«У нас есть обеспеченные, хорошие, сильные регионы, у которых есть и финансовые возможности, и кадровый потенциал, и воля руководителя к тому, чтобы заниматься цифровизацией. Но две трети регионов, к сожалению, таких ресурсов не имеет», — рассказал глава минцифры Максут Шадаев о трудностях цифровизации на CNews Forum 2024. Не увеличиваются и бюджеты на цифровизацию в федеральных ведомствах, посетовал он. При этом количество IT-решений на рынке растет, не отстают в разработке и госкомпании, которые зачем-то создают решения, аналоги которым уже существуют на рынке. О том, когда в РФ появится собственная спутниковая группировка, в чем главная проблема российской разработки и почему минобороны ждет технологическая революция, — в нашем материале.
Максут Шадаев вспомнил, как 2022 год смешал все карты: уход крупных западных игроков, слом устоявшейся рыночной экосистемы привели к тому, что в России начался «период дикого развития», когда компании рванули со своими продуктами в опустевшие ниши
Госкомпаниям ограничат разработку и будут следить за внешней IT-выручкой
IT-отрасль — первая по темпам роста среди крупных сфер экономики, с неизменным удовлетворением констатирует глава минцифры РФ Максут Шадаев. Сегодня он почти час выступал на CNews Forum 2024, отвечая на довольно-таки вегетарианские вопросы из зала, но все же обрисовал контуры цифровых приоритетов России на ближайшее будущее. «За четыре года мы продемонстрировали колоссальный рост: и темпы отгрузки собственных решений, и увеличение кадровой базы, и инвестиции в основной капитал, — говорил он. — Это очень позитивная тенденция. Недавно пришли данные за первое полугодие 2024-го, и мы видим, что по отношению к первому полугодию прошлого года отрасль выросла больше чем на 60 процентов. Мы очень быстро и круто развиваемся».
Но главный вопрос: куда развиваемся? Выступление послушала корреспондент «БИЗНЕС Online» и выделила 12 главных тезисов.
Все идет как надо, каннибализм компаний регулировать пока рано. Шадаев вспомнил, как 2022 год смешал все карты: уход крупных западных игроков, слом устоявшейся рыночной экосистемы привели к тому, что в России начался «период дикого развития», когда компании рванули со своими продуктами в опустевшие ниши. Но вмешиваться с регулированием он пока не спешит. «Конечно, возникает определенный каннибализм, когда компании конкурируют между собой и при этом пока еще не консолидируются, и нам сложно выбрать одного игрока, который на следующем этапе поглотит всех остальных. Мне кажется, это нормальный процесс и здесь сильная рука может эту ситуацию осложнить. Пока процесс бурного развития, и нам кажется, что все идет как нужно. Мы будем пытаться дальше все это немного регулировать», — заявил Шадаев. Создавать правильные запросы на корпоративные решения — это задача, например, индустриальных центров компетенций, которые объединяют крупных заказчиков, добавил он.
Госкомпаниям ограничат разработку. На первом этапе цифровизации госкомпании просто покупали крупные зарубежные решения, затем несколько компаний показали, как можно делать собственные разработки частью бизнес-модели, своим конкурентным преимуществом, и у всех появились свои амбиции. «Мы видим здесь перекосы, когда они (госкомпании — прим. ред.) начинают идти в разработку общесистемных решений, пытаются сделать аналоги продуктов, которые, по нашему мнению, есть на рынке и успешно развиваются. В этом году мы получили поручение председателя правительства разработать определенную политику для госкомпаний […] Сейчас мы активно обсуждаем с ними эту процедуру», — отметил Шадаев.
Денег на полную линейку собственных продуктов не хватит даже крупняку. Шадаев пообещал со следующего года обязательно отслеживать коммерческую реализацию продуктов госкомпаний. «Критерием сохранения в реестре российского ПО будет наличие внешней выручки. Причем не от аффилированных компаний внутри крупных государственных холдингов, а когда этот продукт успешно продается на рынке», — сообщил министр, уточнив, что несколько крупных госкомпаний уже начали серьезно вкладываться в продвижение своих разработок на внешнем рынке.
Но в условиях непростой экономики дальнейшие расходы на «цифру» даже для крупных госкомпаний в таких объемах будут непростыми. «Будут возникать отрезвляющие моменты, [компании поймут], что такого количества денег, чтобы вкладываться в полную линейку собственных продуктов, у них не будет», — предупредил Шадаев.
