Защищаться-от-мусора-пришло-порядка-150-человек.jpg
Защищаться от мусора пришли порядка 150 человек

«ШАЙХРАЗИЕВ, ПОЧЕМУ ТЫ МОЛЧИШЬ?»

Прошедшее вчера в Набережных Челнах мероприятие было заявлено, как «выездное заседание комиссии Общественной палаты РТ по вопросам экологии и инфраструктуры жизнедеятельности граждан». Однако челнинцы восприняли его как официальные публичные слушания: на обсуждение проекта Поволжской экологической компании (ПЭК), который подразумевает строительство в 2 км от города полигона ТБО для 11 районов республики, пришли около 150 воинственно настроенных горожан. Из Казани приехали эксперты общественной палаты, от минэкологии пришел представитель местного управления, выступили директора других мусороперерабатывающих компаний, но ни ПЭК, ни контролирующие органы – минстрой РТ и Ростехнадзор РТ, ни администрация города своих делегатов на заседание не прислали. В итоге косточки им перемыли заочно, ведь среди присутствующих сторонников проекта не нашлось.

Теплую встречу ожидаемым гостям организовали еще на подходах к Дому дружбы народов «Родник», где и прошло заседание. Челнинские коммунисты (теперь под флагами «Народного ополчения», но по-прежнему под руководством своего лидера Татьяны Гурьевой), ругаясь с полицией, отстояли вахту с плакатами гневного содержания: «Петров, устраивай межрайонную свалку у себя дома – в Казани!», «Шайхразиев, почему молчишь? Хочешь стать мэром мусорной столицы?!» Проходящие сквозь кольцо участники заседания подписывались под протестом против строительства полигона и под требованием к президенту республики и мэру города обозначить свою позицию по данному вопросу.

Модератором-встречи-стал-Николай-Атласов,-РѕС‚-минэколоР
Модератором встречи стал Николай Атласов (справа), от минэкологии пришел Ильдар Усманов

В итоге на вопросы публики отвечать пришлось организаторам встречи – членам общественной палаты РТ и представителю минэкологии РТ Ильдару Усманову. Впрочем, последний проекта ПЭК не видел, как, впрочем, и все остальные. По существу эколог смог сообщить лишь, что проект был одобрен кабмином РТ, но пока не прошел экологическую экспертизу и не нашел инвестора. Усманов также пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что размещение еще одного полигона рядом с Тогаевской свалкой под Челнами никаких преимуществ в себе не несет. Совсем напротив, «концентрация ТБО в одном месте – минус для окружающей среды», - заявил он.

«КОГОГИН, ВЕРНИ ПОЛИГОН!»

Центральным выступлением вечера стала речь Владимира Васева – депутата горсовета и соучредителя ООО «Челнытелекомстрой». Предприятие занято на рынке утилизации ТБО, поэтому Васев оказался наиболее компетентным лицом на этой встрече. Он и ответил согласно своим выводам на вопрос о выборе места для межрайонного полигона:

2.jpg

– Если вы посмотрите на карту, то поймете, что выбор обусловлен близостью промышленных предприятий, выдающих отходы первого класса опасности. Это не только местные предприятия, но и башкирские, которые удобно будет доставлять по трассе М7. Сейчас на балансе ПЭК стоит большая часть полигонов в Татарстане, у них имеются полигоны во всех регионах, которые курирует Петров-старший (Борис Петров – руководитель Приволжского управления Ростехнадзора РФ. Его сын, Сергей Петров, руководит ПЭКавт.) По проекту, ПЭК планирует вложить в переработку отходов полтора миллиарда рублей, но за все время своего существования компания не потратила на переработку ни копейки. Они только создают новые полигоны для захоронения отходов (это утверждение подтвердил и сидящий рядом Ролан Шамсутдинов – директор по развитию группы компаний «Мехуборка», в которую входит ООО «Экоподряд». Именно его компания эксплуатирует в настоящее время челнинский завод по сортировке ТБО, о котором далее говорит Васевавт.). Сортировочный завод, который сегодня работает в нашем городе, в свое время был захвачен ПЭК и развален, некоторое время не функционировал. Потом «Экоподряд» его восстановил из руин. До сих пор ПЭК делала все, чтобы не допустить в регионе никакой переработки ТБО – в этом случае весь мусор закапывается на их полигонах. Суммы, которые платят промпредприятия за утилизацию своих отходов, исчисляются миллиардами рублей в год.

