Как заявила прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства по противодействию коррупции Лилия Фаттахова (на фото), глава Бугульминского района к своим дорогостоящим покупкам мог привлечь родителей жены Индиры Хамзиной Как заявила прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства по противодействию коррупции Лилия Фаттахова (на фото), глава Бугульминского района к своим дорогостоящим покупкам мог привлечь родителей жены Индиры Хамзиной Фото: Надежда Мещерякова

Новые требования: квартира на 130 «квадратов», дом, земля и два Porsche Cayenne

В какой-то мере сенсационным получилось сегодняшнее судебное заседание по иску прокурора РТ Альберта Суяргулова к главе Бугульминского района Линару Закирову. Если раньше надзорный орган требовал взыскать с чиновника в пользу государства имущества на 60 млн рублей, то теперь сумма возросла вдвое — до 121 млн рублей. Прокуроры проверили родственников Закирова по линии супруги, и за теми обнаружились подозрительные покупки недвижимости в Сочи, а вместе с ними еще и пары люксовых авто.

Как заявила прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства по противодействию коррупции Лилия Фаттахова, глава Бугульминского района к своим дорогостоящим покупкам мог привлечь родителей жены Индиры Хамзиной. «И приобрел на их имя объекты недвижимости и транспортные средства», — заявила Фаттахова.

Иск не признал, часть поездок – служебные, ситуация – «надуманная»: как Закиров ответил Суяргулову?

Так, в ходе проверки у тестя Закирова нашли квартиру площадью 130,8 кв. м на улице Перелетной, 13 в Сочи. Жилье приобреталось отцом Хамзиной в январе 2021 года, как уверены в прокуратуре, «по заниженной стоимости». В договоре купли-продажи квартиры указана цена сделки в 5,5 млн рублей, хотя по результатам экспертиз ее реальная стоимость составляла не менее 21,6 млн рублей (застройщиком она продавалась и вовсе за 22 млн рублей). «Это напрямую свидетельствует, что Закиров применял ту же схему, идентичную с договором купли-продажи, заключенному с Беспаловым (этот эпизод был рассмотрен ранее в судеприм. ред.), и по квартире с Перфиловым в Москве», — заявила представитель прокуратуры РТ.

«Поторопился что-то…»: продавец пентхауса мэра Бугульмы объяснил, зачем скинул полцены

Кроме того, в ноябре 2022 года Хамзин, установлено прокурорской проверкой, купил жилой дом с земельным участком в селе Молдовка (это в Сочи) по адресу: ул. Тимошевская, 12/1. Там также стоимость была якобы занижена: по документам все обошлось в 7 млн рублей, хотя по факту, считают в надзорном органе, это должно было стоить от 42 млн до 49 млн рублей (по отчету частного учреждения судебных экспертиз, имущество на момент сделки стоило не менее 32,6 млн рублей). Вместе с домом Хамзин в тот же день приобрел еще кусок прилегающей земли за 125 тыс. рублей.

Есть вопросы у прокуратуры и к матери Хамзиной. Теща Закирова в октябре 2017 года купила Porsche Cayenne за 5 млн 30 тыс. рублей. Причем в этот же самый период, что показалось прокуратуре подозрительным, Закиров лично осуществлял два банковских перевода в магазин Porsche — на 97 тыс. и 160 тыс. рублей. В 2020 году Хамзина продала это авто и купила другой Porsche Cayenne, но уже посвежее — за 6 млн 650 тыс. рублей. «Данный автомобиль находится фактически в пользовании семьи Закирова, что подтверждается сведениями Госавтоинспекции», — заявила представитель прокуратуры. Мол, за управление этого авто, купленного матерью супруги Закирова, несколько раз штрафовалась жена главы Бугульмы. По видеофиксации штрафов наглядно видно, что за рулем автомобиля зачастую был и сам Закиров, утверждает прокуратура.


«Хотелось бы изменить исковое заявление — увеличить исковые требования, — подытожила Фаттахова. — Совокупная стоимость спорного имущества составляет свыше 121 миллиона рублей, которую мы просим обратить в доход Российской Федерации».

По словам Шакирова, прокуратура имеет, конечно, полное право спрашивать с Закирова больше, но пусть это будет уже в рамках другого иска По словам Шакирова, прокуратура имеет, конечно, полное право спрашивать с Закирова больше, но пусть это будет уже в рамках другого иска Фото: Надежда Мещерякова

Защита: «Нельзя изменить одновременно и основание, и предмет иска»

Интересы самого Закирова, а также и его матери Фатымы Закировой, снова представлял новый адвокат — Ленар Шакиров (всего у главы Бугульмы в суде заявлены 9 представителей, сам он на процессы пока не является, что допустимо процессуальным кодексом). Разумеется, защитник возражал. По словам Шакирова, прокуратура имеет, конечно, полное право спрашивать с Закирова больше, но пусть это будет уже в рамках другого иска. Предмет данного разбирательства — одни объекты недвижимости, а сегодня речь шла уже о других.

