Сегодня в США начали действовать новые тарифы на ввозимые из КНР товары. Дональд Трамп, как и обещал, приступает к реализации своей политики «Америка прежде всего» Фото: © CNP/AdMedia /Global Look Press / www.globallookpress.com

Китай принимает вызов Трампа

В Китае сегодня последний день длинных новогодних каникул, и новый президент США Дональд Трамп успел с «подарком». Во вторник, 4 февраля, в Соединенных Штатах начали действовать новые тарифы на ввозимые из КНР товары. Теперь все они облагаются пошлиной в размере 10% вдобавок к существующим доплатам. Формальным поводом для этого стали предполагаемые поставки из Китая синтетического наркотика, но понятно, что это скорее предлог. Трамп, как и обещал, приступает к реализации своей политики «Америка прежде всего».

Указ о введении пошлин на китайский импорт Трамп подписал 2 февраля. В тот же день власти КНР осудили поведение новой администрации США и пообещали ответные меры для защиты своих интересов. Обещание исполнили. Сегодня утром Госсовет КНР объявил, что с 10 февраля вводит пошлины на импорт ряда американских товаров. Для поставок американских угля и сжиженного природного газа (СПГ) тариф составит 15%, для нефти, малолитражных автомобилей, пикапов и сельскохозяйственной техники — 10%.

Это не все. Параллельно власти Китая начинают расследование в отношении американской корпорации Google. Компанию заподозрили в нарушении китайского антимонопольного законодательства, сообщило китайское государственное управление по регулированию рынка. О том, что Пекин готовит антимонопольное расследование в отношении Google, впервые стало известно еще в 2020 году, но тогда до разбирательства дело не дошло. Теперь, видимо, подходящий момент настал.

Наконец, Китай ввел экспортный контроль в отношении товаров, связанных с редкими металлами — вольфрамом, теллуром, висмутом, молибденом и индием. Это нужно для «защиты национальной безопасности и интересов» и выполнения международных обязательств по нераспространению, пояснили в министерстве коммерции КНР. Теперь экспортеры таких товаров должны будут получить разрешение властей Китая. Но прежде международные обязательства и защита интересов поставлять товары без дополнительных разрешений не мешали.

Две американские компании — PVH Corp. (владеет такими брендами, как Tommy Hilfiger и Calvin Klein) и Illumina, Inc. — Китай добавил в список ненадежных. Организации нарушили принципы «нормальной рыночной торговли» и нанесли серьезный ущерб китайским производителям, пояснили в министерстве коммерции КНР. «Ненадежным» компаниям запрещается ввозить товары в КНР, вывозить их и инвестировать в экономику страны.

Очевидно, новые меры Китая — это ответ на действия США. И начало нового раунда торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира. Экономические отношения Пекина и Вашингтона давно напряженные, но теперь новое обострение. В торговой войне не будет победителей, предупреждал не так давно на международном экономическом форуме в Давосе вице-премьер Госсовета КНР Дин Сюэсян. В прошлый срок Трампа Пекин уже сталкивался и с пошлинами, и с запретами, и с санкциями со стороны администрации США. При предыдущем президенте США Джо Байдене санкционная политика продолжилась, но теперь была нацелена на ограничение экспорта высоких технологий.

Госсовет КНР объявил, что с 10 февраля вводит пошлины на импорт ряда американских товаров Фото: © Cfoto /Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Торговая война на стероидах»

Особенность нынешнего срока Трампа в том, что теперь его притязания распространяются и на другие страны, не только на Китай. Но другие соперники Трампа пока оказываются более сговорчивыми. Например, чтобы избежать 25-процентного роста пошлин, американский президент предлагал Канаде стать новым штатом. Конечно, канадцы это критиковали. Однако сегодня премьер-министр страны Джастин Трюдо договорился на 30-дневную отсрочку пошлин, пообещав выделить $1,3 млрд на борьбу с наркотрафиком и усиление охраны границы. Что потребуется дальше, когда месячный срок завершится?

Похожее заявление сделала и президент Мексики Клаудия Шейнбаум. Она пообещала Трампу (хотя ранее критиковала его заявления) направить 10 тыс. солдат для борьбы с наркотрафиком и нелегальной миграцией. Поэтому введение пошлин отложили на 30 дней.