Владимир-Васев_-Р—Р°-время-своего-существования-РџР­Рљ-РЅРµ-РїР
Владимир Васев: "За время своего существования ПЭК не переработал ни грамма ТБО"

Из дальнейших слов Васева стал ясен и смысл плаката «ополченцев» со словами «Когогин, верни городу полигон ТБО!» По объяснениям Васева, полигон, который в настоящее время ПЭК эксплуатирует в Набережных Челнах, был в свое время построен КАМАЗом на деньги города. В тот период КАМАЗ был освобожден от экологических платежей в бюджет, и на сэкономленные, а по существу бюджетные деньги, строил полигон ТБО, который был безвозмездно автогиганту и передан. Впоследствии КАМАЗ уступил полигон в пользование ПЭК, которая городские отходы на свою землю не пропускает. ТБО на несколько порядков дешевле опасных промышленных отходов, которые, по словам Васева, должны идти на переработку, а вместо этого закапываются рядом с городом.

участники-заседания-подписывались-под-протестом-.jpg
Участники заседания подписывались под протестом

«ВОДА РЯДОМ С ПОЛИГОНОМ БЕЛЕЕТ И ОБЖИГАЕТ РУКИ»

Васев же и сформулировал необходимые действия с позиции горожан, с готовностью поддержанные публикой.

– Я настаиваю на проведении независимой экологической экспертизы, заказанной не в Татарстане, и не в регионах, контролируемых Приволжским управлением Ростехнадзора, а например, в Москве. Нужно, чтобы Общественная палата инициировала этот вопрос.

Модератор встречи – председатель комиссии Общественной палаты РТ по вопросам экологии и инфраструктуры жизнедеятельности граждан Николай Атласов (один из лидеров местного отделения ЛДПР) от лица палаты поддержал подачу Васева. Тот же вдогонку предложил рассмотреть и законность передачи имеющегося полигона в распоряжение КАМАЗа, который, в соответствии с идеей депутата, нужно просто вернуть городу и снять актуальную проблему размещения городских отходов.

– Кроме того, – разошелся Васев, – общественная палата могла бы обратиться в антикоррупционный комитет на предмет законности связки коммерции и федерального надзора, воплощенной в родственных отношениях Петровых старшего и младшего.

Атласов промолчал, но речь Васева явно подбодрила аудиторию. И тут выяснилось, что в зале сидят не только челнинцы. Оказалось, что обсудить соседство с планируемым полигоном приехали и жители Тукаевского района – в случае чего, проблемы коснутся их в первую очередь.

Мужчина из села Шильнебаш припомнил, что несколько лет аналогичная ситуация уже обсуждалась на публичных слушаниях. По его словам, общественность тогда высказалась однозначно против отведения нескольких гектаров земли для полигона ПЭК, но это никак не повлияло на исход дела. ПЭК уже тогда обещала из отходов производить едва ли не гумус, однако никакой переработки налажено не было, а растительность вокруг свалки к настоящему времени умерла.

Владелица садового участка в районе полигона ПЭК рассказала, что рядом с существующей свалкой протекает река Ордиушка, которая через Шильну впадает в Каму. Если верить невероятному ее свидетельству, временами вода в реке белеет, убивает рыбу и обжигает руки.

Бывший работник ПЭК Сергей Крещенов, который был свидетелем ликвидации мусоросортирующего завода в Набережных Челнах, поведал о работе на полигоне, полученном ПЭК от КАМАЗа, где промышленные отходы хоронятся также рядом с рекой, но другой. Река Гардалинка тоже впадает в Каму, и, по словам Крещенова, как раз около челнинского водозабора. Представив, что за вода может поступать в их квартиры, челнинцы зароптали активнее.

