04.jpg
Рифкат Минниханов: «Апрель стал катастрофическим месяцем для нас»

ДЕСЯТКИ ПОГИБШИХ, СОТНИ ПОСТРАДАВШИХ

Апрель еще не закончился, а Госавтоинспекция Татарстана уже отмечает резкий и рекордный рост числа аварий с погибшими. Меньше чем за месяц на дорогах республики в ДТП погибли 39 человек. Для сравнения: за те же три недели апреля в 2010 году (признан базовым для отчета) – 17 человек, в 2012 году - 28. Всего с начала апреля в Татарстане произошло 233 ДТП, повлекших травмы у 300 человек.

«Апрель стал катастрофическим месяцем для нас», - заявил сегодня на брифинге глава управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов.

За первый квартал в РТ погибли 98 человек, а тут только в апреле – 39. Этот месяц действительно был богат на громкие ДТП. Минниханов напомнил, что все началось буквально в первый день месяца, когда в Казани на остановке Гаврилова автобус 7-го маршрута врезался в остановку общественного транспорта. В результате погибли три человека. По предварительной причине трагедия произошла из-за отказа у автобуса тормозной системы и рулевого управления. «В свое время была возможность не дать водителю работать на автобусе. Два раза он уже лишался прав, он не должен больше садиться за руль», - выразил свою принципиальную позицию глава ГИБДД по РТ.

Утром 13 апреля на 82 км автодороги Актаныш - Муслюмово водитель автомобиля «ВАЗ-2114» выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомобилем Niva. Водитель Lada и двое пассажиров Niva от полученных травм скончались на месте. Кстати, водитель «четырнадцатой» 20 раз привлекался к административной ответственности за различные нарушения ПДД, из них 17 – за превышение скоростного режима.

15 апреля вновь в Казани водитель Mercedes в состоянии алкогольного опьянения сбил толпу пешеходов на улице Клары Цеткин. Он покалечил троих человек и сам получил тяжелые травмы.

02.jpg

Словом, второй месяц весны, который еще не закончился, оказался по-настоящему трагическим. И это при том, что с января по март в РТ было отмечено уменьшение количества ДТП с пострадавшими на 11% по сравнению с 2012 годом.

Кроме того, 9 апреля в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Рифкат Минниханов сообщил, что с 2013 по 2020 годы его цель – снизить число жертв на дорогах еще на четверть по сравнению с 2010 годом. Такую задачу ставит федеральная целевая программа безопасности дорожного движения…

СТАТИСТИКУ ИСПОРТИЛО СЕЛО

Локализация погибших в апрельских ДТП наблюдается в Казани (9 человек), в Набережных Челнах (2), на федеральных трассах (9), и на местных дорогах в городах и селах республики (22). Последнее Минниханов выделил отдельно.

«Основным источником количества погибших являются наши сельские районы, - продолжил глава ГИБДД. - Автомобилизация коснулась и этих районов. Проблема в том, что в селах нет «живого» инспектора ДПС».

По данным Госавтоинспекции, почти половина общего числа апрельских ДТП произошла из-за превышения скорости. На втором месте по тяжести последствий - выезд на «встречку», а на третьем - увеличение количества пьяных водителей за рулем.

05.jpg
По данным Госавтоинспекции, почти половина общего числа апрельских ДТП произошла из-за превышения скорости, на втором месте - выезд на «встречку», на третьем - увеличение количества пьяных водителей за рулем

Адекватной мерой, по мнению Минниханова, будет оперативная перегруппировка сил ДПС в зависимости от изменения дорожно-транспортной ситуации в районах Татарстана, установка новых дорожных знаков в местах концентрации ДТП, а также выставление сотрудников ДПС с радарами. Кроме того, ГИБДД намерено усилить административное воздействие на должностных лиц и руководителей дорожных служб, которые отвечают за содержание улично-дорожной сети – по статистике, многие аварии происходят именно из-за колдобин на дорогах. Хотя, по мнению Минниханова, свою лепту в процесс ухудшения дорожного полотна вносит грузовой транспорт, который буквально «разбивает» улицы городов.

«В Казани, где максимальная нагрузка на ось грузовых транспортных средств на некоторых улицах составляет 6 тонн, 80 - 90 процентов грузового транспорта идет с превышением нагрузки, - рассказал Минниханов. - И не нужно витать в облаках и думать, якобы дороги у нас после такого будут хорошие. Пока дороги не будут соответствовать тем ТС, которые по ним ездят, с дорогами у нас порядка не будет».

