«Целиком и полностью поддерживаем эту концепцию… Люди должны путешествовать, отдыхать. Воды у нас много. В добрый путь», — заявил раис РТ Рустам Минниханов, оценивая проект развития полуострова Локомотив накануне на форуме «Казаныш». Две крупные марины, яхт-клуб, центр экстремальных видов спорта — это часть объектов, которые могут появиться здесь в будущем. Кроме того, «Казаныш» стал площадкой для презентации мегапроекта «Большая Волга», который призван объединить все города на самой главной реке России. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Пришел черед поговорить о том, как можно облагородить 65 га ценной прибрежной земли Казани
Как 10 млрд рублей должны приукрасить полуостров Локомотив
Изобилие складов и гаражей, страшный железный забор, перекрывающий проход к Волге, — таким сейчас представляется полуостров Локомотив. Но, кажется, перспективы волшебного преображения «Новой Портовой» растекаются и на соседние территории. Пришел черед поговорить о том, как можно облагородить 65 га ценной прибрежной земли Казани.
Масштабную концепцию прибрежных пространств представила на форуме «Казаныш» главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина. Городская и коммерческая марины, яхт-клуб, центр экстремальных видов спорта, общественные пространства — на эти планы нужно около 10,5 млрд рублей. Для сравнения: вся новая речная инфраструктура Казани в 2023 году оценивалась на аналогичную сумму.
«Помимо того, что республика располагает самым крупным водохранилищем в Европе [Куйбышевское водохранилище], есть еще одна интересная деталь — Казань находится примерно в центре Волжского региона», — говорила Тухватуллина.
Мы собирались с представителями городов, расположенных вдоль воды, и мне все говорили, что Казань — это сердце Волги. Я поняла, что мы явно недорабатываем в этом вопросе и нужно усилиться.
Сегодня речная инфраструктура действительно развита довольно слабо. В 2022 году в Казани было всего 10 таких объектов, в основном это старые причалы и речные вокзалы. Для понимания: около 30 лет назад объектов на воде было в 2,5 раза больше. За осознанием проблемы появилось и решение — в 2023-м на свет родилась концепция «Казань — город на воде». Она предлагает усилить существующую инфраструктуру еще 29 точками, из них 11 — это городские марины.
Как раз об их размещении заговорила на форуме Тухватуллина. Одна из марин должна появится рядом с «Ак Барс Ареной». Стадион на 45 тыс. человек располагает большой парковкой и хорошей транспортной доступностью, которая точно потянет еще один крупный объект. «Надо только сделать», — констатировала главный архитектор. Другое перспективное место для марины находится рядом с новым детским парком «Елмай». Оба проекта — на Казанке.
Но, пожалуй, самая сочная сенсация всего форума «Казаныш» — это городская марина на полуострове Локомотив, который дождался собственной концепции комплексного развития. Интересно, что к ее появлению подтолкнула нетерпеливость казанских инвесторов, желавших поскорее приступить к освоению этих земель на Волге.
«Почему мы так торопились с этой концепцией? Туда заходят примерно пять инвесторов, которые сильно жалуются на нас [за то], что мы не даем реализовывать там проекты, — рассказала Тухватуллина. — Мы говорили, что, пока не будут отработаны единые правила для этих территорий, мы не будем согласовывать проекты». Такой подход властей объясняется тем, что иначе можно наделать таких ошибок, которые невозможно будет исправить. Так что сейчас Институт развития города параллельно разрабатывает еще и единые стандарты для объектов речного сервиса. Очевидно, из них впоследствии вырастут типовые проекты, удобные для бизнеса. Подобную практику в Казани. например, применили для киосков.
Назовем главные объекты, которые предлагаются концепцией:
- Городская и коммерческая марины — самые крупные в городе. Общее количество мест для швартовки — до 700. Чтобы были понятны масштабы, приведем пример: число мест в других предполагаемых маринах Казани колеблется от 5 до 100.
- Большую площадь займут объекты для обслуживания судов. Это, к примеру, эллинг на 8 тыс. «квадратов», мастерские и хранилища на 4,5 тыс. кв. метров.
