Татьяна Илюшникова, Антон Котяков, Дмитрий Чернышенко (второй справа) и Сергей Кравцов (справа) Татьяна Илюшникова, Антон Котяков, Дмитрий Чернышенко (второй справа) и Сергей Кравцов (справа) Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

Гуманитариев «избыток», инженеров не хватает, а колледжи молодежь не привлекают

Правительственный час в Госдуме сегодня собрали, чтобы решить, по выражению депутата от Татарстана Олега Морозова, «задачу кадровой алгебры». Пожалуй, дефицит кадров для экономики является сейчас одним из самых злободневных вопросов. По крайней мере, из тех, о которых чиновники не стесняются говорить публично. Что делать? Экономический блок правительства настойчиво просит предприятия повышать производительность труда, использовать роботизацию. Не так давно мэр Москвы Сергей Собянин сокрушался, что с производительностью все плохо, и это серьезный вызов. В Татарстане поиски кадров доходят до лекций о том, как компаниям понимать молодое поколение и нанимать его. Мигрантами с учетом публичных споров вопрос закрыть вряд ли получится.

По подсчетам Института экономики РАН, на конец 2023-го в России не хватало 4,8 млн работников. В феврале того же года президент страны Владимир Путин поручил за пять лет подготовить 1 млн специалистов рабочих профессий для ключевых отраслей. Авторитет и престиж среднего профессионального образования вырос, уверял Путин в послании Федеральному Собранию. Впрочем, результаты июльского опроса ВЦИОМ спорят с этим тезисом. Согласно исследованию, среди россиян в возрасте от 18 до 24 лет только 13% считают достаточным среднее профессиональное образование. 50% нацелены на получение высшего, еще 15% хотели бы получить сразу два высших.

Максим Орешкин – бизнесу: «Осознание должно прийти – дешевого труда не будет!»

Судя по сегодняшней дискуссии на заседании Думы, за год ситуация не сильно улучшилась. Нижняя палата парламента решила провести разговор о том, как система среднего профессионального образования (говоря проще, колледжи и училища) помогает решить проблему нехватки работников. И оказалось, что парламент, мягко говоря, недоволен. Заседание напоминало скорее не разговор, а публичную выволочку членов правительства, и особенно досталось министру труда и социальной защиты РФ Антону Котякову. Наблюдал за происходящим вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, курирующий тему образования.

Что интересно, незадолго до сегодняшней встречи спикер Госдумы Вячеслав Володин даже предложил подумать над отменой ОГЭ для девятиклассников, поступающих в колледж, техникум или училище. Объясняется инициатива заботой о детях, дескать, школьная нагрузка и так высокая. Правда, известный факт, что есть дети, которые не идут в 10–11-е классы, чтобы не сдавать ЕГЭ. Так что идея Володина в каком-то смысле может добавить очков среднему профобразованию. Другое дело, что пока это только идея. А по итогам сегодняшнего заседания Дума решила подготовить конкретные предложения о том, как «повысить роль» училищ в решении кадрового вопроса.

С учетом снижения рождаемости и увеличения среднего возраста населения молодые специалисты стали «дефицитным ресурсом». Не в пользу реальной экономики играет и то, что гуманитариев в стране «избыток», а инженеров — дефицит, причем особенно остро это ощущают предприятия ОПК. К сожалению, школьники идут на те специальности, куда легче поступить и где не требуются точные знания наук, а образовательная система медленно меняет «перекос». Профориентационная работа слабая, компании «часто уклоняются» от нее, материальная база учреждений СПО тоже, есть вопрос с общежитиями для студентов, описал текущую плачевную ситуацию Морозов.

Из доклада следовало, что пока среднее профобразование непривлекательно для молодых людей. С 2030 года число выпускников школ станет сокращаться в связи с «понижающейся демографической волной» и необходимо будет серьезное повышение производительности труда. А среднее профессиональное образование должно быть бесплатным, ведь получают его прежде всего не самые обеспеченные граждане, указывал депутат. «Давайте сегодня обсудим способы решения задачи этой кадровой алгебры!» — заключил опытный оратор.