По словам главы республиканского ГИБДД, именно многотонные грузовики рушат дорожные «пломбы», которые ежегодно меняются на улицах Казани.

«Если вы запломбировали зуб, и каждый день будете грызть орехи, эта пломба вылетит», - резюмировал Минниханов.

К слову, список жертв апреля пополнили мотоциклисты - три человека погибли, один получил травмы. И говоря о создании велодорожек в Казани, о которых так просят мэрию общественники, Минниханов заявил, что это не скорая перспектива именно из соображений безопасности.

- Как всегда это упирается в финансовые средства, но и сужать проезжую часть для создания велосипедных дорожек сейчас уже проблематично – места нет, - посетовал глава республиканской Госавтоинспекции.

«СЕЛО? ЭТО ЖЕ КРУГОВАЯ ПОРУКА!»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», назвали рост количества ДТП с жертвами закономерным.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель Федерации автомобилистов России:

- Одна из причин, способствующих увеличению аварийности на дорогах, - весна! Снег сошел, люди соскучились по сухой дороге и начали ездить менее осторожно. Сейчас я наблюдаю, как люди начали гонять: резко тормозить, ускоряться, причем безо всяких причин. В селах же существует круговая порука – там все соседи и друзья, отсюда и безнаказанность. Как улучшить статистику по ДТП? Это вечный вопрос. Но мы выявили несколько рецептов. Например, ГИБДД необходимо направить на исполнение их прямых обязанностей: они должны не выявлять ДТП, а осуществлять профилактику. Постоянно вижу, как инспекторы не выполняют свои обязанности: спокойно стоят около зебры, а вокруг него хоть сальто крути - абсолютное безразличие!

Наталья Ямалеева – директор транспортной компании «Максим» (Елабуга):


- Согласна с утверждениям Рифката Минниханова, что статистику портят автовладельцы из сельской местности. В селах, действительно, нет никакой культуры вождения. Еще бы, у них там одна улица и два перекрестка!

Рост ДТП и увеличение погибших в Татарстане, вероятно, связан с тем, что некоторые водители успели перейти на летнюю резину, но, возможно, где-то «наткнулись» на гололед. Безусловно, причины данной статистики связаны с проблемами, которые есть всегда: невнимательность водителей, их неуважительное отношение к участникам дорожного движения. Как говорят мои водители: «Сейчас много тех, кто купил права, но нет тех, кто купил «ездить». Действительно, многие люди, садящиеся за руль, не задумываются, что своей малообразованностью в плане знания правил дорожного движения и соответствующих навыков могут кому-то навредить.

Айрат Калимуллин - директор ООО «Учебный центр подготовки и реабилитации водителей» (Набережные Челны):

- То, что сейчас наблюдается рост аварийности на наших дорогах - это, я бы сказал, естественный процесс. Это происходит из года в год. Я бы очень удивился, если бы сейчас, с наступлением тепла резкий рост аварийности не начался. Если рассмотреть статистику распределения ДТП по месяцам, то мы увидим, что летом аварийность значительно выше, чем зимой. Более того и последствия ДТП летом значительно тяжелее. На сайте ГИБДД публикуются эти данные и, если мы посмотрим на этот график, то увидим, что он даже выглядит как одногорбый верблюд, в летние месяцы аварийность высокая, к зимним месяцам - падает. Возросшая аварийность напрямую связана с увеличением скоростей. Пока ямы, оставшиеся с зимы, не заделали, скорости особо не росли, аварийность как-то сдерживалась, как только ямочный ремонт завершится, аварийность возрастет еще. Причем эта же статистика нам говорит о том, что аварийность растет не из-за начинающих водителей, а из-за водителей со стажем. У нас водители считают, что если коэффициент сцепления колес с дорогой высокий, то можно быстро ездить. Если посмотреть на распределение аварийности по видам ДТП, то выяснится, что на ДТП случившихся из-за неисправности транспортного средства приходится не более одного процента; 19 процентов аварий происходит из-за состояния дорог и в 80 процентах ДТП - по вине водителя.

