«К сожалению, все эти игры с попытками как-то сдержать цены иногда приобретают параноидальные черты», — говорит эксперт об ухищрениях, на которые идут производители и торговые сети, дабы не шокировать покупателей итоговым ценником на продукты. Резкое подорожание продуктов, наблюдавшееся с конца прошлого года, в этом квартале несколько замедлилось, а корзина «Бахетле» даже подешевела. О том, что происходило с ценами в I квартале 2025-го и где закупаться выгоднее, — в материале «БИЗНЕС Online».
С конца прошлого года продуктовая корзина премиальной татарстанской сети подешевела на 3,6%, а базовая корзина федеральной сети подросла на 6,7%
Продуктовая корзина «Бахетле» за квартал подешевела на 3%, корзина «Магнита» подорожала на 6%
«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», который уже перешагнул 10-летний рубеж. Новый выпуск, первый в 2025 году, дополнился корзиной «Самоката» — доставка продуктов набирает обороты так быстро, что игнорировать ее уже невозможно. Основные позиции для мониторинга в «Магните» и «Бахетле» остались прежними для чистоты эксперимента, разве что из расширенной корзины «Магнита» мы исключили второй бренд кофе и один из двух десятков яиц. Корзину «Бахетле», напротив, мы решили дополнить кофе в капсулах — рост цен на напиток порой удивляет не меньше семги.
Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость трех наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю).
Так, в «Бахетле» мы включаем в корзину не только хлеб, молоко и другие базовые продукты, но и филе говядины, слабосоленую рыбу, вино, выпечку, блюда узбекской кухни, продукцию собственного производства сети.
В казанских магазинах федеральной сети «Магнит» ориентируемся на более доступный набор — в нем 26 продуктов от кофе до капусты. А последние несколько лет мы стали рассчитывать еще и индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только 15 продуктов первой необходимости, без каких-либо излишеств. Этот набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых базовых продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.
Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.
По традиции сейчас мы сравниваем цены на продукты за квартал (март 2025 года с декабрем 2024-го) и за год (март к марту). Так, с конца прошлого года продуктовая корзина премиальной татарстанской сети подешевела на 3,6% (эффект завышенных предновогодних цен?), а базовая корзина федеральной сети, наоборот, подросла на 6,7%. Подобная аномалия с «похудевшим» ценником в «Бахетле» наблюдалась и в прошлом году. Тогда дешевле удалось взять слабосоленую рыбу, кетчуп, эчпочмак, макароны, чай, молоко и шоколад. Сейчас же значительное влияние на итоговую стоимость вновь оказала слабосоленая семга (и это несмотря на грядущие прогнозы о новом витке повышения цен на рыбу), говядина, кетчуп, салат с крабовым мясом и чай.
По данным минэкономразвития, годовая инфляция в России с 18 по 24 марта составила 10,1%. Радости не добавляет февральская статистика Центробанка, по которой годовой рост цен на продукты в феврале этого года в Татарстане ускорился с 12,42 до 13,62%. Однако наблюдать взрывного роста цен на продукты, как это было в прошлом обзоре, не приходится.
По данным Россельхознадзора, с начала года поставки в Россию сливочного масла из Аргентины выросли в 5,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, а из Уругвая — почти в 2 раза
«Тренда на снижение цен точно не замечаю. Можно говорить об их некоей стабилизации, но все равно на овощи, молочку цены, по моим наблюдениям, растут», — говорит «БИЗНЕС Online» учредитель отраслевого портала «Продукт Медиа», эксперт по ретейлу Михаил Лачугин. На небольшое замедление роста цен на товары, по его словам, повлияла совокупность факторов, среди которых — ценовые соглашения, укрепление рубля. Также ФАС дает понять продуктовым сетям, что наблюдает за ними: соглашения о добровольном снижении цен действуют уже в 50 регионах. «[Происходит] ротация ассортимента, когда вводятся новые, более бюджетные позиции или, наоборот, выводятся позиции, цены на которые быстро растут. Соответственно, средняя цена в категории может не меняться или даже уменьшаться, потому что где-то качество товара местами ухудшается. Это мое предположение, которое я вижу по дискаунтерам», — отмечает наш собеседник.
Если смотреть на ассортимент, то, по субъективным ощущениям, он только расширяется. В рядах молока пополнение: рядом с продукцией, цена которой местами превышает 100 рублей, все чаще появляются товары из соседней Марий Эл. Молоко и масло от Сернурского сырзавода всегда дешевле других марок и уверенно попали в ассортимент федеральных продуктовых сетей, премиальных магазинов и онлайн-доставок. Но, по всей видимости, не только товары от соседей будут привлекать покупателей низкой ценой.
