Градоначальник Наиль Магдеев с некой досадой в голосе признал: год был непростым Градоначальник Наиль Магдеев с некой досадой в голосе признал: год был непростым Фото: «БИЗНЕС Online»

В Челнах упали продажи жилья, а «квадрат» подобрался к 150 тысячам

Сегодня на деловом понедельнике в Челнах почти полтора часа посвятили строительному блоку. Замруководителя исполкома Мансур Фаттахов выступил с объемным докладом по итогам в отрасли.

В 2024-м в челнинскую строительную отрасль инвестировали 91,5 млрд рублей. Градоначальник Наиль Магдеев с некой досадой в голосе признал: год был непростым. «Локомотив экономики» попал в тиски высокого «ключа» и сокращения господдержки. Сегодня цена жилья в автограде достигла в среднем 150 тыс. рублей за 1 кв. метр.

«Рынок жилья стагнирует», — лаконично выразился мэр. Объем продаж снизился с 29 млрд до 19 млрд рублей. При этом Челны так и не сумели выполнить план по вводу жилья — вместо 320 тыс. «квадратов» в городе сдали 224 тысячи. В том числе — 20 коммерческих жилых домов на 3 тыс. квартир, три дома по программе соципотеки на 510 квартир. В сфере ИЖС было застроено 41 тыс. кв. метров.

«Рынок жилья стагнирует», — лаконично выразился мэр. Объем продаж снизился с 29 млрд рублей до 19 миллиардов «Рынок жилья стагнирует», — лаконично выразился мэр. Объем продаж снизился с 29 млрд до 19 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Крупнейшим застройщиком по итогам года стал ижевский «Талан» (47,5 тыс. кв. м), следом идут ГК «Профит» (27,8 тыс. кв. м), «Домкор» (25,1 тыс. кв. м), «Комфортное жилье» (19 тыс. кв. м) и другие. Всего было заключено 5,4 тыс. договоров долевого участия — это примерно четверть республиканского рынка новостроек. А сумма продаж — 30,5 млрд рублей.

«Одним из приоритетных направлений является строительство жилья по программе „Социальная ипотека“. В настоящее время очередность по программе составляет 1 068 семей (годом ранее было 874 семьи — прим. ред.). За отчетный период введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома на 510 квартир. Строительство жилья по программе „Социальная ипотека“ в городе продолжится», — докладывал спикер.

Несмотря на «медвежьи» тенденции с продажами, город подписался на ввод жилья в 320 тыс. «квадратов» в 2025 году — столько же, сколько и в 2024-м. Оптимистично!

Наибольшая доля выданных разрешений на строительство пришлась на промышленные объекты — порядка 60% Наибольшая доля выданных разрешений на строительство пришлась на промышленные объекты — порядка 60% Фото: «БИЗНЕС Online»

Как чувствовала себя промышленная стройка

Самая жара пришлась на промышленный кластер города. Оно и неудивительно, Челны неспроста в народе зовут «городом заводов». Наибольшая доля выданных разрешений на строительство пришлась на промышленные объекты — порядка 60%. На жилье, между прочим, всего 25%, а на торговлю и того меньше — 5%. Магдеев, комментируя статистику, вновь гордился развивающейся экономикой и промышленностью Челнов.

«Это говорит о том, что продолжают строиться новые производства. Увеличивается ассортимент выпускаемой продукции, налоговые поступление в городской бюджет, количество занятых в сфере промышленности. <…> Люди, которые вкладывают финансовые ресурсы, и заемные, и собственные, уже планируют минимум на ближайшую десятилетку, как они будут на рынке промышленной продукции себя чувствовать», — отмечал Магдеев.

