими, потому что на пассажирах, по моим наблюдениям, большой прибыли не получишь.

Радий Маликов – президент ассоциации грузовых автоперевозчиков «Закамье»:

– Выиграет ли бизнес от этой дороги, зависит от разных факторов, в том числе от цен на билеты. По логистике самолет, видимо, будет проигрывать скоростной магистрали из-за отдаленности аэропортов от городов. По комфорту и безопасности случай с железнодорожной катастрофой в Испании показывает, что все относительно. Можно ли доверять высокоскоростным поездам?

Во всех регионах бизнес так или иначе, связан с Москвой, и ускорение коммерческих процессов не может не сказаться на общем фоне экономики в республике. На нашем бизнесе проект может отразиться только в том случае, если грузоперевозки по магистрали все-таки тоже будут запущены. Но до вокзалов и от них груз доставляется в любом случае машинами. И не факт, что отправлять грузы поездом будет выгоднее, тут надо считать экономику. Машина все-таки довозит груз до потребителя. А скорость доставки в часах не всегда важна. Вот мы работаем с «ГлавДоставкой», у них действительно есть график, срочность, для таких компаний, наверное, скоростная магистраль будет предпочтительнее. Но для ее использования в качестве грузоперевозок придется строить логистические центры. Если все это увязать, тогда магистраль станет выгодной для компаний, занятых доставкой, но ведь пока о грузоперевозках речи не идет.

Ильсур Шайхутдинов – генеральный директор ООО «ТЭК – Автоальянс»:

- Выиграет от строительства тот, кто будет ее строить. Подрядчики и те, кто будет распределять деньги. Для пассажирских перевозчиков магистраль станет серьезным конкурентом, а если по ней начнут и грузы возить, то мы к этому времени уже на пенсию выйдем. Так что нас эта магистраль сегодня не беспокоит, а на дальнюю перспективу в нашей стране думать не имеет смысла. У нас за полгода все может кардинально измениться, а тут они пять лет строить будут, потом 10 лет удлинять…

Если подумать, скоростная связь между Казанью и Москвой – не приоритетная задача транспортной системы, по крайней мере в Татарстане. Транспорта в ту сторону и так много. Для казанского бизнеса, наверное, важнее были бы ветки в Сибирь, на Урал. Традиционно грузовой поток через Москву немаленький, но, к примеру, у меня в последнее время Москва не забирает даже 10 процентов доставок. Грузы идут как раз в сторону Урала. Но это касается моей компании, за весь рынок я не скажу.

Булат Нигматулин – первый заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий:

- Если бы я был большим начальником, если бы у меня было право принимать решения, то я бы не занимался сегодня в России высокоскоростными железными дорогами, на которые выделили почти триллион рублей, а возврат денег будет непонятно как идти. Одна из проблем: как вернуть деньги.

Что сегодня нужно народу? Не задают этот вопрос наши начальники, да и президент тоже не интересуется потребностями народа. Жилье! Молодежь не может купить квартиру – ипотека дорогая. Цены не соответствуют нашим зарплатам. В то же время потребность в жилье такая, что нужно удвоить строительство. Надо сделать 140 миллионов квадратных метров – квадратный метр на душу населения, как в развитых странах. Если сделать систему, в которой будет возможность купить жилье двум работающим молодым людям по цене за квадратный метр жилья в размере средней зарплаты в регионе, тогда поднимется и эффективность экономики. И эти триллионы вместо высокоскоростной магистрали потратить на жилье в Казани, Владимире и в Нижнем Новгороде и даже в Красноярске. Это главное!

У нас нет роста экономики. Правительство этими мегапроектами пытается оживить экономику, потому что появится спрос на рельсы, шпалы, строительные работы, тепловозы и прочее. Но если сравнить эффект от вложения этого триллиона в жилье, он будет гораздо ощутимее.