«То есть нельзя в одном судебном процессе изменить одновременно и основание, и предмет иска. В данном случае у нас по первоначальному иску предметом являлось недвижимое имущество, которое находится по адресам: Бугульма, улица Герцена, Кави Наджми в Казани, в Москве на улице Шелепихинской и в деревне Берлек. Здесь же сейчас идет речь об имуществе совершенно другом, в данном случае указан город Сочи, то есть поменялся предмет иска. И стороны по делу совершенно другие. То есть ответчиками по увеличенным требованиям являются уже Хамзин и Хамзина. Иными словами, фактически здесь не увеличение, это новые требования, которые не могут рассматриваться в данном процессе», — заявил защитник Закирова.

Нияз Халитов: «Фактически сейчас приписываются абсолютно все родственники, которые могут быть. Даже со стороны жены» Нияз Халитов: «Фактически сейчас приписываются абсолютно все родственники, которые могут быть. Даже со стороны жены» Фото: Надежда Мещерякова

Адвокат двоюродного брата главы Бугульмы Альберта Газизова, к которому также Суяргулов предъявляет претензии, был солидарен с коллегой. «Также хотелось бы добавить, что фактически сейчас приписываются абсолютно все родственники, которые могут быть. Даже со стороны жены — фактически лица, которые родственниками Закирова даже не являются. Соответственно, говорить об их причастности и как-то комментировать их действия в данной части мы пока не можем. Мы бы просили в приобщении увеличения требований отказать. Будет произведен анализ, будет дана оценка именно с нашей стороны», — заявил адвокат Газизова Нияз Халитов.

Каждой из сторон прокурор Фаттахова вручила подробнейшие копии материалов. Адвокат Закировых резонно попросил время на ознакомление с ними, равно как оно необходимо и суду. Федеральный судья Раис Гаязов заявил, что решение по «добойке» к иску Суяргулова примет позже, ознакомившись с новыми представленными папочками.

В защиту Фатымы Закировой выступил ее брат Хайдар Гилязов В защиту Фатымы Закировой выступил ее брат Хайдар Гилязов Фото: Надежда Мещерякова

Как мать Закирова делила отчий дом

Львиную долю оставшегося времени судебного заседания занял допрос свидетелей со стороны Закирова. Их привез адвокат главы Бугульмы лишь с одной целью — объяснить, откуда же у того деньги на покупку всего вмененного.

1. Квартира площадью 66 кв. м в ЖК «Немецкий квартал» на ул. Герцена в Бугульме, купленная в 2016 году.

2. Нежилое помещение в 7 кв. м в этом же ЖК.

3. Квартира в 127 кв. м в ЖК «Дом на Кремлевской» на ул. Кави Наджми в Казани, тоже купленная в 2016-м.

4. Нежилое помещение в 12 кв. м в ЖК «Дом на Кремлевской».

5. Квартира в 74 кв. м в ЖК «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной в Москве, купленная в 2022-м.

6. Жилой дом площадью 213 кв. м в деревне Берлек под Бугульмой, купленный в 2018 году.

7. Земля, на которой этот дом стоит, площадью 4 тыс. кв. метров.

Прокурор РТ уверен, что официальный достаток ни главы Бугульмы, ни его родственников не позволял приобрести данное имущество.

Так, в защиту Закировой выступил ее брат Хайдар Гилязов. Пенсионер специально приехал из Бугульмы. Там у него (точнее, сейчас уже в собственности у его дочери) родительский дом на ул. Урицкого, 8. После смерти родителей Закировой дом перешел троим детям: ей, Гилязову и еще одному брату. По словам Гилязова, посоветовавшись, они решили оставить родительский дом за ним, за что тот выплатил Фатыме и брату по 400 тыс. рублей каждому. Без расписок, без завещаний, без оценок стоимости, без документов — по-семейному, под честное слово. Эти деньги в последующем, по словам адвоката, были потрачены на другое имущество, за которое сейчас и спрашивает прокуратура.

Гусев приобрел за 3 млн рублей тот самый дом в деревне Берлек, который фигурирует в иске прокуратуры. Купил его с заделом на то, что будет там жить с семьей. Но они не захотели Гусев приобрел за 3 млн рублей тот самый дом в деревне Берлек, который фигурирует в иске прокуратуры. Купил его с заделом на то, что будет там жить с семьей. Но они не захотели Фото: Надежда Мещерякова

Следующий свидетель — Григорий Гусев, директор бугульминского ООО «Спецгрупп+». С Закировым и его двоюродным братом Газизовым они друзья детства, вместе росли. Гусев приобрел за 3 млн рублей тот самый дом в деревне Берлек, который фигурирует в иске прокуратуры. Купил его с заделом на то, что будет там жить с семьей. Но они не захотели. Тогда, в ноябре 2017 года, по словам Гусева, он решил продать дом Газизову, который якобы намеревался сам там жить после возвращения в Бугульму из Казани. Продал по той же цене, что приобретал и сам, — за 3 млн рублей (несколькими наличными траншами, последний — летом 2018 года). И вроде сделка состоялась, но так Газизов в этот дом и не заехал. По словам Гусева, здание фактически пустует — лишь изредка он заезжает туда, чтобы проведать, все ли в порядке.

