УЖЕ НЕ ТАК ВОСТРЕБОВАНЫ ТАЛАНТ, ОПЫТ, ЗНАНИЯ…

Многие телеканалы, издания и сайты, просто живут в полнейшей безвестности. С тиражами в несколько сотен экземпляров, с десятком интернет-посещений в сутки. Есть те, которые завлекают исключительно «клюквой», порнухой или криминалом, бытовыми скандалами из жизни известных людей. Тоже неплохо живут иногда. Одни хвалят заказчика до потери пульса – за оплату в соответствии с PR проектами, другие поливают и разоблачают – тоже по заказу за немалые деньги. Правда и кривда стали продаваться, особенно перед выборами – в райсовет, в гордуму и выше.

В каждом райцентре – свой телерадиоцентр, от Москвы до дальних окраин расходится огромное количество государственных, общественных, частных СМИ. Еще через спутниковые тарелки в отдаленную деревню транслируются передачи сотен каналов, в городах к ним пристраивается кабельное телевидение. Киоски с красивыми журналами, газетами переполнены. В почтовые ящики подбрасываются бесплатные газеты и рекламные листовки общим весом в 5-6 кило на каждый дом в неделю.

Теперь уже не так важно, кто и что говорит и пишет. Каждый читает, слушает и смотрит только себя и своих знакомых. Развитие новостной инфраструктуры сопровождается деградацией аудитории и самих журналистов. Профессия журналиста кардинально меняется, уступая политтехнологии, PR менеджерству, связям с общественностью и рекламе. Уже не так уж востребованы талант, опыт, знания, умение анализировать и мыслить. Подсмотрел, послушал, расшифровал и – в эфир, на полосу.

СМИ РАЗМНОЖАЮТСЯ, А ПРОФЕССИЯ ЖУРНАЛИСТА УМИРАЕТ

Усиливают информационный шторм популярные социальные сети. Каждый может открыть свою страницу в «Живом Журнале», vkontakte, Faсebook и других сетях. Любой может сам по себе может стать владельцем нескольких медиаресурсов. У каждого в распоряжении огромное количество нужных сайтов и порталов. И в этих джунглях, проросших на дне информационного моря, где водятся акулы, щуки и всякая камбала, пробираются еще просветительские, национальные издания, бумажные, электронные, успешные и не очень, государственные и частные. И у каждого – свои герои и антигерои, великие и пустяшные события.

Перегрев мозгов происходит в условиях лающего словесного потока с использованием всяких там «фьючерсов», «мерчендайзеров», «отрицательного баланса в начале торгов» и прочей иностранной трескотни. Информационные выпуски огромной страны непременно начинаются срочным сообщением об аварии в каком-нибудь поселке, убийстве, пожаре, взрыве или бытовым преступлении, иногда двумя-тремя ЧП. Не сразу доходит очередь до президента или премьера, парламента… Но не факт, что в официальном блоке обнародуется что-то очень важное, помимо банальной фразы большого начальника на какой-конференции. Грустно сознавать, что СМИ размножаются, а профессия журналиста постепенно умирает. Рабочая версия о том, что мы превратились в утопленников информационного моря почти ни у кого из читателей первой части не вызвала протеста. Значит, она недалека от истины.

КАКИХ ТЫ БУДЕШЬ КРОВЕЙ

На политсборах, особенно в интернете, принято вешать ярлыки, попрекать происхождением человека, политическими взглядами. Бывало, унижали, расстреливали попов и мулл, дворян и мурз, возвышая атеистов, рабочих и крестьян. В форуме под первой частью этой публикации на меня так же обзывали, как обычно принято в последние десятилетия: бывший коммунист и одновременно агент западной политики, разрушитель страны. Это нормальная, типичная картина. Не менее 80 процентов взрослого населения выросли в советской школе. Я тоже был комсомольцем, членом 20-миллионной партии, по Конституции названной руководящей силой страны. Истинная правда - работал в газетах ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, куда брали далеко не самых худших. Сам Михаил Горбачев, его главный идеолог Александр Яковлев имеют огромный стаж работы на самой верхушке партаппарата. Систему могут изменить лишь те, кто возьмется за это, находясь на вершине власти и управления. Иначе жить бы нам сейчас по правилам Сталина и Суслова.

