«Доклад министра относительно зловоний в северной части Казани является гаданием на кофейной гуще и носит скорее предположительный характер», — так гендиректор «мусорного» регоператора УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов ответил на критику министерства экологии Татарстана. Глава ведомства Александр Шадриков назвал компанию одним из виновников неприятного амбре на севере столицы. О злостных нарушителях водного законодательства и первой международной конференции по снежным барсам — в материале «БИЗНЕС Online».
Экологи в 2024 году выявили 1,7 тыс. превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферу
Северная часть Казани все еще стонет от запахов
За последние 7 лет из бюджетов всех уровней на природоохранные мероприятия Татарстана было направлено 71,8 млрд рублей, в том числе более 41 млрд — вклад республиканских предприятий, сообщил накануне министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков на итоговом заседании коллегии ведомства. Мероприятие прошло в IT-парке им. Рамеева, его посетил первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин.
За 30 последних лет при росте ВРП региона в 3 раза (в сопоставимых ценах) снижение общего объема выбросов составило 24,1%. Радужную картину подпортила неутешительная динамика за последний год. Экологи в 2024 году выявили 1,7 тыс. превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферу (0,038% от общего количества измерений). В сравнении с прошлым годом показатель ухудшился практически в 2 раза.
Впрочем, есть причина: 75% всех превышений зафиксировано на двух станциях — в Осиново и ЖК «Салават Купере». И в 99% это превышения по сероводороду.
«Проблема не рождается из воздуха или в воздухе! Ее причины здесь — на земле!» — восклицал глава ведомства. Кто же портит воздух? Один из виновников — УК «ПЖКХ». Полигон регоператора на улице Химической не первый раз попадает в зону критики минэкологии. Свалка должна была закрыться в 2023-м, однако отходы перестала принимать только 26 декабря прошлого года. Планы по рекультивации полигона не озвучивались.
Александр Шадриков: «Проблема не рождается из воздуха или в воздухе! Ее причины здесь — на земле!»
«Коллеги, не рассчитывайте на федеральное финансирование. Объекты, где есть эксплуатирующие организации, не могут быть включены в федеральные проекты. Рекультивация — это обязанность эксплуатирующей организации, в данном случае УК „ПЖКХ“. Контроль — за Росприроднадзором», — наставлял Александр Валерьевич.
Несмотря на закрытие свалки, она по-прежнему вносит свой вклад в загрязнение воздуха на севере Казани. «Прошу обратить на это самое пристальное внимание и довести весь процесс до конца!» — требовал министр.
УК «ПЖКХ» эксплуатирует полигон на улице Химической на основании концессионного соглашения с исполкомом Казани. По ее условиям, компания обязана только реконструировать полигон, отсыпать грунтом и озеленить территорию
Чекашов: «Каждый год говорить о том, что только полигон виноват в запахах, некорректно»
Чем на претензии экологов ответили в УК «ПЖКХ»? Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с гендиректором регоператора Евгением Чекашовым. «Доклад министра относительно зловоний в северной части Казани является гаданием на кофейной гуще и носит скорее предположительный характер. При этом министр не учитывает экспертизу, которую проводит подведомственная Росприроднадзору лаборатория ЦЛАТИ. По ее результатам, превышений по сероводороду на границе полигона не выявлено», — заявил нам Чекашов.
Сероводород не относится к основным компонентам свалочного газа, выделяемого в процессе жизнедеятельности полигона, и составляет от 0 до 3% общего объема выделяемых полигоном веществ, объяснили нам в компании. Основным компонентом свалочного газа является углекислый газ и метан. Что касается рекультивации, она будет осуществляться только после стабилизации полигона. На это уйдет около трех лет. За это время будет разработана документация и пройдены все необходимые экспертизы. Пока же тело полигона отсыпается грунтом (создается непроницаемый панцирь), весь комплекс мероприятий по контролю качества окружающей среды сохраняется. Кроме грунта, применяются специальные реагенты, которые позволяют уменьшить интенсивность запаха, пояснил Чекашов.
УК «ПЖКХ» эксплуатирует полигон на улице Химической на основании концессионного соглашения с исполкомом Казани. По ее условиям, компания обязана только реконструировать полигон, отсыпать грунтом (до окончания срока действия договора) и озеленить территорию. Все это было сделано. Работы по рекультивации в соглашении не предусмотрены, подчеркивает гендиректор УК «ПЖКХ». Так что вопрос финансирования дальнейших работ, видимо, остается открытым, раз Шадриков до этого призвал не надеяться на деньги из Москвы.
«Каждый год говорить о том, что только полигон виноват в запахах, некорректно. За два года можно было разобраться, кто источает зловонные запахи. Но, возможно, это не нужно министерству. По каким причинам — не могу сказать», — подытожил в беседе с нами Чекашов.
Ради справедливости отметим, что свой вклад в выбросы сероводорода дали очистные сооружения Осиновского сельского поселения (исполком поплатился за это 3 млн рублей) и птицеводческий комплекс «Ак Барс». В то же время «Казаньоргсинтез», вопреки убеждениям многих, к выбросам сероводорода отношения не имеет, подтвердили в минэкологии РТ.