- Среди главных объектов — центр экстремальных видов спорта. Кроме того, для горожан построят общественный центр и яхт-клуб.
- На своем прежнем месте сохранится пляж «Локомотив». Из других общественных пространств — смотровая зона, событийная площадь и амфитеатр.
«В чем особенность? — комментировала проект Тухватуллина. — Недавно все мы слышали, что в Лаишево развивается тоже интересный кластер под названием „Казань марина“, но там больше нацелены на развитие туризма. На полуострове же мы хотим сделать акцент на общественных функциях, детском парусном спорте, оснащении самой марины и протяженных общественные пространствах».
Ильсияр Тухватуллина: «На полуострове мы хотим сделать акцент на общественных функциях»
Концепция вышла в свет. И теперь пришло время детального проектирования, которое, по словам главного архитектора Казани, может занять около года работы. Сумма в 10,5 млрд рублей — это неокончательная цифра, потому что она может претерпеть изменения с учетом времени на старт реализации. Кроме того, эти средства не учитывают пешеходный мост, который хотят построить между городом и полуостровом. Но начало положено — концепцию поддержал раис РТ Рустам Минниханов.
«Целиком и полностью поддерживаем, эту концепцию. <…> Люди должны путешествовать, отдыхать. Воды у нас много. Всевышний нам эту воду дал. Осталось только воспользоваться. <…> В добрый путь», — заявил глава республики после выступления главного архитектора. По всей видимости, такая реакция означает зеленый свет для дальнейшего проектирования.
Что будет представлять собой центр экстремальных видов спорта? Планируют разместить несколько крытых бассейнов с генераторами искусственных волн, а также зоны с тренажерами для отработки сложных спортивных элементов
Паруса на Казанке и серфинг на Волге: какие объекты водных видов спорта планируются к строительству в Казани
И проект спортивного центра на воде выберут в рамках международного архитектурного конкурса, проведение которого анонсировал мэр Казани.
«Спортивный центр, архитектурная концепция которого определится по итогам международного конкурса, станет ключевым элементом будущего кластера и крупнейшей в Европе тренировочной базы для спортсменов мирового уровня и молодежи. Новый комплекс станет местом проведения престижных соревнований под эгидой международных спортивных федераций и площадкой, где совершаются первые шаги к большим достижениям», — заявил Метшин.
Техническое задание для будущих участников уже готовит Институт развития Казани при участии представителей активных сообществ, бизнеса и горожан. Результат объявят под конец 2025 года.
Концепцию поддержал раис РТ Рустам Минниханов
Сама задача строительства такого объекта появилась после наблюдения за рынком водных видов спорта — серфинг нынче в особенном почете у молодежи, констатируют эксперты. «Честно говоря, когда мы начали вести этот процесс, мы не знали, что есть такая потребность», — высказалась Тухватуллина.
В частности, об этом говорила Анна Носова — руководитель комиссии по яхтенному туризму в российском союзе туриндустрии. «В настоящее время у молодых людей нет возможности развиваться в этом олимпийском виде спорта, но, поверьте, они очень этого хотят», — обращалась к залу эксперт.
Что будет представлять собой центр экстремальных видов спорта? Планируют разместить несколько крытых бассейнов с генераторами искусственных волн, а также зоны с тренажерами для отработки сложных спортивных элементов. Кроме того, там появятся площадки для массовых зрелищных мероприятий. На набережной планируется обустроить пляжи со спортивными площадками и зоны в акватории для тренировок в летнее время.
Здание будет разделено на две части. Первая — сама школа, вторая — площадка под различные мероприятия, которая будет «работать на город»
У «Чаши» появится Детская парусная школа
Еще знаковые объекты — это центр водной культуры и детская парусная школа для детей 6–14 лет. Сумма инвестиций, необходимая на эти цели, — 650 млн рублей. Предполагаемое место строительства — берег Казанки в районе «Чаши». Площадь объекта должна составить 1,4 тыс. кв. метров.
