1. КАК РАДЖА УСТРОИЛ СПЕКТАКЛЬ В СУДЕ

Пожалуй, самым неожиданным свидетелем в деле «Перваков» стал Радик Галиакберов - экс-лидер группировки «Хади Такташ», ныне отбывающий пожизненный срок в легендарной колонии для особо опасных преступников «Черный дельфин». Складывалось ощущение, что бывший гроза казанских улиц, а потом и бизнесов, находится в состоянии апатии – было видно, что его мало волнует исход дела «Перваков». Раджа на допросе в зале суда устроил настоящий спектакль: когда гособвинители спросили у Галиакберова, кого из подсудимых он знает, он заявил, что знает каждого.

«Я познакомился с ними в середине 1990-х, они были обычными жителями микрорайона Первые Горки. В детстве состояли в хулиганской группировке «Перваки», но к группировкам бандитской направленности отношения не имели».

«А вы сами когда-нибудь состояли в какой-нибудь группировке?» – поинтересовался гособвинитель у Раджи.

«Ну, разве что в детстве одно время был в группировке «Хади Такташ»…

«А в 1990-е вы к «Хади Такташ» имели отношение?» – осторожно продолжала допрос сторона обвинения.

«Нет…»

Таких заявлений сторона обвинения, по всей видимости, не ожидала и потому допрос Галиакберова, который категорически отказывался признавать свою причастность и причастность подсудимых к криминальному миру, длился недолго.

Интересно, что после появления Раджи в Верховном суде Татарстана, главарь «Хади Такташ» провел в одном из казанских СИЗО еще без малого полгода - в следственном комитете столь долгое пребывание Галиакберова в Казани объяснили тем, что тот мог быть вызван на допрос в суд повторно. Но больше на публике Раджа так и не появился.

2. УБИЙСТВО КАЗАНСКОГО «КОРОЛЯ ПЕЙДЖЕРОВ»

Самым громким эпизодом в деле «Перваков» стало убийство бизнесмена Тимура Атнагулова, который в середине 1990-х годов основал ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (крупнейший в то время в Татарстане оператор пейджинговой связи), а также организовал ретрансляцию «Русского радио» в Казани. Брат убитого Атнагулова - Руслан Атнагулов - приходил на каждое судебное заседание в качестве потерпевшего, а во время одного из них был допрошен как свидетель и рассказал суду о том, что ему известно об убийстве брата, о том, в каких отношениях он был с группировкой «Перваки».

С его слов, в середине 1990-х бизнес Тимура Атнагулова пошел в гору. К 1999 году он был учредителем и владельцем двух пейджинговых компаний и двух радиостанций, в городе его называли «королем пейджеров». Он был частым гостем на вечеринках и светских мероприятиях.

«О «Перваках» я часто слышал от брата, он считал их своими друзьями, - вспоминал Руслан Атнагулов. – Иногда брат рассказывал про них страшные вещи. К примеру, говорил, если «Перваки» хотят кого-то замочить, то решение принимают эти четверо…» При этих словах Атнагулов махнул рукой в сторону стеклянной клетки, в которой сидели подсудимые. По словам свидетеля, его брат был талантливым предпринимателем и для группировщиков стал своеобразной «курочкой, несущей золотые яйца».

Причина, по которой Атнагулов решил прекратить общение с «Перваками», ясна и очевидна – в конце 1990-х многие предприниматели начинают понимать, что покровительство криминальных структур уже не столь необходимо для ведения бизнеса. К такому умозаключению пришел и бизнесмен Атнагулов, который устал от чрезмерной опеки криминалитета, контролирующего каждую его сделку. Его брат в суде вспоминал, как очередной Новый год Тимур приехал встречать с семьей. А обсуждать своих бывших друзей из ОПГ «Перваки» наотрез отказался. В это время Атнагулов был не просто успешным предпринимателем, но и фигурой публичной, к примеру, активно поддерживал команду КВН «Четыре татарина» и часто сидел в жюри на региональных этапах конкурса.