Число вакансий на одного рабочего выросло в 2,5 раза, потребность в кадрах составляет до 2030 года не менее 2,4 млн человек Число вакансий на одного рабочего выросло в 2,5 раза, потребность в кадрах составляет до 2030 года не менее 2,4 млн человек Фото: «БИЗНЕС Online»

Кабмин собирается устранить дефицит кадров изменением цифр приема и… бюджетниками

Следом к трибуне вызвали Котякова. Министр признал дефицит кадров, «особенно квалифицированных работников». Число вакансий на одного рабочего выросло в 2,5 раза, потребность в кадрах составляет до 2030 года не менее 2,4 млн человек. И вдвое меньше, чем подсчеты упомянутого выше Института РАН. Демографическая ситуация не облегчает задачу, а главным источником устранения дефицита должны стать имеющиеся «внутренние ресурсы» (читай: не мигранты). По мнению минтруда, надо вовлекать в производство экономически неактивное население, переобучать людей, заниматься повышением производительности и делать так, чтобы молодой специалист быстрее выходил на рынок труда.

А что сделано? У минтруда есть системы мониторинга за выпускниками, а к созданной общей базе вакансий подключены образовательные учреждения. Мониторинг показал, что в 2023-м 53% выпускников СПО были трудоустроены в первый год после учебы, 60% — во второй. А нужно выше 80%, и такой результат есть в рамках отдельных программ. Еще минтруд переосмыслил роль центров занятости, которые перешли на «новые стандарты» работы, 20 тыс. специалистов центров прошли повышение квалификации.

На основе данных центров занятости минтруд РФ в конце декабря представит прогноз кадровой потребности на пятилетку по отраслям. Значимый механизм быстрого трудоустройства — это целевой прием, который теперь организован с помощью интернета и «Госуслуг». Популяризация рабочих профессий идет, заключил министр.

Собянин: «Слушайте, мы же все понимаем, в какой ситуации живем! Идет война!»

Он собирался покинуть трибуну, но не тут-то было. На место его вернул Володин, которого доклад не устроил. Статистика прозвучала, «это все хорошо», но что нужно поправить, чтобы устранить дефицит специалистов рабочих специальностей? С 2016 года сократилось число подготовленных в стране высококвалифицированных кадров, что с этим делать, обратился спикер Думы к заранее заготовленной справке и к министру.

Есть «серьезный перекос» между тем, какие кадры готовятся и какие нужны экономике. И в декабре 2025 года минтруд РФ покажет прогноз, на основе которого будут сформированы новые контрольные цифры приема, анонсировал Котяков. Упомянутый перекос исторический, и быстро, «одномоментно» исправить его не получится, предупредил он и, будто в свою защиту, отметил, что за последние четыре года система труда пережила три вызова, связанных с ковидом и санкциями. Дескать, и с этим вызовом справимся.

Перестройка образования под нужды экономики займет время, но есть и оперативные инструменты, обнадежил Котяков. Один из них — это перевод сотрудников из социальной сферы в рабочие специальности за счет повышения производительности труда в социальном блоке. Кстати, позже этот же вариант с «высвобождением людей из бюджетной сферы» упомянет и замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова. Становилось понятно, почему глава минэкономразвития РФ Максим Решетников не так давно делал акцент на повышении производительности труда в социальном блоке. Таким образом, бюджетники в понимании кабмина являются резервом для производств.

В решении кадрового вопроса Татьяна Илюшникова видела «один выход» — применение современных технологий, автоматизация, «как это принято в развивающихся и развитых экономиках». Мигранты спасением не станут, опираться нужно на внутренние ресурсы В решении кадрового вопроса Татьяна Илюшникова видела «один выход» — применение современных технологий, автоматизация, «как это принято в развивающихся и развитых экономиках». Мигранты спасением не станут, опираться нужно на внутренние ресурсы Фото: © Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«Вы министр, мы вас назначали! А что Котяков делает, чтобы это были фамилии наших граждан?»

Володина и такой ответ Котякова не устроил. Он, например, повторял тезис о том, что мигрантами проблему не решить, и упорно требовал от министра конкретных способов покрыть дефицит рабочих. Котяков не сдавался и повторял свой доклад, оговариваясь, что «дополнительного ресурса в человеческом капитале у нас нет». «Прогнозы неутешительные, а вариантов решения проблемы не прозвучало», — такими словами Володин проводил главу минтруда с трибуны.

