Культурным и не только событием года обещает стать сегодняшнее официальное открытие нового здания театра им. Камала при участии больших столичных гостей, включая министра культуры России Ольгу Любимову. «Для нас это больше, чем просто театр», — констатирует министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, которая в канун важного мероприятия стала гостем интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Первая часть разговора была полностью посвящена смене эпох в истории главного национального театра республики. Аюпова ответила на вопросы о том, как планируется использовать 56 тыс. «квадратов», чем была вызвана резкая смена директора и когда в новом здании покажут первый спектакль.
Ирада Аюпова: «Театр — это высшая ступень. Нужно воспитать людей, которые дойдут до театра. А что для этого нужно? Чтобы они испытывали интерес к своим традициям и своей культуре, чтобы они погружались в этот процесс познания, знали язык. И после этого они будут ходить [в театр]»
56 тыс. «квадратов»: 7 этажей вверх и один вниз
— Ирада Хафизяновна, сегодня открывается новое здание театра имени Камала. Давайте напомним читателям, как возникла идея построить будущую «ледяную глыбу» на берегу озера Кабан?
— Первый разговор с Рустамом Нургалиевичем [Миннихановым] о реконструкции театра имени Камала возник во время открытия Года театра в России (2018 год). Когда он говорил об инфраструктуре театра, то со сцены сказал, что перед нами открыты все возможности. И я ему тогда сказала, что самые плохие условия как раз в театре имени Камала. И после этого слово за слово все начало развиваться.
Рустам Нургалиевич — человек, который никогда не бросает слов на ветер. Помните его статью от 2020 года о том, что мы, татары, себя точно не видим сувенирным народом? Его предвыборный нарратив был о сохранении и возрождении аутентичной татарской культуры и традиций, и вся его деятельность подтверждает данные слова.
И это касается не только театров, но и, например, Сабантуя. Это ведь очень болезненная тема. В самом начале своей карьеры министра я посетила один из районов Татарстана. Мне было очень неловко: играла какая-то непонятная музыка, асфальтированная площадка, дети в ультрафиолетовых нарядах. Сейчас в народных праздниках аутентичности больше, люди понимают, про что этот праздник, стараются быть вовлеченными. Может быть, не так быстро, но возрождать утраченные традиции очень тяжело. И эта проблема не только Татарстана и России, но и мира. Потому что XX век был веком глобализации, который вымыл наши традиции.
— Что в итоге получает Камаловский театр?
— Закулисное пространство старого здания, учитывая особенности территории, не было реализовано в полной мере, что создало определенные трудности для работы. Был не только моральный износ площадки, но и не до конца осуществлена возможность эффективно воплощать все рабочие процессы. В новом здании, напротив, все обустроено в соответствии с современными театральными процессами, что позволяет обеспечить комфортные условия для работы и эффективное функционирование.
Мы получили пространство площадью 56 тысяч квадратных метров и четыре зрительных зала вместо двух. Самой большой ценностью является восточный (круглый) зал на 250 посадочных мест. В драматическом театре, как правило, не бывает круглых залов, потому что он накладывает определенные технические трудности. Восточный зал построен в соответствии с историческими канонами, с рассадкой, напоминающей амфитеатр. Этот зал станет площадкой для трансляции смыслов.
Для восточной культуры, особенно для татарской, театральное искусство является одним из самых близких видов искусства. Если взглянуть на историю развития культуры и искусства, можно заметить, что театрализация присутствует практически во всех сферах нашей жизни. Например, обряд имянаречения — это «срежиссированное» историей народа действие. Если проанализировать кружковую деятельность на территории республики, то самым распространенным видом является народный театр.
«20 января нам передают здание, и театр начнет переезд. Для адаптации к новым условиям, репетиций спектаклей, переписывания звука и света, а также режиссуры каждой постановки и наладки системы жизнеобеспечения здания потребуется как минимум квартал»
Сегодня наш народ утратил значение множества символов и смыслов. К сожалению, излишний крен на визуализацию исполнительских искусств привел к тому, что людям стало трудно воспринимать информацию, культуру и искусство воспринимают больше как развлечение. Да, культура включает в себя и развлечение, но в первую очередь это ценностная модель. Я считаю, что ключевым документом, принятым на федеральном уровне, является указ президента РФ №809 об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В постсоветское время мы слишком стыдились говорить о том, что культура — это идеология, что привело к полной деидеологизации государства. Однако государство не может существовать без идеологии.