Как и миллионы других сограждан, я с волнением встретил горбачевскую перестройку, которую сейчас презирают и ругают многие, включая тех, кто имеет фирмы и акции, отдыхает за рубежом, часто покупает автомобили и пользуется благами свободной торговли. Я тоже был рад тому, что удалось свалить авторитаризм и сейчас тоже не восторге от поппыток вертикализации власти.

Да, я работал на госдеповском радио “Азатлык” (туда тоже не самых слабых отбирали) и вместе с зарубежными татарами собирал и распространял правду о своем народе, о его интеграции в российское и мировое сообщество.

Весьма велика часть населения, “отравленного” демократическими ценностями и западным складом мышления. И контактировавшего с лицами из проклятого “госдепа”. Лично я никогда в США не был и теперь вряд ли побываю там, в отличие от антизападных “патриотов”. Такая неоднозначная штука - политическая самоидентификация! И к любым ярлыкам надо быть готовым всегда.

СЛУХИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫ

Мурат Сиразин - депутат парламента Татарстана 90-годов, думающий бизнесмен с широким кругозором, в форуме под первой частью этой статьи исключает возможность влияния региональной прессы. Тем более татарской. Мол, кто будет ее читать. На этот раз Мурат ошибается. И не только он. Слухи о смерти газет, особенно татарских, преждевременны. Считается, что национальная пресса заведомо убыточна. И реклама на ней считается неэффективной. Потому и приходится дотировать такие издания.

И тиражи маленькие. Однако! Часто они превосходят русскоязычные, в том числе федеральные издания в части подписного распространения превосходят. Вот данные подписки, согласно публикации в «БИЗНЕС Online». Они доказывают, что бумажную прессу, особенно национальную, читают немало народу. А ведь одну газету в течение недели читает вся семья и даже соседи!

Подписной тираж еженедельника «Безнен гәзит» в новом году вырос на 2 тысячи экземпляров и составляет почти 20 тыс. экземпляров. Несколько независимых татарских газет («Акчарлак», «Татарстан яшьләре», «Ирек мәйданы») и без дотации довольно успешно держатся на рынке, набирая 25 - 35 тысяч экемпляров. У них подписка стабильна, хотя и снижается плавно, медленно. И это совершенно понятно – ведь увеличилось число изданий-конкурентов. Только эти четыре татарских изданий набирают более 100 тыс. экземпляров.

Многие учредители обеднели, гуманитарные организации, творческие союзы ресурсов не имеют. Не только национальные, но и русские, даже прославленные общероссийские толстые журналы, еле дышат с тиражом 4 - 7 тысяч экземпляров. Вот это настоящий парадокс.

ПРЕССА - ПАРТИЙНАЯ КОРМИЛИЦА

У национальных изданий есть серьезное оправдание - в связи с глобализацией уменьшается число читающих по-татарски. Таких уже меньше половины, особенно в городах Татарстана и российских регионах. Но в этом заключается жуткий парадокс. Национальная пресса лет 30 назад набирала около 2 миллионов подписчиков. Сейчас государственные журналы рады 3-5 тысячам подписчиков, главные газеты мечтают о 15-20 тысячах.

Издательство Татарского обкома КПСС уважало национальную прессу, особенно татарскую! Все штатные единицы, финансовая отчетность были завязаны с управлением делами ЦК КПСС, владевшим всеми газетно-журнальными издательствами. В советское время, когда «губилось» национальное образование, «чахла» культура, наблюдалась феноменальная массовость татарских концертов в республике и регионах СССР. А татарские издания благодаря высокому тиражу приносили издательству доходы, сопоставимые с суммами партийных взносов! Ежегодно в сентябре перед подписной компанией из ЦК поступали контрольные цифры на уровне прошлого года, чтобы не допускать снижения подписки. А они не снижались, а наоборот, росли!

