Авторынок в III квартале 2024 года столкнулся с невероятным спросом: по итогам трех месяцев в Татарстане было продано свыше 20 тыс. новых машин. С учетом нынешних цен это очень много! На автоажиотаж повлияли новости о повышении утилизационного сбора, а также высокие инфляционные ожидания. Китайские бренды захватили половину рынка РТ и, судя по всему, не собираются сбавлять обороты. Лидер рынка LADA, несмотря на количественный рост продаж, продолжает терять свою долю, российско-китайский «Москвич» также катится назад. О том, что за прошедшие три месяца купили татарстанские автолюбители со скромным бюджетом и почему популярные автосети ожидают резкого падения спроса к концу года, — в материале «БИЗНЕС Online».
На ввезенные после 1 апреля машины российские таможенники стали доначислять платежи в виде дополнительного утилизационного сбора
Рекорды продаж — в ожиданиях нового витка роста цен
До конца года осталось менее двух месяцев, так что не грех подвести промежуточные итоги развития авторынка, тем более что ситуация на нем складывается весьма динамично. С января по сентябрь 2024-го в Татарстане было продано 56,2 тыс. новых легковых автомобилей, это на 72% выше продаж за 9 месяцев 2023-го. В III квартале этого года продажи легковушек выросли на 52,6% по отношению к аналогичному периоду 2023-го. Всего за июль – сентябрь в республике обрели своих владельцев почти 21,2 тыс. машин, из них 19,9 тыс. авто можно причислить к экономсегменту, в котором продажи увеличились на 55%.
Лучше всего продажи транспортных средств (ТС) массмаркета шли в сентябре, они на 16% превысили показатели августа и на 27,8% июльские. По сравнению с сентябрем прошлого года продажи выросли на 63%. В целом в сентябре 2024-го в республиканских ГАИ было поставлено на учет 7,5 тыс. автомобилей, что является абсолютным рекордом не только этого года, но и лучшим показателем с 2017-го.
Предыдущий рекорд был поставлен в марте — тогда было зарегистрировано 7,3 тыс. новых авто, это произошло накануне 1 апреля, когда изменилась практика таможенного оформления ввозимых ТС. Фактически для автолюбителей тогда была закрыта возможность льготного оформления машин, поступивших по параллельному импорту через страны Таможенного союза. На ввезенные после 1 апреля транспортные средства российские таможенники стали доначислять платежи в виде дополнительного утилизационного сбора.
Но автомобилистов это притормозило лишь на время. В ожидании очередного повышения утильсбора с 1 октября продажи в первом месяце осени снова показали очередной всплеск. Но связан он оказался вовсе не с повышением благосостояния татарстанских покупателей, а скорее с негативными ожиданиями касательно роста цен. Следующее повышение этого платежа запланировано уже на 1 января 2025 года (с дальнейшей ежегодной индексацией вплоть до 2030-го), так что авторынок страны, вероятно, опять будет лихорадить, причем еще не раз.
Ажиотажный спрос на автомобили не мог не сказаться на их стоимости. Так, по подсчетам ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), новые легковые ТС в октябре 2024-го подорожали в среднем на 2–5%. Там также не исключили, что с учетом всех «негативных факторов» до конца года новые машины в стране могут подорожать более чем на 10%.
Из всех проданных в III квартале транспортных средств 113 авто было произведено в 2022 году, 2,1 тыс. сошло с конвейеров в 2023-м, но у большинства (17,6 тыс. машин) в графе «Год выпуска» в ПТС стоит 2024-й.
Примечательно, что из всех реализованных в Татарстане машин почти 9,4 тыс., или 47% авто, было произведено в Китае, а 8,9 тыс. авто — в России. При этом доля ТС китайских брендов увеличилась за год почти в 1,3 раза — с 42,5 до 55%. Еще два года назад — по итогам III квартала 2022-го — доля автомобилей с китайскими корнями составляла всего 17,5%, а три года назад — 6,1%.
По 700 с «копейками» автомобилей, проданных в прошедшем квартале, было произведено в Беларуси и Казахстане. Кроме того, в республике встали на учет авто, выпущенные заводами Индии, Мексики, Индонезии, Таиланда и Турции.
