На сайте «БИЗНЕС Online» появилась статья о результатах работы по оптимизации АН РТ чешским специалистом Томашем Навратилом. И результаты этой работы, даже не начавшись, были ожидаемы. Приходят люди и с хронометрами в руках определяют эффективность работы ученых. Что еще можно сказать о работе академии наук после такого исследования? Да, чего уж там. Чего стоят одни выводы, сделанные после такой работы. Например, «Рассмотреть возможность передачи части специалистов в КФУ (а не ПФУ), КГТУ(!?), КНЦ РАН и т.д.»

Как это передать и кому? Они рассматриваются в качестве рабов, которых можно передавать от одного хозяина другому? И как это мысли осуществить? Есть должности в этих учреждениях, которые занимают по конкурсу, но свободных-то нет, если только не передать их вместе с финансированием. Но это глупость. Можно было уж написать о размере выходного пособия тем, кого увольняют, и об организации помощи при дальнейшем трудоустройстве, вплоть до переобучения, если в этом есть необходимость и желание.

Или другой вывод от Навратила: «Разместить всех сотрудников в одном здании путем организации мобильных офисов». И такое предложение после такого исследования вполне закономерно? Возможно для этого и весь сыр-бор разгорелся. Но вот с организацией мобильных офисов возникают вопросы. Как это будут организованы мобильные офисы и что это такое? Это что-то наподобие хоум-офисов или кафе-офисов. А может, это автобусы с компьютерами и столами. Будет подъезжать к сотруднику домой, и он сразу же приступает к работе, пока едет в это единственное здание? А навстречу ему выходит из этого здания, отработавший свою смену другой научный сотрудник, проходит через электронную проходную, которая отмечает его выход из здания, и автобус отвозит домой, а он еще продолжает по инерции работать. Безумие какое-то. Может, и не надо про мобильные офисы, а просто предложить освободить конкретно указанные здания, и переехать всем в то здание, которое оставляют за академией или выделяют где-то.

СОКРАТИТЬ СОТРУДНИКОВ И ОТОБРАТЬ ЗДАНИЯ АН РТ

И все остальное в таком же духе. Иногда просто и не понятно, о чем речь. Например, «обеспечить клиентоориентированность через визуализацию рабочих мест и рабочих регламентов сотрудников». Кто-нибудь сможет объяснить смысл предложения для повышения эффективности АН РТ? Как это «визуализация рабочих мест»? Это видеокамеры и слежка за сотрудниками? Или что-то иное? Или совсем уж тривиальные рекомендации по обеспечению преемственности и проработки механизма привлечения молодых кадров, это на фоне такого сокращения и не очень ясных перспектив.

Стоило так много напрягаться, чтобы порекомендовать открыть свободный доступ по какому-то дополнительному списку в архивы АН РТ. Или перераспределить оргтехнику между подразделениями АН РТ. В общем, пустых предложений уйма, а все сводится к двум основным положениям: сократить сотрудников и отобрать здания АН РТ.

И судя по многочисленным комментариям к этой статье, сторонников полного закрытия АН РТ немало. Давайте разберемся почему? Тут не все так тривиально. Ведь не может же любая «кухарка» оценить то, что было сделано, делается и планируется сделать в стенах АН. Но тем не менее негативное отношение к этому учреждению есть, хотя по затратам на содержание в год обходится меньше чем в $10 млн., т.е. один только футбольный клуб «Рубин» в 10 - 15 раз имеет больший бюджет.

Так в чем же причина?

АКАДЕМИЯ НАУК РАБОТАЕТ НЕЭФФЕКТИВНО, НО...

Во-первых, давайте признаем, что АН РТ – это один из последних символов тех лет, когда республика объявила о своем суверенитете и организовала это учреждение, которое было у всех союзных республик, как символ своего равноправия с этими республиками. Татарстан стремился стать одной из союзных республик, и появление такого учреждения было знаковым событием. И это, конечно же, вызывает у определенной группы людей явное неприятие. Как так, академия наук в Татарстане! Это напоминает об особых притязаниях республики. Такого не должно быть и все тут, а спорить с этими людьми бесполезно. У них другие мотивы и аргументы в этом споре. Они упрутся и будут доказывать, что одной РАН достаточно. Но, так ли уж эффективна сама российская АН? Как мы знаем по состоянию науки – не очень. И почему вместе с неэффективной РАН не может быть еще и неэффективная АН РТ?