Шадаев подчеркнул, что дефицит IT-специалистов сегодня не количественный, а качественный
Бюджетникам не хватает ресурсов. Расходы федерального бюджета на цифровизацию последние два года растут ниже инфляции. «Мы знаем, как растет зарплата разработчиков, мы понимаем, что с учетом всех санкционных ограничений выросла стоимость железа. Поэтому в целом если сверху смотреть, то бюджетный ресурс на цифровизацию федеральных ведомств не увеличивается», — бьет тревогу Шадаев.
То же самое происходит на уровне регионов, поэтому разрыв между ними по цифровизации только увеличивается. «У нас есть обеспеченные, хорошие, сильные регионы, у которых есть и финансовые, и бюджетные возможности, и кадровый потенциал, и воля руководителя к тому, чтобы заниматься цифровизацией. Но две трети регионов, к сожалению, таких ресурсов не имеет. И если мы ставим задачу выхода на качественно новый уровень, то это только внедрение больших платформенных решений. Когда мы из облака можем под ключ предоставить готовый защищенный сервис, который можно взять и использовать с минимальными доработками», — полагает он.
И всем не хватает кадров. Шадаев подчеркнул, что дефицит IT-специалистов сегодня не количественный, а качественный. «Воронка, мы считаем, достаточная — мы видим это по количеству сдающих ЕГЭ по информатике в этом году, по числу бюджетных мест в вузах, поступающих на эти специальности. Молодежь активно хочет связать свою судьбу с IT. Но теперь наша задача — обеспечить качество подготовки этих ребят, чтобы они выходили из вузов, были востребованы компаниями и не требовали еще двух-трех лет переучивания, дообучения», — отметил Шадаев.
С 1 ноября заработала возможность получения справок об участии в СВО через портал госуслуг
Белоусов — «большой гик», а импортозамещению подстелют соломку
Министр обороны Андрей Белоусов — «большой гик». Минобороны ждет технологическая революция, не сомневается Шадаев. «Андрей Рэмович стоял у истоков нацпрограммы цифровой экономики, он ее в свое время придумал. И вообще, Андрей Рэмович — большой гик и сторонник самых передовых технологий, поэтому его приход в минобороны точно будет связан с внедрением самых последних передовых технологий», — рассказал Шадаев. Первые результаты уже есть: с 1 ноября заработала возможность получения справок об участии в СВО через портал госуслуг.
«Я думаю, что дальше будет большая технологическая революция в министерстве обороны и станет она строиться на базе лучших российских решений. Знаю, что коллеги над этим очень активно работают, смотрят свои процессы, описывают, выбирают лучшие технологии, решения», — добавил глава минцифры.
Увеличится поддержка предприятий ОПК для перехода на отечественные решения. Сегодня власти готовы компенсировать коммерческим компаниям до 50% затрат на внедрение промышленного и инженерного софта. Проблема в том, что эта пропорция не очень подходит для оборонно-промышленного комплекса. «У коллег гособоронзаказ, очень жесткие нормативы и в общем отсутствуют свободные средства для того, чтобы вкладывать их в перевооружение и внедрение новых российских технологий. Но у нас же есть поручение председателя правительства по итогам ЦИПР последнего, чтобы для ОПК мы предусмотрели качественно другую пропорцию, которая позволит претендовать на больший объем поддержки», — заверил министр. Но новую пропорцию все же не раскрыл.
Критическая инфраструктура не успевает импортозамещаться. До 2025 года все объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) импортозаместиться не успеют. Причины две — недостаток финансов и незрелость отечественных решений. Минцифры предлагает компаниям заключать с разработчиками форвардные контракты и обещает финансовую поддержку, если заказчик обязуется купить решение, которое компания разработает.
Но есть и те компании, которые не признают свои объекты относящимися к критической инфраструктуре. «Получается, у нас большая диспропорция, значит, кто-то честно все классифицировал, а кто-то, соответственно, не имеет ни одного значимого объекта КИИ или имеет 1−2 объекта на очень крупную компанию», — посетовал министр. Поэтому готовятся две новые нормы. Первая — классификацию типовых объектов критической инфраструктуры будут определять сами регуляторы (допустим, минцифры решит все за операторов связи). Второе — сроки импортозамещения будут определяться индивидуально для каждого типового объекта с учетом зрелости российских решений. Максимальная отсрочка, как предупредил Шадаев, пять лет.
В рамках нового нацпроекта планируют заказать 650 тыс. планшетов для учителей и врачей
В школы из «небогатых» регионов проведут Wi-Fi, в следующем году запустят производство 4G- и 5G-станций
России нужно массовое производство планшетов. В рамках нового нацпроекта планируют заказать 650 тыс. планшетов для учителей и врачей. Требования к их надежности и защищенности высокие. Предполагается, что они будут работать на двух операционных системах: «Аврора» — для операционных задач и разработанный на базе AOSP (Android Open Source Project) «свой аналог Android» «для жизни». Такой подход, как объяснил министр, позволит гарантировать высокий уровень защищенности персональных данных с возможностью использовать стандартные приложения. Пока этот вопрос обсуждается, определиться планируют до середины следующего года.
