13.jpg
 

ПРОЕКТ ПОД «СУПЕРДЖЕТ» 

ЗАО «КАПО-Композит» – часть проекта по организации в России современного композитного авиапроизводства (вторая составная – схожий завод в Ульяновске).

Что здесь будут выпускать? Сначала – комплект агрегатов для SukhoiSuperjet 100 (производитель – ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», главный заказчик казанского производства): два воздушных тормоза, три интерцептора, закрылок внешний и закрылок внутренний и руль высоты. В перспективе – еще и руль направления, обтекатель пилона двигателя и элерона. Всего – 11 агрегатов. В дальнейшем предполагается запустить программу производства элементов интерьера для «Суперджета», а также обтекателей, створок и панелей ниш шасси.

До конца 2013 года выпустят агрегаты для прочностных сертификационных испытаний. Запуск серии – в первом квартале 2014 года. «На самолеты эти агрегаты встанут в середине следующего года», – рассказал сегодня газете «БИЗНЕС Online» президент материнской для «КАПО-Композит» компании – ЗАО «АэроКомпозит» (согласно официальным данным, 74% принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации, 26% - холдингу «Сухой») – Анатолий Гайданский. Темп производства – 24 самолетокомплекта в год. Но в ближайшие три года в Казани будут выпускать только 8 из 11 агрегатов: производством руля направления, элерона и обтекателя пилона пока займется стратегический партнер «АэроКомпозита» – мировой лидер в области композитных технологий, австрийская компания FACC AG. Почему? «Часть агрегатов делают австрийцы потому, что надо увеличивать скорость реализации программы и вопросы сертификации», – объяснил глава «АэроКомпозита». 

АВСТРИЙЦАМ ИНТЕРЕСЕН ВЫХОД К РАСТУЩЕМУ РЫНКУ 

Но FACC AG – не просто соисполнитель, это стратегический партнер казанского завода. Как рассказывал ранее газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор «КАПО-Композит» Андрей Князев, схема такова. «Гражданские самолеты Сухого» подрядили на разработку и поставку агрегатов FACC AG, а она взяла в субподрядчики «КАПО-Композит». Австрийцы также – консультанты по освоению технологии и надзорная компания по созданию европейской системы менеджмента качества. На сегодняшнем мероприятии было объявлено о вхождении FACC AG в капитал «КАПО-Композита» и подписано соответствующее соглашение о намерениях. Как считает главный редактор специализированного портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев, австрийцам интересно получить доступ к очень крупному и имеющему большой потенциал рынку. «Сегодня будет подписано соглашение о покупке 24 процентов акций, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Гайданский, – и, думаю, до середины следующего года сделка закроется. 24 – это на стартовом этапе, а потом мы говорим о 40 процентах». Что ж, логично ведь австрийцы, помимо всего прочего, вовлекают «КАПО-Композит» в кооперацию по производству агрегатов для Boeing-767, Boeing-777, Boeing-787 и Airbus-380. «Эти программы начнутся не ранее конца 2014 года», – пояснил президент ЗАО «АэроКомпозит».

Плюс – в конце 2013 года на «КАПО-Композит» начнется технологическая отработка агрегатов для перспективного российского лайнера МС-21. Запуск серии агрегатов для него намечен на конец 2014 года. Темп – все те же 24 комплекта в год. Правда, многие эксперты считают, что МС-21 – это очень отдаленная перспектива – серия самолетов возможна в лучшем случае году эдак в 2017-м. Но Гайданский уверен, что МС-21 – ближайшее будущее: «Почему далекая перспектива? В течение следующего года мы отгружаем первое крыло заказчику. Поэтому сразу за программой «Суперджет» с первого квартала 2014 года начинаем освоение для МС-21».

Полностью оборудовать завод планируется до конца 2013 года. На прибыль он должен выйти в 2015-м и в течение примерно 8 лет «оправдать» 3,5 млрд. рублей инвестиций ОАК.  

