Спустя полгода разработки Челнам представили новую маршрутную сеть. Москвичи из НИИ автомобильного транспорта полностью перекроили «старый уклад» — от нумерации до путей движения общественного транспорта. Таким образом, 10 маршрутов будут обслуживать 135 «НЕФАЗов» и 50 автобусов малой вместимости, а на 11 трамвайных маршрутах станет работать 72 вагона. В перспективе это снизит время ожидания до 10–15 минут. О том, где же будут колесить микроавтобусы Николая Тятюшкина, как поменялись маршруты и какие «болевые точки» проектировщики нашли у автограда, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне автограду наконец-то показали новую маршрутную сеть спустя всего неделю после передачи 44 новых «НЕФАЗов» в распоряжение МУП «Горкоммунхоз»
Плюсы и минусы челнинского общественного транспорта
Челнинская транспортная реформа набирает обороты. Накануне автограду наконец-то показали новую маршрутную сеть спустя всего неделю после передачи 44 новых «НЕФАЗов» в распоряжение МУП «Горкоммунхоз». Напомним, в Челнах последний раз разрабатывали маршрутную сеть в 2015 году. Сегодня она устарела — действующая сейчас маршрутная сеть формировалась стихийно, и отсюда растут ноги многих недочетов.
Поэтому НИИАТ по заказу автограда разработал новую версию, учитывая текущую ситуацию и прогнозы перспективной застройки.
Разработчиком проекта стал НИИ автомобильного транспорта (ОАО «НИИАТ», Москва). Объявлению тендера предшествовал опрос населения, который организовал исполком Набережных Челнов. В ходе опроса выяснилось, что 42% жителей просят увеличить количество автобусов большой вместимости, 27% — изменить маршрутную сеть города, 16% — увеличить время курсирования автобусов до 23:00, 15% — создать расписание движения общественного транспорта.
В тендере за право разработки приняли участие 7 компаний. Договор был подписан с московским НИИАТ.
Проектировщики института не первый раз вникают в проблемы татарстанского общественного транспорта. Так, в 2017 году институт выиграл тендер на разработку транспортной сети Казани, обогнав конкурента из Санкт-Петербурга. Помимо прочего, они отвечали за разработку маршрутной сети для Курска, где ввели брутто-контракты и которую, со слов самих же «нииатовцев», считают одной из лучших в стране.
Эксперты института работали с июня этого года согласно контракту, стоимость которого составила 15,2 млн рублей.
Заведующая отделом комплексного развития транспорта НИИАТ Татьяна Михеева отметила положительные моменты транспортной сети автограда. В частности, из плюсов — развитие выделенных полос: их протяженности могут позавидовать многие города. Она позитивно оценила трамвайную сеть, ее обособленность на протяжении всего пути. Это позволит сделать трамвай основой транспортного каркаса, сделав его быстрым и вместительным.
Но потенциал сыпется из-за тотального износа инфраструктуры, достигшего 80%. 2/3 подвижного состава имеют срок эксплуатации больше 30 лет. Кроме того, трамваи нередко дублируют маршруты автобусов, что вызывает нездоровую конкуренцию между видами транспорта за пассажиров.
Половина опрошенных жителей города поставили городскому общественному транспорту оценку от 1 до 6 баллов из 10 возможных
Не меньше проблем и у автобусов. По итогам опроса 1,7 тыс. человек и комплексной оценки НИИАТ, специалисты выделили целый ряд проблем.
Половина опрошенных жителей города поставили городскому общественному транспорту оценку от 1 до 6 баллов из 10 возможных. Они жаловались на отсутствие автобусов и трамваев в утреннее и вечернее время, недостаток машин в час пик, заполненность салонов. В целом челнинцы оценили работу города на 5,8 балла.