Если по итогам III квартала 2023-го продукция АвтоВАЗа занимала 40% рынка новых автомобилей, то в этом году на 10% меньше
Парадокс LADA: продажи растут, доля падает
АвтоВАЗ, который последовательно лоббирует повышение утилизационного сбора, таким путем пытается избавиться от конкурентов в его рыночном сегменте, а после этого уже без рисков повышает стоимость своих автомобилей. Так, после предыдущего повышения утильсбора (с 1 августа 2023-го) компания осенью прошлого года подняла цены на свои ТС на 6,4–9,7%. Тогда на предприятии пересмотр прайс-листов объяснили удорожанием логистики, компонентов и материалов, а также «переходом на использование в производстве более надежных и импортонезависимых деталей и узлов». С тех пор АвтоВАЗ еще четырежды пересматривал цены на автомобили LADA — в мае, июне, июле и августе текущего года.
Доля лидера продаж в Татарстане тем не менее постепенно падает, хотя количественно спрос на машины LADA за год вырос на 16%. Если по итогам III квартала 2023-го продукция АвтоВАЗа занимала 40% рынка новых автомобилей, то в этом году на 10% меньше — 30%. Всего в республике за изучаемый период времени было продано 5 956 ТС отечественного бренда — это рекорд за все время наблюдений.
По итогам 9 месяцев все российские дилеры LADA продали 334 979 машин, что на 38,1% больше, чем в январе – сентябре 2023-го, причем в Татарстане за этот же период было реализовано 18,5 тыс. авто, или 5,6% от общероссийских продаж.
В третьем квартале на заводе стартовал выпуск полнофункциональных версий LADA Vesta. На эту модель вернулась ESP и связанные с ней другие функции. В частности, динамические линии разметки при движении задним ходом. Также машина получила датчики слепых зон, электроскладывание зеркал, передний парктроник и трехступенчатый подогрев кресел.
В конце сентября на площадке «LADA Ижевск» запустили массовую сборку локализованного электромобиля e-Largus, включающего в себя как пассажирские, так и коммерческие универсалы, каждый из которых будет предложен в различных версиях с разными батареями и уровнями грузоподъемности. Так, например, у Largus с одной тяговой батареей запас хода составляет до 320 км пути, при этом максимальная грузоподъемность — 490 килограммов. Две тяговые батареи обеспечат запас хода до 400 км, а грузоподъемность уменьшится до 380 кг, в отличие от первого варианта. Также 9 октября 2024 года на заводе в Тольятти началось промышленное производство нового удлиненного седана LADA Aura.
Самой популярной моделью на рынке РТ продолжает оставаться LADA Granta в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбек. Суммарный объем продаж автомобилей данной модели составил 3 048 единиц, показав снижение по сравнению с 2023-м на 4,1%, или на 130 машин. За счет этого доля продаж Granta в республике внутри модельного ряда АвтоВАЗа снизилась с 62 до 51%, а доля общей реализации ТС — с 24,8 до 15,3%.
Падение продаж Granta объясняется ростом реализации полноценной модели Vesta, которая, кроме стандартного мотора объемом 1,6 л, получила новый 1,8-литровый двигатель 1.8EVO. Новый агрегат представляет собой реинжиниринговую версию прежнего мотора «ВАЗ-21179», получившую 25 новых и модернизированных элементов, призванных повысить надежность, исключить «масложор» и адаптировать ДВС к работе с автоматической трансмиссией. Итогом таких обновлений стал рост продаж — 66%, или 1 515 новых автомобилей. Причем если Vesta Sedan упала в продажах на 60 ТС — с 913 до 853 единиц, то Vesta SW показала увеличение реализации с 1 до 662 штук.
Цены на большинство модификаций Vesta уже поднимали в июле: тогда они резко выросли из-за отказа от части комплектаций. Сейчас седан в начальной комплектации Comfort с 106-сильным двигателем экологического класса «Евро-5» и «механикой» при участии в трейд-ин и LADA Finance обойдется в 1 млн 240 тыс. рублей, самый дорогой седан — в 1 млн 960 тыс. рублей. Обычная и cross-версии универсала стоят от 1 млн 655 тыс. 500 рублей и 1 млн 759 тыс. рублей соответственно. Максимальная цена на cross-версию достигает 2,07 млн рублей, на LADA Vesta SW — 2,09 млн рублей.
Объемы продаж классической, практически неизменной по форме с начала своего выпуска 4×4 выросли на 77%. Так, если в июле – сентябре 2023-го ее купили только 464 татарстанца, то по итогам III квартала 2024 года было реализовано 633 автомобиля. Почти столько же (631 транспортное средство) пришлось на Niva Travel, продажи которой выросли на 13,3%.
