Сегодня утром в Челябинске 13-летний мальчик принес в школу молоток и во время занятий напал на детей и педагогов Фото с официального Telegram-канала прокуратуры Челябинской области

Пронес в школу нож, пистолет и молоток

Рано утром 13-летний семиклассник Андрей Г. (имя несовершеннолетнего изменено по требованию законодательства), как обычно, пришел в коррекционный филиал челябинской школы №68 на улице Барбюса. На входе его встретили металлодетекторы, которые почему-то не сработали на опасный груз в его рюкзаке. Из последнего за пять минут до окончания первого урока школьник достал молоток и начал хаотично бить им своих одноклассников. Пострадали четверо — среди них две девочки, обе с проломленными головами, одна из них — в критическом состоянии, у нее также ножом порезано горло.

Пострадавших могло быть и больше, если бы разъяренного школьника не остановила учительница химии и биологии — 57-летняя Нина Шошина. Женщина бросилась на нападавшего и попыталась отнять у него оружие. Сообщалось также, что у него был пистолет, но им оказался лишь пластиковый муляж оружия.

Получив несерьезные травмы, учительница вместе с тремя другими школьниками своими действиями спугнули нападавшего, скрутить его самостоятельно не удалось, тот убежал в туалет. Уже с подмогой его настигли сотрудники школы, где застали с окровавленным ножом в руках — по одной из версий, школьник в этот момент хотел покончить собой.

Нападавший задержан, сейчас он вместе с родителями находится в отделении полиции. За жизнь пострадавших сейчас борются врачи: одна девочка находится в тяжелейшем состоянии, вторая в реанимации, ничего не помнит. Пострадавший одноклассник, который пытался остановить школьника, сейчас также находится в больнице. Учительница, которая заступилась за детей, получила переломы пальца руки.

Сейчас во всех школах области экстренно усилили меры безопасности.

СКР возбудил уголовные дела по статьям о халатности и организации убийства Фото с официального телеграм-канала прокуратуры Челябинской области

«В школах внушают, что хорошо, а что плохо…»

На месте инцидента сейчас работают правоохранители, возбуждено уголовное дело по статьям о халатности и организации убийства. Первое связано с вопросом того, как школьник смог беспрепятственно пронести в учебное учреждение опасные орудия. По предварительным данным, на посту была 51-летняя охранница-пенсионер, которая не отреагировала на школьника, одетого во все черное и спокойно прошедшего через металлорамку (предварительно, она была отключена). Уже после нападения поступило два звонка в полицию, которые незамедлительно, насколько это возможно, отреагировали на вызов. Но на тревожную кнопку нажали только спустя 15 минут после нападения, когда школьник был скручен.

Второй вопрос в этой истории связан с нападавшим. Известно о нем на данный момент не так много: ему 13 лет, учился средне, был замкнут и посещал школьного психолога. Семья самая обыкновенная — ее из-за странного поведения ребенка проверяли ранее, но никаких опасных сигналов не выявили. В интернете мальчик старался найти себе друзей, но часто тщетно.

В соцсетях можно обнаружить страницу нападавшего. Незадолго до своего злодеяния он опубликовал там довольно провокационный пост. «Наша нация — не свободная, ее назвали свободная нация чтобы люди не считали себя рабами и это работает. И школа создана чтобы молодые дети становились рабами и чтобы отвлекались от правды нашего правительства (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.) — сказано в сообщении школьника. — В школах внушают что хорошо, а что плохо, но на самом деле нету хорошего и плохого. И ада нету. Нашей великой нации нужна свобода слова». В своем сообщении 13-летний Андрей довольно пространно рассуждает о рабстве, политике, свободе слова и нацизме.

По предварительным данным, нападавший был вовлечен в суицидальную детскую игру в соцсетях и мессенджерах (название ее по этическим соображениям опустим, но ее аналоги широко известны в настоящее время). Причем силовики знали о ее появлении и предупреждали коллективы местных школ об опасности подобных увлечений школьниками. С педагогами проводили профилактические беседы, проверки. Сейчас правоохранители отрабатывают версию того, что действия школьника были лишь очередными заданиями от организаторов опасной игры (на своей странице он прославлял некоего Антона М. — якобы создателя этой игры), финалом которой должно было стать самоубийство школьника.

