Задачи нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» стали на минувшей неделе предметом обсуждения в штабе общественной поддержки «Единой России». Как заявил депутат Госдумы РФ от Татарстана Илья Вольфсон, понятны приоритетные и самые острые направления: это коммунальные сети, которые во многих городах уже трещат по швам, и аварийное жилье. Последнее в некоторых городах даже не признают таковым из-за недостатка финансирования. В будущем году бюджет на новый нацпроект кажется довольно скромным — 1,2 трлн рублей. Впрочем, помимо прямого финансирования, есть и другие идеи. Подробности — в нашем материале.
Илья Вольфсон: «Задачи очень серьезные, но самое главное — это нам по силам. Темпы работы, которые реализуются уже сейчас, вселяют уверенность, что по некоторым параметрам мы даже превзойдем планы»
Главное — это сети: какие задачи ставят до 2030 года по нацпроекту «Инфраструктура для жизни»
Повышение доступности жилья на первичном рынке, обновление жилищного фонда на 20%, устойчивое сокращение аварийного жилья — эти и другие задачи поставили по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» до 2030-го. Он стартует в России в следующем году, и уже запланирован первый транш — это 1,2 трлн рублей. Для сравнения: на нацпроект «Семья» выделяют 2,8 триллиона. Об этом на минувшей неделе в штабе общественной поддержки «Единой России» в Республике Татарстан рассказал депутат Госдумы от РТ Илья Вольфсон.
«Задачи очень серьезные, но самое главное — это нам по силам. Темпы работы, которые реализуются уже сейчас, вселяют уверенность, что по некоторым параметрам мы даже превзойдем планы», — говорил парламентарий.
В национальный проект «Инфраструктура для жизни» будет включено 12 федеральных проектов, которые на паритетных началах контролируются минстроем и минтрансом РФ.
В состав нацпроекта войдут, в частности, следующие направления: «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах», «Жилье», «Модернизация коммунальной инфраструктуры», «Формирование комфортной городской среды» и «Новый ритм строительства».
Обозначим цели, которые стране предстоит достичь в течение ближайших пяти лет — к 2030 году:
- Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30%;
- Обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 кв. м на человека в среднем по стране;
- Обновление жилищного фонда на 20%;
- Устойчивое сокращение аварийного жилья;
- Повышение доступности жилья на первичном рынке;
- Благоустройство не менее 30 тыс. общественных территорий;
- Модернизация коммунальной инфраструктуры и повышение качества коммунальных услуг для 20 млн человек;
- Обновление парка общественного транспорта — 85% должно быть не старше нормативного срока;
- Улучшение доли дорог с нормативным качеством покрытия до 85%;
- Снижение смертности на дорогах в результате ДТП в 1,5 раза;
- Газификация не менее 1,6 млн домов.
Масштабы нацпроекта действительно впечатляют. На встрече Вольфсон предпочел плавно обойти тему транспорта и сконцентрироваться на своем профиле работы — это строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Одно из жизненно важных направлений этого национального проекта — модернизация инженерных сетей, износ которых во многих городах достигает 80%.
Бюджет не резиновый, поэтому продумываем разные источники финансирования.
«Четкие критерии были даны президентом (Владимиром Путиным — прим. ред.) — к 2030 году достичь конкретных показателей, решить вопрос с износом коммунальной инфраструктуры, — комментировал Вольфсон. — Этого результата, как мы считаем, можно достичь не только с помощью государственных средств, но и путем привлечения частно-государственного партнерства».
Механизм ГЧП, к слову, давно работает в республике. Например, к нему часто прибегают при модернизации сетей в Елабуге, а концессионером выступает ОЭЗ «Алабуга».
Одно из жизненно важных направлений этого национального проекта — модернизация инженерных сетей, износ которых во многих городах достигает 80%
Во многих городах дома даже не признают аварийными из-за недостатка финансирования
Приоритетной темой Вольфсон считает аварийное жилье. «Мы в Казани эту проблему практически решили. Но вот ездишь по стране и видишь, какое большое количество аварийного жилья в центральной части городов», — рассуждал депутат. По его словам, во многих местах дома даже не признают аварийными из-за острого недостатка финансирования на их ликвидацию.
На аварийное жилье выделили 330 млрд рублей на будущий год, но этого, по мнению Вольфсона, очень мало. «Сегодня мы продумываем механизмы упрощения привлечения бизнеса к этой работе, потому что сейчас процесс сложный», — отметил он.
Модератор встречи, заместитель руководителя штаба общественной поддержки «Единой России» в РТ Анастасия Исаева выразила беспокойство и за памятники культурного наследия, которых в центральных частях городов страны обычно множество.