Выступавшая следом Илюшникова вышла к трибуне, казалось, взволнованной. В решении кадрового вопроса она, как и ее шеф Решетников, видела «один выход» — применение современных технологий, автоматизация, «как это принято в развивающихся и развитых экономиках». В России, следовало из доклада, так пока не принято. Завершая доклад, Илюшникова на всякий случай, будто для Володина, проговорила, что мигранты спасением не станут, опираться нужно на внутренние ресурсы. Позиция спикера ГД по данному вопросу известна. Этот ход, кажется, выручил докладчицу.

Вопрос из президиума о конкретных предложениях снова последовал в адрес Котякова. «Мы вообще будем заниматься подготовкой кадров в системе начального профессионального образования? У нас его нет практически! Вы как-то будете давать оценку этому? Поглядите, у нас заводы стали работать круглосуточно!» — напирал Володин, хотя министра образования и науки РФ Валерия Фалькова в зале не было. Впрочем, сваливать только на образование нельзя, отмечал Володин.

Новая претензия к минтруду от спикера ГД была в том, что ведомство якобы пытается решить вопрос рабочих рук мигрантами. К примеру, министерство в 2023 году серьезно расширило список профессий, владея которыми иностранцы могут на льготных условиях получить вид на жительство. Теперь это уже врачи, воспитатели, учителя, а Дума с этим не согласна. Нельзя расширять перечень профессий для мигрантов, чтобы закрыть проблемы с кадрами в отечественном здравоохранении, просвещении.

«Вы министр, мы вас назначали! Берите и предлагайте инструментарий. Мы были на заводе недавно, дефицит огромный. Или вы опять скажете: „Нам надо открыть двери для мигрантов“? Это вы тот человек, который занимается привлечением мигрантов на рабочие места. <…> Фамилия человека, который привлекает мигрантов на такие профессии — [учителя и врачи], — Котяков. А что Котяков делает, чтобы это были фамилии наших граждан? Мы-то хотим от вас это услышать», — критиковал Володин.

Спикер ГД жаловался еще, что минтруд вместо вариантов решения проблем принес в Думу свои прогнозы. В сфере среднего профобучения «коммерциализация сплошная», половина специалистов получают профессию платно, хотя мировой опыт иной. Без прогноза не перестроишь систему образования, не сдавался Котяков, который выглядел заметно «раззадоренным» уколами от Володина.

Спикер Госдумы позже не выдержал и сам внес конкретное предложение: сделать федеральный проект по ремонту колледжей и техникумов по аналогии со школами. Наставничество, по его словам, должно быть подкреплено зарплатой, чтобы профессиональный рабочий мог перейти в колледж, работать с ребятами, которые хотят получить высококвалифицированную рабочую профессию, например крановщика. Вопросы, разумеется, важные, но они требуют финансирования. А вот есть ли оно, на сегодняшнем заседании не обсудили.

Артем Прокофьев обратил внимание, что в вопросах профориентации будущие студенты в основном опираются на мнение ближайшего окружения. А вот школы и тем более службы занятости оказывают наименьшее влияние Артем Прокофьев обратил внимание, что в вопросах профориентации будущие студенты в основном опираются на мнение ближайшего окружения. А вот школы и тем более службы занятости оказывают наименьшее влияние Фото: duma.gov.ru

«Без мастера с хорошей зарплатой развитие колледжей невозможно»

Один из вопросов депутатов касался распределения выпускников. Ранее о необходимости вернуть такую практику уже говорили в Госдуме. Речь шла о том, чтобы все 100% бюджетных мест работали на государство. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что работа такая идет, но непросто, потому что в системе СПО есть свои особенности из-за региональных полномочий. Министр заверил в готовности ее усилить.

В высшем образовании есть квота на целевое обучение — это важнейший инструмент обеспечения кадрами социальной сферы и реального сектора экономики. Но в СПО таких квот нет, целевики там поступают на общих основаниях. Как объяснил Кравцов, в отличие от вузов поступление в колледжи проходит по конкурсу аттестатов. Примерно 4–5 лет назад средний балл аттестата составлял около 3 баллов, сегодня уже 4, а по некоторым направлениям все 4,9 (т. е. фактически отличники). А механизм приема в СПО будут совершенствовать.