4.jpg

Молодой человек по имени Вячеслав Лапин предложил задуматься над реальностью проекта ПЭК и с экономической точки зрения: «Во что обойдется перевозка отходов из 11 районов в Челны? Какие расчетки будут получать жители других городов за вывоз ТБО?»

«У НИХ ЦИФРЫ НЕРЕАЛЬНО КРАСИВЫЕ»

Представитель «Мехуборки» Шамсутдинов, в свою очередь, рассказал о повторном запуске первой очереди завода по переработке ТБО в Челнах. Эксплуатирующая организация «Экоподряд» в ту пору пыталась заключить с ПЭК договор о принятии несортируемых городских отходов на бывшем камазовском полигоне. Получив отказ, предприятие обратилось в антимонопольную службу, но ответа так и не получило. Именно поэтому обслуживающие организации до сих пор вынуждены свозить ТБО на Тогаевскую свалку. Шамсутдинов отметил также, что в Казани аналогичную проблему с Самосыровской свалкой решили рекультивацией - ничто не мешает перенести опыт и в Тогаево. Соответствующий проект давно разработан.

Елене-Муравьевой-цифры-РїРѕ-проекту-РЅРµ-показались-реальР
Елене Муравьевой цифры по проекту не показались реальными

Добавим к этому, что проект рекультивации Тогаевской свалки стоимостью в 150 млн. рублей был передан на первичное согласование в санэпиднадзор РТ ровно год назад, и на этом исчез из виду общественности. Благодаря этому факту вкупе с недоступностью для города бывшего камазовского полигона сохраняется повод говорить об экологической катастрофе в автограде. Проект ПЭК экологическую экспертизу тоже не проходил, а его «красивая презентация» вызывает большие сомнения у эксперта общественной палаты. В качестве такого эксперта на заседание приехала Елена Муравьева – завкафедрой промышленной экологической безопасности КАИ. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о предусмотренных проектом методах сортировки отходов, отраженных в презентации, Муравьева сообщила, что сортировка не показалась ей реальной, как и цифры по проекту. Компания, по словам Муравьевой, рассчитывает на сознательность населения в вопросах раздельного сбора разных видов ТБО. В подобных надеждах экологи разочаровывались уже неоднократно. Чтобы поднять культуру населения в вопросе сортировки отходов, по мнению Муравьевой, ПЭК должна обладать некими волшебными ресурсами.

Как стало ясно из оценок участников, отсутствие новаторских идей в деле сортировки отходов не позволит ПЭК реализовать и заявленную переработку 80% поступающих ТБО. Причем экологи, по словам Усманова, не смогут проверять деятельность ПЭК на полигоне чаще, чем один раз в три года. Основным органом, контролирующим объемы переработки ТБО, которые вполне себе могут не перерабатываться, а закапываться между этими проверками, является минстрой РТ, специалисты которого, надо полагать, далеки от раскопок и анализа почвы.

«ПОТОМ ИСКАТЬ ИХ В АНГЛИИ?»

Насколько проект ПЭК затрагивает коммерческие интересы непримиримых челнинских коллег, они рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» сами.

Ролан Шамсутдинов – директор по развитию группы компаний «Мехуборка»:

Именноэтот вопрос я и хотел задать представителям ПЭК сегодня: что будет с мусороперерабатывающим заводом, который существует не первый год? Думаю, их проект не предусматривает существование двух заводов. Мы вложили немало средств, чтобы этот завод снова заработал после эксплуатации ПЭК и хоть что-то делал для города. Сегодня мы принимаем все ТБО Челнов и отбираем в среднем 15 процентов вторсырья – это хороший показатель для России.