Вышли на рынок РТ и новенькие LADA Largus VP. Перезапуск производства популярного бюджетного универсала LADA Largus состоялся в мае 2024 года. Всего за прошедший квартал татарстанские автолюбители обзавелись 129 новенькими универсалами стоимостью от 1,66 млн рублей.
Легковые машины под брендом Solaris производят на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге
Сборка российская, запчасти китайские
На 2-м месте по количеству проданных российскими производителями машин — Solaris. Автомобили выпускаются компанией AGR, подконтрольной Андрею Павловичу, который выкупил долю в ООО «Фольксваген Груп Рус», куда входят ООО «Фольксваген Компоненты и Услуги», ООО «Скания Лизинг», ООО «Скания Финанс», ООО «Скания Страхование». Легковые машины под брендом Solaris производят на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Речь идет о пятиместном седане, кроссовере, седане и кросс-хетчбэке. Причем внешне они похожи на Hyundai Solaris, Creta, а также Kia Rio и Kia Rio X-line, которые прежде сходили с этого конвейера.
В Татарстане в июле – сентябре 2024-го было поставлено на учет 580 автомобилей под брендом Solaris, из которых бо́льшая часть (563 машины) с минимальной ценой в 2 млн рублей пришлась на модель HS — седан, который ранее продавался в России под названием Hyundai Solaris.
В Татарстане в III квартале было реализовано 249 машин, что меньше на 53 авто (минус 17,5%), чем в аналогичном периоде прошлого года
Следующей идет марка «Москвич». Правда, у возрожденного автомобиля из отечественного только марка. «Москвич» — это, как известно, китайский JAC, который собирают из машинокомплектов на столичном заводе, бывшем Renault. Несмотря на то что автолюбители сметали в автосалонах все в ожидании повышения цен из-за утильсбора, «Москвича» это, к сожалению, не коснулось. В Татарстане в III квартале было реализовано 249 машин, что меньше на 53 авто (минус 17,5%), чем в аналогичном периоде прошлого года. 229 регистраций пришлось на «Москвич-3», две — на электрическую версию «Москвич-3Е», 18 регистраций взял на себя «Москвич-6» — большой лифтбек на базе JAC J7.
На фоне падения продаж руководство завода приняло несвойственные для наших производителей меры. Для поддержания и увеличения спроса стоимость автомобилей уменьшили сразу на 500–600 тыс. рублей. Кроссовер 3 подешевел с 2,22 млн до 1,59 млн рублей, а лифтбек — с 2,62 млн до 2,13 млн рублей. Вскоре цена откорректировалась в сторону увеличения: «тройка» стала продаваться от 1,7 млн рублей, «шестерка» — от 2,2 млн рублей. Кроме того, автомобили «Москвич» внесли в программу льготного кредитования. Для определенных граждан скидка на машину с ДВС составляет 20%, а при покупке электрической версии — 925 тыс. рублей.
По заверениям руководства завода, модельная линейка должна быть расширена. Ожидается выход среднеразмерного кроссовера «Москвич-5», а также большого 7-местного кроссовера «Москвич-8». После к ним должен присоединиться компактный «Москвич-2».
«Автозавод Санкт-Петербург» — новое название бывшего питерского завода Nissan. В марте 2023 года завод Nissan Manufacturing Rus переименовали в «Лада Санкт-Петербург», на котором должны были собирать LADA X-Cross 5 на базе китайского кроссовера FAW Bestune T77. Но, испугавшись вторичных санкций, китайцы от сотрудничества отказались, LADA свернула производство. В январе 2024-го объявили, что идут переговоры LADA с Chery, после которых было принято решение о сборке автомобилей новой торговой марки. С весны здесь стали собирать кроссоверы Xcite X-Cross 7, а осенью запустили еще одну модель, причем 7-местную с полным приводом, — Xcite X-Cross 8.
Первой на конвейер встала переднеприводная модель Xcite X-Cross 7, т. е. переименованная Chery Tiggo 7 PRO. По данным самого завода, с мая по сентябрь включительно было реализовано 3 447 машин, из которых почти треть пришлась на сентябрь. В Татарстане новыми собственниками автомобилей отечественной сборки в III квартале стали 137 человек, а с начала выпуска — 160 автолюбителей, что составляет 4,6% от общероссийских показателей. Если Chery Tiggo 7 PRO стоит от 2,5 млн рублей, то такое же транспортное средство, но с другим шильдиком можно приобрести за 2,095 млн рублей при выполнении определенных условий.