Эксперты обнаружили чрезмерное дублирование маршрутов, перегрузку центральной транспортной магистрали города и, конечно, обилие небольших автобусов, у многих из которых превышен срок службы, отсутствие условий для малоподвижных граждан и инвалидов. Все это, по мнению экспертов, ведет к активному пользованию личным транспортом, а соответственно, и к дополнительной нагрузке на магистрали.
Город, несмотря на разрыв отношений с «Пассажирскими перевозками» Николая Тятюшкина, не отказывается от микроавтобусов (их трудоустроят в МУП «Горкоммунхоз»), хотя и не будет расширять парк в этом направлении
Нумерацию поменяют, «маршруточникам» кинут косточку поменьше, а автобуса в Бегишево так и не будет
Основные изменения коснулись автобусов, трамвайную сеть проектировщики оставили практически без изменений. По крайней мере — до обновления подвижного состава и ремонта инфраструктуры. Здесь ограничились снижением уровня дублирования между трамваями и автобусами, чтобы обеспечить «гармоничное взаимодействие».
Впрочем, вряд ли планы уберут в далекий ящик. Исполком уже планирует строительство новой трамвайной ветки в Замелекесье. Проектно-сметная документация разработана на 13,5 километра. Сейчас идут работы по поиску источника финансирования — нужно 2,5 млрд рублей.
НИИАТ предложил полностью сменить нумерацию маршрутов. Маршруты от №1 до 10 — автобусные, от №16 до 27 — трамвайные.
Проектировщики постарались охватить все районы города, в том числе и Замелекесье (там будет работать 6 маршрутов). Особое внимание — на снижение нагрузки ключевых магистралей. Таким образом, 10 маршрутов будут обслуживать 135 «НЕФАЗов» и 50 автобусов малой вместимости. На 11 трамвайных маршрутах будет работать 72 вагона. Средний же интервал снизится с 25 минут до 10−15 минут, а время работы — с пяти утра до 23:00.
Город, несмотря на разрыв отношений с «Пассажирскими перевозками» Николая Тятюшкина, не отказывается от микроавтобусов (их трудоустроят в МУП «Горкоммунхоз»), хотя и не станет расширять парк в этом направлении. Частников привлекут к работе на малозагруженных участках.
«Автобусы большой вместимости у нас будут курсировать по маршрутам №1, 2, 3, 4, 5, 7 и 10. Но на некоторых маршрутах, к сожалению, из-за особенностей планировки просто нельзя использовать большой класс, и там остается малый, — объяснила Михеева. — Но он будет работать таким образом, чтобы обеспечить провозную способность в том формате, как это нужно. Чтобы не было давки, высокой загруженности, чтобы все люди, которые пользуются этими маршрутами — № 8 и 9, — использовали их максимально эффективно».
Фото: vk.com/nabchelnyofficial
Подробнее об изменениях маршрутов рассказал ведущий инженер ОАО «НИИАТ» Павел Усов:
- Маршрут №1 предназначен для совершения каждодневных поездок и связывает поселки ЗЯБ, Замелекесье, частично поселок ГЭС с центром города по проспекту Мира и далее с выходом на конечную — на проспект Шамиля Усманова в 50-м комплексе.
- Маршрут №2 изменили с целью снижения дублирования с трамваями, а также из-за того, что на Набережночелнинском шоссе есть участок без выделенных полос автобуса с постоянными пробками. Теперь автобусы будут ходить по проспекту Фоменко в поселке Замелекесье, а также в поселке ЗЯБ по улице Хади Такташа с выходом на улицу Низаметдинова. Маршрут связывает основные жилые массивы вдоль Московского проспекта, обеспечивая связь с промышленной зоной по Моторной улице, проспекту Хайер, а также промышленной зоной поселка Сидоровка с новым отремонтированным остановочным пунктом Тула-2. В дальнейшем маршрут вновь поменяют при расширении Московского проспекта.
- Маршрут №3 — обратный путь для «двойки», который также проходит через поселки ЗЯБ и Замелекесье, но с заездом на ГЭС до речпорта.