Владимир Васев – соучредитель ООО «Челнытелекомстрой»:

– Наше предприятие с точки зрения коммерции не сильно пострадает. Мы можем потерять перспективные проекты, которые еще не запущены, но Челны сами по себе имеют небольшую долю в объемах ТБО, которые мы перерабатываем сегодня. Мы занимаемся оргтехникой, и перерабатываем ее целиком, все 100 процентов поступающих отходов. Получаем черный и цветной лом, руду, содержащую драгоценные металлы, кабельно-проводниковое сырье, топливную крошку. Наши партнеры – это МТС, Ростелеком, федеральные компании. Поэтому на нашем бизнесе проект ПЭК существенно не отразится, пострадает только город.

Я тоже видел презентацию проекта ПЭК. Они хотят делать компост из отходов. При нашей системе сбора ТБО достаточно одной раздавленной энергосберегающей лампочки, представьте: она равномерно рассеяна в компосте, ложится аккуратным слоем на газон и начинает выделять ртутные пары под окнами.

На самом деле раздельный сбор отходов реализовать можно – это сделал «Экоподряд» в рамках одной управляющей компании, но далее им не позволили распространить практику. Если же сегодня ПЭК сама рассчитывает на сознательность людей, то сначала они должны проинвестировать хотя бы установку контейнеров для этих целей, обкатать систему, а уж потом презентовать дальнейшую сортировку. И мне очень интересно, как они собираются внедрять культуру сбора мусора сразу в 11 районах республики. А придет машина с несортированным мусором из Альметьевска – ее что, обратно погонят? Мусор закопают тут же, а где одна машина, там и вторая. Если бы ПЭК хотела заниматься сортировкой, она бы давно это реализовала на огромные средства, собираемые утилизацией промотходов. Но в Челнах они захватили завод лишь для того, чтобы уничтожить переработку. И если кто-то вдруг устроит проверку, пробурит шурфы на 10 метров вглубь и проанализирует, что там у них закопано – на том же «камазовском» полигоне, то что ты возьмешь с частной компании? Ищи их потом в Англии.

3.jpg

«МЫ НЕ ДАДИМ ПРОВЕСТИ ВОПРОС ЧЕРЕЗ КУЛУАРЫ»

Кстати, на заседании, организованном общественной палатой, отсутствовали не только сторонники проекта и городская администрация. Не пришел полюбопытствовать и Айрат Насыбуллин, недавно оставивший пост начальника территориального управления минэкологии в Челнах. Его уход с должности удивительным образом совпал с началом шумихи вокруг проекта межрайонного полигона, и сегодня со стороны минэкологии держать удар некому. Место Насыбуллина, которое он занимал и в бытность Бориса Петрова министром экологии, до сих пор вакантно. В околоэкологических кругах бытует мнение, что желающих подставляться под сомнительный проект - иначе говоря, «крайнего» - найти не так просто.

Атласов, организовавший это заседание, итоги встречи прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» довольно нейтрально, пообещав лишь публичность дальнейших движений по проекту:

– Мы проголосовали за создание общественной рабочей группы, и пусть она вышлет нам свои предложения. Тогда мы устроим публичные слушания и не позволим провести решения по этой проблеме через кулуары. Пока вопрос не будет закрыт, общественная палата не выпустит его из виду. Конечно, мы можем инициировать и заказ независимой экспертизы, но давайте идти поэтапно. Каждый шаг мы будем выносить на суд общественности.

«МЫ РАБОТАЕМ УЖЕ 12 ЛЕТ С МУСОРОМ, НО В ОБЛАСТИ ПЕРЕРАБОТКИ НЕТ НИ У КОГО ОПЫТА В РОССИИ»

Газета «БИЗНЕС Online» по поводу данной ситуации обратилась за комментариями к Сергею Петрову - учредителю ПЭК:

«До нас не доходило приглашение Общественной палаты. Мы и сами смотрели на их сайте – это мероприятие было запланировано дважды, мы связывались с палатой, но они не смогли объяснить нам ни цели мероприятия, ни кто на него придет, ни что нам надо подготовить, - рассказал Петров газете «БИЗНЕС Online». - «Будет обсуждение вопроса». Какое обсуждение? Сидеть, слушать недовольство людей, которые не интересуются проектом? Кто-то написал ерунду про расширение полигона, но я ведь уже говорил, что вопрос не в полигоне, вопрос в переработке – в ней основа проекта.