Так что строительство нынешнего газетно-журнального издательства на улице Декабристов во многом стало возможным благодаря журналу «Сөембикә» (тираж -600 тыс. экз.), «Чаян» (тираж - 800 тыс. экз.) и другим высокорентабельным изданиям. Татары республики и Советского Союза любили читать свои газеты и журналы, им не хватало этнокультурной продукции! Особенно за пределами ТАССР. Помню, в годы перестройки газета «Татарстан яшьлэре» печаталась тиражом 200 тыс. экземпляров, из них 60 тыс. получали в Башкирии. Сейчас это представить трудно.

«Пионерская правда» была самой большетиражной газетой Советского Союза. Так же высокоэффективной была «Комсомольская правда». Я работал при главном редакторе Геннадии Селезневе, впоследствии 10 лет председательствовавшем в Государственной думе России. «Комсомолка» печатала с продолжением репортажи «Таежный тупик» Василия Пескова о староверах сибирской глубинки, именно тогда тираж достиг до рекордного уровня - 21 млн. экз. Староверка Агафья Лыкова, до сих пор живущая на заимке под Абаканом, не один год помогала газете набирать миллионные тиражи и тем самым пополняла партийную кассу.

АГИТАТОРЫ ТОЖЕ ПРИНОСИЛИ ДОХОД

Деньги от пропагандистской машины тоже шли в партийную кассу. «Блокнот агитатора» выходил отдельным выпуском на татарском и русском языках исключительно для идеологического актива и этот сугубо отраслевой ведомственный журнал набирал подписной тираж в 10 тыс. экземпляров. Сейчас об этом показателе даже самые массовые республиканские журналы могут только мечтать.

Если задерживался очередной выпуск методического издания, агитаторы, культработники, профсоюзные деятели и парторги приходили в редакцию за данными для доклада к политическим праздникам. Приходилось давать им черновики или листы корректуры. Политическая или экономическая информация, статистические данные, нужные для политических бесед, были более востребованы, чем выгода от подписных тиражей. Вот вам и «застой»!

Да, теперь много каналов информации, различных мнений достаточно. Запретов нет. Но издания типа старковских «Аргументов и фактов» времен перестройки до сих пор нет, во всяком случае, в Татарстане. И агитаторского карманного издания нет.

Поэтому с политическими и экономическими аргументами и фактами сейчас туговато. Активистам, журналистам приходится подпевать полужелтым, политтехнологическим изданиям и сайтам, считающимся федеральными. Они оперативнее, ярче, но они вовсе не обязаны про Татарстан говорить реальную правду. Вот поэтому среди важнейших событий ушедшего года можно было встретить и федеральные выборы, и мнимый конец света, который был «запланирован» на всю страну и планету, даже Вселенную!

КАК ДВУЯЗЫЧНЫЙ ЖУРНАЛ СТАЛ КОРМИЛЬЦЕМ

Многие помнят историю с открытием молодежного литературно-художественного журнала «Идель». Секретарь ЦК КПСС В.Медведев на отчетно-выборную партконференцию привез бумагу, разрешающую открыть молодежный журнал, о котором мечтали десятилетиями. А денег и лимитов на бумагу, типографских мощностей не приложили. Нашлись деньги, которых хватило на зарплату в первые месяцы, когда журнал еще не выходил, и то в порядке исключения, благодаря отдельным руководителям (помню, вице-премьером тогда был Мансур Хасанов, первым секретарем обкома Гумар Усманов). При поддержке Союза писателей РТ и обкома комсомола (им руководил тогда нынешний председатель бюджетного комитета Госсовета Мурат Гадыльшин) мы зарегистрировали первый в СССР (шел 1989-й год) журнал на собственном балансе в статусе малого предприятия, то есть не входя в структуру единственного газетно-журнального издательства. Экземпляр журнала стоил 40 копеек, при тираже 60 тысяч, а потом 125 тысяч экземпляров мы крепко встали на ноги и главный редактор мог премировать лучших, даже спонсировать гуманитарные проекты!