«Искали и подбирали несколько мест, все-таки остановились на этом. Здесь это активно развивающийся район с плотной застройкой. В 15-минутной доступности проживают около 30 тысяч человек. В школах учатся 5 тысяч детей», — сказала Тухватуллина.
По ее словам, здание будет разделено на две части. Первая — сама школа, вторая — площадка под различные мероприятия, которая будет «работать на город». «То есть функционал, чтобы проводить какие-то лекции, семинары, чтобы жители города могли спокойно приходить не только отдыхать, а какие-то образовательные функции здесь получать», — добавила главный архитектор Казани.
С деньгами все будет в порядке, констатировал градоначальник. Во всяком случае, искать их в бюджете не будут: задача градостроительных властей — утвердить проект и предложить бизнесу участвовать в нем
«Мы создадим условия, а дальше — welcome, добро пожаловать, рәхим итегез!
Развитие всей речной инфраструктуры стоит денег, но к появлению проектов такого уровня всегда подтягивается бизнес. На «Казаныше» об этом рассуждал Метшин: для всех желающих развиваться в этом направлении должны быть созданы равные и прозрачные условия. С деньгами все будет в порядке, контрастировал градоначальник. Во всяком случае, искать их в бюджете не будут: задача градостроительных властей — утвердить проект и предложить бизнесу участвовать в нем.
«Мы создадим условия, мы их объявим равными для всех. И все желающие: казанский бизнес, республиканский, поволжский, российский, иностранный — добро пожаловать! У нас 33 километра водной глади только по одной казанке, не говоря о Волге. И, безусловно, моя задача и цель как мэра, как муниципалитета и как городской власти — создать одинаковые, равные, прозрачные, доступные условия, а дальше сказать: welcome, добро пожаловать, рәхим итегез!» — заявил мэр города в ходе пресс-конференции по итогам презентации.
А с деньгами, судя по тому, как активно раскупаются коммерческие жилые помещения, ну относительно других регионов, будет все в порядке. Мы, слава богу и спасибо бизнесу, видим активность вложений, растущую с каждым годом в Казани и Татарстане.
Добавим, что, по оценкам экспертов, реализация концепции водно-туристического кластера Локомотив даст 500–700 рабочих мест в связанных отраслях. С точки зрения экономики, кстати, интересные цифры привела Носова. Годовой оборот одного стояночного места в марине — 500 тыс. рублей. Напомним, в маринах, планируемых к строительству на полуострове, будет 700 мест — это 350 млн рублей. Валовая маржинальность водного бизнеса — 60–70%. Для примера: прибыльность в строительстве варьируется от 20 до 35% выручки. При этом темпы продаж квартир в жилых комплексах рядом с маринами растут на 20–30%.
Всерьез занимаются развитием межрегиональных маршрутов, которые будут объединять все регионы, стоящие на Волге
Мегапроект, который свяжет все города на Волге, представили в Казани
Примечательно, что казанский проект может стать частью чего-то большего. В России сегодня стоит задача развития судоходства в стране, это стратегическая цель. Ведь только по обороту в сфере круизного туризма Россия отстает от времен СССР примерно в 3 раза: тогда турпоток был около 1,5 млн туристов, сегодня — 500 тыс., отметила Носова.
Поэтому всерьез занимаются развитием межрегиональных маршрутов, которые будут объединять все регионы, стоящие на Волге. Площадкой для первой презентации этой концепции выбрали Казань, что неслучайно. В 13 регионах, вошедших в план развития, столица РТ выделяется лидирующими позициями по туристическому потоку. Об этом рассказал руководитель проекта «Большая Волга» ООО «ПроГород» (ВЭБ.РФ) Даниил Веретенников.
«Из всех задач концепции я бы выделил одну. Сейчас, к сожалению, видна проблема так называемого „быстрого туризма“, когда туристы не выезжают за пределы региональных центров. Получается, что малые города остаются невовлеченными в туристический поток», — говорил Веретенников.
Одна из наших задач — сформировать ряд, систему наземных, сухопутных, автомобильных и мультимодальных маршрутов, которые объединили бы как можно больше регионов Волги.