- Маршрут №4 разработали для проезда синих воротничков КАМАЗа. Автобусы собирают жителей по всем жилым массивам города, в частности с проспекта Чулман, проспекта Мира, и везут их к промышленной зоне автогиганта.
- Маршрут №5 не претерпел особых изменений, однако для повышения транспортной доступности жилых комплексов №66−68, которые представлены ИЖС, предложен заезд маршрута на проспект Яшьлек с выходом на улицу Шамиля Усманова.
- Маршрут №6 — обратное направление «четверки» — от цехов автогиганта до жилой зоны.
- Маршрут №7 связывает все жилые районы города, в частности поселок Сидоровка, Центральный и Автозаводской район с промышленной зоной по улице Моторной и проспект Хайер. Проезд обещают быстрый, поскольку путь проходит по проспекту Мира.
- Маршрут №8 — одно из двух последних прибежищ микроавтобусов. Это изменение существующего маршрута: добавлен заезд на ЗЯБ и Замелекесье, за счет чего для жителей повышается транспортная доступность, снижается количество пересадок для перемещения.
- Маршрут №9 Усов назвал «крайне популярным» у населения, но с недостатками в виде нерегулярности проезда. Он сохранится в текущем виде. Лишь переработают заезд в Замелекесье через улицу Бехтера и улицу Гостева. Как и в случае с №8, здесь будут колесить автобусы малой вместимости.
- Маршрут №10 связывает все районы города, «возит» Сидоровку с ГЭС, ЗЯБ, Замелекесье, проспект Сююмбике и имеет выход в промышленную зону по Моторной улице и проспекту Хайер.
При этом автобусов до аэропорта Бегишево как не было, так, похоже, и не будет. Есть правовая коллизия, сказала Михеева.
«Мы понимаем, что иногда, наверное, закон глупо устроен. Потому что люди живут в агломерации и хотят добраться за пределы агломерации. Тот уровень организации межмуниципальных маршрутов, которые есть, не позволяет обеспечить тот уровень обслуживания, который, может быть, в городе и обеспечивается. Эта коллизия, к сожалению, не имеет отношения к городу. Это по факту будет нарушением закона, если такой маршрут установит город», — добавила она.
Иными словами, чтобы появился автобус на Бегишево, нужно решение миндортранса республики: это не городской, а межмуниципальный маршрут.
Общая стоимость последних приобретенных автобусов — 1 млрд рублей
216 водителей, 135 автобусов и обновленная инфраструктура
С 2022 года по поручению мэра города Наиля Магдеева в Набережных Челнах исполнительный комитет взял курс на улучшение работы общественного транспорта. В этом участвуют сразу две муниципальные организации — МУП «Горкоммунхоз» и ООО «Электротранспорт».
В августе 2021 года была закуплена первая партия НЕФАЗов после неудавшейся транспортной реформы. В июле 2023 года — еще 24 больших автобуса, в марте 2024-го — еще 46. И совсем недавно, в конце ноября, раис Татарстана Рустам Минниханов передал еще 44 новые машины.
Магдеев тогда добавил, что на автобусы выделяются «огромные суммы». По его словам, одна машина стоит 17 млн рублей. 50% на 50% оплачивают Челны и Татарстан. Общая стоимость последних приобретенных автобусов — 1 млрд рублей.
Таким образом, на сегодняшний день автобусный парк МУП «Горкоммунхоз» составляет 135 автобусов марки «НЕФАЗ». Кроме того, как рассказал руководитель исполнительного комитета Челнов, меняется и инфраструктура для автобусов. На базе МУПа были реконструированы и доработаны ремонтные боксы, построена современная портальная мойка — она моет автобусы без участия людей.