Подчеркиваю – это был убыточный со всех сторон проект, ведь журнал выходил отдельными книжками на двух языках, был иллюстрированным, татарским, с этническим и просветительским контентом. Но все равно он сразу стал прибыльным, и мы жили вольготно, пока отдельно для нашего единственно негосударственного издания не повысили почтовые расходы в 4 раза. Когда я ушел с поста главного редактора и директора, журнал, как и полагалось, взяли под крыло минпечати, которое, став соучредителем, стало финансировать социально значимый журнал. Сейчас «Идель» выходит в том же порядке, что и остальные такие издания. Теперь настроения другие – сфера эта стала радикально убыточной. Что-то изменилось на информационном рынке и в политике. Значит теперь нужно заново разобраться с ситуацией по информационному продукту, с его материальным и идейным «весом».

РЕКЛАМА ТОЖЕ НЕ ВСЕГДА СПАСАЕТ

Сейчас в моде реклама – двигатель торговли. И она двигает не только торговлю, но и журналистику. Я решил проверить, как работают провода и трубки этого движка.

Недавно рядом с торговым центром “Новинка” на улице Короленко бизнесмены построили частный спортивно-оздоровительный комплекс (название не называю по понятным причинам). Бассейн с уникальным суперсовременным оборудованием и баня с 7 (семью!) различными саунами. Поскольку вокруг этого объекта таких “мокрых мест” навалом, встает нешуточная задача раскрутки бассейна и бани европейского уровня. Я был настолько очарован чудо-бассейном, что решил позвать коллег-журналистов, чтобы пообщаться в современном формате.

Обошел интересные для себя редакции, позвал главных шефов на импровизированную презентацию с бесплатным посещением объекта. Я предупредил, что коммерческую информацию писать не надо. Если захочется что-нибудь написать или когда-нибудь пригодятся данные о социальном аспекте проекта – на здоровье. Коллеги задавали вопросы специалистам, детально, подробно, во всем разобрались. Речь шла об открытии бассейна европейского уровня – с чистой без запаха хлорки водой, множеством гидромассажей, а так же уникальной бани с русской парилкой, турецким хамамом, финской сауной, снежно-ледяной камерой, инфракрасным излучением, соляным морским воздухом – и все это за цены, не особенно превышающие других аналогичные фирмы. То, что это великолепие адресовано не заезжим чемпионам, а обычным жителям столицы Универсиады – социальная новость. Одним из первых комплекс посетил президент республики Рустам Минниханов, показал своим «спецам» пример супертехнологии, чтобы те использовали опыт на объектах Универсиады.

Главным редакторам и корреспондентам объект понравился, многие даже попробовали поплавать и попариться. Но за исключением одной редакции, ни одно СМИ не дало информацию об уникальном объекте и патриотическом порыве бизнесменов, которые вложили сотни миллионов рублей на сооружение уникального комплекса без гарантии на скорую отдачу. Все затребовали договор на рекламу. Хозяева согласились – ладно, заключим договор. Заплатить они могут. Но кому? Действительно, какая газета или сайт, телерадиоканал обещает успешную продажу товара или услуг? Рекламных площадок много, у всех – расценки крутые. Но за эффект не ручается никто.

Считается, что такой-то телеканал или спутниковый телересурс могут вызвать рост продаж. Но и это тоже не факт! Не всегда и не все товары они могут раскрутить. Получается, что сначала рекламодателям надо устроить конкурс или тендер среди каналов СМИ, а уж потом выбрать лидирующий канал информации. Похоже, рекламный рынок, родившийся недавно, буксует или близок к развалу. За исключением 2-3 каналов-монополистов, в медиабизнесе никто не может верить в стабильный успех.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПО РЕГИОНУ И ПО КРОВИ

Когда теряются ориентиры и стрелка компаса бешено крутится, человеку нужно вспомнить, кто он, где находится в пространстве, и в какое время происходит событие. А потом припоминается, что тебе нужно было еще надо. И что нужно сейчас. Особенно я полагаюсь на коллективное сознание. Есть сообщество татарстанцев, как и, например, архангелогородских поморов, бакинцев и киевлян, жителей смоленских земель.