Заводы строятся раз в 100 лет, так же как и театры в городе. Поэтому люди видят свое будущее.
Наиль Магдеев Мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

В минувшем году промышленные компании построили целый ряд крупных объектов, среди которых:

  • корпус научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» по сборке карьерных самосвалов (1 млрд рублей);
  • производственно-складское здание компании «Грант» по производству полиэтиленовых труб, тар, фитингов, кранов (28 млн рублей);
  • завод бытовой техники по производству водонагревателей «Хайер Индастри РУС» (4,2 млрд рублей);
  • промышленный технопарк «Олимп», в котором будут размещаться центр электроники и элементов питания ПАО «КАМАЗ», передовая инженерная школа «КиберАвтоТех» и университетская стартап-студия (2 млрд рублей);
  • производственно-складской корпус запасных частей для грузовых автомашин ООО НПО «РОСТАР» (38 млн рублей).

Что по торговым объектам? «Ежегодно порядка 30−40 объектов строится и вводится. Тоже показатель того, что, если бы не было спроса, не было бы и предложения. Это новые кафе, новые рестораны, новые торговые объекты. Мы видим, что товарооборот увеличился в 2024 году», — добавил градоначальник.

260 млн рублей ушло на ремонт лицея-интерната № 84. На ремонт пищеблоков в 7 школах потратили на 154,7 млн рублей 260 млн рублей ушло на ремонт лицея-интерната №84. На ремонт пищеблоков в 7 школах потратили 154,7 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

О ремонте социальных учреждений

На ремонт и строительство социальных объектов в 2024 году город потратил 4,5 млрд рублей. И за них докладчик благодарил республику. На что же тратились «деньги государственные»? 260 млн рублей ушло на ремонт лицея-интерната №84. На ремонт пищеблоков в 7 школах потратили 154,7 млн рублей. Ради «удовлетворения потребностей работодателей», по крайней мере так заявил спикер, отремонтировали автомеханический техникум на 453 млн рублей.

Из наиболее крупных и интересных можно выделить ремонт инфекционной больницы. В этом году отремонтировали блоки «Г» и «Д» на общую сумму 360 млн рублей. Кроме него, обратим внимание на военный комиссариат Комсомольского района, ремонт которого вышел в 157,4 млн рублей. Школу олимпийского резерва «Олимпийский» обновили за 516 млн рублей.

Но основные расходы пришлись, конечно же, на профильный лицей №42 — внушительные 2 млрд рублей.

«Помните мое обещание 10 лет тому назад о том, что необходимо каждый год строить по школе и по детскому саду? Трудно было представить ситуацию, если бы мы ежегодно не строили по одной общеобразовательной школе, притом что количество детей пока у нас в городе увеличивается. Поэтому это был серьезный вызов. И благодаря поддержке руководства страны, Республики Татарстан мы эту задачу успешно выполняем», — говорил Магдеев.

По республиканским программам автоград отремонтирует более десятка объектов По республиканским программам автоград отремонтирует более десятка объектов Фото: «БИЗНЕС Online»

Челны начали получать первые «подарки» в честь 400-летия города

Через год Челны готовятся праздновать 400-летие города. Для автограда это значит, что от республиканского и федерального правительства ему полагаются всевозможные преференции. До недавнего времени исполком держал в секрете свои планы относительно будущих трат. Но сегодня Магдеев приоткрыл завесу.

«Вот открываем страницу в праздновании строительства новой школы. Это подарок президента Российской Федерации и подарок раиса Республики Татарстан. Школа в Замелекесье была в перечне объектов по подготовке и проведению 400-летнего юбилея. Задача такая: к 1 сентября 2025 года должна быть достроена», — делился информацией мэр.

4,5 млрд рублей городу выделили на ремонт и строительство дорог.

«Сейчас все секреты раскрою по подготовке к юбилею. Более 300 миллионов рублей в рамках празднования 400-летия выделяется по федеральной программе для очистки реки Мелекески. 3 с лишним километра очистки, от 10-го комплекса выше по течению реки до Казанского проспекта. В этом году данные работы начинаем», — анонсировал он.