По словам брата убитого бизнесмена, «Первакам» было невыгодно терять контроль над делами Атнагулова, но последний всячески сжигал мосты, к примеру, отказался принимать Юсупова, когда тот пришел к нему в офис с бутылкой коньяка. Автостоянка на улице Вишневского, которая принадлежала Атнагулову и которую контролировали ставленники «Перваков», не приносила прибыль, несмотря на то что была забита под завязку. Вскоре причина выяснилась – большая часть доходов автостоянки уходила к «Первакам». Атнагулов поставил кассовые аппараты при въезде на парковку, и деньги перестали уходить налево – вся бухгалтерия автостоянки стала прозрачной. И вот в августе 1999 года Атнагулов, вернувшись из Юрмалы, где был на музыкальном фестивале, был застрелен в подъезде своего дома на улице Вишневского. В тот вечер он приехал домой после ночного клуба около 23 часов. Оставив на автостоянке свой «Мерседес», поднялся на лифте на 7-й этаж, где его уже поджидал киллер.

3. ПЕРВАКИ И «ДАЛЬНИЙ»

В марте прошлого года после ЧП в полицейском участке «Дальний» в Казани на площади Свободы проходил пикет против полицейского произвола. Пришли люди с плакатами, в которых сообщалось о том, что многие преступления подсудимого Сергея Сардаева «повесили» на Фирдинанта Юсупова и Валентина Лукоянова. В частности, эпизод убийства бизнесмена Атнагулова… По Казани поползли тогда слухи, что все митинги против полиции, которые развернулись в городе и проходили чуть ли не каждый день, спонсировались из общака «Перваков».

«Я не верю в то, что ни Юсупов, ни Лукоянов не знали о готовившихся преступлениях, - выразил позднее газете «БИЗНЕС Online» свое отношение к позиции митинговавших потерпевший Руслан Атнагулов. - То, что в «Бригаде Феди» решения принимались «старшими» коллегиально, установлено материалами дела и подтверждено многочисленными показаниями свидетелей. Кроме того, я никогда не слышал о том, что в 1990-е на Первых Горках существовала «Бригада Сардая», я слышал про «Бригаду Феди». У меня здоровую долю скептицизма вызывают показания, которые подсудимые дали за несколько дней до передачи дела в суд, изучив предварительно материалы дела и узнав, о чем говорили свидетели. Кто из них прав, должны решать присяжные. Еще УК РФ не разграничивает, кто являлся жертвой убийства – мафиози или лауреат Нобелевской премии. Жизнь дана человеку Всевышним, и только он может ее лишать».

4. КАК ПЕРВАКИ НАПУГАЛИ ЛАРИСУ ФОМИНУ

Один из свидетелей в суде перечислил сферу интересов подсудимых, предполагаемых лидеров группировки «Перваки», и сфера их влияния оказалась весьма обширной. Так, выяснилось, что в разное время бандиты «крышевали» не только асфальтобетонный завод в Отарах, но и несколько рынков (в том числе известный Чеховский), ночной клуб «Фламинго», гостиницу «Булгар» и даже рекламное агентство «Лариса». В пользу последней версии намекали и показания Руслана Атнагулова - брата убитого основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (в конце 1990-х - крупнейший в Татарстане оператор пейджинговой связи). Он, выступая в качестве свидетеля, припомнил, что супруга подсудимого Сардаева работала в руководстве известного рекламного агентства. Впрочем, чего только не было в 1990-е в нашем бизнесе… Сама владелица РА «Лариса» Лариса Фомина заявила, что мнение о причастности ОПГ «Перваки» к ее бизнесу полностью надуманно.

«Нет, конечно, мое агентство никогда никто не «крышевал», – объяснила Фомина корреспонденту «БИЗНЕС Online».

5. ДЕМАРШ КРИМИНАЛИТЕТА

В мае прошлого года противостояние между стороной обвинения и стороной защиты по делу «Перваков» нарастает. 11 мая в суде давал свои показания бывший член ОПС «Квартала» Фарит Галиуллин. Он подробно рассказал о Вячеславе Татарове по кличке Янис, в убийстве которого обвиняют «Перваков». С Янисом Галиуллина познакомил Автандил Янаков (лидер ОПС «Квартала», который обвиняется в организации убийств по заказу директора санатория «Санта» Ираклия Саввиди – он в настоящее время скрывается в Греции - ред.).

Когда допрос подошел к концу, гособвинитель подал ходатайство об оглашении показаний, которые Галиуллин давал во время предварительного следствия. Эта просьба вызвала массу протестов со стороны адвокатов подсудимых. Судье Ильфиру Салихову даже пришлось удалить из зала присяжных для того, чтобы разрешить назревающий спор. Адвокаты обратили внимание судьи на то, что свидетель Галиуллин не поставил подпись под показаниями, которые давал ранее. И когда Салихов решил уточнить у свидетеля, каким образом его допрашивал следователь Вадим Максимов, свидетель заявил, что его вовсе не допрашивали. Версия о том, что следователь выдумал показания сам, по всей видимости, не укладывалась в голове у судьи, и поэтому было решено пригласить на одно из будущих заседаний самого Максимова.

