1. О чем фильм

В наши дни в Санкт-Петербурге студент юридического факультета Родион Раскольников задумывает убить старуху, занимающуюся ростовщичеством. Одновременно при отсутствии денег он ворует еду из магазинов и бродит по городу в компании черта, который, видимо, мерещится главному герою. Во всяком случае, другие прохожие его не замечают, не попадает он и на камеры наблюдения. Этот черт — явный пришелец из другого великого романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Он-то и подстрекает главного героя «Преступления и наказания» на совершение убийства.

Параллельно Дуня, сестра Родиона, работает прислугой в Сибири в поместье Свидригайловых и крутит роман с хозяином дома практически на глазах его жены. В Питере же мачеха Сонечки Мармеладовой требует от подростка работать и приносить в семью деньги, и та выполняет ее приказ, правда, отправляется не за «желтым билетом», как у Достоевского, а в стриптиз-клуб с приватными комнатами.

«Преступление и наказание» на современный лад с первой звездой «Слова пацана» в главной роли — такая вывеска обеспечила огромный интерес к проекту еще до его релиза «Преступление и наказание» на современный лад с первой звездой «Слова пацана» в главной роли — такая вывеска обеспечила огромный интерес к проекту еще до его релиза Фото: скриншот из видео

2. Актуальность и оригинальность истории

Хрестоматийное «Преступление и наказание» на современный лад с первой звездой «Слова пацана» в главной роли — такая вывеска обеспечила огромный интерес к проекту еще до его релиза. Хотя классикой в современных декорациях сегодня вроде бы уже не удивить. Но подогрело ситуацию и то, что премьера первых эпизодов переносилась несколько раз. Так и осталось непонятным, то ли у контролирующих органов были какие-то вопросы к сериалу или к его создателям, то ли все это был лишь крайне агрессивный и креативный пиар. В любом случае только в первый день вышедшие стартовые серии на «Кинопоиске» посмотрели 600 тыс. раз — абсолютный рекорд для России. Правда, уже сейчас в «родном» онлайн-кинотеатре новое прочтение Достоевского уступило первенство по просмотрам за месяц «Триггеру-3».

3. Драматургия и диалоги

Пожалуй, главная проблема фильма — это интерпретация образа главного героя. Раскольников здесь не отягощен серьезными философскими идеями, как у Достоевского, скорее он просто городской сумасшедший, чье состояние усугубляет полуголодное безденежное положение. Не совсем понятно, почему нужно сопереживать этому герою. А еще в какой-то момент уже устаешь ждать того самого убийства, вокруг которого и закручивается интрига в «Преступлении и наказании», случится это только на третьем часу экранного времени.

Ну и еще один вопрос, на который не находишь ответа: почему актер, играющий черта, так похож на Роберта Дауни – младшего, бессмертного Тони Старка? В один момент это начинает казаться каким-то затянувшимся приколом.

Значительную часть экранного времени герои говорят высоким штилем, буквально современные люди общаются языком Достоевского. Но иногда они словно вспоминают, где мы все находимся. «Что ты так напряжена, может, бухнешь?» — напутствует дебютантку Соню ее опытная коллега по стриптиз-клубу. Такая эклектика не идет сериалу на пользу.

4. Авторы сериала

Большие ожидания от сериала были еще и связаны с именем режиссера. Опытнейший Владимир Мирзоев уже оставил серьезный след в отечественном кино и театре. Причем что касается кинематографа, у постановщика уже был успешный специфический опыт — в 2011 году вышел его «Борис Годунов», где текст пушкинской трагедии «сел» на современную картинку практически без швов.

Главный герой в лице Ивана Янковского не убеждает, хотя после целого ряда ярких ролей от артиста ждали очередного прорыва Главный герой в лице Ивана Янковского не убеждает, хотя после целого ряда ярких ролей от артиста ждали очередного прорыва Фото: скриншот из видео

5. Звезды каста

Кадр буквально напичкан большими актерскими звездами. Но главный герой в лице Ивана Янковского не убеждает, хотя после целого ряда ярких ролей от артиста ждали очередного прорыва. Но не спасают даже голые танцы от сходящего с ума Вовы Адидаса. А в тандеме Раскольникова и черта порой последний (Борис Хвошнянский точно победил бы на конкурсе двойников Дауни-младшего) крадет роль первой скрипки.

