«Есть две лидирующие компании, которые соревнуются между собой, и, видимо, они считают, что в борьбе все средства хороши», — говорят эксперты, комментируя новое дело, которое татарстанское УФАС возбудило в отношении компании Fonbet. Букмекеры показывали свою рекламу в запрещенное время — днем, правда, обличено это было в эзотерическую передачу, где астрологи и тарологи якобы делали прогнозы на результаты матчей. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты обратили внимание на пикантную деталь: Fonbet — один из ключевых спонсоров «Рубина», а руководитель местного УФАС Айрат Шафигуллин — один из ярых болельщиков команды. Но, как говорится, ничего личного…
О претензиях татарстанского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) к букмекерской компании Fonbet стало известно сегодня. Пикантности делу добавляет то, что это один из спонсоров татарстанского «Рубина»
Как на букмекера Fonbet вышло татарстанское УФАС
О претензиях татарстанского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) к букмекерской компании Fonbet стало известно сегодня. УФАС возбудило дело в отношении БК Fonbet за то, что ее рекламу показывали на телеканале «ТНТ Music» в запрещенное время — днем. Заметим, в законе есть четкие требования к рекламе игр, основанных на риске и пари: показ такой рекламы допустим только в теле- и радиопрограммах с 22:00 до 7:00 по местному времени.
Кроме того, логотип букмекера транслировался на экране, а участники телепередачи неоднократно упоминали его в своих разговорах, однако по закону букмекеры не могут претендовать более чем на 20% времени, выделенного для трансляции.
В ведомстве добавили, что одновременное визуальное, текстовое и звуковое воздействие сильнее привлекает внимание потребителей к рекламе. «Трансляция воздействовала на все органы чувств зрителей: реклама букмекера была звуковой, визуальной и текстовой», — говорится в пресс-релизе антимонопольщиков. Как известно, подобная реклама действительно порой перебарщивает с децибелами — звуковая волна буквально ощущается всем телом.
«Реклама создавала впечатление, что игры и пари могут стать источником материального благосостояния, акцентируя внимание на возможности выигрыша, преуменьшая при этом степень финансового риска от участия в таких играх», — почеркнули в татарстанском УФАС.
Дело было возбуждено по признакам нарушения п. 3 ч. 1 и п. 1. ч. 2 ст. 27 федерального закона «О рекламе». В этих статьях речь как раз и идет о содержании утверждений, преувеличивающих вероятность получения выигрыша или преуменьшающих степень риска, а также о допустимом времени размещения рекламы.
После того как УФАС вынесет решение по основному делу о нарушении закона о рекламе, начнется рассмотрение административного дела. Судя по тому, что ответственность за соответствующие действия будет рассчитываться исходя из ч. 1 ст. 14.3 КоАПРФ, компании Fonbet грозит штраф как юрлицу в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Собеседники «БИЗНЕС Online» в антимонопольной службе подчеркивают, что при рассмотрении дела во внимание будет принято то, что реклама была совмещена с телепрограммой, в связи с чем нижняя граница штрафа может возрасти до 200 тыс. рублей.
Но даже 500 тыс. для букмекера, разумеется, как слону дробина. По данным Nice-Bets, в 2023 году выручка Fonbet составила 365,4 млрд рублей, чистая прибыль — 59,2 млрд рублей.
Но почему дело возбудило именно татарстанское управление? Видимо, наши антимонопольщики оказались более бдительными и первыми обратили внимание на нарушение. Нужно сказать, что это не первое «федеральное» дело татарстанского УФАС. Только в сентябре в республике за СМС-рассылку оштрафовали на 200 тыс. рублей сотового оператора Т2 (бывший Tele2). В этом же месяце за рекламные звонки на полмиллиона оштрафовали Т-Банк. В пресс-службе УФАС в ответ на наш вопрос лишь уточнили, что для возбуждения дела местные спецы «запросили соответствующие полномочия у центрального аппарата ФАС России».