По словам отца подростка, тот действительно имел страсть к играм, вот только это были танчики и Minecraft. Кроме того, ранее школьник якобы сталкивался и с буллингом.

Сразу после инцидента в Челябинске в Татарстане стали возникать, по всей видимости, фейковые страницы в соцсетях об этой опасной игре и угрозах ряду школьных учреждений. «Вижу, что достаточно много обращений поступает сейчас в чат из-за фейковой информации, которая распространяется о школах нашего города, — сообщил на своей странице глава Альметьевского района Тимур Нагуманов. — Могу сказать, что угрозы для нас с вами и наших детей нет. Школы продолжают работать в штатном режиме. С начальником полиции договорились, что все указанные школы будут взяты под дополнительную охрану. В настоящее время эта работа уже ведется. Уважаемые жители! Прошу вас ни в коем случае не паниковать. Канал, распространяющий фейковую информацию, был создан специально, чтобы на него подписывались и сеять панику. Доверяйте только проверенным средствам массовой информации».

После нападения были госпитализированы четверо пострадавших — трое подростков 13 лет, две девочки и мальчик, а также преподаватель Фото с официального телеграм-канала прокуратуры Челябинской области

«Что можно сделать, чтобы избежать такого? Теоретически — ничего»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверяют, что в настоящее время разработано слишком мало по-настоящему действенных механизмов по предотвращению подобного рода школьных инцидентов.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— К сожалению, избежать подобного рода инцидентов не представляется возможным технически. Если человек хочет пронести оружие на место преступления, он это сделает рано или поздно.

Работать, конечно же, необходимо в школе психологам. Есть такое понятие, как «буллинг», и я уверен, что этого парня просто до этого довели. Отсутствие реакции [на буллинг] со стороны педагогов я и сам иногда встречал. У меня тоже имеется информация на эту тему. К сожалению, невнимательность педагогов часто приводит к подобного рода инцидентам.

Что можно сделать в будущем, чтобы в принципе избежать такого? Теоретически — ничего. Потому что обилие сцен насилия, которые навязывает кинематограф, приводит к ослаблению социальных ограничений и у морально неустойчивых людей возникает иллюзия собственной безнаказанности.

Мог ли быть украинский след? После того, как я узнал, по словам одного из топ-менеджеров Сбербанка, что украинские спецслужбы и их подведомственные структуры изъяли у россиян мошенническим образом порядка миллиарда долларов на американские деньги, я думаю, что это вполне возможно. Это целая индустрия по криминализации российского общества. Я имею в виду ЦИПСО, СБУ, ГУР министерства обороны Украины. Все эти структуры с полного одобрения Запада, западных стран, своих союзников в формате «Раммштайн» занимаются криминальной деятельностью на территории Российской Федерации.


Алексей Филатов — подполковник ФСБ в отставке, вице-президент международной антитеррористической ассоциации «Альфа», участник боевых действий в Чечне и спецоперации по освобождению заложников в Буденновске:

— Во-первых, 40 лет назад, когда я был таким же мальчиком, того уровня ненависти, который транслируется по центральному телевидению, в СМИ, интернете, такого уровня насилия, пропагандируемого и показываемого, никогда не было. Это приводит к некому такому накалу в обществе. Если с экранов это приходит к нам и это показывают нам, то в некоторых головах созревает мысль, что это, в принципе, нормальный метод. Подростки часто оказываются в таких экстремальных психических состояниях, когда они обижены, их троллят в классе, как им кажется, обижают, третируют. Соответственно, они или замыкаются, или уходят в себя и планируют какое-то преступление, как в данной ситуации. Эти случаи уже стали с завидной периодичностью происходить.

Плюс еще я хотел сказать, что это связано во СМИ — очень много приходит информации о подобных случаях. То есть это обсасывается, транслируется, повторяется, разбирается в том числе в иностранных школах — в Америке в той же. Поэтому идет уже такой элемент повторения. Начинают копировать действия тех людей, кто попадает на первые полосы СМИ, кого обсуждают, кто в какой-то степени становится героем каких-то событий.

Мы пришли к тому, что школа и все образовательные учреждения должны быть безопасными. Поэтому пронести что-то железное, массой больше, например, ключей от дома, будь то нож, молоток или пистолет (даже пневматический или травматический), туда должно быть невозможно. Это решается очень просто: охранник, рамка металлоискателя, желательно шлюзовой запуск, если вдруг человек или группа людей захотят прорваться, чтобы вторые двери стали от них надежной защитой. Но, к сожалению, денег у нас на охрану, на такие элементарные технические устройства, не хватает. Это уже вопрос к политикам, депутатам, которые должны заботиться о здоровье наших детей.