Строительство театра началось зимой 2023 года по проекту архитектурного консорциума, в который тогда вошли бюро Wowhaus, Kengo Kuma & Associates из Токио, штутгартское Werner Sobek и ООО «ПТМ архитектора Бакулина Германа Алексеевича». Объем инвестиций оценивали в 13 млрд рублей. Однако, как писал «БИЗНЕС Online», стоимость строительства театра подскочила почти в 2 раза. Дело в том, что в июле 2023 года Главстрой РТ объявил закупку на строительство школы в Набережных Челнах на 967 млн рублей. Контракт достался ООО «Евростройхолдинг+» (ЕСХ). Буквально в последний рабочий день 2023 года он был изменен в связи с появлением в закупке нового объекта — здания театра стоимостью 13 млрд рублей. В сентябре 2024 года, судя по выложенным в открытый доступ данным, стороны заключили допсоглашение, согласно которому стоимость контракта выросла до 27,2 млрд рублей. 27 ноября 2024 года Главстрой «докинул» девелоперу еще 2 млрд рублей. Таким образом, стройка театра сейчас оценивается в 29,2 млрд рублей.
— Какие еще есть залы?
— Большой зал рассчитан на 751 зрительское место, камерный — на 61 место с панорамным видом на озеро Кабан, а универсальный зал вмещает порядка 400 мест. Максимальную вместимость последнего сложно определить, поскольку это трансформируемый зал и его конфигурацию можно менять по желанию. Это пространство многофункционально: здесь могут проходить как спектакли, так и выставочные проекты в области аудиовизуальных искусств, а также съемки фильмов, рекламы и клипов. Именно здесь может начаться развитие национального кинематографа, так как уже установлено оборудование, позволяющее снимать любой медиаконтент.
Сцена большого зала по размеру совпадает с нынешней сценой театра и включает в себя встроенный вращающийся круг с многоуровневой системой, позволяющей поднимать определенные участки на разную высоту. Будет реализована полноценная колосниковая система, оркестровая яма, хорошая система звукопоглощения и кресла из антивандального материала. Перевод спектакля предусмотрен на три языка, но в дальнейшем это число может быть увеличено, всего предусмотрено 6 языковых каналов.
Сегодня репетиции в старом здании проходят на сцене большого зала, что не всегда было удобно, в том числе для эффективного использования пространства под другие мероприятия. Теперь процесс может осуществляться за кулисами, где, как и на главной сцене, можно выстраивать игровой процесс, а также прописывать свет и звук.
Кроме того, предусмотрено два дополнительных репетиционных зала и специальный зал для репетиций оркестра, где под руководством Данияра Соколова оркестр театра имени Камала сможет записывать татарскую музыку, включая ранее не опубликованные архивные материалы. И поскольку театр активно работает с театральным училищем и Казанским институтом культуры, то студентов можно вовлекать в репетиционный процесс и иные события. Есть также два уникальных цеха, которые заточены на изготовление декораций любого масштаба и формата. Появится своя звукозаписывающая студия и цех по пошиву костюмов.
Важно отметить, что у каждого зала своя инфраструктура. За кулисами будут удобные гримерки, а для детей артистов оборудовано специальное место, где они смогут находиться, пока родители выступают на сцене. Для детей зрителей тоже предусмотрена игровая зона, есть молельные комнаты, ресторан и четыре кафе, в одно из которых можно будет попасть, не посещая театр. Однако основную площадь (порядка 40 процентов) занимают технические помещения. Всего в здании 7 этажей, включая эксплуатируемую крышу, и один подземный этаж.
«Самой большой ценностью является восточный (круглый) зал на 250 посадочных мест. Он станет площадкой для трансляции смыслов»
«Процентов на 30 потребуется увеличить штат»
— Расходы на содержание насколько увеличатся по сравнению со старым зданием?
— Стоимость содержания здания может увеличиться в 3 раза до 156 миллионов рублей. Еще идут торги.
— В чьем ведении будут сторонние организации?
— Предполагается, что в здании театра разместятся партнеры театра — резиденты, например театральная студия «Апуш». Сегодня становится крайне важным развитие сотрудничества с креативными индустриями.
В обсуждении концепции ключевым вопросом было решение о том, должно ли общественное пространство быть бесплатным для всех. Рустам Нургалиевич поддержал мнение Ильгиза Зайниева, который считает, что не стоит пускать в пространство случайные организации. Вместо этого мы создадим насыщенную событийную программу, чтобы привлечь как можно больше людей. Это можно рассматривать как своеобразное продвижение. Например, сейчас команда театра могла бы активно продавать билеты на спектакли и экскурсии в старое здание театра, ведь это последний шанс увидеть его перед переездом.