При чем же тут Закиров? Частенько Гусев, глава Бугульмы и его брат отдыхали там в бане, по крайней мере раньше. Сейчас Закирова там не встретишь. Но вопрос в другом, на что обратила внимание прокурор: кто оплачивает счета за ЖКУ этого дома, раз собственник вроде Газизов, но там никто не живет? По словам Гусева, его несколько раз просили оплатить платежки, но ему все было некогда. Как оказалось, оплачивал счета помощник Закирова Александр Кирилов. Сегодня его также допросили в суде.

Кирилов был очень близок со всеми членами семьи Закирова: что с первой, что со второй женой, мамой и даже почившим отцом Кирилов был очень близок со всеми членами семьи Закирова: что с первой, что со второй женой, мамой и даже почившим отцом Фото: Надежда Мещерякова

Помощник по личным поручениям

Сейчас Кирилов живет в Бугульме и продает стройматериалы по интернету, хотя раньше работал на Закирова по отдельному договору, т. е. не был муниципальным служащим. Еще со времен префектуры «Старый город». На работу к Закирову он устроился после Универсиады, в каком-то смысле через первую жену главы Бугульмы — вместе с ней Кирилов проводил фестиваль уличного творчества. Но суть в другом — Кирилов был очень близок со всеми членами семьи Закирова: что с первой, что со второй женой, мамой и даже почившим отцом.

Когда тот скончался, по словам Кирилова, он консультировал Фатыму Закирову по покупке квартиры на ул. Герцена, 32. Та решила переехать из трехкомнатной квартиры на ул. Сайдашева в двухкомнатную на Герцена. По словам Кирилова, у Фатымы Закировой было достаточно накоплений на приобретение нового жилья — раньше работала в торговле, у супруга был свой бизнес в сфере черного металла. Сам Закиров в той сделке по покупке квартиры на Герцена, по словам Кирилова, не принимал участия. В отличие от эпизода с квартирой на ул. Кави Наджми в Казани. Ее приобретали на деньги с продажи трешки на Сайдашева плюс с капитала самого Закирова в «довольно сложный период» последнего — на мать записали специально, чтобы в случае развода с первой женой квартира осталась за семьей.

С первой супругой Закиров развелся в 2014 году, уже будучи в Бугульме. В доме на улице Абсалямова у них было две квартиры: как сказал Кирилов, «старая» и «новая». Первая отошла Закирову, новая — бывшей вместе с сыном, плюс автомобиль. Разделили без суда, по договорам купли-продажи, заявил Кирилов, из чего следовало объяснение ранее непонятной «безденежной» сделки с квартирой по этому адресу. Проводил все по доверенности сам Кирилов.

Что же до дома на ул. Подгорной в селе Берлек, то Кирилов, по сути, подтвердил все показания Гусева. Дом купил Газизов, а Закиров там просто отдыхал в бане. Что, впрочем, так и не объясняет того, почему наемный помощник Кирилов оплачивал иногда ЖКУ за этот дом, получая деньги со счетов Закирова. «Он иногда возмещал. Как они между собой, брат с братом, компенсировали затраты на „коммуналку“ — это их личный вопрос», — пояснил Кирилов. Всего, заявила Фаттахова, траншей за несколько лет было на 7 млн рублей. По словам Кирилова, эти средства Закиров перечислял ему на разные покупки, в том числе на продукты.

В своем встречном ходатайстве адвокаты Закирова и Газизова просили суд приобщить к делу ряд документов в защиту интересов их клиентов В своем встречном ходатайстве адвокаты Закирова и Газизова просили суд приобщить к делу ряд документов в защиту интересов их клиентов Фото: Надежда Мещерякова

Банковских ячеек у Закирова не нашли

На суде прокурор также ходатайствовала о том, чтобы отправить запросы в банки для проверки всех движений по счетам Закирова. Банков и запросов довольно много: Ак Барс Банк, Росбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, Т-Банк, банк «Дом.РФ», Почта Банк, Кредит Европа банк, Промсвязьбанк, «Кредитфинанс» и Совкомбанк. И даже есть запрос в АСВ по счетам в Татфондбанке. По словам судьи, недавно в суд пришел ответ на ранее отправленный запрос в Сбербанк — там у Закирова нет банковских ячеек. Это проверялось отдельно.

В своем встречном ходатайстве адвокаты Закирова и Газизова просили суд приобщить к делу ряд документов в защиту интересов их клиентов: договор о владении 2/3 долей, справки о том, что на улице Герцена в Бугульме проживает сама Закирова, и такая же справка по улице Сайдашева, где она проживала со своим супругом, который умер 2014 году. «Мы хотим истребовать сведения о его имуществе, также копию свидетельства о расторжении брака. Они, согласно документам, проживали далее совместно. У них после этого родился ребенок. То есть, несмотря на то что брак был расторгнут, они проживали совместно. Мы также просим дополнительно истребовать сведения о его доходах, пенсионных выплатах», — заявляли адвокаты.

Следующее заседание по иску к Закирову состоится 21 февраля.