Почему не сработала рамка металлоискателя? Чаще всего они и в торговых комплексах во многих не работают, потому что их надо обслуживать, вызывать техников. Они ломаются, их надо чинить — это первое. Второе — зачастую, когда идет большой поток, чтобы звон не раздражал охранника, он просто может выключить [рамку]. Это безалаберность, человеческий фактор. Рамка не может пропустить и не зазвенеть от молотка или пистолета — это точно. Она настраивается даже на один железный ключ. Поэтому просто, значит, так скажем, охрана была организована недостойным образом. Надеюсь, что все сполна ответят за то, что допустили такую халатность.

Что касается безопасности, то сказать, что у нас всего достаточно, все хорошо, сложно. Здесь, как в любой работе, наверное, нет предела совершенству. Надо постоянно совершенствоваться, потому что и меняется вид преступлений, и способы проведения выступлений. Поэтому надо совершенствоваться. Опять же знаю точно, что не все 100 процентов школ у нас оборудованы достойно техническими средствами. Точно знаю, что бо́льшая часть школ не имеет квалифицированную нормальную охрану. Там за безопасностью так называемые сторожа смотрят, то есть люди нелицензированные, не умеющие действовать в экстремальных ситуациях и не имеющие средств, чтобы в этих ситуациях действовать. Поэтому здесь совершенствоваться еще не один год и не одно десятилетие. И останавливаться нельзя — это самое главное.

Можно ли в принципе избежать подобных случаев? Если мы не все оборудовали, не все помещения и не везде у нас достойные люди сидят на охране — конечно же, избежать таких вещей невозможно. Плюс выключить троллинг каких-то детей в школах одним желанием или тумблером невозможно. Это дети. Они все со взрослых берут пример, а взрослые, к сожалению, здесь примером не являются. Но и у самих детей тормозов нет. Они не понимают, что такое личное пространство и психическое здоровье. Поэтому троллинг будет, дети недовольные будут. Охрана несовершенна, поэтому такие случаи повторятся. А от нас зависит, насколько много успешных таких случаев произойдет и где все-таки сможет сработать эффективная охрана. На это мы, взрослые, повлиять можем, на все остальное — вряд ли.

Могло ли на подростка повлиять то, что он состоял в суицидальной группе? Если человек доведен до какого-то психического ненормального состояния, он может войти не только в эту группу, а и в любую запрещенную террористическую ячейку. Он в таком состоянии подвержен внешнему влиянию, как никто и никогда. Таких групп много. Это не один, не два и не десяток групп, которые, конечно же, надо отслеживать. Но отследить на 100 процентов весь интернет у всех школьников физически невозможно. И за это прежде всего должны отвечать родители. В какой-то степени ответственны учителя, особенно классные преподаватели. Ну и друзья, которые, вместо того чтобы троллить, все-таки понимали, что надо друг друга поддерживать.

Подозреваемый подросток задержан нарядом Росгвардии, его мотивы пока неизвестны. По неподтвержденной информации, нападавший наблюдался у школьного психолога, был замкнутым и почти не общался со сверстниками Фото: Андрей Попов/ТАСС

«Для этого есть педагогический состав, который должен видеть, что у ребенка какие-то проблемы»

Илья Гращенков — политолог, генеральный директор центра развития региональной политики (ЦРРП):

— Это большой вопрос. Мы знаем, что школы перегружены охраной. При этом, когда появляются факты такого скулшутинга, выясняется, что никто ничего не охраняет. И выясняется, что вся эта суровая охрана — по большей части фикция. Соответственно, встает вопрос, что может перейти от такого визуального, но при этом формального досмотра (который, кстати, характерен не только для школ — мы с таким досмотром сталкиваемся в аэропортах, при входе в государственные учреждения, когда вас могут заставить раздеться почти догола), но не заметить ремня с железной пряжкой. И это говорит о том, что все эти службы по большей части имитируют бурную деятельность. А когда случается какое-нибудь происшествие, выясняется, что уровень у них достаточно слабый. Повышать его или понижать? Я думаю, надо меньше охрану грузить этими ненужными обысками, а просто побольше мониторить ситуацию. То есть проявить какую-то эмпатию и тем самым, возможно, предотвратить какое-то серьезное нарушение, а не просто заниматься шмоном.