Пикантности делу добавляет то, что Fonbet — один из спонсоров татарстанского «Рубина». По информации «Рейтинга букмекеров», Fonbet «отстегивает» «Рубину» порядка 75 млн рублей в год. А одним из частых гостей в VIP-зоне на матчах «Рубина» является как раз руководитель управления ФАС по Татарстану Айрат Шафигуллин. О том, случайное ли это совпадение или намек на то, что между Шафигуллиным и правлением АНО «ФК „Рубин“», с которым дружен руководитель местного УФАС, пробежала черная кошка, стоит только догадываться… Впрочем, казанского клуба эта история, по идее, никак не должна коснуться.
Одним из частых гостей в VIP-зоне на матчах «Рубина» является как раз руководитель управления ФАС по Татарстану Айрат Шафигуллин
Как эзотерики ставки делали
Что же за реклама возмутила уфасовцев? Речь о телепрограмме «Ясно вижу», которая появилась в эфире канала «ТНТ Music» в июне 2024-го. По задумке авторов телепередачи, эксперты, так называемые эзотерики, нумерологи, рунологи, тарологи и астрологи, исходя из своих «способностей», прогнозируют исход спортивных событий.
«Нумеролог вычислит взаимосвязь дат и происходящих событий, определит кармические программы и блоки. Таролог сделает расклад и, опираясь на главные арканы, выявит причины событий, а также наиболее вероятное их развитие. Рунический мастер применит свои инструменты для определения влияния тех или иных знаков на удачу. Астролог проанализирует положение звезд, а также использует для толкования основы китайской философии и индуистского учения о чакрах», — написано в одной из социальных сетей «ТНТ Music» о программе.
В самой передаче по итогу коллективного голосования эзотериков делается ставка на определенную спортивную команду. В случае если голоса разделились, ставка делается на ничью. В зависимости от результатов пополняется или не пополняется «банк» эзотериков.
Несмотря на неоднозначную подоплеку передачи, сразу после выпуска зрители могут увидеть дисклеймер, в котором авторы открещиваются от всех «грехов»: «Мы не рекламируем и не пропагандируем ставки на спорт, а также какие-либо эзотерические услуги. Программа создана исключительно в развлекательных целях. Все мнения в этом видео являются личными оценочными суждениями и могут не совпадать с мнениями продюсеров и редакторов программы. Все упомянутые коэффициенты ставок на спорт взяты из официальных источников и актуальны на момент съемки проекта».
Примечательно, что все выпуски с 1 июня по 1 сентября больше недоступны к просмотру, несмотря на то что анонсы с ними до сих пор можно прочитать в группе «ТНТ Music» во «ВКонтакте». Комментарии к этим записям также недоступны. Выпуски передачи обычно выходят по субботам.
Получить комментарий от Fonbet на момент выхода материала не удалось. Советник генерального директора букмекерской компании Fonbet Николай Оганезов в ответ на просьбу «БИЗНЕС Online» о комментарии сообщил, что «не в курсе ситуации», и попросил обратиться в пресс-службу.
Собеседник «БИЗНЕС Online», ранее работавший в Fonbet, предположил, что сотрудники «ТНТ Music» могли по ошибке разместить рекламу в запрещенное законом время. «Обычно компания очень щепетильна в том, что касается соблюдения законодательства», — сказал спикер. Но версия об ошибке вызывает вопросы. Судя по телепрограмме на сайте «ТНТ Music», передачу «Ясно вижу» показывают по субботам трижды. В 9:00 выходит премьерный выпуск, а затем его повторяют в 12:00 и 16:00.