Штат водителей, кстати, укомплектован, сообщил Салахов. Всего трудоустроены в МУП «Горкоммунхоз» 216 человек
Кроме этого, были организованы четыре конечные станции. Это «Мясокомбинат», «Корпорация Хайер», «Тула-2» и «Шамиля Усманова». Из них две уже работают, на двух других закончат работы до конца года. «Мясокомбинат» и «Корпорация Хайер» уже оснащены санузлом, помещениями диспетчера, охраны, медика, кассы и приема пищи. Именно с этих конечных станций будет производиться выпуск автобусов на маршруты без нулевого пробега. Водители там смогут отдохнуть, перекусить.
Штат водителей, кстати, укомплектован, сообщил Салахов. Всего трудоустроены в МУП «Горкоммунхоз» 216 человек. Это количество позволяет задействовать в работе общественного транспорта все 135 новых автобусов на маршрутах города, соблюдая график и режим труда и отдыха.
Параллельно велась работа и по городской инфраструктуре. В 2024-м были установлены 52 табло, информирующие жителей о времени прибытия автобуса. В следующем году планируется установить еще 100. В настоящее время табло работают в тестовом режиме. На всех остановках также установят видеонаблюдение.
Для удобства жителей разработано приложение «Городской транспорт Набережные Челны», где пассажиры могут отслеживать перемещение автобусов в реальном времени.
Параллельно исполком взялся за контроль движения автомобилей по выделенной для автобусов полосе. В этом году камерами оснастили уже 6 «НЕФАЗов». И это не предел, говорит Салахов. Сейчас штраф за движение по данной полосе составляет 1,5 тыс. рублей (со скидкой за быструю оплату — 750 рублей).
Изменилась и системы оплаты проезда. Если раньше 80% пассажиров оплачивали проезд наличными, то сейчас таких осталось только 10%. 90% челнинцев платят по безналичному расчету. Таких способов оплаты сейчас три: терминал на поручне; терминал в кабине водителя; QR-код СБП.
Параллельно велась работа и по городской инфраструктуре. В 2024 году установлено 52 табло, информирующие жителей о времени прибытия автобуса. В следующем году планируется установить еще 100
Челны подали заявку на увеличение тарифа с 35 до 45 рублей
С нового года изменится и цена проезда. В госкомитет РТ по тарифам отправлена заявка на новый тариф в 45 рублей. При этом планируется, что цена будет единой для любых видов оплаты. Сегодня проезд в общественном транспорте Набережных Челнах стоит 35 рублей. Тарифная кампания стартовала в конце октября.
Взлет ставки ЦБ до 21%, зарплатная гонка, растущие цены на топливо увеличивают расходы. По оценкам исполкома, себестоимость перевозки одного пассажира сегодня составляет 71 рубль. Компенсация разницы происходит за счет остатков бюджета города. Дотацию перевозчикам начали выплачивать два года назад, и суммы сильно растут. В 2022 году она составляла 71 млн рублей, в 2023-м — 168 млн, в 2024-м уже 328 миллионов.
Будут выделяться деньги и на улучшение инфраструктуры, отметил Салахов. Речь идет и об обустройстве новых остановочных пунктов и реконструкции старых. Есть планы по изменению некоторых разворотов и съездов, реконструкции дорог, чтобы улучшить проезды общественного транспорта.
Решение об утверждении тарифов на проезд должны принять до 20 декабря.
Если брать казанские тарифы, то с 1 января 2024 года в общественном транспорте столицы РТ цена проезда установлена в 42 рубля — это за наличный расчет. Тогда цену подняли на 6 рублей. Безнал — по транспортной или банковской карте — ныне стоит 38 рублей вместо 35. Цену проездного на 100 поездок увеличили с 25 до 28 рублей. В среднем рост тарифа был на 9,5%. Сейчас в госкомитете по тарифам также лежит заявка на увеличение цены до 45 рублей за наличный расчет.