Наиболее убедительно в небольших ролях смотрятся отталкивающая Ела Санько (старуха-процентщица), уморительная Мария Смольникова (хозяйка квартиры Раскольникова), печальная Виктория Толстоганова (мачеха Сонечки Мармеладовой) и демонстрирующая короткий путь из «тургеневской барышни» в «продажные девки» Диана Енакаева (Соня).

6. Картинка

Виды Петербурга, снятые оператором Матвеем Ставицким («Последний министр»), могут презентовать Северную столицу и XIX, и XXI веков. Время действия выдают разве что детали вроде сумки курьера за спиной Раскольникова. При этом значительная часть повествования происходит в нарочито темных помещениях, куда лишь пробивается дневной свет. Обращают на себя внимание и детали, скажем, красиво падающий в Фонтанку или Неву топор.

7. Что говорит критика

Рецензенты особых шансов «Преступлению и наказанию» не оставляют.

«Пока что новый сериал — это набор сюрреалистичных и мало связанных между собой сцен „по мотивам“ книги: вот дети Свидригайлова качаются на качелях перед широкоугольным объективом, вот черт бегает вокруг фонтана в рапиде, а вот Любовь Аксенова раздевается на кровати Марфы и кладет руку на трусы. Возможно, перед нами тот редкий случай, когда неприметная постраничная адаптация принесла бы гораздо больше положительных эмоций», — пишет Владислав Шуравин на film.ru, и это кажется еще мягкой критикой.

«Несмотря на талант режиссера, лучших российских актеров и внушительные возможности „Кинопоиска“ (так, например, съемки велись на единственный в России винтажный объектив, подобный тому, на который в Америке снимали „Во все тяжкие“), сериал получился невнятным, вялым, тяжелым для восприятия, — выражает, можно сказать, общее мнение Святослав Иванов на Forbes. — Многие выдающиеся произведения вознаграждают аудиторию за терпение, но в экранном „Преступлении и наказании“ этой награды явно не предвидится».

Впрочем, Лидия Маслова в «Фонтанке» нашла и добрые слова: «Мирзоев, хоть и рискует удивить консерваторов некоторыми не предусмотренными первоисточником поступками героев, где-то на глубинном уровне все-таки улавливает странный лихорадочный дух достоевщины и сплавляет своеобразную амальгаму из разных творений писателя, подмешивая к ней в режиме микродозинга и еще кое-какие литературные ингредиенты».

При этом известный блогер BadComedian нашел сериал «настолько плохим», что даже вернул к жизни практику коротких видеорецензий, от которых отказался много лет назад. А вот короткое резюме от автора телеграм-канала «Вудинормаллен»: «А вы уже посмотрели сериал, в котором угоревший по глэм-металу Тони Старк шатается по Питеру с бомжом?»

8. Какому зрителю адресовано

Возрастной ценз сериала 18+, поэтому адресовать его юной аудитории не получится, хотя роман Достоевского и входит в школьную программу. Что касается режиссера Мирзоева, то он, кажется, больше рассчитывает на зрителя, который неплохо знает артхаусное кино и интересуется им. Такая публика оценит и Ленина, приходящего в видениях Раскольникову («Интеллигенция — говно», — произносит главный герой), и томик Достоевского на полке в квартире старухи-процентщицы, и портреты Мандельштама и Хармса на стене в доме мамы Родиона. Меломанов порадуют и некоторые номера из саундтрека, например сольные композиции лидера «АукцЫона» Леонида Федорова.

9. Где смотреть сериал и его продолжительность

«Кинопоиск» выбрал необычный график выхода эпизодов 10-серийной картины. 2 ноября зрителям стали доступны первые четыре эпизода, а оставшиеся 6 публика сможет посмотреть разом 30 ноября. Хронометраж каждой серии — 50 с небольшим минут.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

3 балла из 10 возможных. «Преступление и наказание» — ярчайший пример завышенных ожиданий, которые не смогли оправдать авторы проекта. Более того, от единицы сериал спасают разве что уважение к прежним заслугам режиссера Мирзоева, а также наличие в кадре больших артистов вроде Янковского, Смольниковой или Юлии Снигирь (жена Свидригайлова). Впрочем, как сообщают медиа, «Преступление и наказание» готовят к зарубежному релизу. Учитывая всемирную известность русского классика, там могут иначе среагировать на новое прочтение романа Достоевского, поэтому не исключено, что сериал еще ждет «реабилитация».