DSC_0465.jpg
По словам Натальи Кропотовой, средний показатель по всем экономическим характеристикам по Челнам показал рост на 8,6%, что выше среднего по республике на 2,6%

«ТОРГОВЛЯ – БАРОМЕТР БЛАГОСОСТОЯНИЯ»

На участие в мероприятии зарегистрировались 328 человек – в основном студенты, депутаты горсовета и руководители бюджетных учреждений. Первой с докладом выступила Наталия Кропотова – начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства. Она предложила краткий анализ городской экономики за текущий год и озвучила прогнозы на период до 2015 года. Планы основаны на текущих тенденциях и прогнозных данных организаций города.

По словам Кропотовой, средний показатель по всем экономическим характеристикам по Челнам показал рост на 8,6%, что выше среднего по республике на 2,6%. Градообразующее предприятие КАМАЗ планирует выпустить в этом году 48,5 тыс. грузовиков, что на 7,3% больше прошлогоднего объема. После модернизации и перехода на новый модельный ряд объем выпуска продукции еще более пойдет в рост и составит к 2015 году 65 тыс. машин, на 33,6% больше, чем нынче. Доходы населения по итогам этого года вырастут на 11,6%, рост реальной зарплаты составит 8,2%, и в декабре челнинцы будут получать в среднем 23,5 тыс. рублей.

Ввод жилья по плану, озвученному Кропотовой, планируется с ежегодным приростом 3 - 9%. Главной задачей муниципалитет определяет для себя привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, то есть на нужды развития малого и среднего бизнеса. За 2013 - 2015 годы ежегодный прирост инвестиций составит 4 - 7%. Этот прогноз будет обеспечен реализацией крупных проектов в промышленности и сфере строительства, заложенных в федеральные и республиканские программы.

– Торговля – барометр благосостояния населения, – продолжила Кропотова, – мы прогнозируем ежегодный прирост розничного товарооборота на уровне 6,5 процентов в соответствии с дальнейшим увеличением доходов населения и развитием потребительского кредитования. Ежегодный рост среднедушевых доходов в 2013 - 2015 годах по прогнозу составит в среднем 18 процентов. Рост будет обеспечиваться повышением зарплаты в реальном секторе экономики и в бюджетной сфере, увеличением размеров пенсий и соцпособий. На 2013 год запланирован рост средней зарплаты по городу на 18,6 процента, реальной зарплаты – на 11,7 процента.

DSC_8540.jpg
В президиуме слева направо: председатель контрольно-счетной палаты Татьяна Шливе, заместитель мэра Флера Андреева, председатель бюджетной комиссии депутатов Марат Нуруллин и начальник управления финансов Альфинур Галиакберова

КОММУНАЛКА В 2013 ПОДОРОЖАЕТ НА 12%

О содержании самого проекта бюджета (о документе газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала вчераред.) аудитории рассказала начальник управления финансов исполкома Альфинур Галиакберова. Из общей заявленной суммы бюджета, равного 5,3 млрд. рублей, налоговые поступления составили 3,5 млрд. рублей. НДФЛ, представляющий собой основной источник бюджетных средств, дал на 2013 год 55,6% общего объема бюджета – в деньгах это 2,2 млрд. рублей.

Вторым по величине источником бюджета является земельный налог. Сборы по нему прогнозируются в сумме 620 млн. рублей (15,5% в структуре доходов). Говоря о расходной части бюджета, Галиакберова сообщила бюджетникам о повышении их зарплат, которые с 1 октября 2013 увеличатся на 5,5%, через год – еще на 5% и еще через год – снова на 5%. Впрочем, в тех же значениях будет проиндексирована стоимость продуктов и медикаментов в течение этих трех лет. Коммунальные услуги на будущий год подорожают на 12%.

«МИНФИН ОСТАВЛЯЕТ НАМ ВСЕ МЕНЬШЕ НАШИХ НАЛОГОВ»

Далее председатель контрольно-счетной палаты Татьяна Шливе сообщила о предполагаемом увеличении на 4,7% налоговых доходов в следующем году по сравнению с текущим, а председатель бюджетной депутатской комиссии Марат Нуруллин – об утрате своего оптимизма.

– Я всегда был оптимистом, – признался Нуруллин, – рекомендовал пользоваться кредитными ресурсами… Сегодня я не так уверен в будущем. Нас ожидают сложные времена. Я тут посмотрел: если в 2011 году из минфина РФ в город возвращалось 38,9 процента от собранных нами средств, в этом году – 32,4 процента, то в следующем от наших налогов нам останется уже 31,3 процента. При этом я не думаю, что озвученные прогнозы по росту зарплаты и объемов промышленного производства так уж оправданы. У нас один вариант – ориентироваться на бизнес как главный источник дохода. Я считаю, довести долю налогов от МСБ до 50 процентов в бюджете города, каковая цель была когда-то заявлена, вполне возможно лет за 5 - 7. Только таким путем мы сможем не только существовать, но и развиваться.

DSC_8532.jpg
Анатолий Макаров: "Муниципалитет не в полной мере использует механизм формирования и развития налоговых источников"

Завершил докладную часть Анатолий Макаров – директор челнинского филиала КФУ. Он донес до аудитории заключение экспертной комиссии экономистов вуза, которой вот уже второй год проект бюджета отдается на анализ.

– Учитывая тенденцию к уменьшению налоговых поступлений, мы считаем, что муниципалитет не в полной мере использует механизм формирования и развития налоговых источников, – сказал Макаров. – Однако в среднем, в сравнении с предыдущими годами, тренд по налоговым поступлениям выдерживается с отклонением в два процента.