Наша главная проблема заключается в том, что мы слишком сильно привязаны к собственности. Это наш менталитет: «Моя прелесть, никому не отдам». Нам нужно научиться шире смотреть на вещи. В обществе все бо́льшую популярность приобретает идея совместного использования, а мы не готовы делиться. В современном цифровом мире невозможно развиваться обособленно. Чтобы сохранить свою идентичность и противостоять глобализации, нужно максимально интегрироваться в мировое коммуникационное пространство. Если мы хотим, чтобы татарская культура сохранилась, она должна стать частью мировой культуры. Если мы замкнемся в себе, нас просто раздавят.
— Поскольку масштаб уже другой, то насколько увеличится штат актеров, режиссеров?
— Всего в театре работают 325 человек, из них художественный персонал составляет 94 человека (артисты, оркестр, режиссеры, художники и другие), художественно-постановочный — 78 человек. Процентов на 30 потребуется увеличить штат.
Сегодня, 20 января, нам передают здание, и театр начнет переезд. Для адаптации к новым условиям, репетиций спектаклей, переписывания звука и света, а также режиссуры каждой постановки и наладки системы жизнеобеспечения здания потребуется как минимум квартал. Эффективность и соблюдение графика в этот период будут иметь решающее значение для нашего успеха.
Однако для нас это больше, чем просто театр. Я видела публикации на странице «БИЗНЕС Online», в которых утверждается, что мы размываем татарский театр, но мир меняется. Театр — это институция, которая сохраняет ценностное ядро народа, язык и способствует развитию современной драматургии и музыкального искусства.
— Насколько будет увеличен режиссерский состав? Штатные режиссеры Фарид Бикчантаев и Айдар Заббаров вряд ли в силах охватить все четыре площадки.
— Будет проектная деятельность — пригласим режиссеров со стороны. Ведутся переговоры с именитыми режиссерами, чьи фамилии я пока не озвучу. Но первый год это, скорее всего, будет событийная повестка. Для театра важно еще и зарабатывать, а эффективный менеджмент позволит быстро это сделать.
— А кто будет отвечать за эффективность?
— Директор, который определяет единство творческого процесса. Потому что самое важное сегодня — не превратиться в теремок, где один будет противоречить другому. Сейчас Ильгиз Зайниев является центром ответственности за эффективность театра.
«Ильгиз [Зайниев] — один из немногих, кто эффективно использует разделение труппы»
Зайниев — креатура Бикчантаева
— Почему понадобилось в конце 2024 года в срочном порядке менять Ильфира Якупова на Ильгиза Зайниева в качестве директора театра?
— Он (Зайниев — прим. ред.) является креатурой Фарида Рафкатовича [Бикчантаева]. На представлении Зайниева он сам заявил, что не видит другого человека в качестве своего преемника. Существует множество процессов, которые должен осуществлять человек с четким видением и пониманием театральных процессов. Ильгиз — один из немногих, кто эффективно использует разделение труппы. В театре «Экият» у него также две площадки на 250 и 100 мест. Они диверсифицировали свои предложения таким образом, что с точки зрения работы с целевыми аудиториями достигают хороших результатов.
Театр кукол сегодня — это не только театр для детей; там также ставятся интересные спектакли для взрослых, которые зарекомендовали себя на федеральном уровне. В 2024 году театр получил три премии «Золотая маска» за спектакль «Авиатор» — это самое большое количество наград, завоеванных театрами Татарстана.
— Не просядет «Экият» в таком случае, если Зайниев будет сидеть на двух стульях, управляя обоими театрами?
— Нет, там запущены все процессы. Надеюсь, все будет хорошо.
— А для чего творческого человека, худрука, драматурга и режиссера, ставить менеджером?
— Ранее допускалось заключение контрактов с двумя руководителями одновременно. После принятия ФЗ №83 от 2010 года появилось две модели: либо мы заключаем контракт с директором, то есть с руководителем операционной деятельностью, либо с художественным руководителем, у которого появляется в подчинении исполнительный директор, который уже осуществляет операционную деятельность. Раньше допускалось совмещение художественного руководителя и операционного директора, что добавляло юридических вопросов, которые было трудно обойти. После вступления ФЗ №83 фактически эти должности стали разведены, то есть один человек не может быть главным режиссером и директором. Либо главный — художественный руководитель, под которым работает директор, либо директор, который нанимает главного режиссера. А здесь получилось, что два равноценных, самодостаточных руководителя — Ильфир Якупов и Фарид Бикчантаев. Очень трудно было определить, кто является центром ответственности.