Отдельно выделим группу «Соллерс», которая выпускает автомобили «УАЗ» и Sollers. Если по итогам III квартала 2023 года в РТ было реализовано 116 машин «УАЗ», то в 2024-м — всего 67. Основное падение пришлось на 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками Татарстана было приобретено 102 против 174 таких авто в прошлом году. Еще 99 продаж пришлось на пикап на базе Patriot, а 6 — на модель Hunter.
Следующим у группы «Соллерс» идет рамный пикап Sollers ST6. Как и в ситуации с «Москвичом», машина построена на базе китайского JAC T6. Собираются ST6 на бывшем предприятии Mazda во Владивостоке и доступны с бензиновой или дизельной силовой установкой, на 6-ступенчатой «ручке». Автомобиль предлагается в двух версиях — Base и Comfort. Минимальная стоимость конкурента «УАЗа» — 2,5 млн рублей. По дорогам Татарстана уже разъезжает 96 таких новеньких грузовичков.
По итогам III квартала 2024 года Haval обошел Chery и стал уверенным лидером по продажам среди всех остальных иностранных производителей
Haval «рвет» рынок
Но вернемся к нашему рейтингу. Как и по всей России, на 2-м месте по количеству зарегистрированных в РТ новых автомобилей расположилась китайская марка Haval — внедорожное подразделение Great Wall Motors. Несмотря на то что Haval собирают на заводе в Туле, треть автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом году, была собрана в Китае.
По итогам III квартала 2024 года Haval обошел Chery и стал уверенным лидером по продажам среди всех остальных иностранных производителей. Объем реализации вырос в 2 раза с 1 376 до 2 738 транспортных средств. Доля бренда на республиканском рынке увеличилась с 11 до 14%. Произошло это благодаря тому, что автомобили Haval обеспечены сервисом и запчастями, они ликвидны, а также практичны и комфортны.
Безусловным бестселлером марки Haval в нашей республике является кроссовер Jolion. Автомобиль уже успел обновиться в текущем году и стал выглядеть еще лучше. Китайский бренд не стал менять основные достоинства модели, но добавил некоторые новые детали. Это новая решетка радиатора с вертикальными ламелями и появление пластикового обвеса, защищающего пороги вместе с колесными арками. В III квартале 2024 года китайцы смогли продать 1 428 новых машин. Рост по сравнению с таким же периодом 2023-го составил 96%, т. е. почти в 2 раза. Обновленный Haval Jolion сейчас можно приобрести в трех исполнениях: можно выбрать мощность мотора, привод и коробку передач. Стоимость в зависимости от комплектации варьируется от 1 млн 999 тыс. до 2 млн 799 тыс. рублей. Всего доступно четыре комплектации — Comfort, Elite, Premium и Tech+.
На 2-й строчке располагается среднеразмерный кроссовер Haval M6. За предпоследние три месяца текущего года свой выбор в пользу данного автомобиля сделали 558 татарстанцев. По сравнению с 2023-м рост составил 3,7 раза. В России Haval M6 представлен с безальтернативным турбированным двигателем объемом 1,5 л мощностью 143 л. с. и крутящим моментом 202 Н*м. Он агрегатируется либо с 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач, либо с 7-ступенчатым роботом. Привод только на переднюю ось. Комплектация одна — Family. Кроссовер на механике стоит 2 млн 179 тыс. рублей. За автомобиль с роботизированной коробкой передач просят 2 млн 299 тыс. рублей.
3-е место по продажам занимает семейство Dargo. С июля по сентябрь 2024 года на территории республики была реализована 321 новая машина. В эту цифру входят как обычные Haval Dargo, так и Haval Dargo X. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост в 1,9 раза. До конца года на наш рынок должно официально выйти второе поколение данного кроссовера.
Haval Dargo в России продается с единственным бензиновым турбированным двигателем объемом 2 л мощностью 192 л. с. и крутящим моментом 320 Н*м, который идет в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой переключения передач. Привод может быть передним или полным. Для покупки доступны четыре комплектации — Comfort, Elite, Premium и Tech Plus. В зависимости от исполнения стоимость варьируется от 3 млн 049 тыс. до 3 млн 599 тыс. рублей без учета скидок и специальных предложений.
В мае 2024 года китайская марка Haval официально вывела на российский рынок новый кроссовер, который, по задумке китайцев, должен был стать альтернативой очень популярному в свое время, но ушедшему из нашей страны французскому автомобилю Renault Duster. Речь идет о кроссовере Haval H3, который китайцы продают через свою внедорожную дилерскую сеть Haval Pro. Всего таких автомобилей в III квартале реализовано 189.