На аварийное жилье выделили 330 млрд рублей на будущий год, но этого, по мнению Вольфсона, очень мало
«Памятники точно не будут забыты», — сказал Вольфсон. Закон об упрощении капремонта в жилых ОКН уже принят — еще в прошлом году, и предстоит дальнейшее совершенствование документа. Зачем это нужно? Капитальный ремонт таких объектов обходится порой в 3 раза дороже, чем остальных многоквартирных домов: все из-за особого режима охраны, который распространяется на все здание.
В одно время очень закрутили гайки по памятникам. Сейчас настал тот момент, когда необходимы послабления, чтобы такие здания могли жить.
«Наше предложение состоит в том, что при капремонте памятника культурного наследия должны выявляться конкретные предметы охраны, — объяснял депутат. — Все остальное будет приводиться в порядок по обычным стандартам. Какая разница — меняется электричество в обычном доме или на охраняемом регионом или государством объекте?»
«К сожалению, не хватает денег, чтобы те темпы, которые сейчас заданы в строительстве жилья, обеспечили социальной инфраструктурой»
Строительство школ не поспевает за жильем в 3 раза. Помогут доходы банков?
Еще один вопрос, который был на повестке встречи в штабе, — нехватка средств на строительство социальной инфраструктуры. Особенно эта проблема бросается в глаза при реализации проектов комплексного развития территорий. Участки под социальные объекты резервируются, и их застраивать не дадут, но вопрос в скорости стройки: жилье появляется быстрее, чем школы и садики.
«К сожалению, не хватает денег, чтобы те темпы, которые сейчас заданы в строительстве жилья, обеспечили социальной инфраструктурой», — начал тему Вольфсон. Здесь даже нашелся конкретный пример. В 2021 году в Татарстане ввели порядка 3 млн кв. м жилья, а по нацпроектам, госпрограммам было запланировано строительство лишь 6 школ и двух пристроев, одного детского сада и двух поликлиник. «Хотя необходимо 48 детских садов, 18 школ и 9 поликлиник», — назвал цифры депутат. И это еще притом, что Казань по строительству школ и детсадов на третьем месте в России среди городов-миллионников после Москвы и Санкт-Петербурга.
Одна из причин отставания — запредельные нормативы при строительстве социальных объектов, которые уже давно пора пересматривать. Широкие коридоры, туалеты, обеденные зоны при их избыточности существенно утяжеляют конечную стоимость.
Ни в одной стране мира нет таких завышенных требований. И это также тормозит развитие и строительство объектов социальной инфраструктуры.
Еще одно предложение, которое уже не раз звучало в Татарстане, в том числе и от раиса республики, — перестроить систему проектного финансирования с тем, чтобы хотя бы часть средств, которые сейчас уходят в банки, шла на социальную инфраструктуру. Это становится особенно актуально сегодня, при высокой ключевой ставке и падающих темпах продаж новых квартир. В этом случае темп пополнения эскроу-счетов падает, а цена проектного финансирования для застройщика возрастает: он платит за кредит на строительство в полном объеме. И эта ставка приближается к показателю «ключ плюс 3 процента».
Напомним, что суть идеи, о которой примерно год назад говорил Рустам Минниханов и которую поддерживает Вольфсон, состоит в создании альтернативного варианта строительства жилья без системы эскроу-счетов. И, соответственно, без банковского процента за кредит на строительство жилья. Главная задача проектного финансирования — предоставить дольщику гарантии и защиту его средств, вложенных в строительство нового жилья (сейчас под защитой сумма до 10 млн рублей). Деньги за покупку квартиры дольщик перечисляет на эскроу-счет, и получить их застройщик может только после сдачи дома. Взамен банк кредитует стройку под низкий процент. Минниханов же предложил дать регионам возможность выбора: или применять эскроу-счета, или использовать спецсчета под гарантии регионов. И в последнем случае ключевым условием для застройщика вместо выплаты процентов банкам станет участие в строительстве или реконструкции соцобъектов: школ или детсадов.
Год назад речь шла о значительной сумме. Если девелоперы реализуют проекты на 50 млрд рублей, то банкам в рамках проектного финансирования уходит до 5 миллиардов. А на эти деньги можно построить примерно две большие школы или несколько детских садов.
«Сейчас при падении спроса на недвижимость, может быть, самое время посмотреть и перенаправить как-то хотя бы частично доходы [банков] в строительство новой социальной инфраструктуры», — резюмировал Вольфсон.
***
«Любой нацпроект нацелен на улучшение качества жизни наших граждан и стабильный рост экономики в условиях глобальных вызовов», — подвел итоги депутат. Национальный проект «Инфраструктура для жизни» начнет свою работу уже в 2025 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.