Напомним и о Панаме. На инаугурации Трамп говорил о намерении вернуть контроль США над Панамским каналом, потому что «Китай управляет каналом». После переговоров госсекретаря Марко Рубио с президентом Панамы Хосе Раулем Мулино власти страны сообщили, что правительство не будет продлевать участие в китайской инициативе «Один пояс, один путь», к которому Панама присоединилась в 2017 году.

«Президент Трамп давно дал понять, что будет использовать пошлины как экономическую кувалду против стран, которые отказываются выполнять его требования, — реагирует The New York Times. — Он гораздо менее ясно выразился относительно того, в чем именно заключаются эти требования, — стратегия, которая позволяет ему объявить о победе, когда он сочтет нужным». Издание указывает на неопределенность в деталях требований Трампа к Мексике и Канаде: «Оставляя свои требования в некоей тайне, он может решить, когда закончить переговоры».

Точно говорить о том, будут ли введены пошлины для Канады и Мексики в дальнейшем, вероятно, можно с вероятностью 50 на 50. Президент Института миграционной политики Эндрю Сели в разговоре с The New York Times отметил, что пока неясно, что нужно будет сделать Мексике и Канаде, чтобы избежать тарифов США.

«Внезапный разворот подчеркнул репутацию Трампа как агента хаоса, который использует крайние угрозы, чтобы вырвать уступки у других», — также пишет The Economist. Трамп не хочет спровоцировать обвал фондового рынка, поэтому даже введение тарифов на товары из Канады и Мексики было бы недолговечным, пишет британская газета. Тем не менее они могут быть лишь преддверием протекционистской программы Трампа.

В последние дни Трамп не раз обращал внимание и на Евросоюз, а также обещал ввести пошлины до 100% на полупроводники с Тайваня. Лидеры ЕС, собравшиеся на неформальном саммите в Брюсселе, заявили, что «Европа будет сопротивляться, если США введут пошлины», но призвали к переговорам. «Если Соединенные Штаты начнут торговую войну, то единственный, кто будет смеяться, — это Китай. Мы (ЕС и СШАприм. ред.) очень взаимосвязаны. Нам нужна Америка, и Америке нужны мы», — сказала верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас.

России Трамп тоже ранее грозил ввести высокие тарифы и санкции в отношении всего, что РФ продает США и ряду других стран, если Москва не согласится на сделку по Украине. Правда, стоит отметить, еще в прошлом году товарооборот между РФ и США достиг минимума — объем импорта из России стал самым низким с января 1996 года.

Международные издания уже называют происходящее «торговой войной на стероидах». «Тарифные войны уже здесь, и они грязные», — констатирует Bloomberg в одном из материалов. В предыдущий срок Трамп начал «жестокую двухлетнюю торговую войну» с Китаем, и это «нарушило глобальные цепочки поставок и нанесло ущерб мировой экономике», вспоминает Reuters. Агентство также замечает, что минувшей ночью Трамп пригрозил поднять пошлины на китайские товары, если поставки синтетического наркотика не прекратятся.

«Дипломатические» маневры и вклинение в международные институты отброшены в сторону, теперь инструментом внешней политики США являются неприкрытый шантаж, угрозы, ультиматумы и откровенное хамство с выпячиванием „американских интересов“ в противовес интересам партнеров», — описывает политику новой администрации США в своем телеграм-канале Spydell_finance финансовый аналитик Павел Рябов.

«Остановите эту нелепую войну!»: как «миротворец» Трамп перешел к угрозам России и Путину

По словам эксперта, Трамп использует свой «излюбленный прием» для переговоров: запугивает партнеров и предлагает заведомо неприемлемые условия, чтобы затем понижать планку требований и прийти к выгодному для США компромиссу. Однако такая тактика работает «в узком спектре и ограниченный период времени», замечает Рябов. «Это приемлемо, если задача стоит вышибать скидки, преференции или лучшие условия снабжения на строительном рынке, но плохо работает в политике», — рассуждает аналитик.