Депутат от Татарстана Артем Прокофьев обратил внимание, что в вопросах профориентации будущие студенты в основном опираются на мнение ближайшего окружения. А вот школы и тем более службы занятости оказывают наименьшее влияние. Три года назад в школах вообще не было профориентации, напомнил министр. Потом такое понятие ввели в закон. Теперь по четвергам уже второй учебный год проходят уроки «Россия — мои горизонты». На них учителя рассказывают о профессиях, конечно же ориентируя на выбор технических. Работу будут усиливать, чтобы она была максимально практико-ориентированная, заверил Кравцов.

Министр образования РФ Кравцов начал свой доклад с озвучивания проблем. Как оказывается, у системы СПО, которое насчитывает сегодня 3,5 тыс. образовательных учреждений, три основные проблемы. Первая из них — разноуровневое управление СПО, вторая — отказ от подготовки рабочих кадров на уровне начального профессионального образования. Третья проблема связана с формированием госзаказа на подготовку специалистов рабочих профессий.

При этом министерством образования ведется большая работа, поспешил заверить Кравцов. К примеру, пересматриваются образовательные программы, появляются специальности, соответствующие современным потребностям рынка труда, повышается престиж рабочих специальностей. Кроме того, изменилась структура приема в пользу технических профессий — с 2019 года их доля увеличилась на 9%, ведется подготовка преподавателей. Также увеличился объем финансирования системы СПО — в прошлом году оно составило 451,5 млрд рублей. К финансированию активно привлекаются и предприятия — около 6 млрд полученных средств потрачено на покупку современного оборудования для колледжей.

Позже глава ведомства напомнил и о возвращении урока труда в текущем учебном году. За это его поблагодарил Володин — до Кравцова подобное осуществить не получалось. По словам спикера ГД, ранее сделали все, чтобы «шарахались» от рабочих профессий, запретив общественно полезный труд. «А как можно проводить профориентацию, если в школе нет уроков труда?» — призывал подумать он.

Одной из ключевых инициатив совершенствования системы СПО стал проект «Профессионалитет». Но если смотреть на долгосрочную перспективу, то производство может закрыться или сфера потеряет свою актуальность. Как быть? Кравцов выразил надежду, что таких предприятий не будет. Всего их в программе участвует порядка 1 тыс., а сроки обучения сокращены с 4 до 2–2,5 года. А главное — по итогам обучения выпустить квалифицированного специалиста, который всегда найдет, где трудоустроиться.

Затронули и тему дефицита отраслевых преподавателей и мастеров производственного обучения. Кроме того, педагоги СПО получают зарплату существенно ниже вузовских. Кравцов сказал, что более 100 тыс. преподавателей – кураторов групп в колледжах получают по 5 тыс. рублей, как и классные руководители в школах. Однако вопрос зарплат требует обсуждения, хоть установленные показатели в целом и соблюдаются. Кроме того, важен и вопрос подготовки и переподготовки мастеров.

Продолжая тему кадров, Кравцов также поделился, что во многих регионах для поддержки мастеров предусмотрены налоговые вычеты, предприятия могут инвестировать в колледжи, в том числе и в повышение зарплат. Ряд регионов реализуют программы покупки жилья и компенсации ЖКХ, а некоторые даже разработали собственные программы льготной ипотеки. Это работу надо продолжать, потому что «без мастера с хорошей зарплатой развитие колледжей невозможно».

Ярослав Нилов привел в пример колледж «Алабуга Политех». Мол, студенты там проходят практику, зарабатывают, имеют наставника, но по трудоустройству есть ограничения Ярослав Нилов привел в пример колледж «Алабуга Политех». Мол, студенты там проходят практику, зарабатывают, имеют наставника, но по трудоустройству есть ограничения Фото: duma.gov.ru

Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов остановился на теме работы несовершеннолетних на вредных производствах. Никто на этом не настаивает, оговорился он, но все-таки в законодательстве есть несоответствие. Замороженную инициативу Госсовета Татарстана использовать труд подростков на опасных производствах он не упомянул. «С одной стороны, Трудовой кодекс позволяет устраивать несовершеннолетних. А с другой — несовершеннолетним запрещено [идти] на опасные производства. В постановлении правительства раскрываются должности и возможности, когда все-таки устроиться можно», — отметил парламентарий. В пример он привел колледж «Алабуга Политех». Мол, студенты там проходят практику, зарабатывают, имеют наставника, но по трудоустройству есть ограничения.