Во-вторых, АН РТ работает неэффективно – это факт бесспорный. Даже то, что она не может оформить свой сайт удобным и привлекательным для пользователя, чтобы, войдя в нее, не захотелось и выйти, уже показатель его работы. Хотя всем работающим в АН давно известно, что интернет является тем средством, которое формирует образ АН и представляет результаты его работы. Да и информатизацией там вроде занимаются. Но это так, к слову (просто зашел на сайт и удивился, как примитивно все сделано).

Сегодня, судя по многочисленным публикациям в «БИЗНЕС Online» академика Р.С. Хакимова, довольно хорошо известно только то, чем занимается Институт истории. Много споров, но работа видна, хотя и не все ее воспринимают однозначно. А остальные институты, чем они заняты? Каков вклад в науку их сотрудников? И тут тоже очень много вопросов. Конечно, $9 млн., например, по сравнению с затратами только одной немецкой химической компанией на научные разработки, – это просто мизер. Представьте, что речь там идет о сотнях миллионов долларов, а среди крупных компаний речь уже идет и о миллиардах долларов в год. Одна только фармацевтическая компания «Пфайзер» (США) тратит в год свыше $10 млрд. на науку. Но и результаты соответствующие.

И третье. А как должна была бы быть организована наука в Татарстане, включая и систему управления научной деятельностью, чтобы она могла стать действительно эффективной? И каково место АН в такой системе? И мне кажется, что консультанты, нанятые правительством РТ, должны были бы ответить именно на этот вопрос. Тогда стало бы и все остальное понятно. Сколько и кто должен работать в АН, сколько зданий она должна иметь и т.д. Это ведь вопросы стратегического характера, на которые и должны были быть нацелены консультанты.

АН РТ ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ И КАК СИМВОЛ, И КАК НЕКАЯ СТРУКТУРА В НОВОЙ СИСТЕМЕ

Ответа от чешского специалиста мы не получили. Да и задачи у него были другие.

Возьму на себя смелость вчерне начертить некий образ такой системы управления научной деятельностью в РТ, пока не касаясь самой стратегии развития. И уверен, что, если бы такая система существовала или была бы принята, то развитие науки и научная деятельность в республике вышли бы новый уровень, который соответствовал бы «экономике знаний», а не прошлой индустриальной эпохе. И, может быть, мы стали бы инициаторами нового подхода к организации науки в России. Еще раз замечу. Что речь будет идти о черновом варианте, без особой деталировки в описании такой системы. Хотя при определенном интересе можно продолжить это занятие.

Изначально давайте примем, что АН РТ должна существовать и как символ, и как некая структура в новой системе. Тем более, известно, что открыть учреждение проще, чем закрыть. Но академия не должна вести оперативное управление научной деятельностью в РТ и вообще не должна заниматься никакой научной деятельностью как организация. Для образности представим это учреждение как некий совет старейшин в сфере науки. Но, конечно, не в таком количестве. Слишком уж много членов академии для маленькой республики. Да и их функции должны быть сведены к представительским функциям. Члены академии без разделения на академиков и член-корреспондентов должны будут носить почетное звание, получать пенсию до конца жизни и привлекаться в качестве консультантов для правительства. А основную координирующую и исполнительную функции должны выполнять вновь организованные структуры. Такие, как комитет по науке и технологиям при президенте РТ, агентство по развитию науки и технологий в РТ и научный фонд РТ.

Комитет по науке и технологиям должен стать неким советом директоров по научной деятельности в РТ и одновременно выполнять часть функций правления в обычном АО. Их тоже должно быть немного, по тем направлениям науки, которые будут развиваться в РТ. Они и будут курировать выполнение различных проектов в своих областях. Заодно и отвечать за ошибки и неудачи. Председателем комитета мог бы быть сам президент РТ или назначенный им человек, непосредственно подчиняющийся ему, обладающий достаточной компетенцией в различных областях науки. Хочу сразу заметить, что при формировании комитета не должно иметь значение высокое звание и должности, так как сегодня ученые должности и звания не гарантия компетентности и таланта ученого. Это рабочий орган, и не должно быть совместительств. Часто бывает так, что человек, наделенный высокими званиями и степенями, числится на многих должностях, но негде не работает. Единственно, что он умеет, получать за все это деньги. Прошу заранее простить, если кого-то ненароком обидел.

