39043.jpg

«ЗА ОТРАВЛЕНИЕ ВИСКИ ТУРИСТОВ В ТУРЦИИ ДАЛИ 90 ЛЕТ, А ТУТ – НЕПРЕДУМЫШЛЕННОЕ»

В ДК «Юность» вчера прошел пятый день слушаний по делу крушения дизель-электрохода «Булгария». Суд во главе с судьей Сергеем Якуниным выслушал троих неопрошенных потерпевших.

Напомним, всего потерпевшими по делу признаны 184 человека. Пока в зале судебного заседания опросили 65. На скамье подсудимых – гендиректор «АргоРечТур» Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазиев, бывший главный госинспектор того же отдела Владислав Семенов и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. Все подсудимые, кроме Семенова (он признал вину частично), свою вину не признали.

Маргарита Захарова потеряла при крушении «Булгарии» 18-летнюю дочь. Девушка решила устроиться официанткой на теплоход, чтобы быть рядом с возлюбленным, который стал поваром. Она проработала на судне три дня.

- 7 числа она вышла в первый день на работу, – рассказала Захарова. – Я не хотела ее пускать, объясняла, что это трудно. Но она очень просилась с Васей. Думаю, ладно, пусть отдохнет – все-таки река.

На работу, по словам Захаровой, девочку брала Инякина. Обещали заключить договор, но как такового она его не видела. Обещали заплатить 7 - 8 тыс. за месяц работы. Но зарплата меньше всего интересовала девушку. Кстати, ее так и не выплатили родственникам погибшей.

Ужас положения семьи Захаровых еще и в том, что тело девушки нашли только 25 июля, когда со дна подняли теплоход. Как рассказала мама девочки, им говорили, что, может быть, ее не было на судне.

С самого начала потерпевшая была против затеи дочери. Она планировала отговорить ее от работы на теплоходе после ее возвращения из первого рейса. Да и сама девушка была не в восторге от нового места работы.

- Я хотела ее уговорить больше не ехать, когда она вернется из первого рейса. Просто не успела уже. Десятого утром я созванивалась с ней, она сказала, что они в Булгарах. Я говорю: когда поплывете? Она говорит, мам, теплоход неисправен, как только сделают, мы сразу поедем в Казань. А потом я звонила ей в обед, номер был уже недоступным. Думаю, наверное, кормит людей, занята. Через определенное время опять звоню, опять недоступна. Думаю, может, спать легла. Потом уж вечером, когда начались вечерние новости, мне муж позвонил, говорит: теплоход «Булгария» утонул.

Потерпевшая потребовала самого строгого наказания для виновных в смерти ее дочери.

- В Турции наши люди погибли, отравились виски, преступникам дали пожизненное, по 90 лет. А тут – непредумышленное, все это нечаянно получилось, они вообще не виноваты.

НА СУДНЕ НЕ БЫЛО СВОЕГО ВРАЧА

Алена Лебедева сначала стала сама работать на судне поваром, а потом помогла устроиться мужу, сыну и дочери. Лебедева готовила еду для команды, ее муж был боцманом, дочь – официанткой, а сын, учившийся на механика, проходил практику. Потерпевшая потеряла при крушении мужа.

По словам Лебедевой, она устроилась поваром на «Булгарию» 28 апреля. Договоры ни с ней, ни с членами ее семьи подписаны не были. Потерпевшая верила работодателям на слово, в том числе и в том, что ей заплатят зарплату. Деньги она получила только за апрель, и те капитан выплатил из своего кармана.

Как рассказала потерпевшая, когда она впервые увидела судно, оно было в плохом состоянии. Те, кто первыми пришел на теплоход, начали его восстанавливать. Запустили подогрев, стали красить.

- Когда весна наступает, все шкрябают, красят, – объяснила она и отметила, что уже тогда был заметен крен на правый борт.

Лебедевой приходилось кроме своих прямых обязанностей выполнять и другие. На судне не было врача, поэтому вся команда в случае чего обращалась к повару. По показаниям потерпевшей, она сама закупила все необходимые средства для аптечки.

- Медиков не было. Например, крутят гайку какую-нибудь, срывается, это значит, царапина уже.

Такие царапины и прочие мелкие травмы обрабатывала Лебедева. Кроме того, она выполняла обязанности кухработника за счет своего времени отдыха – мыла посуду, полы, протирала столы. Недосыпал и ее муж, работавший боцманом. Большая нагрузка была и на других работниках.

«ФИЛЬМОВ НАСМОТРЕЛИСЬ, ДУМАЮ, НАДО ПОДАЛЬШЕ ОТПЛЫТЬ, А ТО БУДЕТ КАК В «ТИТАНИКЕ»

Еще один пострадавший Альберт Адлиев был на борту судна в момент крушения. Поехать в круиз его уговорила жена. Он при посадке заметил крен.

- Когда мы поднялись на судно, я подошел к мужчине, кажется, это был боцман, он был в черной футболке, сзади был нарисован Шарапов и написано «Вор должен сидеть в тюрьме», спрашиваю: что такое? Он говорит: так пришвартован.

- Сначала со стола все упало, мы бросились все собирать, вдруг сказали надевать спасательные жилеты, – вспомнил Адлиев обстоятельства крушения. – Я на жену надел жилет, долго соображал, как его надевают. А про себя подумал: если я этот жилет надену, я отсюда не вылезу. Свой жилет я в руки взял, выбежал по коридору. В этот момент крикнули, что нужно идти на какой-то борт, сейчас уже не помню. Мы сделали наоборот. Например, если говорили идти на правый борт, мы пошли на левый борт. Это нас спасло.

Потом пострадавший постарался подальше отплыть с женой, увидел соседа Фаниса и оставил с ним жену. Сам поплыл искать родственников.

- Фильмы же есть, насмотрелись. Думаю, надо подальше отплыть, или засосет как в «Титанике». Думаю, шурина поищу. Долго плавал. Не нашел.

Важной подробностью дела стало то, что жилеты могли помешать людям выбраться из судна.

- Эти жилеты размером 40 на 60 сантиметров и толщиной в 20 сантиметров. Их надеваешь на шею, перевязываешь на спине и пропускаешь ремешок между ног. Суть в том, что я подложил этот жилет под грудь и плавал на нем, я его утопить не смог, просто висел над водой. Если на людях были эти жилеты и дверь в их каюту залило, у них шансов не было вылезти из-за этих же жилетов. Их могло просто прибить к потолку. Этот жилет невозможно было снять. Это, извините за сравнение, как если бы гинекологу дали варежки.

Состояние теплохода потерпевший считает плохим. Правда, отмечает, что оно соответствовало цене путевки.

- Если взять пятибалльную систему, то состояние «Булгарии» – на двоечку.