НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ КАК «МУСОРНОЕ ЯДРО» ЗАКАМЬЯ

Завтра в Госсовете РТ с участием президента Рустама Минниханова на расширенном совещании, посвященном организации единой комплексной системы управления отходами в РТ, будет представлен пилотный проект системы в Закамском регионе (правда, в Госсовете информацию о самом совещании не подтвердили). Он охватит 11 районов РТ – от Мамадышского до Актанышского и от Алькеевского до Сармановского, включая и город Набережные Челны. На этой территории проживают почти 1,2 млн. человек, 82% населения – жители городов. Ежегодно здесь образуется примерно 300 тыс. тонн мусора. Ядром «мусорной системы» станет полигон ТБО, находящийся около ныне действующей свалки в Набережных Челнах. Предполагается, что захоронению подлежать будет только треть отходов – остальное пойдет в переработку на биогаз, компост и вторсырье. Проект разрабатывает ООО «Поволжская экологическая компания» при участии ОАО «КАМАЗ» и министерства строительства и ЖКХ РТ.

На этом фоне в Набережных Челнах уже раскручивается «мусорный скандал». На странице социальной сети «ВКонтакте» 9 марта появился пост, в котором автор предрекает городу настоящую экологическую катастрофу. Мало того, что полигон находится хоть и за городом, но всего в 2 км от него. Вся история, по мнению автора поста, под которым успели оставить недовольные комментарии более 200 человек, замешана на деньгах. «За вывоз и утилизацию мусора челнинцев заставят раскошелиться: услуги «за мусор» возрастут в 8 раз», пугает читателей автор.

ООО «ПЭК»: СУЩЕСТВУЮЩЕГО ТАРИФА ДОСТАТОЧНО УЖЕ СЕЙЧАС

Оба посыла – про экологическую катастрофу и про взлет тарифов – в Поволжской экологической компании считают простым сотрясением воздуха.

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель проекта Сергей Петров, экологической катастрофой как раз можно назвать ситуацию с существующей Тогаевской свалкой. Она давно уже должна быть закрыта, но ее продолжают эксплуатировать. Куда-то надо девать ежегодно образующийся миллион кубов мусора из Набережных Челнов… Напомним, что КАМАЗ и исполком Набережных Челнов еще в 2009 году не могли поделить новый полигон, эксплуатируемый ПЭК по договору с КАМАЗом.

«Сейчас в Челнах с человека собирают 34,8 рубля в месяц, - пояснил Петров. – Рост тарифа, разумеется, будет в соответствии с обычным ежегодным инфляционным ростом, не более того».

Мусорная экономика рассчитывается, впрочем, не с человека, а с кубометра. И если учесть, что ежегодно каждый житель способен произвести полтора куба мусора, то стоимость вывоза и захоронения одного куба составляет 279 рублей. Но в составе этой цифры лежит регулируемый тариф на захоронение. На камазовском полигоне ПЭКа стоимость захоронения - 171 рубль за кубометр, то есть 60% стоимости вывоза и захоронения мусора. А у «Челныкоммунхоза», который вывозит мусор на закрытую Тогаевскую свалку, эта стоимость 23 рубля за кубометр, отмечает Петров. То есть 8%. При этом жители платят за вывоз мусора одну и ту же цену, только ПЭК несет затраты на рекультивацию, а «Челныкоммунхоз» - нет. Так у последнего и формируется сверхприбыль, полагает Петров.

- Если все затраты, образующиеся при эксплуатации полигона, поделить на количество мусора, получится нормальная экономика, - объяснил руководитель пилотного проекта. На камазовский полигон мы везем 120 тысяч кубов мусора. Поэтому тариф получается высоким. «Челныкоммунхоз» в год захоранивают 1 миллион кубов. К тому же там нет особых затрат, мусор разве что трамбуют бульдозером, никакой рекультивации. И высота этой свалки уже с 9-этажный дом. Понятно, что если на законный полигон привезти этот миллион кубов, затраты резко снизятся. Но там хоть работы производят за эти деньги…

ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КАТАСТРОФУ НОВЫЙ ПРОЕКТ ТОЛЬКО ЛИКВИДИРУЕТ

За счет этого можно будет развивать производство по переработке мусора на полигоне. Инвестиции в проект по переработке мусора в Закамье составят 2,26 млрд. рублей. Как пояснил Петров, в структуре затрат – несколько составляющих. Около 600 млн. рублей необходимо на приобретение транспорта, причем мусоровозы предполагается закупать на газомоторном топливе, чтобы снизить расходы и, соответственно, тарифы. Еще 1,1 млрд. рублей – организация производства: автоматизированная сортировка мусора, цех компостирования пищевых отходов, переработка вторсырья, цех выработки биогаза. Оставшиеся средства – это строительство перегрузочных станций, санитарно-защитная зона, рекультивация существующей свалки. 10% средств ПЭК инвестирует из своих доходов, остальное – финансирование банков за счет «длинных» кредитов.