«Допрос Галиуллина я проводил лично в своем кабинете, но когда допрос закончился, свидетель отказался его подписывать», - сообщил следователь Максимов, явившись в суд. По словам следователя, который лично вел дело «Перваков», в 2008 году Галиуллин начал сотрудничать со следствием по уголовному делу ОПС «Квартала» и поэтому пожизненное заключение ему заменили на 25 лет колонии. Якобы Галиуллин, после решения пойти на сделку со следствием, опасался за жизнь своих родных и фигурировать в деле «Перваков» не хотел.

«Меня не просили подписать допрос и даже не допрашивали», - заявил Галиуллин, сидя в стеклянной клетке. Тем не менее судья удовлетворил ходатайство гособвинителей об оглашении допроса свидетеля.

Из-за каких же показаний Галиуллина был весь этот сыр-бор? Его показания, природа появления которых так и осталась загадкой, были озвучены в присутствии присяжных. Из них следовало, что Галиуллин присутствовал при разговоре Янакова и Татарова. Последнего в криминальном мире знали под кличкой Янис, и он считался лидером группировки «Калуга», которая «крышевала» гостиницу «Булгар». В своих показаниях Галиуллин рассказывает, как в беседе с Янаковым Янис посетовал на конфликт с подсудимым Юсуповым. Ссора якобы произошла из-за того, что в «Булгаре» работали проститутки «Перваков», которые мозолили Янису глаза. Янаков посоветовал не связываться с «Перваками». Но через несколько месяцев Галиуллин услышал об убийстве Яниса и узнал о том, что его заказал Юсупов, – договориться по «Булгару» так и не удалось…

«Вы подтверждаете эти показания?» - спросил адвокат Алексей Андреев.

«Нет», - коротко ответил Галиуллин.

6. КАК ЛЕНДЛОРД СЕМИН ОПЕРЕДИЛ ПЕРВАКОВ

Неожиданными подробностями в суде оброс эпизод убийства жителя микрорайона Первые Горки Сергея Васина, который в 1990-е владел местной автостоянкой. В 1999 году, согласно обвинительному заключению, подсудимый Лукоянов приказал ликвидировать Васина – якобы таким образом он захотел встать во главе стоянки. Один из свидетелей стороны обвинения рассказывал, что Лукоянов просил, чтобы все было чисто, говорил, что в городе часто стали стрелять, и просил Васина зарезать, чтобы убийство выглядело как ограбление. Технически сложно представить, как, ликвидировав владельца, можно прибрать к рукам его стоянку. У Лукоянова так и не задался его план, даже если он и пытался его провернуть. Выяснилось, что в итоге владельцами земли, на которой находилась автостоянка, ставшая яблоком раздора, путем обмена с тогдашним владельцем стали компании известного лендлорда Алексея Семина.

7. ПО ВТОРОМУ КРУГУ

Неожиданный поворот в судебном разбирательстве произошел в сентябре прошлого года. Коллегия присяжных заседателей, которую набрали в марте, потеряла за полгода половину основного состава и исчерпала, так сказать, все ресурсы запасных. Осталось всего 11 присяжных, а для основного состава, с участием которого рассматривают дело, необходимо 12 человек. Ни одного запасного присяжного не осталось и, руководствуясь Уголовно-процессуальным кодексом, Верховный суд РТ начал заново формировать коллегию присяжных и процесс в октябре пришлось начинать заново. В суде повторно были допрошены все свидетели, которые уже выступали ранее, вновь были заслушаны показания самих подсудимых, гособвинение по второму кругу представило объемные доказательства вины по каждому эпизоду, вменяемому «Первакам». Весь этот процесс ранее занял около пяти месяцев, хотя участники уже выходили в июле прошлого года на финишную прямую - суд начал допрос подсудимых, участники активно готовились к прениям. Но оказалось, первоначально все было впустую.