Может, и нужна эта дорога для Казани. Не построили же ВСМ до Санкт-Петербурга. «Сапсан» ездит, но по старым рельсам, нет же для него отдельных путей. В итоге пригородные железнодорожные перевозки усложнились. А это еще один мегапроект. Но решение, неверное, в реалиях сегодняшней России.

Выиграет от этого РЖД, заказчик, генподрядчики, которые получат непонятно по какой цене заказ. В какой-то мере выиграет строительная индустрия: шпалы, рельсы и прочее. Но это же за счет денег российского народа, за счет бюджетных фондов. А эффект от этого для простого обывателя призрачен. Еще неизвестно, сколько будут строить эту дорогу. Это некий процессинг, который привел нашу страну к отсутствию экономического роста в этом году, а в следующем, возможно, к кризису.

Юрий Шеин – генеральный директор ООО «ЭКСПО-Регион Закамье» и ФК «КАМАЗ»:

– В нашем государстве любят играть в масштабные игры – 1 триллион рублей тратят на Олимпиаду, еще массу примеров можно привести, но в то же время мы почему то забываем, что огромное количество наших граждан живут в хибарах, наши города развиваются так, будто на дворе средневековье. Надо заниматься не мегапроектами, а благоустройством городов, строительством спортивных сооружений, нужно пропагандировать среди населения здоровый образ жизни, повышать качество оказания медицинских услуг. У нас в стране не хватает детских садиков, у нас большинство школ находятся в убитых зданиях, и надо сначала заняться ими, а затем можно и высокоскоростные магистрали строить.

Этот проект никогда не возместит те траты, которые уйдут на его реализацию. Ни экономически, ни финансово, ни морально, ни психологически – никак. Не повлияет эта магистраль и на бизнес. Поэтому я отрицательно отношусь к ней. Если бы зарубежный инвестор захотел такую сумму вложить, то ради Бога, но тратить государственные деньги на это неправильно. Это же наши деньги, налогоплательщиков, они должны направляться на улучшение жизни людей. А тут основную выгоду извлекут подрядчики, которые будут строить магистраль. Сначала будут заявлять огромные сметы, через два года выяснится, что денег нужно в два раза больше. Поэтому в таких проектах должен участвовать только частный капитал, который будет контролировать каждую копейку и не позволит воровать. А где есть бюджетный пирог, там всегда идет дележка. Государство, вернее чиновники не умеют работать, они могут только делить те деньги, которые заработали те, кто умеет работать, то есть предприниматели.

Венера Тагирова – генеральный директор турагентства «Grand Вояж»:

– Сейчас билеты на самолет и поезд у нас продаются примерно в одинаковом количестве. С появлением ВСМ Москва – Казань, мне кажется, уменьшится спрос на авиабилеты и увеличится поток пассажиров на железнодорожном транспорте. Хотя, это еще будет зависеть от стоимости билетов. Конечно, предпочтения у людей разные, в основном стараются найти билет подешевле, на плацкартный вагон, а есть и те, кому не особенно важно, сколько он заплатит, допустим, за билет на самолет. Все зависит от толщины кошелька пассажира. Я вполне допускаю, что впервые полгода или год цены на скорый поезд будут умеренными, а когда люди привыкнут и поймут все его плюсы, цены поползут вверх.

Безусловно, выиграют от строительства магистрали и чиновники, у нас без их участия в стране вообще ничего не происходит. Что касается собственников земли, по участкам которых пройдет железная дорога, то, я думаю, у них никто и особо спрашивать не будет. Понадобилось государству, забрали по упрощенной схеме и все. А что он может сделать? Понятно же, что в любом случае магистраль будет построена. У нас долго упрашивать не станут, а если кто-то начнет сопротивляться и скандалить, то ему в два счета могут доказать, что земля была им незаконно приобретена. У нас же всегда так.

