Сегодня на конференции трудового коллектива КНИТУ-КАИ был выбран новый руководитель вуза – им стал и.о. ректора Альберт Гильмутдинов.

Напомним, что главы у университета не было с 17 октября 2011 года. В этот день ректору Юрию Гортышову исполнилось 65 лет – предельный возраст для этой должности, и приказом минобрнауки РФ его ректорские полномочия были прекращены. На должность и.о. ректора приказом того же ведомства был назначен проректор КНИТУ-КАИ по инновационному развитию и выходец с КАМАЗа Николай Абруков. Правление Абрукова закончилось «бунтом в КАИ», о котором подробно писала газета «БИЗНЕС Online». В результате 20 сентября 2012 года коллективу вуза был представлен новый и.о. – Гильмутдинов.

«Страсти по ректору» разгорелись с новой силой после того, как стали известны кандидатуры на пост ректора – Гильмутдинов, директор нижнекамского филиала КНИТУ-КАИ Ильгиз Гафиятов и завкафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Владимир Гайнутдинов. А еще пуще – после снятия с гонки единственного «коренного каиста» Гайнутдинова. Напомним, что публикации газеты «БИЗНЕС Online» о выборах в КАИ вызвали шквал читательских комментариев. По данным наших источников в вузе, в коллективе шло брожение – люди были недовольны, что все решают за них, активно включая административный ресурс.

Тем не менее в активное недовольство это брожение не вылилось. Сегодня конференция прошла без особых эмоций. Зал, зевая, перешептываясь и звеня время от времени мобильниками, выслушал спичи кандидатов. В общем-то, ничего нового никто не сказал. Выступление Гафиятова, как и его программа, состояло по большей части из общих моментов. Некоторое оживление вызвало предложение создать центр допризывной подготовки. Гафиятов заверил, что есть возможность выйти с этим вопросом на генштаб и командование воздушно-десантных войск… В общем, кандидат выступил суховато.

1.jpg

Гильмутдинов, напротив, был по обыкновению красноречив. Выгодно смотрелись уже первые слова-обращение: «Дорогие мои товарищи и друзья!» Он заверил, что аналога предполагаемым его программой преобразованиям в России нет, уделил внимание состоянию столовых, подвалов и лабораторий, рассказал о льготной ипотеке и повышении зарплат. В ответ на ехидный вопрос из зала, что мешало реализовать все эти прекрасные мечты в масштабах республики в бытность спикера министром образования РТ, Гильмутдинов, не растерявшись, ответил об очень успешной реализации нескольких десятков проектов, но, по его словам, невозможно резко подняться после 20-летнего падения.

НОВЫЙ РЕКТОР ПООБЕЩАЛ МАТЕРИАЛИЗАЦИЮ ИДЕЙ

Больше вопросов по сути дела не последовало. После тайного голосования выяснилось, что в 214 действительных бюллетенях (13 были признаны недействительными) 168 голосов были отданы за Гильмутдинова, 46 – за Гафиятова. Собственно, на этом все и завершилось.

Перед процедурой выборов корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать ситуацию непосредственных участников событий (жаль, но Гафиятов отвечать на вопросы не стал).

Вадим Лигай – генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод», член совета попечителей КНИТУ-КАИ:

- Вертолетный завод ситуация в КАИ заботит. Полтора года нет хозяина на хозяйстве, а только исполняющий обязанности. Соответственно, любые долгосрочные процессы тормозятся. Поэтому для нас важно, чтобы ректора выбрали.

Геннадий Дегтярев - советник ректора КНИТУ-КАИ, заведующий кафедрой автоматики и управления, экс-ректор и президент КАИ, экс-ректор КНИТУ-КАИ:

- Доля вероятности, что выборы не состоятся, есть, но очень маленькая. Почему не задавались вопросы о снятии с гонки Гайнутдинова? Потому что они задавались ранее. Все знают, что ничего нового все равно не скажут. Формально объяснили, что непорядок в вопросах повышения кандидатом квалификации. И думаю, что на истории с Гайнутдиновым Гильмутдинов потерял немало голосов…

Что скажу по выступлениям претендентов? У Гафиятова слишком общо программа выглядит. У Гильмутдинова, конечно, программа обстоятельная, хотя очень многое предполагает, что это будет. Финансово-экономической проработки, мне кажется, по некоторым вопросам нет. Возможно, по-другому пока нельзя, но что ему удастся в дальнейшем? Повысить зарплату в два раза? Но этого же ни одни ректор не может сделать! Это может сделать только Путин! Поэтому задача каждого ректора – донести серьезность проблем с оплатой труда до высшего руководства...

Единодушия никогда на выборах не бывает. А дальше – выбирают достойного и начинают работать, как должны работать.

Юрий Гортышов – завкафедрой теоретических основ теплотехники КНИТУ-КАИ, экс-ректор КНИТУ-КАИ:

- Думаю, выборы состоятся, я бы другой вариант не рассматривал. Можно ли назвать то, что происходило в КАИ в последние два года, смутой? Любите вы, журналисты, яркие выражения… Я бы не называл это смутой, но что-то близкое. Все-таки вдруг КАИ в этих разборках слишком много времени начал терять. Но можно назвать и смутным временем – может быть, и подходящее определение… Должен быть лидер, на которого опирается коллектив, которому доверяет коллектив. Сегодня очень сложное время, когда вузы конкурируют между собой, поэтому должно быть единение – это очень важное условия развития любого вуза. Показателем доверия и будет голосование. Все было демократично, открыто… Почему сняли Гайнутдинова? Комиссия приняла такое решение. И она не объясняет почему. Ну что тут сделаешь… На ученом совете задавали этот вопрос, но он ответил так же. Объяснения, по сути, нет.

230.jpg

Сергей Михайлов – проректор КНИТУ-КАИ по науке и инновационной деятельности:

- Вариант, что выборы не состоятся, не рассматривается. Народ устал уже. Думаю, кандидатура Гильмутдинова наиболее предпочтительна в этой ситуации. Есть определенная справедливость в том, что должен прийти неординарный человек, который ставит задачи. Но как он сможет сплотить коллектив и управленцев в реализации этих задач? Вот это вопрос ближайших месяцев. Он умный человек, сам ставит себе задачу пропитаться авиационным духом и шаги в этом направлении делает… Да, можно однозначно ответить, что смута в КАИ закончилась. Что можно отметить в выступлениях кандидатов? Сегодня нужно менять систему управления в университете. Оптимизация назрела очень давно.

Альберт Гильмутдинов – ректор КНИТУ-КАИ (с ним корреспондент«БИЗНЕС Online» побеседовал уже после выборов):

- Уверен, что смуту в КНИТУ-КАИ можно считать законченной. Но, в принципе, особого бунта и особой смуты я и не видел. Просто у людей была своя точка зрения, и они ее отстаивали. Так что это нормально. И голосование показало, что мы страницу этого периода неопределенности (я бы так назвал) перевернули.

Успел ли я пропитаться авиационным духом? Авиация, несомненно, составляет значительную часть университета, но хотел бы напомнить, что национальный технический исследовательский университет – это гораздо больше, чем авиация сегодня. Из 8 институтов КНИТУ-КАИ авиационный – один, поэтому авиация – важнейшее, но все же одно из направлений развития. Что касается духа, то дух КАИ всегда был, есть и будет.

С какого пункта своей программы начну ректорство? Все пункты будем выполнять одновременно. Все, что я сказал, это абсолютно реальные проекты, они все имеют глубокую степень проработки, и почти все они уже на выходе. Мы их переводим из плоскости идей в практическое русло, и совсем скоро они материализуются, и вы это увидите.