А что в итоге у нас остается после всех форумов и выставок и почему на тех же KazanForum и РОСТКах другие регионы прямо из-под носа республики переманивают к себе исламских и китайских инвесторов? Эти и другие риторические вопросы озвучила накануне руководитель АИР РТ Талия Минуллина на итоговом заседании коллегии. На мероприятии также стали известны первые очертания долго вынашиваемого проекта по строительству крематория в Казани. О том, как Татарстану удалось привлечь 1,3 трлн рублей инвестиций в основной капитал, какой новый форум появится в республике и как регион может помочь инвесторам, — в материале «БИЗНЕС Online».
Талия Минуллина: «Наши муниципалитеты ничего им (инвесторам — прим. ред.) не предлагают, не используют в полной мере площадки международного уровня»
«8 месяцев инвестор ждал ответ! Ну как так?!»
«Поскольку мы проводим очень много международных масштабных событий, коллегия у нас проходит в „бутиковом“ формате второй год подряд», — начала накануне итоговое заседание коллегии агентства инвестиционного развития РТ шеф ведомства Талия Минуллина. Мероприятие прошло в конференц-зале одного из новых отелей в центре Казани и собрало несколько десятков руководителей организаций и ведомств. Если сравнивать с помпезной коллегией минстроя РТ, которая прошла днем ранее в новом театре им. Камала, то, конечно, подведение итогов АИР вышло более камерным.
С темы бурной конгрессно-выставочной деятельности агентства Минуллина и начала. Она задалась вопросом, который интересует многих в республике: а что в итоге у нас остается после всех этих форумов и выставок? Ответ кроется в готовности отраслевых ведомств и муниципалитетов к переговорам на этих площадках, считает руководительница. «Скажем, мы 15 лет проводим исламский форум. Есть ли у нас каталог экспортной халяльной продукции на арабском языке? Нет. Есть ли у нас перечень IT-продуктов, которые исламские страны могли бы купить? Может, что-то есть, но мы недостаточно их продвигаем. Сборник объектов спортивной инфраструктуры, где могли бы тренироваться исламские спортсмены. Почему бы его не создать и не продавать на площадке KazanForum? Или каталог конкретных инвестпроектов, куда мы могли бы привлечь исламское финансирование», — вопрошала Минуллина.
«Подготовка очень слабая внутри республики. Надо ее усиливать, собирать эти материалы, готовиться к переговорам. И конечно же, инвестиционные проекты в первую очередь. Насколько наши отраслевые ведомства готовы сказать, где они ждут частные инвестиции, на каких условиях готовы их принимать? То же самое можно сказать об органах местного самоуправления. Пока это одно из наших слабых мест при той огромной сетке контактов, которые есть у республики», — негодовала руководитель АИР.
Все это приводит к тому, что на тех же KazanForum и РОСТКах другие регионы прямо из-под носа Татарстана переманивают к себе исламских и китайских инвесторов. Да, мероприятия российского масштаба, но в первую очередь они направлены на выгоду татарстанских компаний. «Наши муниципалитеты ничего им (инвесторам — прим. ред.) не предлагают, не используют в полной мере площадки международного уровня», — пожурила Минуллина. Ошибки, к слову, можно исправить к уже новому форуму — в октябре Казань примет первую конференцию «Татарстан – Индия»: Взаимная эффективность».
На этом критика районов не закончилась. «Прилетело» главе Пестрецов Раису Сулейманову. Его назначили куратором инвестпроекта ТПК «Поволжский инструмент» по созданию производства строительных инструментов (на 350 млн рублей). Однако по истечении нескольких месяцев после рассмотрения на инвестсовете дорожная карта по проекту так и не разработана, в агентство не представлена, «работы с инвестором просто не происходит». «Прошу руководителей, назначенных кураторами, относиться к этой работе особенно серьезно и не допускать срывов установленных сроков и тем более приостановки проектов. Мы формируем огромную воронку контактов, и как же обидно, когда в конце этот инвестпроект мы не можем „приземлить“», — призывала докладчица.
Прошлась Минуллина и по министерствам, которые, по отзывам самих инвесторов, уж слишком долго не отвечают на запросы и согласовывают проекты, да и в целом как будто не заинтересованы в частных вложениях. Она привела в пример одно министерство, куда инвестор направил запрос о желании производить определенную продукцию — нужна ли она в республике? «8 месяцев он ждал ответ! Ну как так?! Главное, что ответ пришел. Написали: „Нам интересен проект“. В каких объемах они готовы закупать, по какому механизму — ответа нет», — сокрушалась глава АИР из-за пассивности коллег.
Минуллина остановилась на проколах самих предпринимателей. Например, на переговорах они говорят о своей финансовой состоятельности, но позже это не всегда соответствует действительности
Об инвесторах без денег: «На словах я Лев Толстой, а на деле… толстый лев»
Несмотря на инертность властей, за 2024 год, по прогнозам, республика привлекла 1,3 трлн рублей в основной капитал. Из них 1 трлн рублей — это частные вложения. По итогам 9 месяцев прошлого года Татарстан по этому показателю занимает 6-е место по стране. 32% инвестиций от общего объема приходится на обрабатывающее производство, больше 20% — на логистику. Стабильно растут инвестиции в сфере IT, сохраняется тренд на рост количества частных туристических объектов.