Агентство по развитию науки и технологий в РТдолжно стать исполнительным органом, который непосредственно подчиняется комитету и работает под его началом. Его работа ведется по тем направлениям, которые определяет комитет. Количество людей здесь тоже не должно быть большим. Ведь их роль сводится к контролю за расходованием финансов основными исполнителями научных проектов, в сборе информации, анализе и формировании рекомендаций для членов комитета при выполнении научных проектов сторонними участниками. Кроме того, агентство должно быть занято оформлением патентов по полученным научным результатам, чтобы стать патентодержателем изобретений, наряду с их разработчиками.

Научный фонд – это кошелек, где лежат деньги на научную деятельность. Поступления должны быть из бюджета, спонсорство и то, что сможет заработать агентство. Естественно, такой фонд в каком-то виде уже существует и называется ИВФ (инвестиционно-венчурный фонд), но к науке он имеет мало отношения. Потому надо создать тот фонд, который обслуживал бы только научную деятельность в РТ и ничего более. Такой фонд не может самостоятельно решать вопросы финансирования научных, да и любых проектов, без комитета и агентства. Комитет решает вопросы возможности и необходимости финансирования представленных проектов, а агентство управляет средствами фонда.

Однако, ни комитет, ни агентство, ни академия в новом виде не должны заниматься научной деятельностью. Для этого должны быть созданы научные лаборатории в вузах и во вновь созданном Республиканском научном центре. Финансирование в вузах получают непосредственно сами лаборатории по представленным проектам. Для этого агентство заводит счет, а право распоряжения этим счетом имеет руководитель проекта. Он управляет этим счетом, а агентство контролирует за его целевым расходованием. Руководитель проекта по договоренности с вузом перечисляет деньги за аренду помещений, за другие услуги, но важно, что деньги идут от него в администрацию вуза, а не наоборот. Здесь тоже агентство может вмешаться и потребовать умерить аппетит некоторых администраторов. Руководитель проекта полностью распоряжается денежными средствами, включая и оплату сотрудников, покупку необходимого оборудования и материалов, оргтехники. Но вся работа будет проходить под контролем агентства, имея в виду прохождение контрольных точек в проекте, а не повседневный контроль, который может стать и кормушкой для недобросовестных контролеров. Но здесь есть комитет, академия наук и научный фонд, выполняющий также роль ревизионной комиссии. Академия наук здесь может играть роль арбитра, если возникают спорные вопросы о нецелевом расходовании средств. Имея в виду то, что написали один проект, а деньги пошли на выполнение другого. Кстати, так часто бывает при освоении грантовых денег.

РЕСПУБЛИКА ДОЛЖНА СОЗДАТЬ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНИЛ БЫ НЕСКОЛЬКО ЛАБОРАТОРИЙ ИЗ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Прохождение заявок на финансирование проектов тоже должно быть определено следующим образом. Первыми заявки принимает агентство и при полноте представленных документов передает экспертному совету из членов академии наук. Они отбирают проекты, отбрасывая те, которые не проходят при отсутствии научной новизны. Затем все отобранные проекты принимаются комитетом и решается вопрос о финансировании. И далее на исполнение агентству.

Для выполнения очень важных для республики и очень крупных научных проектов, которые невозможно выполнить силами отдельной лаборатории, республика должна создать научный центр, который объединил бы несколько лабораторий, причем возможно из разных областей науки.

Приведу в качестве примера микробиологическое воздействие на битумный пласт, это условное название проекта. Кратко, это способ добычи тяжелой нефти, при котором создаются условия в нефтеносных пластах и высеваются там бактерии, которые способны превращать тяжелую нефть в более легкие фракции и таким образом извлекать нефть в виде легких фракций, например, из битумных пластов. Но, чтобы реализовать такой способ, надо провести ряд исследований, которые включают моделирование образования фрактальной структуры в битумных пластах при термическом воздействии, чтобы была возможность для дальнейшего микробиологического воздействия, затем исследование в этих пластах возможности и определения скорости размножения бактерий, исследования по генной инженерии, чтобы модифицировать такие бактерии, достигая возможности переработки тяжелой нефти в целевые продукты. Как видите, нужны усилия и математиков с программистами, и микробиологов, и генетиков, не говоря уже о нефтяниках. Как достичь этого? Только через такие научные центры. К тому же они могут быть и мобильными. Выполнили один проект, могут привлекаться к другим. А таких проектов можно нарисовать десятки и сотни.

