13399.jpg
Сергей Ватанин

СЧИТАЕМ ДЕКАЛИТРЫ

Отчитываясь о результатах первого квартала 2013 года, председатель комитета экономического развития Казани Сергей Ватанин объявил, что столичная пищевая промышленность сдулась почти на 10%.

- Снижение производства является характерной тенденцией для всей пивоваренной отрасли в России и связано с ужесточением требований законодательства, в том числе с введением запрета на продажу пива с содержанием этилового спирта более 5 процентов в нестационарных торговых объектах и в ночное время с 22.00 до 10.00, – поспешил успокоить чиновник.

Далее он перешел к горькой для экономической статистики конкретике:

- Реализация пива казанским филиалом ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес» за первый квартал 2013 года составила 267 тысяч декалитров, что составило 52 процента к аналогичному периоду прошлого года, – заявил Ватанин.

Отметим, что цифра выглядит подозрительно ничтожной. Например, по данным Татарстанстата за тот же период, производство пенного напитка в РТ составило 3,3 млн. декалитров (47,3% по сравнению с прошлым годом). Более крупных производителей, чем «Эфес», в Татарстане нет, так что либо данные Ватанина не точны (примерно на порядок), либо большую часть продукции казанский завод отправлял на склад (так же, получается, как и в первом квартале 2012 года).

СНИЖЕНИЕ, НО НЕ ТРАГЕДИЯ

Что касается падения производства пива в стране, то оно действительно имеет место быть. С начала 2013 года в России вступил в силу запрет на ночную продажу пива. И что еще важнее – мелкорозничные магазины площадью до 50 кв. м, ларьки и киоски лишены права торговать им вовсе. Также полностью запрещена реклама, в очередной раз подняты акцизы (за литр пива придется заплатить 15 рублей, а не 12 рублей, как раньше).

Разумеется, все это не могло не привести к снижению объемов продаж, но темпы падения отнюдь не так драматичны, как у казанского предприятия.

Так, по данным Росстата, в первом квартале года производство пива в целом по России в натуральном выражении снизилось на 10,2% до 171,2 млн. дал. А розничные продажи (с учетом импорта) сократились всего лишь на 2,6%, до 221,2 млн. дал. Сущие пустяки на фоне двукратного падения бывшего «Красного Востока».

Что еще интереснее, в целом у турецкого хозяина ситуация гораздо радужнее, чем у отдельно взятого казанского завода. Опубликованная в начале мая отчетность компании Anadolu Efes (объединенной с SABMiller) свидетельствует о том, что продажи у нее упали лишь на 5,4%, составив 51 млн. дал. При этом, по сообщению газеты «Ведомости», в России сокращение объемов оказалось еще ниже – на 2,7% (до 33 млн. дал). Та же картина и в квартальных отчетах конкурентов: Heineken «слил» 5% продаж, а Anheuser-Busch InBev – 17%.

Цифры, конечно, неприятные для любого бизнеса, но примерно теми же темпами потребление пива снижалось и раньше. И видно, что о катастрофе с двукратным падением объемов речь не идет.

221 МЛН. РУБЛЕЙ УЖЕ УТЕК

Негативными последствиями кризиса на «Эфесе» уже всерьез обеспокоены республиканские власти. Месяц назад в кабмине РТ на подведении итогов работы финансистов и налоговиков за первый квартал президент РТ Рустам Минниханов заявил, что республика зафиксировала падение налогов от пивоваренных компаний в первом квартале.

Глава республики заявил, что «в связи со сложностью на рынке и теми законодательными инициативами, которые появились, у нас резкое снижение по «Эфесу», а пиво у нас является серьезным источником в бюджете по акцизным доходам». Снижение, по словам Минниханова, произошло «практически в 2 раза».

Наиболее же тревожную цифру назвал руководитель республиканского управления ФНС Марат Сафиуллин, который отметил, что поступления акциза на пиво снизились на 221 млн. рублей. Нетрудно посчитать, что в целом по году при сохранении тенденции потери могут перевалить и за миллиард (тем более летом абсолютные цифры должны быть выше).

В той же публикации «Ведомостей» представитель Efes Rus Кирилл Болматов снижение налоговых выплат объяснил законодательным давлением на пивоваренную отрасль: ростом акцизов, ограничением точек продаж, техническим ограничением на производство.

При этом никаких иных причин падения, кроме изменения законодательства, ни чиновники, ни представители компании не называют.

«БУКЕТ ЧУВАШИИ» ЦВЕТЕТ

Тем временем неудачи «Эфеса» выглядят особенно выпукло на фоне результатов их местных конкурентов. Так, во второй по величине пивной компании РТ – набережночелнинском ОАО «Булгарпиво» – корреспондента «БИЗНЕС Online» заверили, что никакой отрицательной динамики продаж в первом квартале 2013 года не заметили. На запрос нашей газеты компания прислала ответ, в котором указывается, что «в первом квартале 2013 года было продано 855 тысяч дал пива», тем самым «продажи увеличились на 6,6 процента».