Несмотря на рост продаж, рыночная доля компании Chery осталось неизменной — 11%
Chery: личные продажи выросли на 50%…
Компания Chery продала в Татарстане в июле – сентябре текущего года 2 206 автомобилей, что на 56,1% больше, чем в аналогичном периоде 2023-го. Однако, несмотря на рост продаж, рыночная доля компании осталась неизменной — 11%.
Самой популярной моделью бренда стала обновленная Chery Tiggo 7 Pro, которая получила приставку Max в названии и по своей сути является рестайлингом Chery Tiggo 7 Pro. Версия в РФ представлена двумя моторами — турбированным 1,5-литровым на 147 л. с. и 1,6-литровым TGDI на 150 «лошадок». Вариантов трансмиссии тоже два — это либо вариатор, либо робот. Автомобилей, цена которых варьируется от 2,82 млн до 3,4 млн рублей, раскупили в количестве 974 единиц — на 64% больше, чем годом ранее.
Следующий локомотив бренда — кроссовер Tiggo 4 Pro, который полюбился 790 водителям. Если на старте продаж «база» оценивалась в 2,05 млн рублей, то сейчас без учета различных скидок комплектация Action MT предлагается за 2,12 млн рублей, а Ultimate — за 2,6 миллиона.
Крупноразмерный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro Max — это единственная модель от Chery с 7 посадочными местами и колесной формулой 4×4. Автомобили комплектуются 2-литровым турбированным двигателем мощностью 197 л. с. и роботизированной 7-ступенчатой коробкой переключения передач. Цена Tiggo 8 Pro Max в комплектации Elite FWD стартует от 3,2 млн рублей, таким образом, стартовая стоимость кроссовера стала меньше на 700 тыс. рублей. Если воспользоваться маркетинговыми предложениями Chery, то стоимость может составить 2 млн 710 тыс. рублей. 257 таких новых автомобилей поставили на учет в прошедшем периоде, что на 42% больше, чем в 2023-м.
Вместо Toyota Camry, Sonata и Kia K5 татарстанцы стали выбирать другую модель D-класса — Chery Arrizo 8. На дороги РТ выехало 148 автомобилей с ярким спортивным дизайном, эффектной безрамочной X-образной радиаторной решеткой и фарами на светодиодах с узким профилем.
Несмотря на то что Chery представлена в России, не все ее модели продаются официально. Так, например, благодаря серым импортерам в Татарстане ездят даже те Chery, которые официально у нас не продаются. Одна из новинок нашего рынка — это Chery Tiggo 2 Pro, которая меньше, чем Tiggo 4 Pro. Один такой автомобиль был поставлен на учет в прошедшем квартале.
По количеству проданных новых авто группы на 2-м месте идет марка Omoda
Столько же и у его суббрендов
На данный момент китайская компания Chery Automobile официально представлена на российском рынке 6 марками. Это непосредственно сам бренд Chery и еще пять суббрендов — Jaecoo, Jetour, Omoda, Exeed и Kaiyi. С учетом премиальных Exeed и самой Chery общие продажи китайского производителя в Татарстане составили 4,2 тыс. авто.
По количеству проданных новых авто группы на 2-м месте идет марка Omoda. В иерархической лестнице ее можно поставить между Chery и Exeed, потому что модели сделаны с уклоном на премиальность. Сейчас в продаже доступен кроссовер С5 и среднеразмерный седан S5. Первого было продано 514 единиц, второго — 160. Итого всего 675 машин, что на 19% больше показателей прошлого года.
Китайский производитель авто Jetour в июле – сентябре 2024 года продал на татарстанском рынке 518 своих машин. Самыми популярными оказались кроссовер Dashing (реализовано 230 машин), полноприводный T2 (156 единиц), X70 Plus и X90 Plus. В целом бренд Jetour вошел в десятку самых популярных в РТ и оказался на 8-м месте.
За прошлый квартал в республике продано 283 автомобиля бренда Jaecoo, также принадлежащего Chery. В целом бренд Jaecoo представлен стильным кроссовером J7, который сочетает в себе целый набор технологий и внедорожных возможностей. В этом году модельный ряд бренда пополнился новым кроссовером J8, который стал основным конкурентом Geely Monjaro. При этом внешность J8 повторяет уже вышедшую на рынок Китая Chery Tiggo 9. Единственное значимое отличие — решетка радиатора с тонкими хромированными ламелями. Всего же по дорогам Татарстана разъехалось 202 «семерки» и 81 кроссовер-«восьмерка».