Евгений Никулин – директор турфирмы «Спутник-Казань»:

– Я думаю, что от строительства ВСМ в какой-то степени выиграют все: и чиновники, и собственники земельных участков, и бизнесмены, и турфирмы, но самый главный выигрыш, на мой взгляд, достанется пассажиру. Хотя, я считаю, что развивать транспортное сообщение не с Москвой, а с другими крупными городами России было бы намного полезнее. Но так исторически сложилось, что много перемещений, связанных со столицей страны. Наверняка к 2018 году многое изменится и в казанском аэропорту, но если судить по сегодняшнему дню, то, например, немецкая компания Lufthansa прекратила полеты, теперь нет рейса в Калининград. Не хватает авиарейсов из Казани в перевалочные аэропорты, которые бы позволяли дальше путешествовать, поэтому приходится летать через Москву. В этом отношении магистраль, конечно же, станет хорошим решением проблемы, хотя через пять лет, возможно, и появятся авиарейсы в европейские города.

Если на секунду предположить, что ВСМ уже построена и можно за 3,5 часа доехать до Москвы, то я бы, конечно, самолету предпочел поезд. Ведь аэропорты, в том числе и московские, находятся не в центре города, все равно потом на электричке надо ехать. Плюс еще досмотр, регистрация, ожидание рейса, переход в самолет – иногда через рукава, иногда без него – пространства в самолете немного, это все создает дискомфорт. А тут ты приехал на вокзал, сел на поезд и поехал. Согласитесь, что это менее напряженно. Я знаю случай, когда пассажира друзья провожали из Домодедова, он прилетел в Казань, помылся в бане и успел уснуть, а друзья еще в пробке сидели, не могли домой добраться. Плюс большое количество людей опасаются лишний раз летать на самолете, а есть те, кто вообще панически боится. Бывают неблагоприятные погодные условия: буран, дожди, туманы. Поэтому скоростной поезд по моему жизненному опыту намного интереснее, чем самолет.

Айрат Гиззатуллин – генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал»:

- В первую очередь это выгодно в целом стране и особенно жителям регионов, по территории которых пройдет ВСМ. Это совершенно другой уровень транспортной доступности, а также мобильности и населения, и трудовых ресурсов. Она будет составлять реальную конкуренцию авиаперевозкам.

Я считаю, что в выигрыше будут жители Москвы и Казани. А также и Екатеринбурга, когда до них дойдет магистраль. Что касается сроков: чем быстрее – тем лучше. Потому что отставание, которое есть у нас в транспортной доступности, очень серьезное. Его надо ликвидировать и самыми быстрыми темпами.

Несомненно, для бизнеса улучшение транспортной доступности Казани со стороны Москвы, как основного финансового и бизнес-центра, – это довольно сильное подспорье. И, я думаю, наличие такой магистрали будет положительным образом сказываться на конкурентоспособности Татарстана, как площадки для размещения бизнеса.

Камиль Тарзиманов – директор бюро туристических услуг «Салават»:

– По крайней мере, туризм точно выиграет, поскольку люди быстро смогут попадать из Москвы в Казань, ведь авиарейс – это тоже долгая история. Поэтому я положительно отношусь к этому проекту, правда, если из-за него не возникнут экологические проблемы, связанные с тем, что магистраль пройдет по заповедным местам или строительство дороги еще как-то будет вредно воздействовать на окружающую среду. Сложно дать общую оценку, но я считаю, в любом случае скорость – это хорошо. Казань станет доступнее для иностранных и московских туристов и можно будет организовать куда больший поток, чем есть сегодня. Сегодня для деловых людей и чиновников предпочтительнее, конечно, самолет, в первую очередь из-за времени в пути. По авиаперевозкам мы оформляем билетов на порядок больше, чем по железной дороге. Что касается владельцев частных земельных участков, то без жертв ничего не бывает. Тут интересы миллионов пассажиров перевешивают их желания. Понятно, что любой собственник хибары будет, пользуясь случаем, требовать внушительной компенсации, но думаю, что им должны предоставить эквивалентные участки. Чем проще и понятнее будут правила, тем лучше и удобнее будет всем.