На этом официально объявленные «подарки» на городской юбилей завершились. Но по республиканским программам автоград отремонтирует более десятка объектов. Среди них гимназия №57, школа №88, еще 7 школьных пищеблоков, молодежный центр «Орион», общежитие местного политехнического колледжа, инфекционная больница, Детская школа искусств.

Кроме того, деньги выделят также на обновление помещений военного комиссариата Центрального и Автозаводского районов, здания управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РТ, молодежного (подросткового) клуба «Виктория» и т. д.

Жители добились своего: ряд маршрутов вернули, другие — поменяли. Тем не менее, накал недовольства до сих высок Жители добились своего: ряд маршрутов вернули, другие поменяли. Тем не менее накал недовольства до сих пор высок Фото: «БИЗНЕС Online»

Магдеев о маршрутках: «Управы на них не было»

Последняя в повестке дня, но не последняя в актуальности тема — общественный транспорт. Напомним, в городе с 2025-го вступила в силу новая маршрутная сеть. Часть жителей довольна, пассажиропоток вырос в 3 раза. Другая часть пассажиров решения критикует. Люди сокрушались из-за множественных пересадок, запутанных маршрутов, долгого ожидания и многого другого. Жалобы дошли до раиса республики Рустама Минниханова, который на недавней коллегии поднял тему среди чиновников.

«Очень много жалоб на работу общественного транспорта со стороны населения. Людей волнует дефицит автобусов, водителей, длительное ожидание, ненадлежащее состояние транспорта», — отмечал Минниханов.

Минниханов – Ханифову: «Очень много жалоб на работу общественного транспорта!»

Исполком ситуацию разъясняет, отвечая на вопросы населения. Сити-менеджер Фарид Салахов провел несколько пресс-конференций, на которых обосновывал изменения. Жители добились своего: ряд маршрутов вернули, другие поменяли. Тем не менее накал недовольства до сих пор высок.

В этот раз Магдеев постарался объяснить, почему исполком решил сделать такие маршруты. С его слов, для полноценной реализации планов городу не хватает минимум 70 автобусов. На сегодня по городским дорогам курсирует 135 «НЕФАЗов». Власти неслучайно совместили ряд маршрутов, отмечает мэр.

«Еще раз подчеркиваю, что пока мы работаем по минимальному варианту. Нам в город дополнительно нужно еще минимум 70 автобусов. Понятно, что не завтра, но мы ставим задачу, чтобы эти автобусы появились в этом году. Есть республиканские и федеральные программы, есть поддержка руководства республики для того, чтобы ежедневно на линии было 200 автобусов», — прокомментировал ситуацию мэр.

Появятся дополнительные автобусы — появятся дополнительные маршруты. Как сказал министр обороны Российской Федерации Андрей Белоусов, «Ошибаться можно, врать нельзя». Вот и говорим: нам не хватает 70 автобусов, об этом надо говорить. Люди поймут.
Наиль Магдеев Мэр Набережных Челнов
Наиль Магдеев мэр Набережных Челнов

Но даже при таких вводных город не собирается затыкать дыры автобусами малой вместимости — эта глава для Челнов закрыта. Они останутся лишь на двух маршрутах, где большие «НЕФАЗы» не помещаются.

«Все, мы эту лавочку закрыли, — резюмировал он. — Автобусы малой вместимости были, есть и остаются источником повышенной опасности. Культура обращения с пассажирами — сколько мы этим вопросом занимались. Управы на них не было. Хамство… Доходило до того, что попадались водители в нетрезвом состоянии. Как вот можно понимать? Никакого предрейсового осмотра не было. Поэтому я думаю, что мы выбрали правильный путь».

В 2025-м на дотации работы 135 автобусов уйдет 600 млн рублей. При росте парка до 200 машин траты вырастут до 800 миллионов. Расходы бюджета неизбежны: при себестоимости проезда в 70 рублей с пассажиров берут всего 40 рублей. Но такая практика принята во всем мире: если общественный транспорт — это социальная услуга, а не бизнес, к этому надо быть готовыми.