Следующий суббренд Chery — Kaiyi, известный тем, что собирается на российском заводе «Автотор» в Калининграде. Первым с конвейера начал сходить седан E5, он является обновленной версией Chery Arizzo 7, а по своим габаритам это конкурент Hyundai Elantra. Причем сборка модели происходит на той же линии, где раньше выпускали Hyundai и Kia. Также в продаже появился компактный кроссовер Х3 и его более богатая версия Х3 Pro. Плюс вышел новейший среднеразмерный кроссовер Kunlun.
Локомотивом марки по итогам года стал среднеразмерный кроссовер Geely Моnjaro, который, несмотря на стоимость (от 4,7 млн рублей), смог привлечь на свою сторону 583 новых автолюбителя
Китайский Volvo или белорусская Geely?
На республиканском авторынке в III квартале 2024-го реализовано 1 945 машин Geely, что в 2,6 раза больше по сравнению с предыдущим годом. В результате Geely заняла 4-е место по продажам среди всех автопроизводителей в Татарстане, а рыночная доля марки составила 9,8% против 5,7% годом ранее.
Локомотивом марки по итогам года стал среднеразмерный кроссовер Geely Моnjaro, который, несмотря на стоимость (от 4,7 млн рублей), смог привлечь на свою сторону 583 новых автолюбителя. Кроссовер построен на платформе CMA и делит ее с такими моделями, как Volvo CX-40 и Geely Tugella. Надо отметить, что платформа разработана компанией Volvo, которая, как известно, с 2010 года принадлежит фирме Geely.
На 2-м месте бренда разместился компактный кроссовер Coolray. Всего за год было реализовано в 2 раза больше таких транспортных средств — 415 единиц. Coolray входит в пятерку самых продаваемых моделей авто в России и является 3-м по популярности кроссовером. 3-й и 4-й результат показали кроссовер Geely Atlas и Atlas Pro, на которых остановили свой выбор 342 и 233 покупателя. 5-ю строчку занял купе-кроссовер Geely Tugella — 148 проданных машин.
Из новинок от Geely на рынок «заехали» четыре абсолютно новеньких Geely Boyue — это компактный кроссовер, который появился на китайском рынке в 2023 году. Он позиционируется на домашнем рынке как доступный по цене автомобиль для молодежи.
Дополнительно к этому 54 автолюбителя пересели на новенький седан Geely Preface. Он базируется на платформе CMA. Geely Preface — это автомобиль D-класса, а соответственно, альтернатива ушедшей с нашего рынка Toyota Camry. По габаритам Preface чуть длиннее и шире Camry. Седан в России продается в двух комплектациях: Luxury и Flagship. Под капотом турбированный 2-литровый двигатель мощностью 200 л. с. работает в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой с двумя сцеплениями. Рекомендованная розничная цена на седан в РФ — от 3 млн до 3,2 млн рублей, что в 2 раза выше, чем авто стоит у себя на родине.
Помимо Geely, которые поставляются напрямую из Поднебесной, в Татарстан стали завозить машины Belgee. Белорусская автомобильная марка Belgee появилась на свет только в прошлом году, а на российский рынок официально вышла 1 июля 2024-го. До этого белорусы продавали ТС не через собственную дилерскую сеть, а через дилеров Geely. Но это не мешает ей уже достаточно уверенно чувствовать себя в России и рваться в лидеры авторынка. За три предпоследних месяца текущего года в нашей республике было реализовано 510 новых машин данной марки.
Первенцем марки и первым белорусским кроссовером стал Belgee X50. Это компактный автомобиль, донором для которого стал китайский кроссовер Geely Coolray предыдущего поколения. В Татарстане уже купили 462 такие машины. Второй моделью, которая официально продается в России, является кроссовер Belgee X70. Это ближайший родственник китайского автомобиля Geely Atlas Pro. Белорусский кроссовер, построенный на базе «тележки» компании Geely NL, за прошедший период купили 48 раз.
На сегодняшний день Changan является обладателем самого широкого модельного ряда в России
Changan получил «пятерку»
По итогам III квартала 2024 года Changan расположился на 5-м месте по популярности на татарстанском авторынке. При этом китайская марка показала рекордные темпы роста продаж. Так, в прошлом квартале реализовано около 1,7 тыс. автомобилей Changan против 528 машин годом ранее. Рост продаж бренда Changan вызван тем, что компания активно расширяет российскую линейку, которая до конца года будет представлена 15 моделями.