Примерно 20% мусора предполагается подвергать захоронению на полигоне. То есть если говорить о тоннах, получается, что со всего Закамья из 300 тыс. т ежегодно закопают около 40 - 60 тыс. тонн. И это – мусор, который не будет гореть или смердеть, поскольку органику направят на переработку. К тому же мусор будет пересыпаться не землей, а саморазлагающимся полимерным наполнителем. В итоге мусор не будет разносить ветром, а птицам и собакам делать там тоже будет нечего – всю органику уже выгребли в компост.

Срок реализации проекта – 4,5 года. Как подчеркнул Петров, до тех пор, пока не будет построено производство, мусор в Набережные Челны не повезут.

Что же до экологической катастрофы, то она, по сути, происходит уже сегодня. Тогаевская свалка имеет второй класс опасности, ее общая площадь - около 6 га, по словам Петрова, постоянно горит. У ПЭКа уже есть полигон в 13 га, еще на 4 га камазовского полигона – это цех компостирования.

Создаваемый же полигон будет иметь площадь 10 га, санитарно-защитная зона вокруг новой карты полигона площадью 20 га будет иметь ширину в 500 метров. Хотя класс экологической опасности – четвертый – позволяет сократить ее до 100 метров.

В целом проект по переработке мусора в Закамье – необходимость. Подобная система, учитывая, что количество мусора ежегодно возрастает на 10%, позволит сэкономить до 1 тыс. га земель в Закамье за счет отказа от свалок в каждом муниципальном районе.

- Никто не даст сейчас сделать помойку глобального масштаба, - отмечает Петров. – Построить в каждом райцентре какое-то серьезное производство по переработке мусора невозможно – не хватит объемов. Эту проблему могут решить для себя только Казань и Челны, ни один другой регион не может сделать этого самостоятельно. Концепция здесь такая: чем больше объем переработки, тем ниже издержки. Желающих работать только в Челнах – много, но этот проект позволяет решить проблему мусора и в других районах республики.

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев лишь кратко отметил газете «БИЗНЕС Online»: «Мы с данной компанией работаем на договорных основаниях, и наша работа направлена на дальнейшее улучшение работы полигона».

В пресс-службах минстроя и минэкологии пообещали газете «БИЗНЕС Online» предоставить комментарии позже.

ПРОЕКТ ПОКА – ЛИШЬ БУМАГА И АДМРЕСУРС

Как на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online» один из участников рынка по сбору ивывозу мусора в республике, целый ряд цифр, названных в проекте, вызывает большие сомнения. По мнению источника, общие инвестиции программы, судя по пояснениям, завышены примерно в полтора раза. А объем захораниваемых отходов, при избранной схеме приема и обработки, вряд ли удастся снизить до 30% - это просто нереально. Тот же компост, образовавшийся при переработке, никто не будет покупать и использовать его будет проблематично (разве что опять таки временно хранить и размещать). Непонятно и применение RDF-топлива. В Европе, в частности, в Германии, от применения компоста отказались еще в 1998 году, поскольку такой грунт плохо влияет на растения и окружающую среду. «У нас это отходы не 5 и не 4 класса опасности, а, предполагаю, 3», - пояснил источник.

Кроме того, ни один перевозчик мусора не будет покупать мусоровозы на метане. Никто в Европе этого почему то не пытается делать. Во-первых, газ есть газ. Небольшая утечка в газовом оборудовании для мусоровоза, загружающего бункеры, где может оказаться тлеющий мусор (а его там сколько угодно, учитывая количество окурков), чревато возгоранием. Во-вторых, метановый грузовик имеет существенно меньшую по сравнению с дизельным вместимость, а это экономика вывоза. А в-третьих, учитывая транспортное «плечо», у газомоторных машин будут проблемы с заправкой: не будешь же стоять в очереди вместе с легковушками.

«Совершенно непонятно, как можно ввести автоматизированную сортировку мусора – на нашем мусоре это невозможно, - добавил источник. – Для этого он должен собираться раздельно. В Казани, по отчетам чиновников, на полигон ТБО везут примерно 60-70% мусора, если брать по массе, а здесь цифры вообще взяты с потолка». Оттуда же – и стоимость сбора, транспортировки и захоронения отходов. Сейчас в Казани средняя стоимость комплекса услуг по вывозу, сбору, утилизации и размещению отходов – примерно 235 рублей, из которых регулируемый Госкомитетом РТ тариф на захоронение – 131 рубль за куб. Хотя некоторые компании оказывают комплекс услуг и по 300 рублей за кубометр. Даже при заложенной в проект 6-процентном инфляционном росте цифры, как говорится, «не бьются», подвел итог собеседник «БИЗНЕС Online».

По мнению депутата горсовета Набережных Челнов Владимира Васева, если то, что декларирует ПЭК, будет реализовано, то это будет благо.

- Но в этом у меня очень большие сомнения, - отметил Васев. - В Татарстане очень много фирм, которые занимаются переработкой мусора, и основные проблемы у них возникают как раз с этой компанией, которая делает все для того, чтобы ничего не перерабатывать.