В рядах молока пополнение: рядом с продукцией, цена которой местами превышает 100 рублей, все чаще появляются товары из соседней Марий Эл
Официально в российских магазинах стало больше импорта. По данным Россельхознадзора, с начала года поставки сливочного масла из Аргентины выросли в 5,6 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024-го, а из Уругвая — почти в 2 раза. Свое масло на полки российских магазинов начал поставлять Иран: с начала 2025 года в страну ввезли уже 2 тыс. тонн. Весь импортируемый творог — белорусский, а импортное мороженое — из Казахстана и Беларуси. Например, уже сейчас в магазинах можно приобрести лакомство «Лесная белочка» или «Мишка на полюсе» родом из Казахстана. Появится ли на полках казанских магазинов масло из Ирана или Уругвая? Будем наблюдать.
Что происходит в магазинах? «Магнит» продолжает держать курс на социальные ценники и на товары по акции с картой лояльности, коих в магазине сети предостаточно. Желтыми ценниками все чаще балуется и «Бахетле»: молочка, вино, кофе… В отделе сладостей и вовсе все шоколадки продавались с желтыми ценниками. Уверенно сопротивляются скидкам оливковое масло, рыба, мясо и брауншвейгская колбаса. Но обо всем по порядку.
«Серебро» по подорожанию за квартал взял картофель: килограмм в сети Муслимы Латыповой продается за 65,9 рубля вместо декабрьских 46,9 рубля (плюс 28,8%)
«Золотой» картофель и дорогое российское вино: что сильнее всего подорожало в «Бахетле»?
Корзина «Бахетле» второй год подряд дешевеет от квартала к кварталу, при этом по сравнению с прошлым мартом ее стоимость увеличилась на 28,6%. С декабря сильнее всего подорожало вино: бутылочка российского каберне в магазине премиальной сети теперь обойдется в 995 рублей против 639 рублей (плюс 35,7%). Отечественные виноделы в феврале поясняли РБК, что повысили отпускные цены на свою продукцию в связи с ростом стоимости импортных комплектующих, логистики и повышением стоимости услуг и рабочей силы. И хоть они подчеркивали, что рост цен на российское вино несопоставим с ростом цен на импортное, тем не менее стоимость увеличилась минимум на 10%.
«Серебро» по подорожанию за квартал взял картофель: килограмм в сети Муслимы Латыповой продается за 65,9 рубля вместо декабрьских 46,9 рубля (плюс 28,8%). За год картошка и вовсе выросла в цене на 59% — год назад ее покупали за 26,9 рубля за килограмм. Еще в январе Росстат назвал овощ самым подорожавшим продуктом. Все дело в неблагоприятных погодных условиях и сокращении посевных площадей.
Заметно подорожал в «Бахетле» йогурт «АктиБио» — с 42 до 57 рублей (плюс 26,3%). О планах повысить отпускные цены на свою продукцию в конце зимы объявляли Health & Nutrition (бренд «Простоквашино», «Актибио»), Ehrmann, «Савушкин продукт», «Молочный кит» и др., писали «Известия». Мера, объяснялись молочники, вынужденная: влияет инфляция, рост затрат на изготовление продукции. Свою лепту вносит и система «Меркурий»: рынок постепенно обеляется, а для легального производства нужно больше сырья.
Пятерку самых подорожавших продуктов за квартал замкнул чак-чак, подорожавший на 14%, или на 50 рублей, за 300-граммовую коробку. По всей видимости, сказался рост цен на подсолнечное масло. Следом за йогуртом подтягивается и сливочное масло. Килограмм масла 72,5-процентной жирности обойдется в 1 188 рублей, или 214 рублей за 180 г пачки от бренда «Просто молоко». За четыре месяца цена подскочила на 11%, а за год — сразу на 37%.
В «Магните» картофель подорожал на 37,7% за четыре месяца и на 66% за год
Бананы и газировка: что больше всего подорожало в Магните»?
Базовая корзина «Магнита» за квартал подорожала на 6,7%, а за год — на все 17%! Большая корзина хоть и с сокращениями, но все же выросла в цене на 13% и 28% соответственно. Рассмотрим поближе, какие продукты «утяжелили» итоговый ценник больше всего.
На 1-м месте — гречка. 800-граммовая упаковка от бренда «Увелка» стоит 79,9 рубля, тогда как в декабре стоимость крупы от другого бренда достигала всего лишь 32 рублей. Рост составил 59%, однако говорить о катастрофе не приходится: медианная цена за 1 кг крупы составляет 81 рубль, подсчитали в «Чек Индексе».
На 2-м месте по подорожанию снова крупа, на этот раз рис. 800-граммовая пачка круглозерного риса обойдется в 119 рублей вместо 70.