Полученные результаты должны быть оформлены в виде статьей и в виде патентов. И тут тоже агентство должно следить за тем, чтобы информация правильно распределялась. Те же статьи должны проходить экспертное заключение на возможность открытой печати, а иначе оформление патентов в первую очередь. Патентная защита тоже за агентством. Но и возможные доходы (тоже часть) идут в научный фонд.

Замечу, что предлагаемая система будет хорошо работать при выполнении естественнонаучных проектов и может дать сбой при выполнении задач, связанных с гуманитарными направлениями. Чтобы обойти эти проблемы, следует оставить отдельно Институт истории, может быть, например, переименовав в Институт истории, языка и литературы татарского народа. Это было бы более конкретно, а не так расплывчато, как Институт истории. Единственной задачей было бы изучение истории татарского народа, его языка и литературного наследия. Для этого целевым образом следовало бы выделять на его содержание деньги из бюджета напрямую. Возможно, такой институт тоже мог бы находиться под финансовым контролем научного фонда.

Кстати, самая первая задача, которую должен был решить комитет совместно с агентством, – это ревизия всего научного наследия республики, ее оценка и формирование тех направлений, которые имеют перспективу и первостепенное значение для развития науки и технологий в РТ.

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ ПО ПРОТОРЕННОЙ ДОРОГЕ

Почему же предложенная система управления более адекватна новой экономике, чем существующая старая? Та система, которая была выстроена в СССР с очень мощной и влиятельной академией наук, позволила в кратчайшие сроки перевести огромную страну из аграрного состояния в индустриально развитое. Особо следует отметить роль академии в создании ракетно-ядерного щита. Но то было особое время и период интенсивной индустриализации страны. И система управления через академию наук научной деятельностью отвечала поставленным задачам.

Ситуация стала меняться, когда страна остановилась в своем развитии, так и не перейдя в постиндустриальную стадию. Демонтаж старой системы управления страной в 1991 году так и не коснулся академии наук. Хотя в новой экономике управление научной деятельностью должно было стать главенствующим. Но нет, сумели сохранить старую систему. Отсюда и проблемы. Старая система костная, негибкая в управлении, застывшая в своем развитии с его иерархической структурой, больше похожая на армейское подразделение, набранная из стариков с погонами. И в новых условиях она превратилась еще и в подобие такого привилегированного клуба, куда вход только своим, но не члены платят за вход в этот клуб, а им платят очень солидные пенсии. Конечно, очень трудно было такую систему похоронить. В свое время академик Виталий Гинзбург сокрушался о том, что в академию повалило столько всякого народа со связями во власти, что у старых академиков уже не было сил отбиваться. Одна была надежда, как он в сердцах заявил на одном из семинаров, что у страны не будет достаточно денег, чтобы содержать эту организацию, и тогда все его члены просто разбегутся. Но этого не произошло, видимо, влияние и сила членов академии позволили не только сохранить эту систему, но даже увеличить количество его членов почти в два раза по сравнению с тем, какова она была в СССР.

Татарстан пошел по проторенной дороге, хотя еще в то время мог принять систему управления наукой, отличающуюся от российской системы и соответствующую новому этапу развития экономики. И, конечно же, результат очевиден. Система расширяется сама по себе вне зависимости от результата своей деятельности. А ведь новая экономика – это как раз та экономика, во главе угла которой производство знаний. И роль управления этой сферой увеличивается многократно. И, конечно же, недопустимо, чтобы власть управляла такой системой через посредников, которые очень часто еще и путают педали газа и тормоза. Предложенная система позволяет напрямую управлять научной деятельностью в республике, и я уверен, что она способна вывести науку из ее нынешнего стагнирующего состояния.

Ильяс Илалдинов