По аналогии с Нижнекамском принято постановление кабмина РТ, позволяющее регулировать нагрузку на атмосферный воздух в Казани, поделился Шадриков. Это значит, что принятие решений о создании новых или расширении действующих производств в северной части Казани будет осуществляться только по итогам проведения анализа воздействия на атмосферный воздух.
В прошлом году была завершена реконструкция биологических очистных сооружений Казани (БОСК) — самого крупного очистного сооружения в республике
Нарушители водного спокойствия
От обсуждения проблем казанского воздуха участники коллегии перешли к «водным процедурам». Министр напомнил, что с 2018 года в РТ отремонтировано 36 очистных сооружений, из них 13 было построено и реконструировано по федеральному проекту «Оздоровление Волги». «Да, построить — построили, но проверки в рамках правительственной комиссии и поручений совбеза показали, что есть вопросы к эксплуатации. Обращаюсь к районам: заявку по включению этих объектов в программы подавали вы. Ваша задача — держать на контроле их эксплуатацию», — заявил Шадриков.
Здесь надо напомнить, что инициированная Госдумой проверка обернулась скандалом, она показала, что 12 очистных сооружений Татарстана, прошедших реконструкцию в рамках проекта «Оздоровление Волги», не вышли на целевые показатели. Сам Шадрикова ранее объяснял это тем, что при проектировании очистных сооружений использовалось только 7 показателей, а во время «думской» проверки БОСов исследования шли по 42 параметрам. Отсюда и нестыковки. Но вот теперь вопросы у регионального ведомства появились к районным администрациям, мол, зачем просили очистные, если не можете их нормально эксплуатировать.
В прошлом году была завершена реконструкция биологических очистных сооружений Казани (БОСК) — самого крупного очистного сооружения в республике. Параллельно шла рекультивация иловых полей, но завершение этих работ сместилось с 2024-го на 2025-й. Первая причина — это аномальные погодные условия. В прошлом году наблюдался высокий уровень осадков, что привело к сильной обводненности иловых карт. Второй фактор — замена импортного флоакулянта на аналог из-за санкций.
Всего за 2024 год выявлено 170 нарушений водного законодательства, предъявлено 8 требований о возмещении вреда на общую сумму 21 млн рублей. Министр назвал имена «самых злостных нарушителей и экологических антигероев нашего времени».
«Третий год подряд наш антилидер — ООО „Арча“ (входит в ГК „Вамин Татарстан“ — прим. ред.), которое осуществляет сброс на основании договора с „Водоканал-сервис“. Причем был период, когда сброс осуществлялся и вовсе без договора. Многочисленные жалобы жителей, зафиксированные факты сброса в Казанку — это неопровержимые доказательства безответственного отношения к экологии», — восклицал докладчик. Ущерб от молокозавода оценили, правда, всего в 5 млн рублей.
«Есть еще ООО „Чистые Воды“ и предприятие „Елмай“, которые сбрасывали неочищенные стоки в реку Каменку, приток Казанки. По всем этим случаям приняты меры, предъявлены требования о возмещении ущерба», — сказал Шадриков.
В Казани с 13 по 15 марта пройдет международная конференция, посвященная изучению снежных барсов. Вопросы защиты редкой кошки впервые будут обсуждаться в таком масштабном формате
«Вклад в историю»: Татарстан возрождает на Алтае популяцию снежных барсов
«Благодаря поддержке раиса Татарстана мы возрождаем популяцию снежных барсов», — сделал еще одно заявление министр экологии РТ. Правда, разводить диких кошек решено… на Алтае. Это естественный ареал обитания ирбисов. В Майминском районе «Татнефть» уже профинансировала строительство центра «Снежный барс». Он включает в себя научно-исследовательский корпус с лабораторией, жилые дома для научных сотрудников, вольеры, ветеринарный и хозяйственный блоки. В научной программе активное участие принимает КФУ.
Напомним, что в самом Татарстане снежные барсы никогда не обитали, так что здесь они не смогут прижиться и размножаться. «На территории Алтая снежные барсы обитают в естественных условиях. Это их горная высота, там им комфортно… Там удобнее проводить геномные исследования. Мы поможем лабораторной базой и учеными», — добавила к этому замминистра экологии РТ Ольга Манидичева. По ее словам, в перспективе в республике тоже можно создать «сопутствующий научный центр» по этому направлению.
Казалось бы, зачем республике вкладываться в алтайских ирбисов? Но Шадриков напомнил корреспонденту газеты, что это животное красуется на гербе республики и играло роль тотема для тюркских народов: «Для нас это не просто имиджевый проект. Это огромный вклад в сохранение биоразнообразия. Это вклад в историю». К слову, решение о передаче российской стороне четырех снежных барсов было принято в ходе встречи президентов России и Монголии. Два из них по татарстанской программе сохранения будут перевезены на Алтай. Еще два — в Саяно-Шушенский заповедник Красноярского края.
Кроме того, в Казани с 13 по 15 марта пройдет международная конференция, посвященная изучению снежных барсов. Вопросы защиты редкой кошки впервые будут обсуждаться в таком масштабном формате: на мероприятие приглашены делегации из Китая, Таджикистана, Непала, Индии, Киргизии и др. Главным итогом конференции станет меморандум об объединении усилий по сохранению ирбисов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.