В ходе исследования выявили 60 перспективных зон, 7 из которых находятся в Татарстане. Это некие ареалы, где концентрируется наибольшее количество объектов туристического спроса. Как раз такие зоны станут опорными точками для создания водных маршрутов — все они будут объединяться в «волжские ромашки», как их назвал сам автор проекта.
Под «волжскими ромашками» Веретенников подразумевает петлеобразные маршруты, которые могут комбинироваться в зависимости, например, от того, сколько времени есть у туристов. Среди них — «казанская ромашка», которая объединяет ключевые достопримечательности РТ и смежных регионов и средневолжские кольца, которые базируются на крупнейших точках входа к югу от Татарстана — в Ульяновске и Самаре.
«Наверное, ключевое ограничение сегодня все-таки инфраструктурное. Недостаток локации, недостаток инфраструктуры для развития круизного туризма, для развития яхтенного спорта. Поэтому две основные темы. Это, во-первых, создание опорной сети марин и вторая — это инфраструктура для круизных судов, потому что Волга ассоциируется в первую очередь с круизным туризмом». По концепции Веретенникова, на всей территории «Большой Волги» планируется строительство 16 марин до 2030 года, а после — 18 марин.
В результате ожидается, что турпоток в РТ к 2030 году увеличится с 6,5 млн до 9 млн человек. «Поэтому мы очень надеемся, что Татарстан заинтересует этой идеей, поскольку все-таки республика сейчас занимает флагманскую позицию развития туризма на Волге», — резюмировал Веретенников.
Казань выгодно отличается от Москвы тем, что водная гладь в столице РТ по площади относительно больше
«Нет связи с М12»: концепция «Большой Волги» нашла замечания от Стасишина
Концепции нашли свою поддержку и замечания от московских гостей форума. К примеру, высказался главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Вода — основной ресурс в городах… Идея, что Казань — это водный центр на Волге, такое российское Монако, центр яхт и судов, когда все на воду ориентированы больше, чем на землю, — это очень такая классная идентичность, которая могла бы здесь появиться. Она бы стала уникальной в масштабах страны, потому что здесь огромное количество воды и маршрутов, которые равноудаленные — и на север страны, и на юг до Каспийского моря», — сказал Кузнецов.
Также архитектор отметил, что сейчас развиваются технологии, а водный транспорт становится быстрее, поэтому идеи Казани актуальны. Кузнецов добавил, что в столице РТ уже проделана гигантская работа с водными объектами, но много интересного еще впереди.
Соборная мечеть [Казани] — она же тоже на воде. Это как Сиднейский оперный театр… Взаимодействие с водой сейчас — это ключевое.
Казань же выгодно отличается от Москвы тем, что водная гладь в столице РТ по площади относительно больше. Вместе с тем Кузнецов, опираясь на опыт Москвы, призвал думать и о сезонности. Когда столица страны начала развивать речную систему как общественный транспорт, во весь рост встал вопрос относительно небольшого срока навигации. Ведь в наших широтах это всего полгода! Так что столица запустила в работу ледокольный флот с тем, чтобы речная навигация могла быть круглогодичной.
В то же время у заместителя министра строительства РФ Никиты Стасишина нашлись замечания к концепции «Большая Волга». Во-первых, федерального гостя смутило отсутствие связи водных маршрутов с платной трассой М12.
«Объясню, в чем дело. Обычным семьям, которые ездят на машине, нужно четкое понимание, какая есть дополнительная инфраструктура, в частности водная», — считает он. Представим ситуацию: туристы путешествуют по дороге и хотят переплыть на противоположный берег или походить по нескольким городам в составе водных маршрутов России. Они съезжают с М12 и обязательно попадают в пробку, продолжил мысль замминистра.
Вместе с тем Стасишин поддержал саму идею развития инфраструктуры на воде. Одна из проблем в этой сфере сегодня — отсутствие заправок, а также оборудованных пространств для временного отдыха. И тут, по его мнению, не нужны даже капитальные сооружения — достаточно площадок для тех же кемпингов, и тогда качество отдыха на воде увеличивается кратно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.