Что касается опыта в переработке ТБО, мы работаем уже 12 лет с мусором, но в области переработки нет ни у кого опыта в России, нет перерабатывающих заводов. С этим ничего не поделаешь, но кто-то должен эту деятельность начинать. Европейские компании не хотят работать в России, потому что здесь тариф значительно ниже, чем они привыкли получать. Были компании, которые пытались зайти на российский рынок, но они выставляют условием высокий тариф. И в Казань пытались зайти немцы, но ничего не получилось.

Наша сортировка – это автоматизированные линии, которые работают по всему миру. Они дорого стоят, и у них большая производительность, потому что иначе они не выгодны. Но это не люди, ковыряющиеся в мусоре, – мы понимаем, что руками можно процентов 10 убрать, и это не лучший бизнес. Автоматизированная линия позволяет разбирать весь мусор по фракциям. Другое дело, что до 40 процентов составляют органические отходы, которые можно использовать как компост или как биотопливо, есть втосырье на продажу, и есть 10 - 20 процентов, в зависимости от региона, мусора, с которым ничего не сделаешь.

Мы нисколько не рассчитываем на население, которое будет выбрасывать мусор раздельно. На этом нельзя строить технологии. Мы ставим отдельные контейнеры тем ТСЖ, которые хотят этим заниматься, но это не системный процесс. Мы все будем сортировать на своей линии».

ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ ГОРОДА, ТЕМ ДОРОЖЕ ОБОЙДЕТСЯ ТРАНСПОРТИРОВКА МУСОРА – И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ САМИМ ЧЕЛНИНЦАМ

«Мне вот что непонятно. Ведь проекта еще нет. Презентуется только концепция. Потом уже будет проект, потом общественные слушания, экологическая экспертиза, вневедомственная экспертиза. Это не кулуарное решение, мы пройдем все стадии, - продолжил Петров. - То, что мы делаем что-то втихаря – это очень далеко от реальности. Более того, у нас в концепции заложено несколько альтернатив организации процесса.

Мусор будет свозиться только с соседних районов, и, конечно, транспортировка закладывается в платежи граждан. Но мы сначала посчитали, что дешевле – строить несколько заводов или возить все ТБО в Челны. Возить – дешевле в десятки раз. И дешевле всего возить именно в Челны, потому что город дает 50 процентов всего объема мусора, о котором идет речь. Чем дальше от города, тем дороже обойдется транспортировка мусора – и в первую очередь самим челнинцам. В Европе мусоросжигающие заводы по нормам стоят в 50 метрах от жилья. А мы – более, чем в двух километрах.

И между прочим, не надо никаких бюджетных денег выделять на рекультивацию Тогаевской свалки. Мы включили ее в проект, таково было условие минстроя. Наш проект не подразумевает бюджетных вливаний. Мы нашли инвесторов, это частная компания.

По поводу башкирских предприятий – о таком я слышу впервые. Есть промотходы, которые законом разрешено хоронить на полигонах, и это делается. Мы работаем в соответствии, проходим ежегодные проверки. К сожалению, и штрафы получаем, и вынуждены исправлять недоработки, но такого, чтобы промотходы возились на полигон, да еще и из Башкирии – такого никогда не было.

Наш проект рассчитан на 20 лет. Если бы он был рассчитан на два года – быстро свалить весь мусор и уйти, я бы еще мог понять такие обвинения, но у нас же речь идет о первоначальном строительстве инфраструктуры, и только потом о том, чтобы возить мусор. Так что про Башкирию – это совершенный бред. И вообще, сегодня выкопать яму и скидывать туда мусор уже не актуально, это тема десятилетней давности. Простой полигон не может быть проектом.

И, да, мой отец руководит управлением Ростехнадзора, ну и что? Это не контролирующий орган в плане экологии…