На предприятиях не все рабочие места являются вредными и опасными, согласился Котяков. Кроме того, по его словам, создана рабочая группа, куда вошли и медики, чтобы оценить текущий перечень таких «запрещенных» для подростков профессий, их влияние на здоровье и риск-факторы. Уже исходя из их предложений перечень 2000-х годов будет пересмотрен, тем более технологии на производствах с тех пор сильно изменились.

К 2028 году стоит задача подготовить 1,3 млн специалистов для ключевых отраслей экономики, а к 2030 году — 2 млн специалистовФото: «БИЗНЕС Online»

Чернышенко проработает с регионами проблему доступности бесплатного обучения в колледжах

С последним словом и конкретными предложениями, которых почти четыре часа просил Володин, выступил Чернышенко. В итоге осталось непонятным, для чего было «мучить» главу минтруда, если конкретика лежала в справке у вице-премьера. Или к началу заседания ее еще не было?

Как отметил Чернышенко, кабмин по поручению Путина готовит Стратегию  развития образования до 2040 года. Ее правительство представит в марте 2025 года, но уже сейчас можно сказать, что одна из центральных задач документа — укрепить связку всех ступеней образования, от школы до вуза. Надо признать и проработать восстановление начального профессионального образования для подготовки рабочих под актуальные задачи развития страны, отметил Чернышенко под аплодисменты зала. 

Также зампред правительства РФ пообещал, что кабмин «проработает» вопросы по сдаче ОГЭ и ЕГЭ, меры поддержки среднего профессионального образования. Главное же — сделать систему СПО привлекательной именно в тех регионах, где проживают студенты. «Где родился, там и пригодился», — рассуждал Чернышенко. Из мер поддержки нужно обеспечивать студентов общежитиями, стипендией, питанием, спецодеждой и оплачиваемой практикой, перечислял спикер тезисы, с которыми нельзя было поспорить. Вопрос состоял в том, как скоро будут реализованы предложения. 

Чернышенко вспомнил, как сам работал на мебельной фабрике после 8-го класса и заработал на магнитофон. Поэтому надо пересмотреть и актуализировать перечень профессий и специальностей, где нельзя работать подросткам, чтобы он соответствовал современным требованиям рынка труда. 

Трансформация системы СПО потребует инфраструктурных изменений. В нацпроекте «Молодежь и дети» деньги есть на мероприятия по капремонту 1,5 тыс. объектов до 2030 года, хотя по статистике в нем нуждаются около 5 тыс. объектов. Поэтому регионы, имеющие профицит бюджета, Москва будет стимулировать подключиться к соответствующей работе.

Поддержка нужна и предприятиям-партнерам, которые помогают колледжам, оснащая их оборудованием, и она будет, уверял Чернышенко. Контрольные цифры приема надо корректировать в соответствии с кадровым прогнозом, а на удаленных территориях и в селах развивать целевое обучение. Необходимо продолжить масштабировать и развивать систему «Профессионалитет», а также масштабировать лучшие практики по учебе и трудоустройству участников СВО. «Проблему доступности бесплатного профобразования» кабмин обсудит с регионами.

Всего же к 2028 году стоит задача подготовить 1,3 млн специалистов для ключевых отраслей экономики, а к 2030 году — 2 млн специалистов, обозначил фронт работ министр образования. Для достижения указанных показателей Кравцов предложил возобновить долгосрочное планирование в системе СПО с учетом потребностей предприятий, сокращение доли платного обучения в СПО, а для рабочих специальностей — возможно, полный переход на бесплатное. Кроме того, следует упростить механизм приема в колледжи и модернизировать инфраструктуру, уверен министр.