03.jpg

Я считаю, что эффективной мерой по улучшению статистики аварийности может стать введение балльной системы. Водителей, превысивших лимит нарушений за год лишать изъятие прав и направление нарушителей на переподготовку. Тогда аварийность снизится. Все остальное не имеет никакого значения. Даже система видеофиксации нарушений без введения балльной системы эффективной мерой по снижению аварийности не станут. Водители со временем просто привыкают к штрафам. Должны быть такие виды грубых нарушений ПДД, которые автоматически приводят к лишению прав - это выезд на полосу встречного движения, превышение максимально допустимой скорости более чем на 40 км/ч и так далее. Я согласен, что сейчас наказание за нарушения ПДД и так достаточно жесткое, но пока лишение прав не введут, никогда аварийность не снизится. Проблема в том, что решение вопроса безопасности - это всегда непопулярные меры. Какой же политик, находящийся в здравом уме, перед выборами начнет ужесточать наказание за ПДД? Любые вопросы, связанные с безопасностью на дорогах - это всегда принуждение. Это не повод для уговоров. Это именно принуждение.

Олег Шатов - руководитель Казанской школы Высшего водительского мастерства:

- Мы выделяем три причины резкого увеличения аварийности на дорогах. Первая из них – смена резины с зимней на летнюю. Водители, которые рано поменяли резину, не учли, что летняя резина плохо переносит холодную погоду, которая может еще наблюдаться в весеннее время года. Вечером может подморозить, утром еще не до конца прогреться, а людям надо ехать быстро, они не учитывают, что резина уже не та. Гололед – и все, человек улетел!

Вторая причина – возросшая скорость. Наблюдаю, что зимой водители ездят боязливо – ползут, как беременные тараканы! А весной, почувствовал сухой асфальт, расправляют крылья и начинают летать. Однако водители не учитывают тот факт, что за зиму они отучились чувствовать скорость и дистанцию, поскольку в это время года они пытались избегать каких-либо потерь устойчивости в управлении автомобиля. Сейчас же скорости возросли, и та же потеря устойчивости может произойти, но на более высокой скорости. Причем это происходит гораздо резче и с более печальными последствиями.

Третья причина – дороги, которые после зимы никогда не бывают хорошими. Скорость, желание объехать ямки приводит к потере устойчивости и столкновению с другими машинами.

В каких городах Татарстана аварийность наиболее высокая? Думаю, в Казани. Это связано с тем, что на дорогах делают ремонт, и люди, объезжая пробки по дворам и трамвайным путям, дергаются и увеличивают скорость, после того, как простояли в пробке, опоздав на работу. Интересно и то, что чем лучше дорожные условия, тем больше аварий. Водитель расслабляется, на хорошей дороге он уже не так внимателен. Думаю, что ситуацию с аварийностью может улучшить введение патрулирования на дорогах.

Николай Бондарев - председатель комитета картинга ФАМС РТ:

Основная причина роста аварийности, думаю, связана с задержкой весны и резким потеплением. Как бы мы не хотели, но при подобных всплесках аварийности нужно учитывать и погодные аномалии - всплески на солнце и другие аномалии. У меня у каждого второго знакомого, кого не спросишь, то голова болит, то давление повышенное, пьют по два раза в день то цитрамон, то аспирин. Надо посмотреть и статистику по погибшим в ДТП - какая причина? Это автомобилисты, мотоциклисты, пешеходы, кто это? Меня беспокоит, что с наступлением весны на дорогах появилось очень много скутеристов - едут и по одному, и по двое, без защитных шлемов, по основным дорогам, ничего не опасаясь... Напрягают на дорогах и очень молодые водители, только что, вероятно, получившие права, на дешевых машинах, как правило, с заниженными подвесками. С этим новым поколением водителей, выпускаемых из автошкол, где не прививают культуры вождения, очень большая проблема. И ведут они себя на дорогах, до безумия, по-хамски - подрезают, перестраиваются на высоких скоростях, создавая реально аварийные ситуации. Дедушки, едущие тихонько на дачу, это даже не так актуально, как носящиеся молодые люди на "тюнингованных" машинах. Они гоняют безнаказанно. Это связано с отсутствием культуры. А ее нужно прививать со школы. Мы знаем, что бытие определяет сознание. И эта болезнь страны перешла уже на водителей.

Как снизить статистику аварийности? В местах, где наблюдается повышенная аварийность в обязательном порядке устанавливать камеры видеофиксации нарушений. Можно ввести и балльную систему. Но чтобы эта система заработала, нужно будет увеличивать количество инспекторов ГИБДД.