Фоат Комаров в личных беседах с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не раз говорил, что создание грузового порта — это «далекая перспектива» и «что денег на его реализацию у компании нет» Фоат Комаров в личных беседах с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не раз говорил, что создание грузового порта — это «далекая перспектива» и «денег на его реализацию у компании нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Проект «вынашивается» с 2018 года

О том, что в Алексеевском районе Татарстана к 2030-му планируется запуск масштабного проекта — речного грузового порта, нашему изданию было известно довольно давно. Проект начал выкристаллизовываться в недрах компании АО «Автострада» (относится к группе компаний СМП «Нефтегаз» Фоата Комарова) еще с 2018-го. Он был отнесен к приоритетным инвестиционным проектам Республики Татарстан в соответствии с инвестиционным меморандумом РТ на 2018 год, а также внесен в схему территориального планирования региона.

Однако сам Комаров не спешил его анонсировать, в личных беседах с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он не раз говорил, что создание грузового порта — это «далекая перспектива» и «денег на его реализацию у компании нет». И это понятно, около 17 лет «Автострада» занималась тем, что строила (сначала за свой счет, а затем и с участием бюджетных денег) дорогу Алексеевское – Альметьевск.

Но создание дороги-долгостроя подходит к концу — запуск намечен на ноябрь 2024 года, очевидно, что скоро у АО «Автострада» начнет высвобождаться как строительная техника, так и человеческие, и финансовые ресурсы. В информационное пространство все активнее стали просачиваться сведения о новом масштабном проекте Комарова — том самом грузовом порте в Алексеевском районе. Пару недель назад во время муниципального часа в АИР РТ руководитель агентства инвестиционного развития (АИР) РТ Талия Минуллина сообщила, что документация к проекту сейчас находится на разработке, а сам грузовой речной порт начнет функционировать в 2030 году.

Глава Алексеевского района Сергей Демидов на том же совещании пояснил, что территория под будущим грузовым портом ранее использовалась для строительства автотрассы Алексеевское – Альметьевск, в том числе для разгрузки-погрузки инертных грузов. Но потом у инвесторов родилась идея — вложить средства в создание грузового порта. Он необходим для перевалки грузов, поставляемых в республику из других регионов по воде.

Грузооборот будущего грузового речного порта составит 12 млн т в год Фото предоставлено АО «Автострада» (нажмите, чтобы увеличить)

«С учетом роста потребности в инертных материалах для строительства…»

Недавно на сайте ООО «Эко М» (проводит инженерные изыскания, автор проектной документации ОВОС) была опубликована проектная документация по оценке воздействия на окружающую среду искусственного земельного участка (ИЗУ), на котором в том числе разместится будущий грузовой порт. Дело в том, что порядка 57 га от общей площади проекта — это земли водного фонда (Куйбышевское водохранилище), на них и предполагается создать ИЗУ. Он потребовался для увеличения площади территории под строительство грузового речного порта, поясняется в проектной документации. Песок, камень и щебень для создания участка будут подвозить как по воде — баржами, так и при помощи автосамосвалов (со стороны дороги Р239). Построить искусственный земельный участок планируется с июня 2025 года по сентябрь 2026-го, исключая нерестовый период с 25 апреля по 5 июня.

Грузооборот будущего грузового речного порта составит 12 млн т в год. Возить строительные материалы по воде планируется в течение 200 дней в году (навигационный период — 200 суток) судами типа «Волго-Дон», а также грузовым автотранспортом грузоподъемностью 20 тонн.

«На данный момент существует временная технологическая дамба, на которой установлены три плавкрана для перегрузки песчано-гравийной смеси с барж на автотранспорт. Суммарная производительность по грузообороту песчано-гравийных пород не превышает 1 миллиона тонн в год. С учетом роста потребности в инертных материалах для строительства данный объект не может являться альтернативой проектируемому грузовому речному порту», — поясняется в документации к проекту создания ИЗУ.