Возьмем не пустые для наших земляков понятия. Татарстан, "Рубин" - "Ак Барс" - КАМАЗ, Кремль, Болгар, Свияжск. А еще Державин, Лобачевский, Толстой, Тукай, Сайдаш, Джалиль, Губайдуллина, Рахлин, Жиганов… И настоящие русские интеллигенты, замечательные композиторы В.Виноградов, А. Ключарев, основавшие профессиональную татарскую музыку.

А еще есть этническая и религиозная общность, которая подтягивает, контролирует и консолидирует. Мне стыдно, когда вижу ленивого или пьяного татарина. Мои уши краснеют, когда узнаю, что в Азнакаево отец и сын подрались по пьянке до поножовщины и смертоубийства. Или когда бывшая татарка из Казани заказала собственного мужа – самарского бизнесмена. Хоть и не бывает национальности у преступников, мне не безразличны пьяницы, бандиты и всякие уроды татарской национальности. Пить, шагать с папироской по улице татарин раньше не мог. Его сразу заклевали бы земляки старшего возраста, начиная с муллы. Лет сто тому назад это было немыслимо! А сейчас это норма - доурбанизировались!

Коллективное сознание, принадлежность к какому сообществу объединяют людей. Сейчас это видно по не всегда адекватному поведению футбольно-хоккейных фанатов. Или любителей рок музыки. Лет 25 назад четыре работника прокуратуры напились от радости, когда пойманный ими людоед из-под Казани не оказался лицом татарской национальности. Они не хотели быть похожим на каннибала. Сейчас, пожалуй, сознание изменилось, наверное, пришло поколение городских «интернационалистов» и на этнический аспект преступников вряд ли обращают внимание. Однако в душе каждого где-то таится чувство гордости или стыда за свой город и село, за свое учреждение и, да простит меня прокурор Кафиль Фахразиевич Амиров, непременно влияет на внутреннюю позицию человека, будь он журналист или следователь!

ШЕСТИЛЕТНИЙ ГРАЖДАНИН: “ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ”

А разве не может случиться потеря идентификации, если уже аудиовизуальный, информационный продукт со всего мира мелькает перед глазами ребенка с младенческого возраста? Красивые мультики, фантастические фильмы, динозавры,страшные истории, звездные войны, а потом любовные грезы, эффектные клипы, детективы, - они гораздо привлекательнее, чем желтая брошюра, обшарпанная доска объявлений возле клуба, или бабушкины нравоучения.

“Это моя жизнь! И сам я решаю, что делать!” - сказал мне шестилетний мальчик Тимур, не выпуская из рук айпад, по которому он смотрел мультфильм, поглядывая еще на экран телевизора. Столь мощную формулировку самозащиты я не слышал никогда. Как-то не догадывался, что моя жизнь принадлежит мне. Но эту истину не пускал в ход, споря со старшими. По-моему, это довольно вольная трактовка личных свобод. Для нас, контуженных чувством ответственности, важнее другие заинтересованные лица – семья, коллеги, государство... А мальчик где-то услышал эту формулу или сам скомбинировал по ситуации. Его уже не удовлетворяют темпы и объем информации из одного источника. Тем более он видит, что взрослые, по ходу разговора отправляют SMS-послания по мобильнику, проверяют через смартфон электронную почту и разглядывают любимые сайты. Самое любопытно - мальчик не хотел идти гулять и даже поход в кукольный театр его не привлекал. Потому что современная техника ему доставляла больше зрелищ и не отпускала.

