Финансирование дорожно-строительных работ по Татарстану в 2025 году снизится в 2 раза с 83 до 39,1 млрд рублей Финансирование дорожно-строительных работ по Татарстану в 2025 году снизится в 2 раза с 83 млрд до 39,1 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как формировался дорожный бюджет Татарстана и зачем Ханифов просил «тишины»

Финансирование дорожно-строительных работ по Татарстану в 2025 году снизится в 2 раза с 83 млрд до 39,1 млрд рублей. Это следует из опубликованного на сайте антикоррупционной экспертизы проекта постановления кабинета министров РТ.

Дорожный бюджет на 2025-й впервые озвучили в ноябре прошлого года. Тогда заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин назвал общую сумму в 35,8 млрд рублей, из который 6,7 млрд — федеральные деньги. На это были причины: новых крупных дорожных проектов, сопоставимых со строящимися в 2024 году, не запланировано.

Но в миндортрансе рассчитывали, что деньги не последние. Уже к концу ноября министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов заявил, что ожидает увеличения объемов финансирования из бюджета РФ до 8 млрд рублей. В зале, наполненном журналистами, он просил информационной тишины. «Давайте мы объявим тишину, это не просто для красного словца. Сегодня идет формирование бюджета шестилетки в РФ, подход там очень простой: если у вас хорошо, то вам поменьше, если плохо, то вам побольше. Поэтому здесь надо выдержать паузу. Все будет нормально», — отметил министр. И видимо, все звезды сошлись — объем федерального финансирования подрос на 1,3 млрд рублей.

Главные расходы республиканского и федерального бюджетов выглядят так:

  • 23,5 млрд рублей на дороги общего пользования;
  • 8,9 млрд рублей на дороги и искусственные сооружения;
  • 2 млрд рублей на Казанскую агломерацию;
  • 1,4 млрд рублей на ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
  • 1,3 млрд рублей — Набережночелнинская агломерация;
  • 1 млрд на дороги к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • 480 млн рублей — дороги Нижнекамской агломерации;
  • 300 млн рублей — подъезды к садам и огородам.

Подкинут денег и муниципалитеты. В проекте постановления за подписью премьер-министра РТ Алексея Песошина рассчитывают на 1,6 млрд рублей муниципальных дорожных фондов для работ на дорогах общего пользования местного значения.

Деньги на ремонт автодорог в городах и районах сидят в разных программах Деньги на ремонт автодорог в городах и районах сидят в разных программах Фото: «БИЗНЕС Online»

Как «дорожные» потратят в Казани

Деньги на ремонт автодорог в городах и районах сидят в разных программах. Приглядимся к капитальному ремонту казанских дорог:

  • ул. Октябрьская от ул. Гагарина до ул. Восстания в Ново-Савиновском районе, 32,7 млн рублей;
  • ул. Курашова от ул. Айвазовского до ул. Волкова в Вахитовском районе, 29,5 млн рублей;
  • ул. Товарищеская от ул. Амирхана Еники до ул. Достоевского. Долгожданный отрезок в Вахитовском районе, 29,5 млн рублей;
  • ул. Сахалинская от ул. Ударной до ул. Пржевальского в Авиастроительном районе, 86,8 млн рублей;
  • ул. Журналистов от ул. Академика Арбузова до ул. Халитова в Советском районе, 60 млн рублей;
  • ул. Галиаскара Камала от ул. Нариманова до ул. Татарстан в Вахитовском районе, 97,3 млн рублей;
  • ул. Рахимова от ул. Васильченко до ул. Ютазинской в Московском районе, 90 млн рублей;
  • ул. Аделя Кутуя от ул. Гвардейской до проспекта Альберта Камалеева в Советском районе, 190 млн рублей;
  • ул. Воровского от ул. Фатыха Амирхана до ул. Адоратского в Ново-Савиновском районе, 80 млн рублей;
  • проспект Хусаина Ямашева от ул. Адоратского до третьей транспортной дамбы в Ново-Савиновском районе, 50 млн рублей;
  • ул. Декабристов от ул. Воровского до ул. Восстания в Московском районе, 160 млн рублей;
  • ул. Амирхана Еники от ул. Вишневского до ул. Товарищеской в Вахитовском районе, 93,6 млн рублей.

Попало в расходы на 2025 год и уже реконструированное Горьковское шоссе — 500 млн рублей федеральные, а 132,9 млн рублей республиканские. Итого с учетом капремонта 1,4 млрд рублей — только на Казань.

Новую дорогу построят в Апастовском районе к строящейся «Ак Барс Холдингом» птицефабрике «Яратель-Апастово» мощностью 550 млн яиц в год — это 4,3 км за 197 млн рублей Новую дорогу построят в Апастовском районе к строящейся «Ак Барс Холдингом» птицефабрике «Яратель-Апастово» мощностью 550 млн яиц в год — это 4,3 км за 197 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Что отремонтируют в районах

Приглядимся к заметным проектам ремонта и строительства в муниципальных районах. Итак, ремонт в 2025 году наметили на:

  • автомобильной дороге Сорочьи Горы – Шали в Лаишевском районе, 210 млн рублей;
  • автодороге Казань – Йошкар-Ола – Большой Кульбаш – Дубъязы в Зеленодольском районе — это 1,7 км за 36,2 млн рублей;
  • Казань – Ульяновск – Камское Устье в Камско-Устьинском районе. Это 2 км за 56,4 млн рублей.

Капитально на будущий год отремонтируют такие автодороги в районах:

  • Среднее Девятово – Татарский Янтык в Лаишевском районе, 7,1 км за 380 млн рублей;
  • Алан-Бексер – Ислейтарский лесхоз в Высокогорском районе РТ. Отрезок 4,5 км за 210 млн рублей;
  • Туктамыш – Ташлы – Ковали в Высокогорском районе РТ, 1,1 км за 70 млн рублей;
  • Казань – Ульяновск – Соболевское – Чулпаниха в Верхнеуслонском районе. Это 2 км за 130 млн рублей.

