Сегодня в уцелевшем от огня кафе комплекса «Новая Тура» на встречу с предпринимателями приехал первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, а также представители собственников – гендиректор "BCRE Россия" Иосиф Левин и председатель совета директоров FGN Capital Александр Халдей. Речь шла о ликвидации социальных последствий трагедии, разыгравшейся здесь в понедельник.

Как оказалось, «Тура» все еще тлеет – во всяком случае, пока журналисты ждали спикеров, у проломанной стены возились пожарные. Протянув рукава, они заливали очаги тления. В первом блоке комплекса, отделенного от сгоревшей части стальными воротами, несильно пахло сыростью, копотью, улавливались ароматы сгоревшей пластмассы. Полы уже отмыли, стены – тоже, и в целом здесь все выглядело вполне прилично: похоже, дым несильно подпортил эту часть здания. В кафе под потолком по-прежнему висели ярко-красные «фонари», были расставлены стулья, напротив зрителей установили составленный из нескольких столов президиум.

Наконец, приехали первые лица – вместе с журналистами в зал пригласили и предпринимателей, и пресс-конференция довольно быстро переросла в словесную перепалку, слезы и выкрики с мест…

ПРЕЗИДЕНТ РТ ОДОБРИЛ СУБСИДИРОВАНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК

Разговор начал Муратов. Он назначил модератором встречи руководителя исполкома Зеленодольского района Александра Тыгина, которого попросил «слушаться» («тамада должен быть один!»), а затем отметил, что сегодня утром в ходе встречи с президентом РТ Рустамом Миннихановым было принято решение о том, что кредиты для «новотуринских» потерпевших будут выдаваться с субсидированными процентными ставками.

- Что бы я хотел сразу сказать, – продолжил Муратов. – И в прессе, и в высказываниях очень много суждений: это случилось потому, что… И начинают: обрыв проводов, поджог и так далее – комментариев очень много. Просьба воздержаться, потому что идет следствие. Компетентные специалисты работают над тем, чтобы выявить причины, чтобы мы могли по следам принять соответствующие решения, включая вопросы внесения корректировок в проект второго павильона, который сейчас достраивается.

По словам Муратова, сейчас необходимо решить три главных вопроса. Во-первых, важно понять, какие дополнительные меры безопасности нужны, чтобы не допустить повторения ЧП. Во-вторых, в будущем исключить использование горючих материалов, а в «Туре» каждому арендатору разрешалось обустраивать свою площадку, и в ход шло все, что горит. В-третьих, восстановить разрушенный огнем павильон: на демонтаж и монтаж заново потребуется четыре-пять месяцев.

На вопрос журналистов, сколько, собственно, пострадавших и какой их ущерб, ответил Тыгин. По его словам, сейчас продолжается опрос всех предпринимателей – уже опрошено 440 человек, ожидается, что потерпевших будет около 500.

- Унифицированной суммы ущерба нет, – рассказал Тыгин. – Есть и миллион рублей, и два, есть и больше – в зависимости от вида товара и размера ячейки…

- Ну будем исходить из того даже, что вот если это 500 человек, то, считайте, в среднем даже если по 2 миллиона, то это миллиард, – озвучил впечатляющую цифру потерь Муратов.

2.jpg
Александр Халдей: «Вы сейчас можете оценить этот ущерб? Это еще и потеря потоков, проходимости, это возврат денег банкам – как это сейчас можно оценить, за полдня?»

АЛЕКСАНДР ХАЛДЕЙ: «ДЛЯ НАС ЭТО БОЛЬШАЯ ТРАГЕДИЯ…»

В кулуарах встречи предприниматели заявили, что ожидают от правительства и от инвесторов прямых компенсаций своих убытков, но от последних звучали лишь предложения о кредитах. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», будет ли компания компенсировать ущерб арендаторам, Халдей ответил, что инвесторы находятся в одной лодке с погорельцами. Иными словами – нет.

- Для нас это большая трагедия, – сказал Халдей. – Вы должны понимать, во-первых, что страховка не покрывает тот ущерб, который у нас сегодня есть... В первую очередь мы хотим сделать так, чтобы мы не ушли сегодня отсюда, а могли продолжить нашу деятельность. Для этого нужны деньги – для восстановления первого павильона, для завершения строительства второго. И на то, что мы буквально за день до этого приняли решение о начале строительства третьего павильона. Помимо всего этого, мы начинаем большой проект – агропромкомплекс. И на все это требуется очень много денег. Конечно, мы понимаем каждого предпринимателя и ту трагедию, которая случилась в его семье. Но вы немножко должны понять и нашу трагедию, которая случилась с нами.

Тут в зале поднялся шум… Но Тыгину, как модератору собрания, удалось утихомирить людей.

