На Лебяжьих озерах зафиксировали массовый мор рыбы На Лебяжьих озерах зафиксировали массовый мор рыбы Фото: Илья Зима

«Он вытащил канистры, помыл их… Тут же по ходу течения пошел мор рыбы»

На одном из популярных мест отдыха казанцев, Лебяжьих озерах, в минувшие выходные зафиксировали массовый мор рыбы. Как сообщали «БИЗНЕС Online» очевидцы, мертвая рыба лежала как на берегу Большого Лебяжьего водоема, так и в воде. В СМИ и соцсетях распространились кадры с места. Сегодня на место отправились специалисты минэкологии Татарстана, они проверили уровень кислорода в воде, отобрали пробы и подтвердили мор.

«Мор рыбы зафиксирован рядом с рекреационной зоной. При визуальном осмотре факты слива сточных вод в водный объект не установлены. Были отобраны пробы природной воды в нескольких точках», — сообщили позже итоги выезда в ведомстве. Также там добавили, что в настоящее время пробы находятся на лабораторном исследовании. Первые анализы показали, что превышений предельно допустимых концентраций по химическому потреблению кислорода не выявлено.


Во второй половине дня было запланировано комиссионное обследование озера с участием специалистов минэкологии, Росрыболовства и «ТатарстанНИРО».

После обеда вода в озере замерзла, а лед припорошило снегом. Следов мертвой рыбы уже было не обнаружить. Зато одновременно с корреспондентом «БИЗНЕС Online» на место прибыл и биолог Антон Бортяков, который со своей собакой также пришел посмотреть на происшествие. Вместе с ним мы прошлись по освещенной части берега, но на километр берега нашлось всего два карася. Это совсем не похоже на видео, разлетевшееся по СМИ, считает он.

По пути Бортяков рассказал об аналогичном случае, произошедшем раз на реке Меше. «Мужик купил себе использованные канистры по дешевке, чтобы сделать из них причал для лодок. А перед этим решил их сполоснуть от содержимого», — рассказывает собеседник издания. Однако мужчина не учел, что в канистрах содержались изоцианаты — химические вещества, использующиеся, например, в краске и пене.

Мы прошлись по освещенной части берега, но на километр берега нашлось всего два карася Мы прошлись по освещенной части берега, но на километр берега нашлось всего два карася Фото: Илья Зима

«Он вытащил канистры, помыл их, начал собирать помост. Тут же по ходу течения пошел мор рыбы, буквально на глазах у рыбаков она всплывала. Его, конечно, тут же поймали и наказали», — закончил наш собеседник. По мнению Бортякова, на Лебяжьем могло произойти похожее. Арендаторы как раз на прошлой неделе вытаскивали свои понтоны для катамаранов с этой части озера и запросто могли повредить какие-то из канистр или пустых бочек (они используются при возведении понтонов), в результате чего ядовитое вещество попало в озеро.

Проверку по факту гибели водных биологических ресурсов начала и Казанская межрайонная природоохранная прокуратура. «По результатам проверочных мероприятий при наличии оснований будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования», — говорится в сообщении ведомства.

Надо отметить, что это не первый случай массовой гибели рыбы в этих водоемах. В мае 2022 года мертвые мальки были зафиксированы в протоке, соединяющей Большое Лебяжье озеро со Светлым Лебяжьим озером.

Экореабилитация системы озер прошла в 2017-м. Через два года стартовало благоустройство прилегающей территории Экореабилитация системы озер прошла в 2017-м. Через два года стартовало благоустройство прилегающей территории Фото: Илья Зима

Строительство дорог и отмена второго этапа экореабилитации

Лебяжьи озера не имеют подпитки подземными водами и наполняются за счет водосбора со всей прилегающей территории. Из-за строительства дорог и промышленных сооружений водный баланс в них был нарушен, и в течение 40 лет они усыхали. В итоге природный объект был утрачен более чем на 70%. Экореабилитация системы озер прошла в 2017-м. Через два года стартовало благоустройство прилегающей территории.

Большое Лебяжье — это то самое озеро с пляжем, которое появилось около Горьковского шоссе после первого этапа экореабилитации, а по сути, восстановления, произошедшего в 2019 году. Как отмечал экс-глава администрации Кировского и Московского районов Казани Сергей Миронов на встрече с жителями жилого района «Салават Купере», благоустройство озер должно было включать в себя установку освещения и МАФов, раздевалок и скамеек. Кроме этого, были обустроены экотропы, зоны для отдыха и прогулок.

В рамках благоустройства здесь также высадили краснокнижную плавающую сальвинию. Ее в качестве эксперимента планировали использовать для естественной очистки воды. Растение перенесли из акватории Казанки, где оно произрастает достаточно плотно.