Территория в Алексеевском районе была «выбрана как способствующая снижению временных и финансовых издержек». Новый грузовой порт поможет «интеграции в систему международных и межрегиональных грузопотоков при обслуживании товаропотоков на существующих международных транспортных коридорах Запад – Восток и Север – Юг и перспективном — Европа – Западный Китай». По замыслу авторов проекта, это обеспечит «концентрацию и тесное взаимодействие по управлению грузопотоками, переработкой и доставкой грузов различными видами транспорта (автомобильным, водным внутренним, в перспективе железнодорожным)».

Новый грузовой порт поможет «интеграции в систему международных и межрегиональных грузопотоков при обслуживании товаропотоков на существующих международных транспортных коридорах Новый грузовой порт поможет «интеграции в систему международных и межрегиональных грузопотоков при обслуживании товаропотоков на существующих международных транспортных коридорах Фото: © Валерий Шустов, РИА «Новости»

3 млрд инвестиций и попутная добыча песка

Как рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» основатель группы СМП Комаров, проект речного порта неразрывно связан со скоростной магистралью Алексеевск – Альметьевск (перемычка между трассами М5 и М7). Мол, федеральная трасса пересекается с крупной рекой Камой и «в этом месте обязательно должен быть крупный логистический центр». Перевалку можно задействовать под совершенно разные грузы, включая стройматериалы и зерно. Рядом с портом в перспективе могут появиться элеваторы, заводы ЖБИ, предприятия по деревообработке и другие производства.

Почему выбрана локация именно в этой точке? Дело в том, что на территории есть месторождение песчано-гравийной смеси. Разрабатывать его «просто так», без сопутствующих проектов, невыгодно для СМП. «Но если увязать [добычу] со строительством порта, то добыча этого материала будет рентабельна. Одно будет оправдывать другое. Это взаимосвязанные проекты, которые дают общий экономический эффект», — указал Комаров. По его словам, весь объем ПГС «поглотит» мощный стройкомплекс республики.

Фоат Фагимович затруднился назвать сумму инвестиций в проект и заявил, что бизнес-плана по нему еще нет. Причина все та же. «В последние годы вся наша энергия и затраты были направлены на строительство скоростной магистрали. В этом году мы ее завершаем, и на будущий год появляются ресурсы, чтобы эффективно работать. Будем инвестировать в проект, нанимать специализированные организации. Но им же надо платить, для этого нужны ресурсы. Пока у нас все ресурсы заняты под строительство дороги».

Больше информации удалось получить от гендиректора «Автострады» Александра Комлева. В предоставленной им справке указано, что компания уже вложила в проект свыше 200 млн рублей. Общий плановый объем инвестиций — более 3 млрд рублей. Срок окупаемости еще не определен, а в источниках финансирования указаны «средства частных инвесторов». Территория строительства — 194 гектара.

Предусматривается строительство следующих инфраструктурных объектов:

  • грузовой речной порт;
  • причал навалочных грузов;
  • портовая автомобильная дорога;
  • подходной канал;
  • акватория;
  • подъездная автомобильная дорога (проезд от основной до портовой);
  • терминал навалочных грузов;
  • объекты технического и технологического сервиса.

Согласно проведенной актуализации грузопотоков, тяготеющих к зоне реализации проекта, мощность по грузообороту (навалочные грузы), определенная на 2030 год, составляет 5 млн тонн. В перспективе мощность может быть увеличена до 12 млн т, эта цифра и заложена в материалы ОВОС. Строительные работы планируется начать следующей весной, а именно — возводить подъездные дороги и водный подход.


Не навредить рыбам и мосту через Каму

В настоящее время активно идет разработка проектно-сметной документации. Все необходимые изменения в схеме территориального планирования по данному объекту уже внесены. Земля под проект сформирована, сообщал глава района Демидов на совещании в АИР. Комаров к этому добавил, что сейчас компания просчитывает, какие параметры и конструктивные решения должны быть заложены, какие решения законодательства нужно исполнить. «Так как это связано с водным объектом, а там требования очень жесткие и многогранные, пока приходится вести предварительную работу. С обоснованием дальнейших действий», — указал он.

«Самое главное — рядом с портом находится мост через Каму. Не должно быть гидрологического влияния на этот мост. Мы должны сделать изыскания и изучения, правильный расчет должен быть», — добавил предприниматель.