Второе связано с работой школьных учителей. Скорее всего, если мальчик стал убивать людей, то, наверное, у него были какие-то проблемы. И, наверное, уже чувствовалось, что он не в порядке, не в себе. Раньше учителя это хорошо видели, потому что у них было много свободного времени, чтобы общаться с учениками. А сейчас учителя перегружены проверочной работой, внеклассной, отчетами и так далее. Если освободить учителей от всей этой работы, то очень возможно, что у них появится время, как раньше, общаться с учениками.

Ну и третье — вопрос общего повышения градуса насилия. Понятно, что оно неуклонно растет во всем мире. Есть разные факторы и тут все — начиная от насилия по телевизору, насилия в компьютерных играх, которое так любят обсуждать, и насилие на улицах, в семьях и так далее. И с каждым годом количество таких случаев повышается. Не только в России. Общество становится более жестоким, и выброс находит в такой нестабильной детской психике, которая перерастает в реальную угрозу для общества. Поэтому, наверное, должна идти профилактика, какие-то программы, и меньше насилия приносить формальной власти государства в какие-то школьные программы.


Сергей Толстых — учредитель ГК «ЧОО „Застава“»:

— Наверняка там стоял какой-то один инспектор охраны. Неважно, это была женщина или мужчина, но один человек при потоке таком большом, который заходит перед началом учебного дня, не в состоянии просто их всех отследить. У каждого ребенка есть ключи, наверняка игрушка какая-то принесена. Все это звенит. Ну что это — тюрьма, что ли, чтобы всех так проверять?

Если мы хотим проверять детей всех и приводить их к какому-то к типичному поведению, то значит, что это типичное поведение должно быть абсолютно во всех учебных заведениях, во всех плоскостях Российской Федерации, начиная от садика и школы, заканчивая ПТУ и высшими учебными заведениями. Везде одни и те же должны быть стандарты, а не такая радуга, как сейчас: в одном учебном заведении одни правила, в другом — другие, единого стандарта нет, нет идеологии и воспитания.

Ребенок просто так, что ли, взял молоток и ни с того ни с сего пошел детей бить? Значит, какая-то агрессия была, где-то высказывал он ее. Конечно, есть дети замкнутые, которые в себе это варят. Но для этого есть педагогический состав, который должен видеть, что у ребенка какие-то проблемы. Надо общаться. У нас 90 процентов проблем от того, что мы не садимся друг с другом, не разговариваем, не пытаемся найти общие точки соприкосновения интересов друг у друга, а, наоборот, пытаемся кому-то что-то навязать.

Он играет с какими-то непонятными виртуальными людьми и не общается ни с педагогами, ни с родителями. У меня самого пятеро детей сейчас. Из них один совершеннолетний (уже из армии скоро демобилизуется), двое подростков и двое маленьких девочек. С ними же общаться надо. У меня школьники приходят, мне рассказывают: «Папа, у нас то-то произошло», — сын звонит из армии рассказывает, какая у него ситуация. Я же выслушиваю их.

У нас сейчас такое время: растут все цветы, как говорится. Но как бы эти цветочки не забили рожь с пшеницей. Чем же питаться тогда будем? Дети не хотят работать через 10 лет. Как они дальше собираются жить, чему они научат своих детей и как обеспечат нормальную старость нам? Мы же уйдем на пенсию, а это поколение даже молоток в руке не смогут держать, не говоря уже о сложных технических операциях. Только в интернете сидеть, мультики смотреть тупорылые.

Я еще раз говорю, как бы меня сейчас помидорами тухлыми не закидывали, но нам интернет реально вредит. Нужна единая идеология государства. Пусть она будет сформирована государством, научно обоснована. У нас есть светлые умы. Например, Российская академия наук, в которую входит цвет нации, представители всех сфер наук, — начиная от гуманитариев, кончая физиками-ядерщиками и математиками. Они же десятки раз уже предлагали, что должна быть идеология со школы. Как только мы ее введем, то через пять лет мы забудем про эти ЧП. Это будут крайне редкие случаи, о которых и говорить-то нигде не станет.