Отметив более выраженную осторожность исполкома в прогнозах на будущий год, Макаров также передал замечание экспертной комиссии о непрозрачности использования средств резервного фонда (ежегодно в фонд закладывается 42,8 млн. рублей). Ни положения о нем, ни отчетов о его деятельности комиссия не обнаружила и не получила по запросу от управления финансов.

Предложения экспертной комиссии свелись к нескольким довольно неоднозначным пунктам. Во-первых, для роста доходности от НДФЛ нужно создавать новые рабочие места в туристической отрасли. В этой связи привлекательность города возрастет с созданием центра современной культуры. Под эту цель комиссия рекомендует создать отдельную городскую программу.

Целесообразной считают эксперты и разработку целевой программы по подготовке кадров «Молодой специалист», которая стимулировала бы выпускников оставаться работать в городе. Кроме того, недостаточно рационально, по мнению комиссии, вовлечено в формирование бюджета муниципальное имущество, основной источник неналоговых доходов.

DSC_8543.jpg
Главный по строительству Рафар Шакиров отвечал на вопросы в рамках 5 миллионов

«ИЗВИНИТЕ, ДЕНЕГ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО»

В этом году и аудитория проявила некоторое участие в финансовых вопросах города. В частности, в президиум поступили две записки: просьба построить тротуары с велосипедными дорожками вдоль одного из комплексов города, и просьба депутата выделить деньги на расширение внутриквартальных дорог в его округе. Ответы на эти, как и на последующие вопросы строились по простому принципу: если и насколько просьба соответствует обсуждаемой бюджетной программе, настолько автор вопроса может рассчитывать на кассу города. Если же строительство в проект не заложено – ответчики просто повторяли уже озвученные цифры, добавляя: «таким образом, на ваши цели денег в бюджете 2013 года не предусмотрено». Разнообразие вносила отсылка к допдоходам – вопросы, необходимость решения которых была слишком очевидна, могли рассчитывать на дополнительную ремарку: если что, профинансируем из допдоходов. Этот универсальный ответ был дан и депутату Уелу Хусаинову по поводу финансирования проекта ливневки, и анонимному голосу из зала, поинтересовавшемуся возможностью поддержки молодежной ипотечной программы.

Сразу четыре предложения внес с места депутат от КПФР Ильдус Камалов. Он запросил 5 млн. рублей на разработку проектной документации дворовых парковок, что давно обсуждается в горсовете. Еще 3 млн. рублей депутат попросил на регулярную перевозку диализных больных в центр гемодиализа – этот вопрос лично Камалов регулярно поднимает в течение двух лет. Рекомендовал он увеличить и финансирование расширения внутриквартальных дорог – смежную с парковками проблему, порождающую настоящие дворовые войны пешеходов и автовладельцев, а также последних между собой. В бюджете на эти цели заложено 9,6 млрд. рублей, на что, по подсчетам Камалова, в рамках обновления городских проспектов можно было в минувшие два года закрыть не больше 100 метров магистральной дороги. Отчислять на «внутрикварталки» по мнению депутата, следует минимум в пять раз больше. Напомнил коммунист и о вечной летней теме – ежегодном уменьшении талонов на льготный проезд к дачам.

На все депутатские просьбы о деньгах ответил Нуруллин:

– Вы помните добрую традицию: каждый квартал мы собирались и 100 - 250 миллионов допдоходов распределяли на текущие цели? В этом, вроде бы достаточно благополучном году – вы заметили? – мы ни разу допдоходы не делили. И налоги, как видите, оставляют желать лучшего.

DSC_8531.jpg
Из 328 человек основную массу дали студенты КФУ и ИЭУП

«РАСХОДЫ НА АППАРАТ ИСПОЛКОМА МОЖНО СОКРАТИТЬ НА 30 ПРОЦЕНТОВ!»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» после слушаний поинтересовался у Камалова, откуда депутат предлагает изыскать средства на финансирование озвученных им целей.

– Нужно оптимизировать кадры городского аппарата, – ответил Камалов. – Все проблемы районов должны решать районные администрации, а не специалисты городского исполкома. Пока этого нет, у нас функции городского и районных исполкомов дублируются. Когда я работал префектом, мы такую работу проводили. Количество сотрудников сокращалось значительно. Городской исполком не должен решать текущие проблемы – только стратегические задачи. Я анализировал статистику – у нас из года в год управленческие затраты растут, хотя формально проводятся какие-то сокращения. Это ведь не только зарплата, это и обслуживание занимаемых помещений, и прочие расходы. В прошлом году я предлагал конкретную концепцию кадровой оптимизации, выходило сокращение соответствующих расходов примерно на 30 процентов.

О том, что оптимизация, собственно, проводятся, из президиума во всеуслышание напомнил Нуруллин: сокращение аппарата на 20% идет в соответствии с распоряжением президента РФ. С другой стороны, делегат от экспертной комиссии Макаров тоже доносил вопрос о целесообразности существования, например, исполкомовского отдела госконтроля в области долевого строительства: функции его весьма ограничены регламентом, а на содержание прописано в проекте бюджета 3,3 млн. рублей.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» Макаров сказал о другом:

– Суть всех проблем в финансовой автономии города. У нас осталось всего два налога – на доходы физлиц и на землю, и то в урезанном виде. Но федеральное правительство не доверяет муниципалитетам, якобы дай им больше полномочий, они начнут давить на крупные предприятия. Вообще-то подобные вопросы решаются прозрачностью работы. Вот и полицию, опять же, передали на федеральное содержание – еще часть налогов ушла. Пять миллиардов для города-полумиллионника – это, конечно, хилый бюджет…