В первый раз мэр Наиль Магдеев начал транспортную реформу в 2015 году. К тому моменту город обслуживали только частные владельцы маршрутных «Газелей» и трамвайное депо
Как провалилась первая транспортная реформа Магдеева
Напомним, это уже вторая попытка действующих властей автограда навести порядок в общественном транспорте города. В первый раз мэр Магдеев начал ее в 2015 году. К тому моменту город обслуживали только частные владельцы маршрутных «Газелей» и трамвайное депо. Причем поток жалоб населения на работу маршруток в отдел транспорта исполкома не иссякал: люди жаловались на отказы бесплатно возить пенсионеров и на чересчур быструю езду. Вдобавок никаких официальных маршрутных схем не существовало — сеть перевозок сформировалась стихийно.
«Я был разочарован городскими пассажирскими перевозками в полумиллионном городе. Думал, в автограде перевозки осуществляются автобусами большой вместимости на базе „КАМАЗов“. На мой взгляд, была допущена стратегическая ошибка, когда муниципальное транспортное предприятие приказало долго жить. Я не против частных перевозок, но не в том виде, в каком они сегодня осуществляются», — описывал тогда ситуацию Магдеев.
Для начала в 2014 году было создано МУП «Электротранспорт». Исполком заказал разработку оптимизации маршрутной сети — тендер на 5,5 млн рублей выиграл Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры из Санкт-Петербурга. Он предложил новую схему движения: 17 маршрутов вместо 21, 136 больших автобусов и 230 малых, 90 трамваев. Исследование фактически подготовило почву для того, чтобы со ссылкой на ученых ликвидировать некоторых частников на городских маршрутах. И так сразу же возникла отправная точка для конфронтации перевозчиков и властей. Перевозчики еще до начала реформы в 2014 году заявили, что большие автобусы нерентабельны: частники сочли, что эти машины — верный путь к банкротству.
В 2015-м автоград приобрел у лизинговой компании «КАМАЗ» 190 газовых автобусов «НЕФАЗ», обслуживать которые в рамках гарантии взялась «Автозапчасть КАМАЗ». Судя по финансовым показателям перевозчика, выручка стабильно росла в первые три года. В 2018 году МУП впервые вышел на прибыль, но при этом прекратил лизинговые платежи. Попутно росла кредиторская задолженность. И в итоге к 2020 году долг достиг 700 млн рублей. «Автозапчасть КАМАЗ» подала 16 исков к МУП «Электротранспорт» на сумму более 200 млн рублей, все они связаны с долгами за ремонт «НЕФАЗов». При этом все собеседники «БИЗНЕС Online» в один голос уверяли, что автобусы эксплуатировались и обслуживались неправильно — ремонтную базу МУП так и не создал. Звучали претензии и в адрес водителей.
Еще одна причина провала в том, что Челны так и не смогли в тот момент полностью отказаться от маршруток. «НЕФАЗы» могли бы стать рентабельными, но только не в условиях конкуренции с маршрутками. По оценкам собеседников «БИЗНЕС Online», большие автобусы неконкурентоспособны в борьбе с юркими минивэнами от Ford, Peugeot и ГАЗа. Издержки же несет на себе все общество: забитые дороги, загазованный воздух, аварии. Не зря такой полностью рыночный способ перевозок урбанисты называют «африканским» — дешево и сердито. Именно поэтому в Казани транспортная реформа была бы невозможна без тотального изгнания маршруток — их владельцам жестко и без компромиссов запретили возить пассажиров, предложив перейти на большие автобусы. И они сделали это.
В итоге МУП фактически разорилось, на линии выходила едва треть автобусов. В 2020 году лизинговая компания КАМАЗа потребовала вернуть машины. Часть их выкупили перевозчики Зеленодольска, где, в отличие от Челнов, сумели найти общий язык с газовыми двигателями. Челнинцы снова пересели с больших автобусов на маршрутки, которые наряду с трамваями стали обслуживать население. Но мечта властей о цивилизованных перевозках никуда не делась, и вот теперь мы наблюдаем вторую итерацию транспортной реформы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 44
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.