Неприятно удивляет газировка, подорожавшая на 41,3%. Самая дешевая двухлитровая кола в этот раз нам обошлась в 99 рублей, тогда как в декабре мы положили ее в корзину за 58,6 рубля. Всему виной выросшие с января этого года акцизы на сладкие газированные напитки. Как предупредили эксперты, цены на популярные марки вырастут на 5–10%.
В топе «дорогих» продуктов снова оказался картофель. В «Магните» он подорожал на 37,7% за четыре месяца и на 66% за год. Теперь килограмм местного овоща обойдется в 74,9 рубля.
Неожиданно в перечне самых подорожавших за квартал продуктов оказались макароны. Упаковка самых дешевых перьев от бренда «Шебекенские» обойдется уже в 67 рублей, хотя в декабре она стоила всего 49 рублей. По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры статистики Российского экономического университета им. Плеханова Ольги Лебединской, на это повлиял рост цен на муку и зависимость от импортных поставок.
Бананы с декабрьских 134,9 рубля за кило поднялись до 169,9 рубля (плюс 20,6%)
В базовой корзине «Магнита», не включающей в себя газировку, заметно выросли в цене бананы — с декабрьских 134,9 рубля за кило до 169,9 рубля (плюс 20,6%). Торговые сети объясняют это повышением цен у поставщиков из-за девальвации рубля, писал Forbes. Также, по словам участников рынка, сейчас на этот продукт начал наблюдаться повышенный спрос, что тоже вносит свою лепту в подорожание.
Выручка по итогам года у «Самоката» составила 248,9 млрд рублей
Где закупаться выгоднее: сравнение онлайн-доставки с офлайн-магазинами
Онлайн-доставки все прочнее входят в нашу жизнь. За 2024 год оборот рынка онлайн-продаж, по подсчетам Infoline, достиг 1,28 трлн рублей. Выручка онлайн-ретейлеров поражает воображение: у «Самоката» она по итогам года составила 248,9 млрд рублей (что выше на 50,5% год к году), у X5 Digital (входит в X5 Group) — 217,3 млрд рублей (плюс 61%), у «Купера» — 204,2 млрд рублей (плюс 23,3%), у «Вкусвилла» — 189,5 млрд рублей (плюс 35,4%), у «Яндекс.Лавки» и «Яндекс.Маркета» совокупно 137,5 млрд рублей (плюс 59,2%), приводил данные «Коммерсантъ».
По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», средний чек на доставку достиг 1,7 тыс. рублей и вырос на 11% по сравнению с 2023-м. Количество заказов увеличилось на 31% год к году, причем «буст» произошел за счет регионов. Как отметил в беседе с «Ъ» гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, темпы роста онлайн-продаж продуктов питания замедляет лишь нехватка курьеров. В остальном многих прельщает возможность заказать те же самые продукты, что и в магазине, не стоя в очередях, или и вовсе забыть о готовке, выбрав блюдо по клику.
Так и созрела идея для нового индекса «Самоката». Наша онлайн-корзина — «синтез» покупок в «Магните» и «Бахетле». Здесь гречка, газировка, сахар и капуста из «бюджетного» магазина и пельмени, йогурт и готовая еда, которые есть в списке покупок в премиальной сети. Из выпечки в корзину положим круассан с малиной (это постоянная позиция, появившаяся в ассортименте давно), из готовой еды — пасту «Карбонара» — «классику», которая тоже находится в числе неизменяемых позиций.
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Самоката», в прошлом году у казанцев вырос спрос на пастеризованное молоко (плюс 1,4% по сравнению с 2023-м), картофельные чипсы (плюс 4,7%), газированные напитки объемом от 0,8 л (плюс 11,7%), куриные яйца (плюс 13,3%), пастеризованные йогурты (плюс 2,1%), а также свежие пирожные и десерты (плюс 110%). Кофе мы решили взять в капсулах: если в «Бахетле» нам обещают напиток из Эфиопии, то на дом привезут арабику из Италии. Причем кофе из недружественной страны обойдется дешевле: 399 рублей против 439 в магазине премиальной сети.
Итак, итоговая корзина «Самоката» обошлась нам в 3 781 рубль. Если посчитать только совпадающие позиции (в аналогичной граммовке), переплата за доставку составит 663 рубля.
Вглядимся в детали. Самая дешевая плитка шоколада из «Самоката» обошлась нам в 109 рублей, что на 47% дороже, чем в «Магните», и на 28% дороже, чем в «Бахетле». За сладкой газировкой тоже лучше бежать в «Магнит»: курьер привезет двухлитровую колу за 135 рублей, разница в цене — 36 рублей. Стоимость майонеза в пересчете выше на 34%, чем в «Магните», и на 91%, чем в «Бахетле». Яйца в «Самокате» — на 2-м месте по дороговизне из трех корзин, как и макароны. А вот килограмм пельменей с говядиной в «Самокате» обойдется дешевле, чем пельмени с бараниной в «Бахетле» — 437 против 715 рублей.