Футбольный комментатор «Матч ТВ» Роман Нагучев, участник одного из выпусков «Ясно вижу», комментировать ситуацию не стал. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» он сообщил, что о выдвинутых обвинениях не слышал: «Я не понимаю, о чем речь. Я был там в гостях. А что там? Не очень понимаю, что произошло». Вопрос о том, какова сейчас общая ситуация с рекламой букмекерских контор, Нагучев также оставил без ответа, сославшись на то, что в данный момент ему неудобно разговаривать.
Федеральный закон «О рекламе» допускает рекламу основанных на риске игр и пари на телевидении только в ограниченном числе случаев
«Есть две лидирующие компании, которые соревнуются между собой и, видимо, считают, что в борьбе все средства хороши»
Федеральный закон «О рекламе» допускает рекламу основанных на риске игр и пари на телевидении только в ограниченном числе случаев. В телепередачах реклама возможна только с 22:00 до 7:00 по местному времени, подтвердил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор адвокатского бюро «А2К» Александр Кольцов. Он указал, что допускается реклама таких игр и пари или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах во время трансляции спортивных соревнований при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более 20% общего допустимого времени трансляции рекламы.
«Исходя из тех данных, которые приводит УФАС по РТ, нарушение закона [букмекерской компанией] было допущено. В таком случае заказчику может грозить штраф до 500 тысяч рублей», — сказал Кольцов.
Директор и владелец юридического агентства «АргументЪ» Елена Аношкина сообщила изданию, что в области букмекерской рекламы фиксируется достаточно большое количество нарушений. «Прежде всего это связано с высокой доходностью и высокой маржинальностью данных направлений. Также свою роль играет наличие высокой конкуренции. Действительно, есть две лидирующие компании, которые соревнуются между собой и, видимо, считают, что в борьбе все средства хороши», — подчеркнула Аношкина.
Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что в ходе административного спора суд встает на сторону лиц, которые обратились с заявлением о привлечении к ответственности, т. к. достаточно легко доказать факт наличия рекламы в определенное время, говорит Аношкина. В деле Fonbet речь идет о двух самостоятельных правонарушениях (время трансляции и ее объем), и говорить об их смешении нельзя.
По мнению Аношкиной, государство намерено привлечь свое внимание к данной сфере. Как минимум, на рассмотрении находится законопроект, который закладывает еще больше критериев к рекламе такого типа. К примеру, проектом предусмотрено ограничение трансляции с 23:00 и до 06:00, т. е. таким компаниям дадут еще меньше времени для законного появления в теле- и радиоэфире.
Директор рекламного агентства «Пи Арт» Павел Савицкий объяснил, что, помимо госорганов, которые следят за нарушениями в сфере рекламы, пристальное внимание на продвижение букмекерских контор обращено еще и со стороны обыкновенного потребителя.
«Татарстан отчасти мусульманская республика, а ислам не приветствует даже кредиты в их традиционной форме, тем более не приемлет азартные игры, некоторая доля общества придерживается достаточно строгих взглядов на эту тему», — пояснил Савицкий. Однако директор рекламного агентства отметил, что производители любого вида рекламы всегда озабочены тем, чтобы их продукт запомнился и достиг своего слушателя. Компании стараются выделяться из «густого» рекламного фона, но им важно понимать, что реклама должна не только запомниться, но и возыметь именно положительный, а не отрицательный эффект.
«Понятно, что производители рекламы азартных игр хотят замотивировать слушателя участвовать в них. И аудитория, которая склонна к этому, возможно, клюнет на наживку и станет потребителем услуги. Но люди, не склонные к подобному, будут раздражены», — пояснил Савицкий. По словам специалиста, в законности действий букмекера должен разбираться соответствующий орган, однако когда такого вида реклама вызывает у общественности негативные эмоции, формирует некое напряжение и провоцирует людей на направление жалоб, то вряд ли решение будет принято в пользу компании, создавшей спорную рекламу. Поэтому составителям рекламы важно помнить о возможных последствиях и грамотно расценивать свои риски перед тем, как выпускать слишком кричащую рекламу.