«Безусловно, этот проект должен решить проблему создания массового производства планшетов. Потому что пока у нас с ноутбуками более-менее, с серверами очень хорошо, [есть] система хранения данных. Есть сегменты производства, где доля российской продукции очень высокая. Но пока массового [выпуска] российских планшетов нет. Мы считаем, что одна из задач этого проекта — создать массовое производство», — отметил Шадаев.
Кроме того, реанимируют проект по оснащению школ видеокамерами и Wi-Fi. Его приостановили в 2022 году из-за, как объяснил Шадаев, перераспределения средств на другие задачи. Например, развитие инфраструктуры в новых регионах. А сейчас включили в параметры нового нацпроекта. Но он будет реализовываться в «небогатых» регионах, где коэффициент бюджетной обеспеченности ниже единицы. Татарстану, получается, федеральных денег можно не ждать?
На Цифровой кодекс уйдет год-два. Разработка Цифрового кодекса (изначально — Информационного) началась. Однако она будет сложной и долгой, скорее всего, на это уйдет от года до двух лет. Концепция готова, сейчас документ обсуждается с ведомствами. «Конечно, этот фундаментальный документ должен отрегулировать все многообразие цифровых отношений, развитие технологий, защиту персональных данных», — указал министр. Ранее проект документа планировали представить в середине 2025-го. Сейчас «целятся» в конец следующего года.
В конце следующего года в России могут начать массово производить 4G и 5G Radio
Силы сконцентрированы на низкоорбитальных спутниках. В мае прошлого и этого года состоялось два запуска по три аппарата. «Честно говоря, этот проект нам настолько нужен… Обеспечить быстрый и дешевый интернет в масштабах нашей страны, вдоль железных дорог, на автомобильных дорогах, на севере, на Дальнем Востоке, строительством ВОЛС (волоконно-оптической линии связи — прим. ред.) экономически в текущих условиях и с текущей ставкой практически нереально», — отметил Шадаев.
Этот телеком-проект пока единственный, включенный в новый нацпроект. А все остальное, например 6G и тактильный интернет, представлено в виде научных разработок, на стадии НИОКР и R&D. «В условиях ограниченных бюджетных возможностей силы сконцентрировали на нашей низкоорбитальной группировке», — подчеркнул министр.
В конце следующего года в России могут начать массово производить 4G и 5G Radio, с 2026-го будет превалировать количество устанавливаемых российских базовых станций, а к 2027 году планируется выход на показатели, близкие к 100%.
Кибермошенничество, своя экосистема и мобильный интернет. В конце встречи Шадаеву предложили назвать три главных вопроса для IT-отрасли. Сначала он привел результаты опроса на «Госуслугах» о том, какие барьеры могут тормозить внедрение цифровых технологий. Так, для большинства респондентов главный риск — это активное противодействие кибермошенничеству. Также пользователи переживают, что «часть сервисов, которая для них была всегда доступна и привычна», вдруг перестанет работать. Конечно, есть запрос и на быстрый интернет, причем везде. «Интернет должен быть мобильный, быстрый, с хорошей скоростью, и желательно, чтобы он не дорожал», — отметил министр.
Лично у Шадаева также три главных вопроса в повестке. Во-первых, минцифры отвечает за снижение ущерба от кибермошенничеств, а этот показатель входит в указы президента РФ в части цифровой трансформации. «Мы подготовили очень большой комплексный план. Сейчас будем обсуждать его с правоохранительными органами, с Банком России, очень много интересных мер», — поделился Шадаев.
Второе — комплексность экосистемы. В РФ есть своя поисковая система, маркетплейсы, агрегаторы, почтовые сервисы, видеоконференции. Но при этом видеоагрегаторы пока находятся на начальном этапе развития, хоть и «очень быстро развиваются». Речь прежде всего идет о видео в ВК и на Rutube, который «чуть хуже, но тоже показывает темпы». Нет у нас и своего конкурентного мессенджера, а также «критичная зависимость» от зарубежных мобильных операционных систем.
«И третье — это, как я уже сказал, мобильный интернет. Это наша низкоорбиталка, это просто проект нашей мечты. В него очень сильно верят все сотрудники минцифры. И мы очень надеемся, что он состоится», — резюмировал Шадаев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.