На сегодняшний день Changan является обладателем самого широкого модельного ряда в России. 12 моделей бренда, относящихся к различным сегментам, уже колесят по дорогам Татарстана. Это лифтбек Uni-V, флагманский кроссовер CS95, купе-кроссоверы CS85 и Uni-T, седаны Alsvin и Eado Plus, а также пикап бизнес-класса Hunter Plus. А недавно Changan представил новый среднеразмерный седан Lamore, который уже полюбился нашим землякам.
Локомотивом продаж стал флагманский кроссовер GS8. Его продажи за год выросли в 30 раз до 152 авто
x40: GAC вошла в топ-15 масс-сегмента
Китайская марка GAC продается на нашем рынке уже несколько лет, однако только сейчас начала «набирать обороты». За III квартал продажи выросли почти в 40 раз, правда, за счет низкой базы прошлого года. Локомотивом продаж стал флагманский кроссовер GS8. Его продажи за год выросли в 30 раз до 152 авто.
На 2-м месте городской кроссовер GAC GS3. Его продажи стартовали в июне, и уже по итогам квартала суммарный объем продаж GS3 составил 114 единиц.
3-е место занимает премиальный минивэн M8 — обладатель незаурядной внешности, роскошного салона и богатой комплектации. Его продажи начались в феврале. По состоянию на конец сентября дилеры в республике реализовали 11 автомобилей.
Собираемый на калининградском заводе «Автотор» бренд BAIC в настоящее время предлагает один седан, четыре кроссовера и один внедорожник
Аутсайдеры продаж
Завершая обзор, посвященный в основном деятельности китайских автопроизводителей на отечественном рынке, хотелось бы коснуться результатов тех брендов, которые показали «отрицательный рост».
Собираемый на калининградском заводе «Автотор» бренд BAIC в настоящее время предлагает один седан, четыре кроссовера и один внедорожник. В Татарстане встали на учет все 6 моделей в общем количестве 65 авто. Это на 28% меньше, чем годом ранее.
Бренд Livan — совместное предприятие двух китайских автокомпаний и прямой наследник марки Lifan. В декабре 2021 года автогигант Geely Auto и обанкротившаяся фирма Lifan Technology объявили о совместном проекте, а через месяц стороны подписали договор о создании нового центра автомобильных разработок Livan Auto.
В Татарстане продаются модели X3PRO, X6PRO и S6PRO. Общее количество зарегистрированных машин данной марки составило 38 единиц — в 3 раза меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Главная причина провала продаж — это не слишком удачное позиционирование флагманской модели, с которой бренд вышел на рынок. X3PRO можно назвать городским кроссовером только ради маркетинга, но по факту это хетчбэк. Вторая причина — стоимость: не может недокроссовер реализовываться по цене нормального паркетника.
В список аутсайдеров попали также FAW с просадкой в 63%. Скорее всего, руководство компании, понимая бессмысленную борьбу за рынок экономсегмента, переключилось на завоевание премиум-рынка, продвигая люксовые модели Hongqi.
Охлаждают рынок и клиентскую активность сразу несколько факторов — это рост ключевой ставки, ужесточение требований к заемщикам и повышение ставки утильсбора
«Некоторые банки сообщили о закрытии направления автокредитования, что вызывает определенную тревогу относительно будущей работы»
По итогам трех кварталов 2024-го на российском рынке было продано свыше 1,2 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, а это на 58% больше, чем за аналогичный период прошлого года, такие данные приводит АЕБ. С 1 октября, со вступлением в силу постановления правительства о повышении ставок утилизационного сбора, российский авторынок наблюдал локальные всплески спроса на новые ТС, отмечает директор по продажам ГК «КАН АВТО» Рита Халилова. Но долго ли продлится такое автоблагоденствие?
«Октябрь по продажам оказался чуть хуже сентября. Сильного падения не произошло. Если говорить в точных значениях, это порядка 10 процентов. Но надо учитывать, что сентябрь был, похоже, лучшим месяцем по продажам автомобилей в этом году у всего авторетейла!» — восклицает собственник компании «Автосеть.РФ», президент ассоциации автомобильных дилеров РТ Руслан Абдулнасыров.