После перечисления некоторых крупных реализованных инвестпроектов (от выпуска тротуарной плитки до производства джемов), Минуллина остановилась на проколах самих предпринимателей. Например, на переговорах они говорят о своей финансовой состоятельности, но позже это не всегда соответствует действительности. «Как говорится, на словах я Лев Толстой, а на деле… толстый лев. Бывает у нас и такое. Тщательная проверка документов помогает обезопасить республику от работы с недобросовестными предпринимателями», — высказалась Минуллина.
Портрет идеального инвестора
Так какие же инвесторы нужны республике? Регион должен привлекать инвесторов с прибыльным высокотехнологичным бизнесом. Такие проекты должны базироваться на отечественных технологиях, требовать минимального количества рабочих мест и ориентироваться на собственные средства. Ведь сегодня «брать кредиты на реализацию инвестпроекта — это самоубийство».
В разговоре со СМИ Минуллина поделилась, что на сопровождении у агентства уже есть такие проекты. «Мы недавно начали этот проект и сразу уже выходим на открытие. Я думаю, это произойдет в августе. Там нет заемных денег и очень мало людей будет работать. Сумма инвестиций — примерно 400 миллионов рублей», — заинтриговала глава АИР, добавив только, что речь идет о проекте в промышленности.
Но свои деньги есть далеко не у всех, где же искать помощи потенциальным инвесторам? В условиях жесткой конкуренции за кошельки бизнесменов между субъектами страны Татарстан должен не отставать в плане мер поддержки. «В других субъектах есть много мер льготного субсидирования, льготных грантовых мер, заемного финансирования. Они дают большие объемы. На этом фоне мы не так хорошо выглядим», — указала она. Кстати, в этих вопросах Минуллина надеется на поддержку нового министра финансов РТ Марата Файзрахманова. В частности, речь идет о запуске офсетных контрактов (с гарантированным сбытом), других инструментов — ГЧП и регионального инвестиционного вычета.
Чтобы быть привлекательнее, нужны эксклюзивные предложения от региона. Например, это могут быть пакетные предложения для инвесторов: когда республика сама вкладывается в первичную документацию, собирает информацию по рынку сбыта, сырья, предоставляет готовые кадры. Чтобы бизнесу осталось «только деньги дать», предлагала глава АИР.
ООО «Концепт-индустрия» вызвалось построить крематорий на кладбище «Курган» в Казани — проект с разными участниками обсуждается уже несколько лет
Первый в РТ крематорий
Из докладов частных инвесторов наибольший резонанс вызвало выступление исполнительного директора ООО «Концепт-индустрия» Галии Кучумовой. Фирма вызвалась построить крематорий на кладбище «Курган» в Казани — проект с разными участниками обсуждается уже несколько лет. Дошедший до финиша (почти) проект будет стоить 400 млн рублей, из них 95% — заемные средства. Позже в беседе со СМИ Кучумова сказала, что речь идет о займе у материнской компании. Судя по данным из открытых источников, директором и владельцем «Концепт-индустрии» является Наиль Галеев — он же возглавляет и владеет долями в структурах застройщика «СМУ-88».
Первый в республике крематорий могут запустить в 2029 году. Площадь здания должна составить 1,6 тыс. «квадратов» на земельном участке в 2,3 га на кладбище «Курган». Комплекс будет включать в себя два зала прощания, две современные кремационные печи, а также колумбарий для урн. Срок его окупаемости должен составить 8,3 года, а налоговые поступления в бюджеты различных уровней с 2029 по 2030 год могут достичь более 1 млрд рублей. Предполагаемая стоимость одной кремации — от 19 тыс. до 33 тыс. рублей, пояснила Кучумова.
«На сегодняшний день Казань сталкивается с растущим дефицитом земельных участков под захоронения. Из 36 кладбищ действуют только 10, и их ресурс очень быстро исчерпывается. Традиционные захоронения требуют значительных территорий, что усложняет дальнейшее развитие городской инфраструктуры», — заявила спикер, отметив, что потребность в новых участках уже превышает возможности. Под проект компания надеется получить землю без торгов.
«Не хочется там стать клиентом, но что поделать… Жизнь, она такая», — прокомментировала Минуллина. Проект она назвала важным с экологической точки зрения. Что касается возможного недовольства со стороны религиозных деятелей, то, по ее мнению, проблем не должно возникнуть.
«У нас многоконфессиональная республика, и мы должны предоставлять всем возможность выбора. Сегодня у людей, которые хотели бы воспользоваться [крематорием], выбора нет. Поэтому хорошо, что такой проект будет», — подытожила глава АИР.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.