Казанцы высоко оценили старания властей — место стало пользоваться бешеной популярностью. Однако были и те, кто предупреждал: если не начать биотехнический этап реабилитации озера с использованием растений и зоопланктона, может произойти деградация водного объекта. В частности, за это выступала завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, профессор Нафиса Мингазова. Как заявляла эксперт в 2020 году, откладывание второго этапа может привести к тому, что эти озера могут стать не только непопулярными, но и опасными. Наличие зеленых и сине-зеленых водорослей в Большом Лебяжьем, по ее словам, приводит к тому, что при их отмирании в воде исчезает кислород и начинается замор не только рыбы, но и вообще всего живого, что есть в водоеме. А когда подобное происходит много раз в течение нескольких лет, водоемы беднеют на живность и растительность и даже внешне становятся неинтересны.

В минэкологии РТ же реализацию проекта второго этапа биотехнических работ в рамках экореабилитации озер называли «преждевременной». Водному объекту необходимо дать возможность восстановиться в естественных условиях, отмечали ученые на заседании научно-технического совета министерства, где был рассмотрен предложенный Мингазовой проект продолжения работ экологической реабилитации озер Лебяжье.

О том, что озеро способно восстановиться самостоятельно, говорил на встрече с журналистами и министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков. Ссылался он при этом на слова директора Института озероведения РАН Шамиля Позднякова. «Он (Поздняков — прим. ред.) со своей командой на основании наших данных предложил два года мониторить состояние озера. Выяснилось, что не надо туда заносить из других водных объектов растительность. И то, что нам сказали академики РАН, оказалось правильным, озеро Лебяжье стало само восстанавливаться», — заявлял министр.

«Обычно замор рыбы бывает в условиях жаркого лета, а сейчас у нас с вами ноябрь, зима на носу, и это совершенно иные условия. Поэтому нужно выяснять причину, почему это произошло» «Обычно замор рыбы бывает в условиях жаркого лета, а сейчас у нас с вами ноябрь, зима на носу, и это совершенно иные условия. Поэтому нужно выяснять причину, почему это произошло» Фото: Илья Зима

«Не сложился нормально круговорот вещества и энергии»

«Гибель рыбы обычно бывает либо в случаях замора рыбы в условиях отсутствия кислорода, либо в случае попадания в воду токсичных веществ, сброса сточных вод. Поскольку напрямую в озеро в условиях лесопарка Лебяжьего поступать сточные воды не могут, то, вероятно, причина — дефицит кислорода», — поделилась мнением с «БИЗНЕС Online» Мингазова в связи с последним случаем гибели рыб.

По ее мнению, дефицит кислорода мог возникнуть от накопления в прошлом биогенных веществ, эвтрофирования и низкого содержания кислорода в условиях мелководного водоема. «Хотя это немножко нехарактерно для этих условий, потому что обычно замор рыбы бывает в условиях жаркого лета, а сейчас у нас с вами ноябрь, зима на носу, и это совершенно иные условия. Поэтому нужно выяснять причину, почему это произошло», — отмечает Мингазова.

Нафиса Мингазова: «Эти озера по сути были созданы заново, их углубили до четырех метров. Закрыли дно бентонитовыми матами, то есть искусственным покрытием, насыпали снова высохший грунт и подали воду из Юдинского карьера» Нафиса Мингазова: «Эти озера, по сути, были созданы заново, их углубили до 4 метров. Закрыли дно бентонитовыми матами, то есть искусственным покрытием, насыпали снова высохший грунт и подали воду из Юдинского карьера» Фото: «БИЗНЕС Online»

Экологическая обстановка, подчеркивает она, на этом озере характеризуется тем, что это пока еще не сформировавшаяся экосистема, которая существует на базе искусственных озер. А они, в свою очередь, раньше были естественными, но в результате сокращения территории водосбора из-за строительства дорог оказались отрезанными от поверхностного стока воды и в итоге практически высохли. В 2017–2018 годах к ним были применены искусственные меры по восстановлению.

«Эти озера, по сути, были созданы заново, их углубили до 4 метров. Закрыли дно бентонитовыми матами, то есть искусственным покрытием, насыпали снова высохший грунт и подали воду из Юдинского карьера», — рассказывает Мингазова. Также она обращает внимание, что были восстановлены не все озера из этой системы: восстановили только Большое Лебяжье и Светлое Лебяжье. А Малое Лебяжье восстанавливать не стали, оно было отсоединено дамбой.

«С Большим Лебяжьим его соединили просто через трубу с заглушкой, что-то типа шлюза, через которую подавалась вода. И сейчас такая ситуация, что за прошедшие 6 лет эта пресноводная озерная экосистема остается еще не сформировавшейся до конца. Поскольку были сделаны гидротехнические мероприятия, но не были сделаны биотические, соответственно, не сложился нормально круговорот вещества и энергии, биотический компонент большей частью отсутствовал», — делает вывод ученый.

Мингазова отмечает, что если не управлять этой экосистемой, чтобы уравновешенно была представлена еще и биотическая компонента, если не помогать озеру, то будут наблюдаться такие признаки, как мутная вода, посинение и позеленение воды, а теперь еще и замор рыбы.