В компании считают, что ограничения на продажу пива никак не сказались на динамике продаж. При этом, отмечают в ОАО «Булгарпиво», затраты на рекламу компания даже сократила на треть, но не из-за каких-то запретов, а потому, что «рынок сбыта сформирован, и нет смысла вкладывать в рекламу».

Напомним, с мая 2007 года «Булгарпиво» входит в единый холдинг с ОАО ЧПФ «Букет Чувашии». Как рассказывал глава компании «Булгарпиво» Руслан Якушев газете «БИЗНЕС Online» в 2010 году, падения продаж на рынке пива ждали уже в 2011 году. Главная причина – рост акцизов (только в 2010 году они выросли в три раза). В союзе пивоваров прогнозировали 20-процентное падение продаж.

Интересно, что этот пример иллюстрирует и общероссийский тренд, который отмечают аналитики. В то время как федеральные гранды испытывают трудности, локальные отечественные производители набирают вес.

Так, директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя («ЦИФРРА») Вадим Дробиз в комментарии газете «БИЗНЕС Online» отметил, что больше всего на руку российским пивоварам сыграл запрет на рекламу алкогольной продукции. Именно здесь наш производитель не мог конкурировать с западным.

Что касается общего снижения рынка, то, по мнению эксперта, законодательные ограничения не столь существенны, как демографические тренды, – например, в последнее время уменьшилась молодежная аудитория пивной продукции.

view_101003_46209_.jpg

ДИСТРИБЬЮТОРЫ: «ТОРГОВЦЫ БЫСТРО СМЕНИЛИ ЛАРЬКИ НА КАПИТАЛЬНЫЕ СТРОЕНИЯ»

Не подтверждают пагубности новых законов для рынка пива и опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты. Представители оптовиков и партнеров татарстанских пивоваренных компаний рассказали, что клиенты быстро переориентировались, сменив ларьки на капитальные строения, а также заметили, что запрет на торговлю пивом в ларьках – «не единственный фактор динамики продаж».

Инна Безматерных – директор ООО «Купец», оптовая продажа пива (Пермь):

- Мы продаем пиво оптом – розничным торговцам. Наши клиенты переориентировались, сменили ларьки на капитальные строения. Но в гипермаркеты особо никто не подался – большинство предпринимателей открылись заново в жилых домах, где квартиры на первых этажах выведены из жилого фонда. Это сейчас распространенная практика в Перми. Так нам пояснило министерство торговли: «стационарное помещение» означает наличие канализации и центрального водопровода. В пятиэтажках на подъездах пишут «разливное пиво» – и вперед. В целом все клиенты оперативно среагировали, и объемы продаж пива не упали.

Валерий Кропотов – начальник отдела продаж ООО «Дозор», оптовая продажа пива (Самара):

- Продажи снизились, хотя в процентах ответить не готов, поскольку запрет на торговлю пивом в ларьках – не единственный фактор динамики продаж. Погода у нас в этом году совсем другая, а продажи пива очень зависят от природы: нет жары – нет и продаж. Могу сказать, что в городе закрылись далеко не все киоски. У кого-то есть договоренности – в России живем. Кто-то переоформил свою точку в категорию заведений быстрого питания. Кто-то, конечно, махнул рукой и закрылся.

Дмитрий Терегулов – начальник торгового отдела ООО «Азимут» (Уфа):

- В уфимских ларьках продажа алкогольных напитков прекратилась. Некоторым удалось переоформить ларек в пункт общепита, но это единичные случаи. Кроме того, я слышал о новом законопроекте – хотят пунктами общепита признавать только заведения вместительностью от 20 посадочных мест. Если такой закон примут, оставшиеся ларьки тоже закроются.

Наша организация с ларьками дела изначально не имела. Мы торгуем разливным пивом, и мы знали, что ларьки рано или поздно свернутся. Нам пришлось бы в этом случае снимать и вывозить свое оборудование. Поэтому у нас из 200 клиентов закрылось всего трое.

В принципе, в Уфе вообще было очень мало ларьков с пивом, так что урон не велик. А те предприниматели, которые все-таки вынуждены были переехать, они нашли себе более подходящие места на первых этажах жилых зданий.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что истинные причины кризиса на «Эфесе» вовсе не так просты, как это пытаются преподнести. Кажется, что при большом желании турецкий гигант вполне мог бы загрузить казанскую промплощадку, например, просто переводя сюда парочку ходовых брендов.

Однако почему-то в качестве едва ли не основной антикризисной меры, как отмечают наши источники, пока что обсуждается (и уже реализуется!) лишь строительство в республике сети ресторанов «Эфес» – разумеется, не без административной поддержки властей, заинтересованных в налоговых поступлениях.

Получить комментарий самой компании газете «БИЗНЕС Online» пока не удалось, но мы по-прежнему готовы дать возможность ее представителям объяснить ситуацию.