СОТРУДНИКОВ СОКРАТИТЬ - ЗАРПЛАТУ УВЕЛИЧИТЬ

С радикальным предложением выступил министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров. Во-первых, он предложил оптимизировать штат подконтрольного ведомства. Сейчас в нем работают 329 штатных чиновников и 124 консультанта, которые тоже получают зарплату за свои услуги. При этом, по мнению руководства, «текущий уровень сотрудников минкомсвязи не соответствует уровню задач, которые перед нами стоят». Никифоров хочет уже в первом квартале 2013 года снизить число сотрудников практически вдвое - до 205 человек.

Во-вторых, министр хочет увеличить годовой фонд оплаты труда. Сейчас он составляет 298,6 млн. рублей. Никифоров предлагает добавить к нему… 309,6 млн. (!) рублей. Таким образом, общая копилка может увеличиться до 608 млн. рублей.

При этом суммарная «чистая» зарплата, получаемая на руки, оставшихся после сокращения сотрудников составит 468 млн. рублей. Однако распределение этой суммы Никифоров предлагает сделать крайне неравномерным, пишет сегодня газета «Известия»: почти пятую часть этих денег должны получить всего пять человек ― сам министр и его четыре заместителя. На них придется 84 млн. рублей «чистой» зарплаты. Заработок самого Никифорова при таком раскладе вырастет с нынешних 240 тыс. рублей в месяц до 2,5 млн. рублей в месяц (30 млн. рублей в год). Два заместителя будут получать по 1,3 млн. рублей вместо 190 тыс. рублей в месяц, еще два ― по 950 тыс. рублей вместо 172 тыс. рублей.

Для сравнения: официальный доход Владимира Путина за прошлый год составил 3,6 млн. рублей, главы минспорта Виталия Мутко - 17 млн. рублей, главы минфина Антона Силуанова - 11,4 млн. рублей.

Напомним, в бытность министром Татарстана Никифоров, согласно официальной декларации, неплохо увеличил свой доход. В 2011 году он получал около 300 тыс. рублей в месяц (3,6 млн. рублей в год), в 2010 году его зарплата составляла чуть более 200 тыс. рублей, а в 2009-м, до прихода в правительство Татарстана, - и вовсе 25 тыс. рублей (0,3 млн. в год).

Добавим, что официальная зарплата его предшественника, а ныне советника президента России и оппонента Никифорова Игоря Щеголева на посту главы минкомсвязи в 2011 году составила 240 тыс. рублей в месяц (2,9 млн. рублей в год). Вообще, он наряду с Рашидом Нургалиевым был самым малооплачиваемым из министров. С 2009 года снимавший квартиру Щеголев стал собственником жилья в столице только к 2010 году.

НИКИФОРОВ ВЫБИВАЕТ СЕБЕ ФОНД В $5 МИЛЛИОНОВ

Беспрецедентно - третье предложение Никифорова. Минкомсвязи намерено вынести на рассмотрение правительственной комиссии создание в министерстве специального фонда объемом 150 млн. рублей в год. Предлагается, что министр связи сам будет принимать решения о выделении из этого фонда денег для оплаты экспертно-консалтинговых услуг третьих лиц без предусмотренных законодательством конкурсных процедур.

Все эти предложения Никифоров ничтоже сумняшеся изложил своему шефу Дмитрию Медведеву и предложил осуществить «в качестве эксперимента». По информации источника газеты «Известия» в российском правительстве, Медведев счел предложение интересным и поручил своему аппарату и минфину «согласовать окончательные подходы».

Если предложение Никифорова будет принято, то с официальной зарплатой в 2,5 млн. рублей в месяц он станет одним из самых состоятельных министров в правительстве РФ (доходы членов кабмина газета «БИЗНЕС Online» публиковала в материале «Путин, министры–капиталисты и их удачливые жены»).

Однако вице-премьер - руководитель аппарата правительства Владислав Сурков отнесся к предложению казанца без энтузиазма. Как сообщил источник «Известий», знакомый с деталями совещания, Сурков заявил Никифорову: «Сокращать людей будете, когда работу сделаете. Для этого нужны люди, а не проценты в докладах». Позиция Суркова в данном случае имеет существенное значение, потому что именно он является председателем комиссии по проведению административной реформы, которая будет рассматривать предложения минкомсвязи.

«СОКРАТИТЬ СОТРУДНИКОВ ДАДУТ. УВЕЛИЧИТЬ ЗАРПЛАТУ – НЕТ»

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «Райдэн»:

- Насколько я знаю, нынешние реалии борьбы за прозрачность расходования средств выливаются в бюрократию и не спасают от воровства и коррупции. 150 миллионов рублей - достаточно маленькие деньги в масштабах министерства. Я всегда выступаю за персональную ответственность. Если за эти деньги Никифоров будет отвечать лично, он 10 раз отмерит, перед тем как отрезать! Представляете, какой будет для него удар, если кто-то обнаружит пропажу одного рубля с этих денег. И все будут знать, что они под контролем Никифорова, и будут с него спрашивать.

Как предприниматель и руководитель я знаю, что, если человек заинтересован в своей работе, производительность его труда практически не ограничена. Как только ты мотивируешь сотрудника, то проявляются чудеса трудоспособности. Здесь вопрос - в квалификации Никифорова, насколько он сможет сократить людей без конфликта. Вообще, он начинает мне нравиться - это достаточно интересное предложение. Это очень правильно - пригласить хороших специалистов, поднять им зарплату и делать какие-то новые, модернизированные вещи.

Шамиль Агеев - председатель ТПП РТ:

- Идея с сокращением сотрудников и увеличением зарплат не новая и принадлежит не Никифорову. Этот метод еще в Советском Союзе действовал. Чиновников у нас и так выше крыши. Если он сможет реализовать эту идею - хорошо, другое дело: сократит он количество сотрудников в два раза, но никто не даст ему увеличить в два раза зарплаты. На мой взгляд, чем меньше министерских работников, тем лучше.

Конечно, будет волна негодования, но хорошие специалисты министерства в любом случае работу смогут найти.

Не важно, какой фонд создаст Никифоров и кто им будет распоряжаться, главное, чтобы был результат. В его работе главное, чтобы не было таких грабительских тарифов на связь, а как он этого добьется, не важно. Никто идею эту не поддержит, минфин это идею завернет.

Наиль Валеев - депутат Госсовета РТ, экс-министр образования и науки Татарстана:

- У нас огромное раздолье чиновников в России: их стало намного больше, чем было во всем Советском Союзе. Конечно, столь большое сокращение в министерстве очень опасно. Нужно работать постепенно и осторожно, вряд ли уж в минсвязи такие непрофессионалы, там очень качественно подходят к отбору кадров. Хотелось бы верить, что с людьми обойдутся бережно. Я бы согласился, чтобы у каждого министра был такой денежный фонд. Когда я был министром, ничего подобного у нас не было. Но очень сомневаюсь, однако, что эта идея будет реализована – бюджет не резиновый, а у бюджетников очень низкие зарплаты. В такой ситуации вряд ли будут разбрасываться миллионами. Там, где деньги, там большие проблемы.