По мнению Рябова, получив быстрый результат сейчас, президент США попытается и дальше действовать аналогичным образом с другими странами, а это «с высокой вероятностью приведет к отпору». «Получив неизбежный будущий отпор, Трамп будет вынужден использовать санкционный рычаг, так как он загнал себя в ловушку „отсечения путей отхода“. Нельзя откатить ультраультимативную политику, поскольку в этом сценарии можно идти только по пути ужесточения. Попытка „достигнуть справедливости“ за счет интересов партнеров приведет к неизбежной эскалации политических, торговых, экономических и финансовых противоречий (партнеры не пойдут на уступки, а США вынуждены будут ввести санкции), что будет выражаться в снижении торговых и инвестиционных потоков от партнеров в США», — прогнозирует эксперт.

«В итоге санкции и пошлины все равно окажутся введены, отношения будут испорчены, деградация трансграничных финансовых и торговых потоков достигнет пика. Это на самом деле уже проходили с Китаем в прошлую каденцию Трампа, ничего нового. <…> Теперь это будет с Канадой, Мексикой и Европой. Разница в том, что свыше 80 процентов чистых поставщиков капитала в США являются как раз Канада и Европа. Учитывая зависимость США от иностранных инвестиций, будет весело», — добавил Рябов.

«Как в целом оцениваю новую экономическую политику США? Это нормальный такой классический империализм»Фото: © Ma Ke /XinHua / www.globallookpress.com

«Может снизиться цена на нефть. Нам будет это не очень приятно, но не смертельно»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали новый раунд торговой войны между Китаем и США и порассуждали, кто выйдет победителем и какое значение происходящее имеет для России.

Александр Виноградов — ведущий экономист автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр Олега Григорьева „Неокономика“»:

— Я бы пока не говорил о новом раунде торговой войны США и Китая. Это так пока, по мелочи. Ну а если в общем, то Трамп только две недели как президент. Поэтому слишком много он наворотить еще и не мог. Но у меня мало сомнений в том, что движение будет в эту сторону — ужесточение взаимоотношений с Китаем и вот это все.

Что надо знать о последствиях подобного рода историй? Они всегда бьют по обеим сторонам конфликта. Причем не по инициаторам (в смысле политикам), а по жителям. То есть, условно говоря, средний американец, какой-нибудь Джон с его Кларой предпочитают, условно, китайские товары, потому что они дешевле. Для наличия большого импорта есть основания — конкретный потребительский спрос конкретных людей. И соответственно, ввод пошлин сделает товары дороже для этих самых простых американцев.

Наверное, потом кто-нибудь как-нибудь, возможно, что-то сделает для того, чтобы производство товаров определенных укрепилось на территории США или хотя бы ближайших союзников. Хотя с ними тоже сложно. Я имею в виду ту же Канаду, Латинскую Америку. Но когда, что и какие будут эти самые эффекты, непонятно. А цены подрастут уже сейчас.

И вопрос, соответственно: до какого момента будет идти это противостояние? И кто в итоге, скажем так, сдаст назад? Если говорить о США и Китае, думаю, что больше предпосылок сдать назад скорее у последнего. Это связано с тем, что КНР весьма серьезно зависит от экспорта в западные страны в широком смысле слова. Он питает этим свой положительный торговый баланс, который Соединенные Штаты Америки хотят выправить, — у них он, соответственно, отрицательный. Но дело в том, что США являются эмитентом доллара — мировой резервной валюты. И они могут позволять себе наращивать долги спокойно в долларах ну и так далее. То есть у них больший рычаг, как бы сказать, финансового капитала. Поговорка есть такая: «Пока толстый сохнет, тонкий сдохнет». Тонкий в данном случае Китай. Но он не сильно тоньше. И там и там есть свои точки достаточно хрупкие.

Как в целом оцениваю новую экономическую политику США? Это нормальный такой классический империализм. То есть в целом вот та история, которая, как мне кажется, будет проходить в США в ближайшие годы, — это переход от республики к империи. Как это было в Риме. Тяжелая история. Долгая история. Не факт, что она увенчается для них успехом. Никто тут ничего не гарантировал. Но движение будет в эту сторону, то есть держим всех в кулаке. Новое издание доктрины Монро: Южная Америка, Латинская Америка — наш задний двор. Союзники, соответственно, рядом. Никакого там расхолаживания. А кто «не те», того накажем. Это вот вектор движения США на ближайшие годы. Мне так это видится.