8. КАК ДЕЛО ТЕРЯЛО ПОДСУДИМЫХ

На второй круг дело «Перваков» зашло без участия одного из подсудимых. Леонид Андреев, который был тяжело болен и был госпитализирован в онкодиспансер 18 июля, из-за болезни не смог дальше принимать участия в судебном разбирательстве. Поэтому 1 октября потерпевший Руслан Атнагулов совместно со стороной обвинения заявил ходатайство о приостановлении судебного производства в отношении Андреева и о продолжении судебного производства в отношении других подсудимых без его участия. В итоге судебное производство было приостановлено до полной поправки Андреева, который был единственным подсудимым, не находившимся под арестом и проходил фактически лишь по одному, хотя и самому громкому эпизоду – убийству Атнагулова. Таким образом на скамье подсудимых остались три человека – Юсупов, Лукоянов и Сардаев, который пошел на сделку со следствием.

9. ВМЕШАТЕЛЬСТВО БАСТРЫКИНА И ХОХОРИНА

Сторона защиты несколько раз пыталась заявить о том, что на скамье подсудимых оказались люди, якобы совершенно не причастные к группировке «Перваки». К примеру, в мае прошлого года родственники Юсупова получили официальное письмо из следственного комитета России. Дело в том, что они приходили на прием к главе этого ведомства Александру Бастрыкину, когда тот приезжал в Казань разбирать последствия ЧП в полицейском отделе «Дальний». Тогда Бастрыкин получил от Юсуповых документы, в которых утверждалось, что следователь Максимов сфальсифицировал уголовное дело, в том числе аудиозапись нескольких разговоров с его участием. И вот 12 мая пришло письмо, в котором СК РФ извещает о том, что информация «о неправомерных действиях следователя по особо важным делам Максимова направлена для рассмотрения в управление собственной безопасности следственного комитета России».

А позднее в распоряжении редакции «БИЗНЕС Online» оказалось письмо главы МВД по РТ Артема Хохорина, которое он адресовал руководителю СУ СК РФ по Приволжскому федеральному округу Александру Зеленкову. В письме Хохорин сообщает о служебной проверке, которая выявила нарушения в работе специалистов экспертно- криминалистического центра МВД по РТ. Они по просьбе адвоката Айрата Хикматуллина исследовали тексты допросов свидетелей обвинения и образцы текстов, составленных следователем Максимовым, который расследовал дело «Перваков». И пришли к заключению, что «показания давали не свидетели, а данные показания сочинял лично и является автором этих показаний». И вот Артем Валерьевич в своем письме сообщает, что «фонограмма не проходила экспертного исследования на признаки монтажа, в том числе на наличие частичного удаления записи и искусственного ухудшения качества». Глава республиканского МВД резюмирует: утверждение о том, что голоса в аудиозаписи принадлежат сотрудникам правоохранительных органов, голословно.

10. СМЕРТЬ ВАЖНОГО СВИДЕТЕЛЯ

Свидетель Георгий Николаев, у которого прятались штатные киллеры «Перваков», был в апреле прошлого года допрошен в суде. Но выступить повторно в качестве свидетеля, когда дело пошло по второму кругу не смог, он скончался от инфаркта…

Николаев был важным свидетелем, который мог пролить свет на дни бандитов, скрывавшихся у него (жителя Чебоксар) на квартире после убийства Яниса. Казалось бы, причастность подсудимых Юсупова и Лукоянова к убийству Яниса гособвинителям доказать будет непросто, ведь главный подозреваемый - исполнитель убийства Владислав Мухин - до сих пор находится в бегах, есть версия, что он скрывается в Молдавии.

И вот следствию подвернулся в Чебоксарах Николаев – родственник подсудимого Сардаева. Дело в том, что Мухин и другой киллер Александр Ерусалимский в конце октября 1998 года приезжают на несколько месяцев в Чебоксары. Сардаев просит своего брата подыскать им жилье и объясняет, что это личная просьба Юсупова.

- Я встречался несколько раз с Иерусалимским и Мухиным на этой квартире, когда привозил им продукты, - объяснил Николаев прошлой весной, когда давал показания в суде. – Они коротко объяснили, что по приказу Юсупова и Лукоянова убили лидера одной из казанских группировок. Я не стал вдаваться в подробности, меня это не касалось…

Адвокат Юсупова Хикматуллин прошлой весной попросил Николаева еще раз приехать в Казань на следующее судебное заседание – провести опознание Ерусалимского по фотографии.

- Я не смогу вот так просто приехать, - замялся свидетель Николаев. – У меня работа посменная…

- Меня обвиняют в том, чего я не делал, а ты говоришь, что у тебя работа! - не сдержался Юсупов, с обидой подав эту реплику из стеклянной клетки.

Через несколько месяцев Николаев скончался...