«Есть люди, для которых важно просто посетить новое здание Камаловского театра и разместить фотографии в соцсетях. Для нас это вызов — сделать так, чтобы они, посетив театр однажды, захотели вернуться»
«Сохранить историческую память, не превращая культуру в место упокоения»
— Концепция под новое здание театра в итоге написана?
— Еще в момент обсуждения проекта здания. Театральное искусство является синтетическим видом искусства, и оно служит отличным инструментом для сохранения культурного кода. Поэтому для нас эта площадка представляет собой нечто большее, чем просто театр. Это средство сохранения и трансляции нашего культурного кода, а также формирования академических трендов. Камаловский театр — единственный академический драматический татарский театр. Там мы планируем развивать такие направления, как кино, музыкальное искусство и просветительская деятельность (лекции, коллаборация с сообществами и другое).
Когда разрабатывалась концепция развития культуры Татарстана (пять «К»: креативность, коммуникация, кооперация, капитализация и компетенции), кооперация была одним из ключевых направлений. За эти годы мы запустили множество междисциплинарных, межведомственных и международных проектов, тем самым расширяя наши целевые аудитории.
В советское время московский Дворец культуры ЗИЛ реализовывал просветительскую политику для вновь прибывших работников завода, чтобы способствовать их духовному и нравственному развитию после рабочего дня. Так же и в театре мы будем работать сразу на несколько векторов.
— Тогда нужно было слепить советского гражданина. А сейчас вы кого будете делать из горожанина, который погряз в мировой интернет-паутине, отказавшись от советского, российского и татарского наследия?
— Сегодня одной из самых больших проблем в России является то, что мы застряли на этапе удовлетворения первичных потребностей. Есть люди, для которых важно просто посетить новое здание Камаловского театра и разместить фотографии в соцсетях. Для нас это вызов — сделать так, чтобы они, посетив театр однажды, захотели вернуться.
С этого года у нас изменилась концепция выполнения госзаданий в учреждениях: мы контролируем не только цифры, но и содержание. Это эксперимент на региональном уровне. У нас есть множество пробелов. Например, необходимо пересмотреть подход к увековечению памяти. Было бы неправильно только проводить концерты в честь юбилея каждого артиста и устанавливать мемориальные доски в память о тех, кого с нами больше нет. Я считаю, что главное — это сохранение творческого наследия, и это вопрос один из самых важных в нашем ведомстве. Наша задача — разработать концепцию, которая позволит сохранить историческую память, не превращая культуру в место упокоения.
С этой точки зрения ценность нового пространства театра имени Камала очень важна, так как это будет место для трансляции летописи нашего культурного кода, который сейчас размыт. Да, что-то происходит в музеях и на театральных площадках, но, на мой взгляд, Камаловский театр должен объединить все направления и предоставить возможность для осмысления. Сейчас у нас нет времени на размышления — мы постоянно куда-то бежим. А это неправильно. Любой спектакль, любая книга или картина требуют осмысления. Когда вы спрашиваете, чему должен научить новый театр, ответ заключается в том, что он должен научить думать, созерцать и переосмысливать свой собственный опыт взаимодействия с искусством.
«Исследование современной технологии театрального искусства — бездна, которую нужно изучать»
Три концепции использования старого здания
— Что будет со старым зданием театра?
— Необходимо решать проблемы по мере их поступления. Давайте сначала сосредоточимся на переезде. Пока существует три концепции использования старого здания. Первая — это прокатная площадка.
Вторая — сохранение театральной природы здания, что может означать либо переезд существующего учреждения, либо создание нового театра. Хочу сразу подчеркнуть, что не следует путать музыкальный театр и музыкально-драматический театр, так как для каждого из них требуется определенный персонал, и на пустом месте это не построишь. Третья концепция — это переформатирование назначения данного пространства.
— А когда первый спектакль покажут в новом театре?
— Было бы замечательно, если бы мы смогли представить первый спектакль ко Всемирному дню театра — 27 марта.
Сегодня технологии очень сильно меняются. Мы к этому приходим сквозь опыт. Исследование современной технологии театрального искусства — бездна, которую нужно изучать. Необходим период для наработки очень большого объема материала, то есть выпустим новые спектакли, которые уже будут адаптированы к возможностям сцены. На мое счастье, это 7-й театр, который мы открываем после строительства и реконструкции за годы моей работы в должности министра.
Продолжение следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.