Сегодня с ночи в Набережных Челнах парализовано движение между городом и базой строительной индустрии, где расположена большая часть производственных предприятий автограда. На БСИ расположены такие крупные производства, как НПО «Ростар», ЗАО «Татпроф», собственно ОАО «Трест Камдорстрой», ООО «Камснаб», завод ПО «Начало», ООО «КПД», набережночелниснкий завод ЖБИ «Мелиорация», ООО «Ак Барс металл», ТПК «Мебель-сервис», ООО «ЧелныСервис плюс» и другие. Больше повезло тем предприятиям, что находятся ближе к объездной дороге, которая начинается практически на границе Набережных Челнов, в частности, по этой дороге можно добраться до КБК. Многие так и поступили – развернулись от затопленного моста и поехали в объезд через КБК.

– Машины тонули – просто кошмар, за 10 лет моей работы на БСИ ничего подобного не видела, – рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» администратор производственной базы агропромпарка «Заритал» Зульфия Ивашкевич. - В 10 утра на рабочих местах еще никого не было. И день закончили в 16.00, хотя работаем до 17.00, а часто и до 18.00. Отпустили всех пораньше: и рабочих, и ИТР - надо ведь еще выехать с БСИ, а, кто знает, вдруг опять те же проблемы? Соседи тоже разъехались около четырех часов. Но я, как администратор, должна быть на рабочем месте. Сейчас вот еду (в 17.30ред.) – слава Богу, проезд под мостом уже нормальный.

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», причиной потопа стал отказ насосной станции и, как результат, огромное скопление воды на дороге в районе БСИ под железнодорожным мостом. В низине под мостом глубина лужи, по словам дежурного патрульного ДПС, превышает метр – угодивший в потоп «ВАЗ-2113» почти скрылся под водой, не доехав до самого глубокого места: на поверхности осталась лишь половина боковых стекол. Всего с утра пострадали несколько легковых машин и одна фура, которая так и осталась на приколе около места потопа.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель городского предприятия автомобильных дорог Камиль Гамиров – начальник участка по Комсомольскому району, ночной ливень и последующие заморозки привели к замыканию в электросетях насосной станции, которая находится на балансе ОАО «Трест Камдорстрой»: «Из-за замыкания сгорели три двигателя насосной станции, и вода перестала откачиваться. Под мостом пять ливневок, но накопитель, в которую уходит через них вода, в какой-то момент переполнился из-за поломки насосов, и вода пошла обратно на дорогу. Мы работаем здесь с четырех утра, откачиваем воду мобильным насосом. Думаю, в течение смены вопрос решим. «Камдорстрой» обещает за это время поменять насосы».

Специалисты-Камдорстроя-изображают-деятельность-Рё-ждС
Специалисты "Камдорстроя" изображают деятельность и ждут запасной двигатель

Вопрос о ливневой канализации для Челнов – больной. О том, что в обеих частях города ливневки не достроены, а на БСИ их нет вовсе, депутаты неоднократно напоминали на комиссиях и сессиях горсовета при распределении бюджета на строительные проекты. Традиционный ответ исполкома в таких случаях: «Подождем, когда появятся лишние деньги». По мнению депутата горсовета, директора ЗАО «Челныводоканал» Уела Хусаинова, грядущее половодье покажет, насколько эти траты можно считать лишними.

– Сегодняшний потоп – это общая ситуация для города, которая еще неоднократно повторится весной, – прокомментировал Хусаинов газете «БИЗНЕС Online». – На БСИ город ливневок не имеет, «Челныводоканал» там ничего не эксплуатирует. То, что там есть – канализация и насосная станция – это частная ливневка «Камдорстроя», которую нельзя назвать нормальной. Чтобы построить цивилизованную канализацию хотя бы на БСИ, нужно потратить сотни миллионов рублей, но никаких перспектив на этот счет не предвидится. Бюджет города таких денег не выделяет, республика – тоже, в бюджетах частных компаний ливневка и подавно не предусмотрена. Канализация должна быть общественной, должна оставаться муниципальной собственностью.

В 2011 году город хвалился получением гранта от МБРР, которым удалось профинансировать пять проектов ремонта канализационных и водопроводных сетей на сумму $28,5 млн., однако, по словам Хусаинова, ливневка в этот грант попасть не могла: «По гранту МБРР защищался каждый рубль, деньги могли направляться только на водопроводные сети хозпитьевой воды и хозбытовой канализации, больше ни на что. Содержание проектов определял город, но при условии, что речь в них идет о муниципальной собственности, поддержании существующего хозяйства. Новое строительство не подразумевалось».