Как будут справляться с ним родители и учителя, которых он очень скоро обгонит в информированности? И как ему объяснять корни родословной, с каких краев бабушки, дедушки, какой регион, какая страна и какой народ его породили и считают своим.

Может это и неважно – какое имеют значение дом, улица, страна, давние предки и национальные традиции? Я не готов к тому, чтобы мои потомки превратились Человека Планеты, штамповонного пластикового солдатика. Всех нас от муравьиной семьи и стада баранов отличают семейная, этническая, региональная, социально-политическая идентификация, самобытность и самовыражение. Даже пчелиный рой и стадо имеют свою форму самоидентификации! А люди спешат с ней расстаться.

Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ

Это наверное уже вчерашний день – квасной патриотизм, общечеловеческие интересы, потребности страны, заступничество за народ по примеру некрасовского Гриши Добросклонова. Помыслы в духе Белинского, Добролюбова, Солженицына или Галимжана Ибрагимова, назидательная публицистика и правдоискательство с точки зрения высшего разума – все это выглядит анахронизмом. Подумалось: больше не буду так писать. Тексты журнального формата в интернете неудобны (хотя в Сети попадаются даже книги!). И думать таким образом, как сейчас, не принято. Постараюсь мыслить иначе. Действительно, публицистика, общественный интерес, отстаивание правды и общего прогресса сейчас действительно выглядит смешно и наивно. Мне стыдно и неудобно перед подрастающими внуками. Еще не все потеряно: я пользуюсь айфоном, айпадом, имею тысячу друзей к социальных сетях, электронную почту проверяю каждые 2-3 часа и даже веду свой сайт с видеозаписями. Должно получиться, присториться к ритму нового времени.

Не хочется выглядеть как ветераны гражданской и Великой Отечественной войны, которых приводили к нам на пионерские линейки и комсомольские собрания по большим праздникам, чтобы они шепеляво рассказывали про пережитые ими трудности, впрочем крайне редко вызывая восторг или внимание. Понимаю, что теперь журналист должен выдавать точные факты, свежие и броские, желательно сенсационные. Иначе не будет рейтинга, тиражей и рекламных денег.

Догадываюсь, что мы должны уйти, замолчать. Эти горькие истины иногда вбиваются в интеллигентные головы безработицей, унижением и бедностью.

Я тоже без иронии воспринимал героев прошлой эпохи в галифе (это такие брюки для офицеров с торчащими по бокам штанинами, заправляемые в хромовые сапоги), а так же пожилых любительниц концертов и спектаклей в барзатных платьях и модных шляпках из прошлого века. Не исключено, что и на самого меня иногда смотрят ошарашенно – если оденешься в костюм и пальто российского пошива, появишься в приличном месте в ботинках отечественного производства, в очках круглой пластмассовой оправе и станешь бормотать про справедливость и нравственные ценности. И этот позор ляжет на моих взрослых детей и родственников, скажется на их престиже. Но!

НО ДОЛЖЕН ПРЕДУПРЕДИТЬ!

Да, ничего не могу поделать. Вынужден шепеляво заявить: страна и народ могут погибнуть, если потеряют свою идентичность, свое коллективное сознание! Регион, город, улица и дом, в котором вы живете, и в первую очередь, народ в опасности! Нет, не столько из-за повышения цен и безработицы, разворовывания общенародных богатств. Не только. А оттого, что если мы потеряем самосознание, не будем знать себя, своих родителей, свой город и село, регион и страну, где живем. Если потеряем интерес к тому, что и где происходит сегодня, каковы маршруты транспорта, дорожные знаки, где как учат и за сколько продают. Не полюбопытствуем, не захватила ли какая нибудь банда и ОПГ нашу улицу, предприятие.