В год букмекеры тратят на маркетинг от 60 млрд рублей, накануне заметил в своем телеграм-канале один из участников форума, директор «Игр будущего» и бывший руководитель «Лиги ставок» Игорь Столяров
Букмекеры жалуются на чрезмерное регулирование рынка
Что интересно, вопросы регулирования букмекеры обсуждали только накануне. Вчера и сегодня в пятизвездочном отеле «Хаятт Ридженси Петровский Парк» в Москве проходит форум «Азартные игры». Как отметили на одной из сессий накануне, азартные игры — это одна из самых «динамично регулируемых отраслей в России вообще».
Если государство предлагает ограничения, то рынок, наоборот, просит либерализировать законодательство, в том числе в рекламе, заметил исполнительный директор и руководитель правового комитета Первой саморегулируемой организации (СРО) букмекеров Олег Давыдов. Он привел в пример лежащий в Госдуме законопроект, ограничивающий эфирное время рекламы букмекерских компаний. К слову, упомянутая инициатива ЛДПР не нашла поддержки у кабмина РФ и вряд ли будет принята.
Качеством вносимых в Госдуму новых законопроектов возмущался президент букмекерской компании BetBoom Константин Макаров. Регулирование легального бизнеса должно быть справедливым, более глубоким, подчеркивал руководитель компании и указывал, что существует «другая реальность» с нелегальными игроками и играми, которых правила не касаются. Законодательное регулирование рынка ставок достигает критической точки, после которой регулирование станет чрезмерным и будет негативно влиять на бизнес, а значит, и на налоговые и целевые отчисления, предупреждал участник форума.
В год букмекеры тратят на маркетинг от 60 млрд рублей, накануне заметил в своем телеграм-канале один из участников форума, директор «Игр будущего» и бывший руководитель «Лиги ставок» Игорь Столяров. «Спорт в 2023 [году] получил от буков почти 20 ярдов. 20! 33 [миллиарда рублей] в этом году ожидается», — подчеркнул Столяров. На главной сессии министр спорта РФ Михаил Дегтярев рассказал, что отчисления от букмекеров на развитие спорта в России достигают более 30 млрд рублей в год. За два квартала текущего года отчисления составили 16,6 млрд рублей.
Давыдов в беседе с «БИЗНЕС Online» назвал претензии татарстанского ФАС к Fonbet «совершенно стандартной историей». «Для букмекеров установлены определенные рекламные ограничения, которых они должны придерживаться. Если они эти ограничения нарушают, то получают штраф, установленный законом. Тут ничего удивительного нет. Прецедентов таких было достаточно. Реклама на канале, который не транслирует спорт, не в ночной период запрещена. Это старое правило, которое в законе существует давным-давно», — отметил Давыдов.
Букмекеры знают закон, но «по тем или иным причинам» нарушают данное требование. При этом спикер не считает, что такие возможные штрафы закладываются в бюджет букмекерских компаний. «Здесь знаете какая ситуация? Поскольку это нарушение очень явное и всем известное, тут нет какой-то попытки обойти закон. Я допускаю, что это могло произойти по ошибке, потому что букмекеры дают очень много рекламы. И они же ее не напрямую чаще всего размещают, а через какие-то агентства. И возможно, эти подрядчики там время перепутали, как-то дали не в то время рекламу. Нельзя это исключать», — указал спикер.
Давыдов также заметил, что еще в 2017 году государство внесло изменения в рекламное законодательство и букмекеры получили обязанность выплачивать целевые отчисления, но в то же время смогли «более широко» размещать рекламу. «И одно из таких исключений касается как раз этих самых спортивных трансляций в прямом эфире или записи. Если реклама транслируется во время таких спортивных трансляций, то временные ограничения не действуют. Как пример, „Матч ТВ“. Это как раз канал, который занимается трансляцией спортивных событий, поэтому он имеет право букмекерскую рекламу давать в течение всего дня», — добавил эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.