- Вы знаете, на самом деле произошла большая трагедия – вы задаете абсолютно правильные вопросы, но у нас еще нет ответов, – продолжил Левин. – Последние два дня, которые мы проводим, у нас другие задачи… И самое важное – как можно быстрее дать возможность людям вернуться в какой-то, может быть, не совсем комфортной, временной форме к торговле здесь.

Левин сообщил, что администрация «Туры» при поддержке властей республики установит на площадке 400 - 600 контейнеров, где будет разрешено торговать, как в магазинах. Кроме того, компания ускоряет строительство второго павильона.

- Он должен был быть закончен в июле, но мы постараемся сделать это в июне, – заявил Левин. – И после того, как у нас появится четкое понимание о том ужасе, который здесь произошел, после того, как мы поймем, где остались годные и негодные для торговли площади в первом павильоне, тогда нам будет понятно, насколько быстро мы сможем вернуться в нормальное русло работы. Тогда будут ясны и суммы, и вложения, и движение каких-то денег, и страховок. Страховка как таковая возмещает только те деньги, которые были вложены в строительство. И если они доходят до 70 процентов убытков, это считается хорошим возвратом.

Тем временем противопожарные меры во втором павильоне комплекса будут усилены.

1.jpg
«Унифицированной суммы ущерба нет, – рассказал Тыгин. – Есть и миллион рублей, и два, есть и больше – в зависимости от вида товара и размера ячейки…»

В «ТУРУ» ИНВЕСТИРОВАНО $100 МИЛЛИОНОВ ИЗ 300, ПОТЕРИ ОЦЕНИВАЮТСЯ В $50 МИЛЛИОНОВ

Как оказалось, в строительство «Новой Туры» пока вложено порядка $100 миллионов. По словам Халдея, это вложения не только в сам павильон, но и в инфраструктуру для всего комплекса из пяти павильонов.

- Весь комплекс, который мы планируем в части пяти павильонов, будет стоить порядка 300 миллионов долларов – 9 миллиардов рублей, как мы и планировали, – пояснил Халдей.

Оценить же прямой ущерб от пожара он затруднился. «Это не арифметика простая – вы сейчас можете оценить этот ущерб? – спросил он в ответ на вопрос. - Это еще и потеря потоков, проходимости, это возврат денег банкам – как это сейчас можно оценить, за полдня?»

- А можно уже понять, в связи с чем не сработала система пожаротушения? – поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online».

- А с чего вы решили, что она не сработала?.. – ответил Халдей. – Посмотрите, тут работает целая группа экспертов, а вы уже даете заключение, не услышав их. Мы бы тоже хотели услышать их, в чем причина пожара…

- Был ли комплекс введен в эксплуатацию?

- Абсолютно верно, был. Со всей необходимой документацией, которая необходима для этого, – подтвердил Левин.

Дату ввода в эксплуатацию озвучил Тыгин: это произошло 29 декабря 2012 года на основании заключения государственной экспертизы.

МУРАТОВУ ВЫЗВАЛИ СКОРУЮ…

В середине встречи Муратов встал и вышел из кафе – и слово взяла Давлетшина. А Равилю Фатыховичу, как рассказали позднее очевидцы, потребовалась медицинская помощь. Он прошел прямо к скорой, где его уже встречали помощники. В машине он снял пиджак – вице-премьеру, судя по всему, делали какие-то уколы. А потом, выйдя из скорой, сел в свою машину и куда-то отъехал, вернувшись минут через 10…

Впрочем, по-видимому, ничего особо серьезного не случилось: как нам сообщили в приемной, Муратов вернулся из «Туры» и сразу же начал проводить очередное совещание.

«У МЕНЯ НЕТ ДЕНЕГ ЗАПЛАТИТЬ, У МЕНЯ ВСЕ СГОРЕЛО!»

Как рассказала замуправляющего «Банка Татарстан» Марьям Давлетшина, уже завтра в «Туре» откроется мобильный консультационный пункт Сбербанка, где будут работать 5 - 7 человек. Как уже сообщала газета «БИЗНЕС Online», процентные ставки будут субсидироваться, но пока еще непонятно, в каких объемах. Кроме того, гарантийный фонд РТ возьмет на себя 50% обеспечения кредита залогом, еще 20% даст сам банк. В итоге самим предпринимателям останется гарантировать возврат только 30% суммы кредита. Как удалось выяснить нашему изданию, государство покроет 5% процентной ставки по кредитам, остальное – минимальную коммерческую ставку кредитования – будут покрывать сами предприниматели. Для физических лиц минимальная ставка кредитования, ниже которой начинают исчислять налоги «с экономии на процентах», – это 2/3 ставки рефинансирования, которая сейчас равна 8,25%. То есть минимальная ставка кредитования без налоговых последствий будет равна 5,5% плюс маржа банка. Суммы госсубсидий же пока не раскрываются.

