Первый этап защитной дамбы в районе улицы Портовой обойдется в 500 млн рублей. Это следует из постановления правительства РФ: федеральный бюджет выделяет 200 млн рублей, остальные 60% суммы ложатся на Татарстан. Уже к концу года в планах — причальная стенка длиной 210 метров. Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», никто еще не выкупил идущие под снос гаражи, но шпунты подпорной стенки на берегу Волги уже забивают в грунт.
«Правительство частично профинансирует начало строительства дамбы в рамках проекта модернизации казанского речного порта «Новая Портовая». Распоряжение об этом подписано»
Мишустин выделил Казани 200 млн рублей на дамбу в речном порту
Проект строительства защитной дамбы в районе улицы Портовой в Казани, о котором впервые стало известно в октябре 2022-го, спустя два года начинает «обрастать» финансированием. Правительство России согласилось частично профинансировать проект и выделить на него 200 млн рублей из своего резервного фонда. Соответствующее распоряжение кабмина РФ 18 ноября подписал премьер-министр Михаил Мишустин, а сегодня утром о документе рассказал кабинет министров России.
«Правительство частично профинансирует начало строительства дамбы в рамках проекта модернизации казанского речного порта „Новая Портовая“. Распоряжение об этом подписано», — сообщила пресс-служба кабмина. Как отметили в Белом доме, инженерное сооружение уже строится и позволит обезопасить от наводнений часть Казани, которая находится ниже уровня Волги.
Согласно тексту распоряжения, деньги из резервного фонда правительства направят минстрою РФ в виде субсидии из федерального бюджета Татарстану. 200 млн рублей пойдут на «софинансирование расходных обязательств РТ, возникающих при реализации объекта „Строительство гидротехнического сооружения ‚Новая Портовая‘, г. Казань (1-й этап)“, 1.1 этап». А именно на обустройство причальной стенки протяженностью не менее 210 метров.
Минстрою РФ поручено в течение месяца уладить формальности, заключить с Татарстаном соглашение. Республика по его условиям должна будет софинансировать проект на уровне не менее 60% от общего объема затрат. Конкретная сумма, которую выделяет РТ, не называется. Но если учесть, что регион финансирует проект на 60%, а федеральный центр — на 40%, то выходит, что Татарстан заплатит 300 млн рублей, а общие затраты составят полмиллиарда.
Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», на берегу работы действительно ведутся. В грунт у берега Волги забивают шпунты, готовится подъем уровня грунта
«Берег будут поднимать»: что сейчас в районе «Новой портовой»?
В релизе правительства и его распоряжении есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, согласно им, до конца 2024 года в рамках проекта должно быть возведено не менее 210 м причальной стенки (отмечается, что речь идет о «строящемся сооружении»). Во-вторых, общая протяженность берегозащитного сооружения (читай: дамбы) должна составить более 2,5 км, но речь, вероятно, только о первом этапе. В-третьих, минстрой РФ обязан проследить за эффективным и целевым использованием средств и в срок до 1 февраля 2025 года представить доклад в правительство. Так что первый результат «на земле» должен быть виден совсем скоро.
Сегодня днем корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на месте предполагаемого строительства дамбы. Сейчас здесь вовсю кипят работы: непрестанно проезжает строительная техника и самосвалы, на самом берегу суетится группа рабочих, вдалеке работают краны. Также можно увидеть огромные горы песка и щебня.
Как отметил один из строителей, занимающихся разгрузкой свай, сейчас они работают над поднятием берега, на котором в будущем появится набережная. Правда, на вопрос о том, где будет дамба и какие сроки начала работ по ее возведению, он удивился. «Об этом ничего не слышал», — сказал рабочий.
Сам микрорайон похож на лабиринт. Вся его территория изрезана заборами с извилистыми проходами вдоль них. Сказывается и активная стройка жилых комплексов по соседству с набережной.
А вот на территории гаражного кооператива «Якорь», который также попадает в план будущей застройки, стоит тишина. Однако, как «БИЗНЕС Online» рассказал один из автовладельцев, летом состоялось собрание собственников, на котором поднимался вопрос сноса гаражей. «Говорят, последняя зима осталась. Потом станут деньги предлагать тем, у кого земля в собственности. Даже схему показывали с „красной зоной“, где в первую очередь убирать будут. До меня еще не дошло, не предлагали ничего», — рассказывает владелец гаража Роман.
Реализуемый сейчас проект комплексной застройки «Новая Портовая» потенциально включает примерно 1,5 млн кв. м жилья на площади 287 гектаров
12-километровая Волжская набережная, 500 млрд рублей инвестиций и 10 лет работ
Напомним, что цель любой дамбы — это прежде всего защита берегов от размывания.
Реализуемый сейчас план комплексной застройки «Новая Портовая» потенциально включает примерно 1,5 млн кв. м жилья на площади 287 гектаров. Помимо жилья, проектируют общественные и культурные функции с выходом на берег Волги. Над проектами работают известные российские архитекторы.
Ранее Институт развития города подготовил проекты планировки первых двух этапов гидротехнического сооружения, которое станет основой 45-километровой Волжской набережной Казани. Общая протяженность берегоукрепительных работ — 6,4 км, высота — 9 м, ширина — 20 м, площадь — 30 гектаров. Для сравнения: ширина дамбы Кремлевской набережной колеблется от 20 до 30 метров.
Необходимость возведения дамбы весной объяснял советник министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Николай Васильев. Как он сообщил в разговоре с «БИЗНЕС Online», уровень Куйбышевского водохранилища находится выше реки Казанки вплоть до района улицы Московской. «Я всегда показываю на своих лекциях, как в прошлом происходили затопления. За всю историю было несколько периодов, когда Казанка заливалась Волгой и вся нижняя терраса города оказывалась в воде. Кроме того, колебания Куйбышевского водохранилища могут вызывать подъем и спуск грунтовых вод, а казанские слабые грунты имеют свойство размываться и проваливаться. Я, помню, лично ездил на затопления улицы Баумана», — сказал он.
Объем инвестиций в проекты оценивается примерно в 500 млрд рублей, а горизонт реализации — 10 лет
В рамках работ предстоит частичное изъятие участков на улицах Поперечно-Кукушкинской, Меховщиков, Портовой, Магистральной, под гаражами в кооперативе «Якорь». Проект также предусматривает демонтаж водопроводов, ливневок, сетей освещения на участках проведения работ.
В целом территория «Новой Портовой» претендует на статус нового центра Казани, точки притяжения для горожан, туристов, бизнеса, новых идей, смыслов. Объем инвестиций в эти проекты оценивается примерно в 500 млрд рублей, а горизонт реализации — 10 лет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 107
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.