ПЭК на мусорном рынке республики - самый сильный игрок, в первую очередь за счет административного ресурса. Но эта компания за все время своего существования не переработала ни одного килограмма мусора. Основная политика компании - захоронение. Привезли - закопали, если нужно продать, продали. Если никто не покупает даже то, что можно продать, закопали. Декларировать можно все, что угодно, но если за этим стоит ПЭК, боюсь, это будет свалка. Они будут вывозить мусор на этот мусоросортировочный завод. Но в результате лишь небольшое количество мусора будет сортироваться и перерабатываться, а остальное будет закапываться. Для этого, собственно, и была выделена им огромная площадь для захоронения отходов на трассе М7. Там будут хоронить не только челнинский, но и весь башкирский коммерческий мусор - промотходы башкирских предприятий.

Дмитрий Спиридонов – руководитель регионального отделения межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА» в Республике Татарстан:

- Я имел возможность познакомиться с Поволжской экологической компанией. Они неплохо работают, ведется сортировка картона, макулатуры. Но насколько это возможно делать в условиях одного полигона – большой вопрос. Здравой была бы мысль делать сортировочную базу.

Как простой житель республики не вижу необходимости делать этот полигон на 11 муниципальных районов. Туда должны свозить только тот мусор, который не подлежит переработке. Если там собираются захоронять мусор, то есть технологии точечного захоронения. Использование полигона должно быть грамотным.

И потом, в таких регионах, как Казань, Альметьевск, Набережные Челны и Нижнекамск, и без того плохая экологическая ситуация.

НУЖЕН ИНВЕСТОР С ОЧЕНЬ ДЛИННЫМИ ДЕНЬГАМИ

Ролан Шамсутдинов - директор по развитию группы компаний "Мехуборка":

- Это пока еще виртуальный проект, который только планирует презентовать компания ПЭК. Это не завод, все пока еще существует только на бумаге, ничего еще не построено. Я знаю, что они хотели бы создать производственные мощности по сортировке и переработке отходов производства и потребления. Но для этого потребуются очень серьезные инвестиции.

Сегодня, насколько мне известно из СМИ, есть недовольство граждан, проживающих и в Набережных Челнах, и в Тукаевском районе, соседствующих с Тогаевской свалкой. Жители Челнов против того, чтобы на месте, где проводится захоронение мусора самого города, хоронили бы отходы еще из 11 районов Закамья. Я считаю, что площадку для этого нужно выбирать какую-то нейтральную, а не в том месте, где уже выросла гора мусора высотой с 9-этажный дом. Новая площадка должна быть явно не в городе, где и так, с точки зрения экологии, далеко не все в порядке. Но межмуниципальный полигон создавать, безусловно, нужно, но только надо выбирать площадку для его создания так, чтобы это не напрягало ни граждан одного города, ни граждан другого. Надо искать удобную площадку и на ней все выстраивать. Люди боятся, что в результате получится просто экологическая бомба замедленного действия. И они правы. Сегодняшняя Тогаевская свалка оставляет желать много лучшего, ее нужно просто закрывать, а не строить рядом с ней еще один полигон ТБО.

Что касается окупаемости проекта, если у инвестора деньги короткие, то из этого ничего хорошего не выйдет. У инвестора такого глобального проекта должны быть очень длинные деньги. Чтобы люди, которые будут платить из года в год за это через тариф, на своих плечах не выносили тяжесть всего этого мероприятия. Для наших людей очень важно, как растет тариф. Вы же понимаете, что, если сегодня человек сегодня платит 20 рублей, завтра ему скажут платить 40, а послезавтра - 60, это ему не понравится.

Николай Атласов - генеральный директор ООО "Проминдустрия":

- Жители и общественность Набережных Челнов не знакомы с созданием в Закамской зоне республики проекта по управлению отходами, поэтому я считаю, что ему в первую очередь необходимо придать широкую общественную огласку. Нужно чтобы и население, и общественные организации высказали по нему свое мнение.

Экологическая ситуация в Челнах непростая, есть вопросы и по воде, и по качеству воздуха. Считаю необходимым проведение рабочих встреч, в том числе и в Общественной палате, чтобы каждый мог прийти с высказать свою точку зрения. И только после этого положительное и отрицательное заключение по проекту, учитывая резонанс, который проект вызвал, вынести всенародно, учитывая мнения всех заинтересованных сторон.

Справка

Поволжская экологическая компания создана в 1999 году.

Сегодня ПЭК - многопрофильное предприятие, осуществляющее все этапы управления отходами - от их сбора и вывоза до сортировки, реализации вторичных ресурсов и захоронения неутильных компонентов.

Инвестированы большие средства в развитие системы сбора бытовых и промышленных отходов, строительство комплексов по сортировке вторсырья и полигонов.

ПЭК работает в пяти городах Поволжья - Казань, Набережные Челны, Елабуга, Йошкар-Ола, Канаш - и имеет более 3 тыс. клиентов.

Среди предоставляемых компанией услуг – вывоз мусора и снега, управление полигонами, рекультивация оврагов, осуществление ручной и механизированной сортировки отходов, сбор вторсырья у организаций и населения, прием на утилизацию опасных отходов всех классов, помощь в внедрении в организациях раздельный сбор отходов, разработка любой экологической документации, организация семинаров и консультации.