14.jpg
 

«КАПО-КОМПОЗИТ» СПЕЦИАЛЬНО ОТКРЫЛИ ВМЕСТЕ С УНИВЕРСИАДОЙ 

«Сегодня очень ответственный день для Татарстана, – начал сегодня приветственную речь президент РТ Рустам Минниханов, – открываются студенческие Игры, и мы специально поставили задачу, чтобы и данное современнейшее предприятие было открыто к этой дате. Огромные слова благодарности нашим партнерам, проектировщикам, строителям. Отдельные слова благодарности вам, Михаил Асланович (Погосян – президент ОАК – авт.). Совсем недавно мы поехали, посмотрели, куда движется авиационный мир, и такие заводы – залог успеха нашего авиастроения. Это будет одно из базовых предприятий ОАК. Надеюсь, эти шаги показывают тот позитив, которого не хватает нашей авиационной отрасли».

Кроме того, надо подчеркнуть, что «КАПО-Композит» и «АэроКомпозит» в целом будут во многом основываться на казанской научной и кадровой базе. Сегодня между ОАК, «АэроКомпозитом», КНИТУ-КАИ, КНИТУ и КФУ было подписано соглашение по кадровому обеспечению авиационной отрасли и о научно-техническом сотрудничестве. «Мы хотим вовлечь в работу «АэроКомпозита» не только профильный КАИ, но и КНИТУ и КФУ, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор департамента по подготовке персонала ОАК Николай Абруков. – Во всех этих вузах занимаются полимерами, композитами, и, думаю, от такой консолидации усилий «АэроКомпозит» выиграет. Ведь скоро и ульяновский завод откроется». «В области композитов есть куда расти, – заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» ректор КНИТУ Герман Дьяконов. – Президент России не так давно дал команду создавать инжиниринговые компании, чтобы не западными технологиями росла наша промышленность, а нашими собственными. Так что мы будем не только поставкой кадров заниматься, но и производством», – это было особо приятно слышать на заводе, почти полностью созданном по иностранным технологиям. 

15.jpg
 

МИХАИЛ ПОГОСЯН: «МЫ НЕ МОЖЕМ БОЛЬШЕ МИРИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО «ТУПОЛЕВ» И КАПО РАБОТАЮТ ПО-ОТДЕЛЬНОСТИ»

А вообще напомним, что «КАПО-Композит» начали строить в марте 2012 года на базе выкупленного «АэроКомпозитом» у КАПО вместе с частью оборудования цеха №26. Некоторые подробности присутствуют в отчете ОАО «КАПО им. Горбунова» за 2012 год.

У предприятия была «дочка» – ЗАО «Композит». В феврале 2012 года 9-процентный пакет ее акций стоимостью 22,05 млн. рублей был продан ООО «Инвестнефтехим», а 87,635% пакет акций стоимостью 214,7 млн. рублей – ЗАО «АэроКомпозит» (сегодня, как утверждают, ей принадлежат 100%). В результате проведенных сделок КАПО получило 236,75 млн. рублей…

Поскольку все происходило на бывшей территории КАПО, было логично поинтересоваться у Погосяна ближайшими перспективами авиазавода.

«Ближайшая задача КАПО – выполнить производственный план 2013 года, и этот план связан с работой по ремонту и модернизации самолетов дальней авиации (Ту-22М3авт.)., – рассказал он, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». – Объем работы КАПО в этом году должен существенно вырасти, и это связано с тем, что мы уже заключили трехлетний контракт на ремонт и модернизацию этих самолетов. Во-вторых, у КАПО есть конкретный план по сдаче самолетов специального назначения. По заказу министерства обороны, в этом году мы должны сдать несколько самолетов. Все это вместе даст существенное увеличение объемов по сравнению с прошлым годом. По моим оценкам, в 2,5 - 3 раза объем производства в этом году должен увеличиться.

Третья задача КАПО – интеграция с «Туполевым». Мы не можем дальше мириться с тем, что КБ работает самостоятельно и завод – самостоятельно. Нам нужна конечная продукция, которая выходит из стен КАПО, но опирается на современные разработки КБ «Туполева». Поэтому интеграция КАПО и «Туполева» в единое юридическое лицо – одна из важнейших задач 2013 года… ПАК ДА? Это перспектива. В этом году по данному вопросу будут приниматься решения, но это еще далеко от внедрения на КАПО, это более отдаленное будущее».