А может кто-то уже в нас вкачал психотропное средство или мы сами ударились об стенку. В “Комсомолке” в конце января вышла статья про некоего жителя Свердловской области, потерявшего память. Он помнит свою профессию мастера по ремонту компьютеров, поездки за границы, даже некоторых друзей по социальным сетям, но не помнит адрес, свое имя и родню. Некоторые полагают, что возможно субъект пострадал от однократного применения наркотика, вызывающего локальную амнезию. Не исключено, что крыша соскочила из-за компьютерного перебора.

Потеря идентификации налицо и она не случайна. Это может случиться с каждым. Помните айтматовского Манкурта – парня, которого враги в плену лишили памяти, зажав его череп высыхающей верблюжьей шкурой? Он знает хозяина, пасет овец, мечтает лишь о высокой, как у хозяина, папахе, и ничего больше не знает и не хочет. В фильмах и спектаклях особенно выразительны сцены, когда зомбированный тип убивает свою мать, боясь, что она снимет с его головы верблюжью шкуру, вросшую в череп плоть до мозгов.

Точно так же мы повторяем историю о терактах, и вся махина информационной индустрии раскручивает простенький сюжет или хит-парад страшных новостей, забывая обо всем на свете. Я не называю, какое именно издание разместило накануне Нового года 7 ярких и жутких событий как главные события года. Потому что это встречается везде, каждый день. И это зрелище страшно не само по себе. Страшно то, что такой расклад не потряс никого из десятков тысяч читателей. А так же уважаемых лиц, которым лучше знать масштабы достижений и поражений. Не исключено, что такие списки кем-то согласуются или обговариваются с друзьями хотя бы в виде неформальной консультации. Хотя последнее не факт, но все же...

ПОКА ЕСТЬ ПАРАДОКСЫ, БЕЗ ХЛЕБА НЕ ОСТАНЕМСЯ

Спрашивают, зачем писать об информационном потопе и к чему эти заметки? А к тому, чтобы удивляться парадоксам времени, обследовать факты жизни и попытаться коллективно осмыслить то, что же с нами происходит. От этого отрекаться невозможно и не хочется.

Есть люди, которые гордятся, что не читают газет, не следят за новостными выпусками ТВ и радио. Или на экране, мониторе компьютера смотрят только развлекательные клипы и прикольные кадры. Это нормально? Такую банальную и фантастическую ситуацию надо изучать с цифрами и экспертами. Парадоксы интересны же, не правда ли?

Вот официальная средняя зарплата в республике 22400 рублей месяц. А получающих именно такую сумму – очень мало. Потому что это среднестатистическая сумма. Кто-то получает 15 тысяч, и их много, кто-то 90 тысяч или миллион. Разобрать и обсудить по отраслям было бы интересно.

Или другой парадокс. Человек в школе и институте иностранный язык учит лет 10 - 12, а говорить могут от силы каждый десятый. Еще хуже ситуация с татарским языком. А ведь огромная масса времени и денег потрачено.

40 процентов работников работает не по специальности. Сотни тысяч молодых людей дипломами экономиста, юриста, учителя, дипломата идут торговать на рынок к хозяину, или стоят на бирже труда, или просто лежат дома. А на заводах, стройках не хватает работников массовых профессий неплохой зарплатой. Я ни разу не читал и не смотрел ни одну историю про яркого современника, который реализует себя просто на работе.

Типичные герои экранов и газетных полос – сыщики, менты, бандиты, проститутки, эстрадные звезды. И каждые три минуты видишь - убийство, пытка, перестрелка, рукопашная схватка, взрыв... Так что не надо удивляться взрывам и заказным убийствам предпринимателей, юристов и даже представителей духовенства. Войны и бедствия сначала начинаются в сознании, выливаются в слова, а потом превращаются в конкретные действия.

Пришло время, когда о базисе и надстройке нужно высказать в 1,5 страницах или за 2 - 3 минуты. Иного не терпят объемы и скорость информационного потока. Может еще не утонем в современном океане информации, правды и вранья? Может, прорвемся, всплывем? Если бы не было такой надежды, не стоило и затевать этот разговор. Или я ошибаюсь?

Римзиль Валеев