В ГОД В РОССИИ ПРОПАДАЕТ 15 ТЫС. ДЕТЕЙ

Вчера на вечере памяти Василисы Галицыной, который перерос в митинг, координатор движения волонтеров в Набережных Челнах Альмира Валеева заявила газете «БИЗНЕС Online», что «на самом деле количество пропавших детей в Татарстане исчисляется тысячами, мы занимаемся их поиском постоянно»: «Раньше многих воровали на органы – я не знаю, куда именно их продают, мы не отслеживаем, но этот товар везде в цене. Наверное, уже не секрет, что в роддомах покупают младенцев с теми же целями. Нам в последние год-два удалось найти живыми только двоих подростков». Цифра, прямо скажем, устрашающая. Однако мы оговорились, что пока нам не удалось получить статистку МВД, чтобы дать официальный взгляд на проблему…

Итак, что же говорят о похищениях официальные органы?

По официальной статистике следственного комитета РФ, в среднем в год по России пропадает 15 тыс. детей, то есть в день, получается, исчезает 41 ребенок. По неофициальным данным (в том числе работников фондов, занимающимся поиском пропавших детей), впрочем, в полтора-два раза больше.

Официальных данных МВД России о пропавших детях в 2012 году в настоящий момент пока нет. Но представить масштаб можно по цифрам позапрошлого года: в 2011 году органами внутренних дел были объявлены в розыск 17 898 несовершеннолетних, из них 5 147 - малолетние дети. 16 337 пропавших детей, к счастью, нашли. Увы, но при этом 52 ребенка стали жертвами преступлений.

«ПОРЯДКА 90 ПРОЦЕНТОВ ПРОПАВШИХ ДЕТЕЙ НАХОДЯТСЯ»

Похожие цифры в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» сегодня назвал Дмитрий Второв – и.о. руководителя ассоциации волонтерских организаций «Поиск пропавших детей» (Москва).

- Ваши волонтеры занимаются поиском пропавших детей по всей стране. Сколько их ежегодно пропадает?

- Ежегодно пропадает от 15 до 20 тысяч детей по всей России. В среднем, от 300 до 600 детей по каждому региону.

- Сколько-то из них находят потом, возвращают в семьи?

- Да, безусловно. Порядка 90 процентов детей находятся. Однако порядка 2 тысяч детей в год – теряются безвозвратно. Еще 1 тысяча детей гибнет по тем или иным причинам. Либо это несчастные случаи, либо убийства.

- Наши правоохранительные органы справляются с поиском пропавших детей? Насколько отвечает действительности общественное мнение о халатном отношении полицейских к поиску детей? Люди просто не верят, что в полиции занимаются поисками пропавших. Без волонтеров возможно в принципе найти детей или нет?

- Нет, ну, полиция, конечно, занимается поисками. Более того, большую часть пропавших детей находит именно она. За два года мы отработали порядка 800 заявок, т.е. нашли 800 детей. А если учесть общее число пропавших и найденных, сами понимаете – порядка 12 тысяч детей находят именно полицейские. Большое количество пропавших ложится на их плечи.

Другое дело, что да, безусловно, встречается и халатное отношение к поискам пропавших детей. Но это существует у нас везде. Впрочем, последний год у нас ведется активная работа с Главным управлением Уголовного розыска МВД РФ. У нас есть теперь выход и возможности повлиять на следствие, повлиять на оперативника, если он не выполняет должным образом свои обязанности.

«ТАКОГО РОДА ПОХИЩЕНИЯ, КАК В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ, БЫВАЮТ ОЧЕНЬ РЕДКО»

- Дмитрий, по вашему опыту, каковы причины пропажи или похищения детей? Почему они пропадают?

- Основная масса детей – это самовольные уходы из дома. Дальше идут несчастные случаи. И, соответственно, эксплуатация детей, как сексуальная, так и трудовая – когда детей насильно заставляют заниматься каким-то трудом, извлекая из этого выгоду (в частности, попрошайничеством).

- Как часто происходят трагедии, аналогичные похищению и убийству Василисы в Набережных Челнах?

- Это единичные на самом деле случаи. Такого рода похищения, как в Набережных Челнах, бывают очень редко. В прошлом году, если не ошибаюсь – если не брать похищения родителями (когда мать похищает ребенка у отца или отец у матери) – было всего три подобных случая на всю страну.

«УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ЗАВОДИЛИСЬ ТОГДА, КОГДА БЫЛИ КАКИЕ-ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОБУЖДАЮЩИЕ ВОЗБУДИТЬ ИХ…»

Однако если верить следственному комитету РФ по РТ, в Татарстане случаев пропавших или похищенных детей мало. Следует отметить, что у республиканских силовых ведомств корреспонденты «БИЗНЕС Online» запросили статистику о пропавших детях еще несколько дней назад, но смогли получить ее только сегодня. То ли ее так долго «согласовывали» до «нормальных» значений, то ли такой статистики в органах попросту не было… В век компьютерных технологий оперативность наших органов выглядит просто удручающе – в этот момент думаешь, а как они людей ищут? В таком же неспешном темпе, не дай Бог…

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник руководителя республиканского управления следственного комитета (СК) Андрей Шептицкий, за прошлый год в Татарстане зафиксировано всего два случая пропавших несовершеннолетних девочек. «В 2012 году по Татарстану возбуждалось два уголовных дела по двум несовершеннолетним девочкам, но они обе нашлись потом. Все живы-здоровы оказались. Но это девочки-подростки, 14 - 15 лет, а не совсем уж маленькие девочки», - заявил он.

Однако Шептицкий заметил, что в статистику пропавших детей могли войти далеко не все дети. На вопрос сомневающегося корреспондента «БИЗНЕС Online», каким образом по всей России ежегодно исчезают в никуда по 2 тыс. детей, пропадают и находятся дети десятками тысяч, тогда как в Татарстане официально зарегистрировано лишь две (!) пропавших, а затем найденных девочки – представитель СК заявил, что «ну, эти тысячи детей – они же находятся потом!»

- Может быть, исчезало и больше, но возбуждалось только два уголовных дела, - уточнил Шептицкий. – Потому что, видимо, остальные дети к тому времени, когда могли возбудить уголовные дела, они уже находились! То есть, обращения, может, и поступали о пропаже детей, но потом они просто нашлись. Дело могут возбудить, если детей нет достаточно долго. А общее число пропавших детей по Татарстану за 2012 год, которые все были найдены, я даже не могу вам назвать. Мы такой статистики не ведем.

- Правильно ли мы понимаем, что уголовное дело заводят только тогда, когда пропавшего ребенка нет достаточно долго?

- Да нет, не всегда. Уголовные дела заводились тогда, когда были, скажем так, какие-то обстоятельства, побуждающие возбудить их… Статистику по несовершеннолетним мы вообще передали только сейчас, поэтому не могу вам сказать, сколько случаев пропавших детей было, скажем, за последние 5 - 6 лет.

- По неофициальной информации, в Татарстане пропадают ежегодно «тысячи детей». Как бы вы прокомментировали эту цифру?

- Что значит «пропадают»?! Ну, да, ребенок может потеряться, потом найтись. Мы же говорим с вами о криминальных случаях, о случаях возбуждения уголовных дел.

- В следственном комитете трагический случай с Василисой Галицыной в Набережных Челнах считают рядовым случаем похищения и убийства ребенка исходя из татарстанской уголовной хроники, или для вас это тоже «из ряда вон»?

- Конечно, из ряда вон! Ничего такого даже и близко у нас не было…

443 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ТАТАРСТАНЦА УШЛИ ИЗ ДОМА В ПРОШЛОМ ГОДУ

Впрочем, под конец разговора с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шептицкий все же вспомнил похожий случай, но имевший место, по его словам, уже в январе этого года: «Мужик похитил 13-летнюю девочку, убил ее и повесился…». Видимо, в СК все-таки вспомнили трагический случай с 13-летней Алиной Гилемхановой, которую похитил и зарезал друг ее матери Радиф Латыпов, затем повесившийся рядом: тела обоих нашли в лесах Марий Эл. Должны заметить, официальная информация об этом прошла в СМИ еще 18 ноября 2012 года. Получается, статистика следственного комитета по РТ, мягко говоря, грешит неточностями и неполна…

Более правдоподобную картину «БИЗНЕС Online» предоставил Максим Костромин - заместитель начальника пресс-службы МВД по РТ. По официальной статистике министерства, в 2012 году было 443 случая самовольного ухода несовершеннолетних из дома. В том числе непосредственно из дома - 276 случаев. Из госучреждений - 167 случаев. Из 443 ушедших детей были найдены 432 подростка. То есть 8 – исчезли безвозвратно… Всего в Татарстане числятся в розыске 11 несовершеннолетних детей.

В целом в 2012 году были объявлены в розыск в Татарстане 1 453 без вести пропавших (и детей, и взрослых). Нашлось из них меньше половины – 633 человека.