А вот директор ТТС по развитию продаж новых автомобилей Алексей Караулов не разделяет такого оптимизма. Он отмечает, что в октябре в России было зарегистрировано 173 тыс. новых машин. Но, «по сути, это продажи сентября, которые перетекли в статистику октября». Реальные же продажи, судя по снижению спроса по основным автобрендам, по его подсчетам, просели на 18–20%. «По своей сети мы видим аналогичное падение, продажи вернулись на уровень июня-июля», — говорит представитель ТТС.
Халилова также сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что по итогам октября 2024 года продажи новых автомобилей и машин с пробегом в группе компаний «КАН АВТО» снизились на 15% по сравнению с первым месяцем осени, но увеличились на 27% по сравнению с октябрем 2023-го.
Охлаждают рынок и клиентскую активность сразу несколько факторов — это рост ключевой ставки, ужесточение требований к заемщикам и повышение ставки утильсбора. Любопытно, что повышение утильсбора даже не самое страшное из всех зол. Дело в том, что об увеличении ставки было известно заранее, поэтому китайские производители заблаговременно завезли в страну машины по старой ставке.
«Точную цифру не скажу, у каждого бренда разное количество. Но, по слухам, автомобилей, завезенных по старой ставке, должно хватить на 3–4 месяца. Каждый производитель борется за долю рынка, поэтому увеличение стоимости будет происходить очень медленно и незаметно для покупателей, чтобы резким увеличением стоимости не обвалить продажи», — объясняет Абдулнасыров.
Караулов сообщает: «Большинство дистрибьюторов уже начали активно перекладывать утильсбор в цену автомобилей, по ряду брендов прошло уже две волны повышения цен или обрезания программ поддержки».
С ключевой ставкой ЦБ, которая ограничивает возможности автокредитования, вопрос куда более серьезный. Помимо самой ставки, банки ограничивают еще и объемы кредитования. «Уменьшают размеры займов, меньше одобряют заявки. Некоторые банки сообщили о закрытии направления автокредитования, что вызывает определенную тревогу относительно будущей работы», — сетует владелец «Автосеть.РФ».
Как результат — прогнозы на финальный квартал года не самые веселые. «Предположу, что в четвертом квартале 2024-го автодилеры покажут максимально скромный результат по сравнению с тремя предыдущими. Итогом повышения утилизационного сбора и повышений ключевой ставки ожидаемо стала стагнация авторынка. Оба фактора не оказались неожиданностью, поэтому те, кто планировал покупку, постарались сделать это в августе и сентябре», — комментирует изданию генеральный директор ГК «Луидор», исполнительный директор Автомобильной компании России (АКРОСС) Сергей Гусев.
Причем речь идет как о частниках, приобретающих легковые автомобили, так и о юридических лицах, которые форсировали освоение бюджета для закрытия своих потребностей, в том числе на спецтехнику. «В последнюю неделю сентября, накануне октябрьского повышения утильсбора, в России было продано рекордное количество новых легковых автомобилей, — говорит Гусев. — Крупный бизнес действовал по тому же сценарию, только сделал это чуть раньше, поскольку покупка спецтехники, как правило, требует определенных согласований внутри компании».
Представитель ТТС объясняет, что кредитные продажи у них составляют порядка 60–80% общих продаж в розницу и в сложившейся ситуации с ростом ключевой ставки в известной автосети ожидают снижения процента одобрения автокредитов в IV квартале 2024 года.
«Нахожусь в полной уверенности, что Центробанк и дальше будет проводить жесткую политику относительно кредитования населения, это, безусловно, скажется на объеме продаж и бизнесе. Сейчас мы проектируем модели падения продаж на 15 и 25 процентов», — говорит Абдулнасыров.
Те, кто не успел или не имел возможности купить автомобиль ранее, теперь почти наверняка возьмут паузу в ожидании снижения стоимости кредитов и того, что рано или поздно «маятник качнется в обратную сторону», полагает директор ГК «Луидор». «Со временем это выльется в рост продаж, вызванный довольно затяжным периодом отложенного спроса и вынужденной экономии, но это случится уже в 2025 году», — считает он.
В ГК «КАН АВТО» ожидают более позитивного завершения года. «В четвертом квартале 2024-го прогнозируется сохранение положительной динамики, но уже не такой стремительной, в том числе из-за приближения снижения покупательной способности на фоне повышения ставок утилизационного сбора и ключевой ставки ЦБ», — говорит Халилова.
По прогнозам экспертов, в ноябре в стране будет продано порядка 130 тыс. новых авто, а в декабре — 125 тысяч.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.