Вообще, как отметила Давлетшина, неспроста здесь открывается консультационная точка – Сбербанку предстоит в кратчайшие сроки разработать для новотуринских погорельцев фактически новый кредитный продукт, «завязанный» на гарантиях гарантийного фонда РТ и субсидиях правительства. Каждого предпринимателя предстоит оценивать индивидуально…

Тут же посыпались вопросы: что делать с той кипой документов, которую требуется предоставить по кредиту «Доверие»? И что делать, если вносить очередной платеж по уже имеющемуся кредиту надо послезавтра?

- У меня нет денег заплатить, у меня все сгорело! – с напором заявила одна из предпринимательниц. – Я уже вложилась в другой рынок, чтобы переехать, продать, что осталось. Я к вам приду, вы мне что скажете? Документы потребуете! А у меня на сегодняшний день даже справки о пожаре нет, что я сгорела!

IMG_2518.JPG
Как сообщили в пресс-службе «Новой Туры», все, что было внесено предпринимателями за май, будет возвращено всем желающим

Снова поднялся шум. Кричали, что здесь по полсотни мест арендовали некие «шапки», которые сдавали их в субаренду. Что договоры не у всех есть вообще, что денег нет – и у многих выручка оставалась внутри, деньги сгорели в прямом смысле слова. Что жить просто не на что, что администрация «Новой Туры» сплошь сдавала в аренду даже места в проходах между рядами.

- Мы указывали на ваши недостатки, мы говорили, что пахнет проводкой, что курили на втором этаже, я точно знаю! – заявила председатель альтернативного профсоюза Танзиля Сариева. Впрочем, по ее словам, никто не слушал их предупреждений, а активно протестовавших арендаторов постоянно «давили» управляющие. Правда, представитель управляющей компании «Туры» тут же заявил, что у Сариевой нет павильона, на что она в ответ прокричала, что торгует велосипедами на улице…

В общем, все это переросло в бурную перепалку, где люди мало слушали, что говорят в ответ, и кричали только, что и без того сидят по уши в кредитах. Коммерсанты спрашивали: нельзя ли помочь им так же, как помогают погоревшим жителям? Как пояснил Тыгин (а вопрос с погорельцами как раз в компетенции местных властей), закон не предусматривает такой формы помощи. Помочь можно только жителям, но не предпринимателям...

«ВЫ НЕ ЗАСТАВИЛИ НАС СТРАХОВАТЬСЯ!»

Удивительно, но факт – одна из предпринимательниц выразила возмущение тем, что администрация «Туры» не заставила своих арендаторов страховать товар. «Это ваша вина! – эмоционально заявила женщина. – Надо было заставить предпринимателей страховать!»

Представитель администрации парировал, что предприниматели даже огнетушители не хотели покупать сами, в итоге их купила управляющая компания. «А они не сработали!» – хором раздалось с нескольких мест…

Под занавес слово вновь взял Халдей.

- Можно я две секунды скажу?.. Мы понимаем ситуацию и вашу, и нашу, мы это переживаем вместе, – заявил он. – Мы пришли сюда не для того, как вы говорите – быстро заработать и быстро сбежать. Мы пришли, чтобы сделать большой проект. Тот проект, который мы задумали сегодня, будет, наверное, единственным в России. Пять павильонов, агропромкомплекс плюс ритейл-парк – это огромный комплекс на 300 гектарах. То, что случилось, – это большой жизненный урок, наверное, для нас и большая беда и для вас, и для нас. Нам надо сейчас не ругаться, а найти выход из этой ситуации, чтобы вы здесь работали, чтобы это было вашим вторым домом.

Халдей отметил, что все обозначенные предпринимателями ошибки будут учтены. Инвесторы дадут оценку как работе управляющей компании, так и строителей и сделают необходимые выводы.

- Оставим мы их или нет, мы посмотрим, – заявил Халдей. – В следующий павильон без страховки не войдет никто – это однозначно. Будет усилена пожарная безопасность. И мы вот сейчас продумали – мы, наверное, создадим сейчас некий фонд и выделим беспроцентно какую-то сумму на то, чтобы как-то вам компенсировать. Посмотрим. Все, что я сейчас сказал, мы зафиксируем на бумаге. Давайте немножко выпустим пар и подумаем, как нам дальше жить и работать.

Сегодня назвать сумму Халдей не смог, но пообещал сделать это в течение 10 дней.

Это обещание снова вызвало бурю эмоций.

- 10 дней! А чем я буду двух детей своих кормить? Мать-одиночка! Выплатите нам хотя бы то, что было нами уже уплачено – аренда, залог! Это 65 тысяч рублей! Мы хотя бы это получим!

- Я что-то не то сказал? – спросил печально Халдей. Но далее все потонуло в спорах, криках, слезах…

Как в итоге сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Новой Туры», все, что было внесено предпринимателями за май, будет возвращено всем желающим.

IMG_2410.jpg
Владельцы рынка надеются, что он будет воссоздан и уже в ближайшее время заработает вновь, если удастся вернуть сюда предпринимателей…