Как мы говорили ранее, проект предполагает строительство искусственного земельного участка на водном объекте на площади 57,2 гектара. Т. е. без намыва реки не обойтись. Комлев нам объяснил, что свободных земель на этом участке нет, намыв песком — единственный выход. Так как проект ведется с 2018 года, а пару месяцев назад он уже прошел предварительные общественные слушания, то, по его словам, новостью для алексеевцев это не станет.

Тем не менее у экологов есть определенный скепсис по поводу этой стройки. «При гидронамыве больше всего страдают водные организмы. Это бентос и ихтиофауна, которая теряет определенную кормовую площадь. Должен быть рассчитан ущерб и предусмотрены компенсационные мероприятия, например выпуск мальков рыб», — считает замдиректора по научной работе в области экологии Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ Дмитрий Иванов.


По его словам, данный участок Камы в Алексеевском районе сравним с Волгой в районе Казани. Это мелководье, которое еще 50–60 лет назад было сушей. А оно в свою очередь играет большую экологическую роль — это фактор самоочищения водоема.

Иванов отмечает, что главная задача экологической составляющей проектной документации заключается в том, чтобы взвесить все за и против: «На одной чаше весов у нас экология, на второй — экономика. И вот надо решить, что в данном случае перетягивает и как сделать так, чтобы экономика все-таки потом компенсировала экологические негативные последствия данного строительства».

Однако, судя по приложенной документации, Росрыболовство разрешило реализацию проекта с учетом того, что работы не будут проводиться в период нереста рыбы, а также компания в качестве компенсации должна будет выпустить в Куйбышевское водохранилище определенное количество молоди стерляди и сазана. Росводресурсы также дали свое добро на создание искусственного участка.

Стоит добавить, что с 30 августа по 29 сентября 2024 года проходят общественные обсуждения оценки воздействия создания ИЗУ на окружающую среду, а 19 сентября в 14:00 в здании исполнительного комитета Алексеевского района пройдут общественные слушания этого проекта.

Гендиректор АО «Флот РТ» Роман Лизалин новость о стройке однозначно поддержал Гендиректор АО «Флот РТ» Роман Лизалин новость о стройке однозначно поддержал Фото: «БИЗНЕС Online»

Больше пристаней — больше возможностей

Авторы проекта считают, что он послужит для строительной и дорожной отраслей всей республики. Однако директор ООО «Волгадорстрой» Игорь Гранфельд к новости о строительстве порта отнесся без особого энтузиазма. Руководитель одной из крупнейших в Татарстане компаний по строительству дорог уточнил, что необходимость в стройматериалах локальна и если предполагается укладка дороги в каком-то определенном районе, то и материал нужно вести ближе к месту работ.

«Строить что-либо в Казани и везти материалы из порта в Алексеевском экономически нецелесообразно. Вероятно, будет достигнут какой-то локальный эффект, это удобно для тех, кто строит в самом Алексеевске и близлежащих районах, но не для дорожников всего региона», — пояснил собеседник. По его словам, сейчас доставка стройматериалов производится по железной дороге и речным транспортом, причем второй вариант не предполагает того, что под эти цели обязательно нужно строить порт. Поэтому проект, вероятнее всего, не имеет под собой единую цель перевозки стройматериалов, а преследует задачу комплексного развития.

А вот гендиректор АО «Флот РТ» Роман Лизалин новость о стройке однозначно поддержал. Такое же отношение, по его словам, к проекту и у его коллег из «водного сообщества». «Когда строится и развивается любая водная инфраструктура, это всегда хорошо и здорово. Тем более с потенциалом нашей республики по грузоперевозкам. Не использовать татарстанские готовые так называемые дороги — это, мне кажется, неправильно», — подчеркнул он.

Лизалин отметил, что, чем больше в республике пристаней, тем больше возможностей логистики и больше возможностей развивать и другие смежные отрасли. Ведь к причалу, который будет создан на реке, уверен он, обязательно будет протянута дорога, и логистика позволит перевозить грузы не только в одном месте, но и развивать логистическую сеть.