РќР°-работу-транспрот-пустили---РІ-объезд-через-железнодоС
На работу транспорт пустили - в объезд через железнодорожные пути

При этом даже если сегодня город захочет попасть в некую программу с проектом ливневой канализации, сделать этого Челны не смогут, поскольку и проекта как такового нет. Есть лишь давнее поручение от горсовета исполкому о разработке концепции устройства ливневой канализации и включении ее в план развития города. Но и концепция стоит денег, поэтому дальше поручения дело не сдвинулось. Между тем в сентябре прошлого года город продал недостроенную ливневку как раз в районе БСИ – она не поддавалась реконструкции именно из-за отсутствия пресловутой концепции.

Управление-МЧС-сочло-излишним-присылать-машину-для-РѕС‚Р
Управление МЧС сочло излишним присылать машину для откачки воды

ПОЖАРНЫМ НЕ БЫЛО ПРИКАЗА, РЕМОНТНИКИ ИЩУТ ДВИГАТЕЛЬ

Сегодняшний потоп поставил челнинцев перед вопросом: не имея системного решения проблемы, способен ли город давать отпор осадкам по мере их поступления в оперативном режиме?

Работники ОАО «Камдорстрой», занятые устранением неполадок на насосной станции, подтвердили поломку трех двигателей и сообщили, что запуск хотя бы одного из них зависит от того, как быстро удастся найти ему замену, чем и занимаются специалисты «Камдорстроя» с утра. Ищут запасной двигатель.

Также камдорстроевцы сказали, что с самого утра занятые на потопе службы пытались привлечь МЧС, однако реакции не дождались.

В пресс-службе МЧС корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказали, что в период паводка спецмашины спасателей действительно выезжают на места, даже если нет пострадавших, однако сегодня спасатели заняты на рейде – проверяют ливневки по целевому маршруту. Очевидно, дорога на БСИ в утвержденный маршрут не вошла, а для того, чтобы планы изменить, нужны более веские причины.

РќР°-насосной-станции-Камдорстроя-отказали-сразу-три-РґРІР
На насосной станции "Камдорстроя" отказали сразу три двигателя

Веской причиной могло бы быть распоряжение председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям, как следует из разговора корреспондента «БИЗНЕС Online» с рядовым спасателям одной из пожарных частей города. Пожарный сообщил, что обычно такие ситуации решаются быстро, но, как правило, через Казань. Мэр звонит в столицу, и оттуда спускается разнарядка на выезд пожарной спецтехники. Машина, по словам спасателя, откачивает по 120 литров в секунду, и потоп на БСИ для МЧС – дело плевое. Однако мэр Василь Шайхразиев в настоящее время находится в отпуске, а принявший от него полномочия председателя КЧС руководитель исполкома Фрахад Латыпов распоряжения на устранение ЧС не отдавал. В исполкоме комментариев по ситуации корреспонденту «БИЗНЕС Online» дать не смогли – получить ответ Латыпова в пресс-службе мэрии сочли невозможным.

После-утонувшей-фуры-под-мост-пускать-перестали-.jpg
После утонувшей фуры под мост пускать перестали

«Когда поступает информация о локальных потопах, диспетчер сразу выясняет, кто ответственен за территорию, – пояснили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе межрайонного управления МЧС России по РТ в Набережных Челнах и Тукаевском районе. – В данном случае участок числится за «Камдорстроем», и их специалисты работают на месте. Не справляясь, они вызвали ПАД и МЧС. На место выезжал начальник 89-й части, разобрался в ситуации, сделал снимки. В нашу компетенцию эта ситуация не входит. Вот если занятые службы не смогут решить вопрос своими силами, тогда наше руководство примет меры. В таких случаях решение принимает председатель КЧС города, хотя распорядиться может и председатель КЧС Комсомольского района».

Пробка-по-дороге-к-БС�-растянулась-на-километры.jpg
Пробка по дороге к БСИ растянулась на километры

А пока Шайхразиев не вернулся из отпуска, или руководители КЧС не решились на какие-либо действия, поток автомобилей, половина из которых – это груженые фуры, движется со скоростью пешехода на БСИ и обратно по объезду через железнодорожный мост. Пробка на дороге к БСИ растянулась на километры и к часу дня только продолжала расти.