На руку ли такая политика США России? Тут история, скажем так, не прямая. При подобном векторе политики, скажем так, «иные страны» с точки зрения США не должны создавать проблем. Пусть там как-то они чего-то у себя [делают], но проблем нам это создавать не должно. Ну такой, в общем, практический взгляд, здравый достаточно. Поэтому для России это все будет зависеть с экономической точки зрения через призму цен на нефть. Простите, мы от этого никуда не денемся. А с политической точки зрения — как минимизация проблем. Россия при этом достаточно серьезна для того, чтобы с ней скорее договариваться, чем прессовать. Но пресс никто не отменял — большое количество санкций и так далее. Я к тому, что не могу сейчас прогнозировать итог нашего конфликта на юго-западных рубежах, что и как там будет принято. Это, к сожалению, вопрос открытый.


Андрей Марголин — проректор РАНХиГС, заслуженный экономист РФ:

— Мы наблюдаем новый раунд торговой войны между США и Китаем? Я бы все-таки сказал, что пока речь идет о пристрелке. Все-таки за такими взаимными мерами обычно следуют какие-то переговоры. Учитывая, что Соединенные Штаты сейчас ввели торговые пошлины против Мексики и Канады и практически тут же — месячный мораторий на их применение, наверное, можно ждать каких-то похожих сюжетов и в данном случае.

Как я в целом оцениваю новую экономическую политику США с пошлинами и санкциями? Они же в рамках философии Трампа считают, что Америка содержит весь мир, всех субсидирует, что все это несправедливо. И у него такие меры укладываются в его концепцию Make America Great Again, и вот так он восстанавливает свою справедливость. На самом деле для мировой торговли в этом нет ничего хорошего. Но мне кажется, что для нас (Россииприм. ред.) в данном конкретном случае ничего плохого нет, потому что наличие противоречий между разными странами создает для нас дополнительные возможности.


Александр Разуваев — экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:

— Мы видим формирование нового мира, где будет очень много торговых барьеров, но, конечно, это было бы невозможно без американцев. И слава богу, мы с Америкой торгуем мало. Можно, конечно, говорить о торговой войне между Штатами и Китаем, но на самом деле США воюют со всем миром. Соответственно, мы [в условиях такой войны] имеем то, что мы имеем сейчас. Ситуация, когда Америка станет вводить какие-то пошлины, [обернется тем], что в ответ ей тоже будет прилетать что-то подобное. Такая тактика будет достаточно распространенной.

На руку ли это России? Я думаю, что по большому счету нам все равно по той простой причине, что мы с Америкой мало торгуем. В принципе, если американцы своими пошлинами немножко замедлят рост китайской экономики, то может снизиться (не обвалиться, а снизиться) цена на нефть. Нам будет это не очень приятно, но не смертельно. Но если даже такое случится, то произойдет это самое раннее в конце текущего года.


Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации, депутат Госдумы:

— Новый раунд торговой войны между США и Китаем? Да, это он. Самое главное в ответных действиях Китая — это экспортный контроль за редкоземельными металлами и металлами, необходимыми для легирования (добавление в состав материалов примесей для изменения физических или химических свойств основного материалаприм. ред.) черных металлов. Вольфрам, молибден и так далее. Это самая главная часть ответа Китая на торговую войну, которая уже началась и которую, безусловно, продолжит Трамп. Так что да, это новый виток торговой войны, один из элементов распада мира на макрорегионы.

Кто победит в этой войне? Если США смогут включить в свой хозяйственный оборот Гренландию и найдут там необходимые редкоземельные материалы, то позиция США окажется предпочтительнее. Но это дело очень и очень долгое, и сегодня произойдет ухудшение у всех участников процесса. Но при этом у них будет повышение самостоятельности, снижение независимости друг от друга.

Нам это на руку. Другое дело, что наши чиновники, скорее всего, этим не смогут воспользоваться. Потому что словосочетание «бюрократия отечественной сборки» уже даже смеха ни у кого не вызывает. Все понимают, что это так. Но я просто напомню, что сейчас распад мира на макрорегионы в активной фазе. И если американцы отвлекутся, кроме нас, на кого-то еще, то мы получим передышку для нормального развития. Но использовать эту передышку у нас некому.