Дороже всего в онлайн-доставке обойдутся овощи и фрукты. Килограмм местного картофеля стоит в «Магните» 75 рублей, в «Бахетле» — 66 рублей, а в «Самокате» — аж 122 рубля. Капуста в федеральной сети стоит 39,9 рубля за кило, а сервису доставки придется заплатить 149 рублей за вилок весом в диапазоне 1–1,5 килограмма!
За крупами, растительным маслом, сахаром тоже лучше сходить ногами в магазин: литр самого доступного подсолнечного масла в доставке обойдется в 165 рублей против 129 рублей в «Магните»; килограмм сахара — в 81 рубль против 59 в магазине федеральной сети. Самая доступная гречка в «Самокате» стоит 91 рубль. Длиннозерный рис, который привезут к порогу за 15 минут, стоит 165 рублей за 0,9 кг, что, впрочем, даже дешевле, чем в «Бахетле» (там он стоит 179 рублей), однако выбирать не приходится. Рис на полке «Самоката» только от собственной торговой марки.
Капуста в федеральной сети обойдется в 39,9 рубля за кило, а через онлайн-доставку — аж в 149 рублей, наценка в 273%
Филе курицы на наш пересчет обойдется в 521,4 рубля за кило. Обычно в «Самокате» птица продается в 800-граммовых пачках, в нашу корзину ушло филе цыпленка-бройлера марки «Павловская курочка» за 399 рублей. Для сравнения: кило курицы в «Бахетле» мы взяли за 478 рублей, в «Магните» — за 249 рублей. Чай «Голден Цейлон» дешевле в «Бахетле» — 119 рублей против 149 рублей в «Самокате». Однако заказать онлайн все же выгоднее, чем идти за ним в «Магнит»: там он стоит 204 рубля за упаковку. В корзину «Самоката» также кладем йогурт с клубникой от бренда «АктиБио» (на площадке онлайн-ретейлера представлено несколько марок этого продукта) за 69 рублей. В целом цена не сильно отличается от магазинных: в «Бахетле» такой йогурт продается за 64,9 рубля без учета скидки по карте лояльности, в «Магните» — за 59,9 рубля.
Что с готовой едой? Цена в 219 рублей за «Карбонару» (в упаковке — 240 г), за которой не нужно никуда идти, вполне приемлемая. Например, в сети Латыповой стоимость блюда из макарон варьируется от 130 до 280 рублей за 200 граммов. В «Магните» паста с ветчиной и грибами обойдется в 159,9 рубля за 250 граммов. Круассан с малиной — постоянная позиция в приложении — не сказать, что сильно растет в цене: осенью прошлого года он стоил 150 рублей, подорожание за 7 месяцев составило 26%.
Кило курицы в «Бахетле» мы взяли за 478 рублей, в «Магните» — за 249 рублей
«Даже если курс возрос, цены не снизятся мгновенно…»
Производители все так же продолжают применять излюбленный метод уменьшения веса или объема товара, дабы сохранить низкие цены. «Но это не самое страшное, что может быть. Я часто присутствую на переговорах между производителями и торговыми сетями, и на них дают понять, что если уменьшить вес или объем товара невозможно, то необходимо думать над рецептурой товаров, заменить дорогие ингредиенты более бюджетными. К сожалению, все эти игры с попытками как-то сдержать цены иногда приобретают параноидальные черты», — считает Лачугин.
Люди все чаще сопоставляют цены в магазинах — и этот тренд усиливается, говорит эксперт: «Над пенсионерами многие смеялись, что они ради экономии в 10 рублей готовы тратить лишние несколько часов, чтобы доехать с одного конца города на другой. Сейчас с развитием магазинов шаговой доступности передвижение между разными торговыми точками не занимает много времени. Я знаю многих людей, которые иногда приходят в магазин, смотрят на товар, чаще всего из продовольственной категории, и идут на маркетплейсах его покупают, потому что там он дешевле. Сейчас эти тенденции усиливаются и распространяются на людей со средним достатком и достатком выше среднего».
Дальнейшего роста цен не избежать: издержки производителей увеличиваются, а они не особо привязаны к курсу валюты. Цены даже при укреплении рубля не снизятся мгновенно из-за долгосрочных контрактов. Сельское хозяйство по-прежнему зависит от иностранных компонентов, таких как семена, техника и ветеринарные препараты, что тоже увеличивает издержки. Логистика дорожает, а для привлечения работников нужна не только высокая зарплата, но и инфраструктура, заключает Лачугин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.