Новую дорогу построят в Апастовском районе к строящейся «Ак Барс Холдингом» птицефабрике «Яратель-Апастово» мощностью 550 млн яиц в год — это 4,3 км за 197 млн рублей. Новую дорогу длиной 600 м к зернотоковому хозяйству возведут рядом с Аксубаево за 23,8 млн рублей. В поселке Алексеевское за 13,6 млн рублей реконструируют километр улично-дорожной сети. В Кукморском районе за 118 млн рублей построят улично-дорожную сеть села Манзарас и круговое пересечение на автодороге Мамадыш – Кукмор.

Помимо этого, отремонтируют несколько мостов:

  • капремонт Боровецкого моста в Набережных Челнах — 355,2 млн рублей;
  • реконструкция моста через реку Большой Черемшан у деревни Урняк в Нурлатском муниципальном районе Республики Татарстан — 220 млн рублей;
  • реконструкция моста через реку Ошняк на дороге Казань – Оренбург – Рыбная Слобода в Рыбно-Слободском муниципальном районе Республики Татарстан — 208 млн рублей.

На фоне этого некоей изюминкой смотрится строительство дороги к дачному поселку Миляш в деревне Матюшино: на это выделили 200 миллионов. Сейчас владельцы мечтают продать здесь «дачные домики» в пределах 50–90 млн рублей.

В декабре 2024-го правительство РФ дополнительно выделило Татарстану на завершение строительства Вознесенского тракта 10 млрд рублей В декабре 2024-го правительство РФ дополнительно выделило Татарстану на завершение строительства Вознесенского тракта 10 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Масштабные проекты открыты в 2023–2024 годах

Возможно, что цифры дорожных расходов неокончательные. К примеру, в 2024 году суммы в процессе тоже выросли вдвое. На 2024-й изначально планировали 54,2 млрд рублей дорожных расходов, а в итоге довели до 82,9 млрд (если говорить только о бюджетных средствах). Из них 9 млрд — федеральные средства. Общее финансирование сократилось по сравнению с 2023 годом на 13 млрд рублей, когда траты казны по статье «дорожное хозяйство» составили еще более внушительные 95,9 млрд рублей.

Масштаб объясняется вводом крупных проектов. В 2023 году ключевым стал запуск платной скоростной магистрали М12 «Восток». В 2024-м 79 млрд рублей в целом ушло на обход Набережных Челнов и Нижнекамска с новым мостом через Каму. В 102 млрд рублей обошлось строительство платной дороги республиканского значения Алексеевское – Альметьевск, еще 39,4 млрд рублей стоили два участка Вознесенского тракта — первой платной дороги в Казани. Ш1 — первая автодорога на территории проекта «Большой Зеленодольск» за 5 млрд рублей — была сдана на 10 месяцев раньше срока. Наконец, поехало реконструированное за 27 млрд рублей Горьковское шоссе. В дорожную инфраструктуру Казани за год вложили 31,2 млрд рублей, рекордную для города сумму.

К примеру, в декабре 2024-го правительство РФ дополнительно выделило Татарстану на завершение строительства Вознесенского тракта 10 млрд рублей. «Вознесенского тракта не было бы без поддержки [министра финансов РФ] Антона Германовича [Силуанова]», — благодарил раис РТ Рустам Минниханов. «Если вы помните, в 2023-м было [дорожных проектов] почти на 245 миллиардов рублей, а в текущем году, возможно, если мы хорошо себя спозиционируем, будет близко к 200 миллиардам рублей», — описывал Ханифов общий порядок цифр в ноябре прошлого года.

А что у соседей: 15 млрд — Башкортостан, 14 млрд — Нижегородчина, 1,4 млрд — Марий Эл

А что у соседей Татарстана по Поволжью? Пока объем средств на дорожные работы раскрыли не все регионы.

Но известно, например, что Башкортостан в этом году планирует направить как минимум 15 млрд рублей на реализацию нацпроекта «Инфраструктура для жизни», где львиная часть затрат — дорожные проекты. В 2024-м дорожный фонд республики составил более 33 млрд рублей, из них свыше 4 млрд рублей — средства федерального бюджета.

В Нижегородской области на ремонт дорог в этом году по программе «Дорожное хозяйство» направят более 14 млрд рублей, в том числе 4,8 млрд рублей — из федерального бюджета. В прошлом году траты составили более 11,4 млрд рублей. В Удмуртии в 2024-м по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ремонт дорожной инфраструктуры профинансировали на 3,5 млрд рублей, из них федеральных средств — 2,9 млрд рублей. В текущем году на реконструкцию дорог и мостов предусмотрено 15,6 млрд рублей.

В Марий Эл по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» на приведение дорог в нормативное состояние предусмотрено 1,4 млрд рублей. В минувшем году на обновление дорожной сети в республике потратили порядка миллиарда рублей.

В Оренбургской области в 2024-м на ремонт дорог по нацпроекту «Безопасные качественные автомобильные дороги» потратили 1,4 млрд рублей, зато в этом году на дорожные проекты планируется израсходовать порядка 23 млрд рублей.

Объем дорожного фонда Чувашии в 2024 году составил 8,6 млрд рублей, из них около 4 млрд — по программе «Безопасные качественные дороги». А в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» на ремонт дорог запланировано выделить 3,8 миллиарда. В Ульяновской области по новому нацпроекту на ремонт и содержание дорог в 2025 году направят на обновление дорожной инфраструктуры 7,3 млрд рублей, что на 2 млрд больше, чем бюджет 2024-го.