До сих пор остается загадкой неожиданная отставка Леонида Толчинского До сих пор остается загадкой неожиданная отставка Леонида Толчинского Фото: «БИЗНЕС Online»

Смена власти на журфаке

Уже несколько дней в татарстанском медиасообществе не утихают разговоры о неожиданной отставке Леонида Толчинского с поста декана Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций (ВШЖМ) — главной кузницы журналистских кадров Татарстана. По нашим данным, заявление «по собственному» он написал еще в прошлый четверг.

Толчинский сам сообщил о своем уходе в соцсетях на следующий же день. «В KPI вузов нет показателя „ценить студента“. Я очень любил их всех и каждого, даже тех, на кого порой рычал, искренне ценил. Сейчас я могу однозначно ответить на тот самый частый вопрос: „Я не буду больше ничего ни у кого читать и проводить“. И это самая большая потеря, которая для меня случилась», — написал Толчинский на своей странице во «ВКонтакте». Дозвониться до самого Леонида Григорьевича и уточнить его позицию и обстоятельства увольнения на момент публикации не удалось.

В КФУ пока комментируют кадровую новость крайне лаконично, подтверждая сам факт расставания с Толчинским, но не раскрывая деталей этого увольнения. Там только уточнили сроки контракта с деканом: он пятилетний и заканчивался аккурат 31 августа. Однако должность Толчинского сама по себе выборная, и летом тот успешно переизбрался, ухода ничто не предвещало, и вот-вот предстояло подписать новый договор. Но в итоге все получилось вопреки волеизъявлению ученого совета.

У руля Высшей школы Толчинский стоял с 2016 года, сразу после того как ушел из АО «Татмедиа» и ИА «Татар-информа», которым он руководил много лет У руля Высшей школы Толчинский встал с 2016 года, сразу после того как ушел из АО «Татмедиа» и ИА «Татар-информ», которым он руководил много лет Фото: kpfu.ru

Причины отставки

Обсуждается несколько версий. Ключевая из них связана с некими документами, которые могли стать камнем преткновения в отношениях декана ВШЖМ с руководством вуза.

По словам источника, журналистская профессура якобы составила что-то вроде стратегии развития ведомой Толчинским Высшей школы журналистики. Выразилась она в некоей аналитической записке по возможному реформированию подразделения. В частности, в документах выдвигались предложения по выделению ВШЖМ в отдельный институт.

Сейчас это подразделение, которым руководил Толчинский, не является самостоятельным, оно входит в состав структуры покрупнее — Института социально-философских наук и массовых коммуникаций (ИСФНиМК). И в нем несколько отделений: философии и религиоведения, социально-политических наук и собственно ВШЖМ.

В записке, которая была подготовлена, высказывались самые разные идеи и предложения. Помимо выделения Высшей школы в отдельный институт, там также шла речь, например, о переменах в системе подготовки национальных журналистских кадров. Но о чем конкретно говорилось в документе, наш собеседник не уточняет. Аналитическая записка, о существовании которой, по нашим данным, были осведомлены и в руководстве вуза, никак не была завизирована: ни одобрена, ни подписана. Но каким-то образом (скорее всего, от профессуры через депутатский корпус) эта записка якобы оказалась на столе у спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, который, как известно, очень трепетно относится к теме подготовки национальных кадров. На документ обратили внимание. А дальше последовал то ли звонок ректору КФУ Ленару Сафину, то ли простая переадресация документа.

В КФУ, рассказывает наш собеседник, сильно удивились тому, как рабочие планы оказались где-то на уровне выше. Тогда-то якобы на ковер и вызвали руководителя ВШЖМ Толчинского, спросив за несоблюдение субординации и «прыжки через голову». Был ли этот разговор на самом деле или все решалось уже без объяснительных бесед, наши собеседники не уточняют, но твердо уверяют, что увольнение Толчинского связано именно с той аналитической запиской.

Впрочем, документ мог быть лишь поводом. Как рассказывают источники, это увольнение «по собственному» назревало давно и за ним могут стоять месяцы определенного недопонимания между руководством КФУ и деканом ВШЖМ.

У руля Высшей школы Толчинский встал с 2016 года, сразу после того как ушел из АО «Татмедиа» и ИА «Татар-информ», которым он руководил много лет. На тот момент, вспоминают наши собеседники, журналистское образование в КФУ существовало в рамках Института социально-философских наук и массовых коммуникаций: в 2012-м местный журфак, история которого уходит еще в 1990 год, был фактически ликвидирован, а его остатки присоединены сначала к «социологам», а потом и к «философам». В начале 2016-го на тот момент еще ректор Ильшат Гафуров задумался о возрождении журфака и принял решение о создании Высшей школы журналистики. Под нее же отдали тогда еще и часть административных функций — информационную политику и связи вуза с общественностью (с этим, а также с построением позитивного имиджа у КФУ тогда действительно были трудности). Задача возглавить эти процессы и легла как раз на плечи Толчинского.

Можно долго перечислять весь перечень мер, которые были предприняты за 8 лет Толчинским, еще дольше — список достижений и успехов, но суть одна — в КФУ он был приглашен скорее как антикризисный управляющий, призванный возродить журфак. Результаты этой 8-летки налицо: сегодня Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций в составе ИСФНиМК — одно из самых успешных подразделений в КФУ. Как минимум с точки зрения финансов: стоимость обучения в ВШЖМ сравнялась с ценой контракта на престижном юрфаке КФУ. В этом смысле «платные» журналисты сильно выделяются на фоне остального ИСФНиМК, где бюджетников в разы больше. В отдельные годы на ВШЖМ и вовсе не было бюджетных мест. Как результат — явная диспропорция в финансовых возможностях подразделений внутри института. Для понимания: доход всего ИСФНиМК составляет порядка 280 млн рублей в год, из них доля ВШЖМ — около 250 млн рублей. Появилась диспропорция и в числе студентов: в ВШЖМ на всех потоках их учится порядка 2,1 тыс. человек (для сравнения: на юрфаке обучаются около 3 тыс. студентов), что составляет 55–60% от общей численности обучающихся в ИСФНиМК.

Объективно, отмечают наши собеседники, ВШЖМ вполне «дозрел» и решение о его отпочковании, обретении управленческой и хозяйственной самостоятельности выглядит не таким уж и нелогичным. По некоторым данным, разговоры об отделении журналистов ранее уже возникали, но особой поддержки не находили. Собеседники не исключают, что корень недопонимания мог быть и шире конкретно взятого вопроса. Косвенным подтверждением тому называют, например, возврат части полномочий по информационной политике университета из ВШЖМ обратно в «главное здание» КФУ. Впрочем, все относительно, и даже это решение легко укладывается в стиль управления нового ректора, связанного с курсом на централизацию.

Будущим деканом Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций станет Юлия Андреева Будущим деканом Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций станет Юлия Андреева Фото: kpfu.ru

Кто возглавит журфак КФУ?

По нашим данным, в понедельник Толчинский уже собрал вещи и освободил кабинет в здании на улице Профессора Нужина. О планах его дальнейшего трудоустройства в настоящий момент ничего неизвестно. Зато уже есть ясность по его преемнику, а точнее, преемнице.

В пресс-службе КФУ нам подтвердили: будущим деканом Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций станет Юлия Андреева. Сегодня утром подписан приказ о ее назначении и. о. декана. Перед окончательным утверждением Андреевой предстоит пройти через процедуру выборов, которая может быть и нескоро. Но и это формальность.

Сейчас она возглавляет кафедру телепроизводства и цифровых коммуникаций, где, к слову, недавно тоже стала преемницей Толчинского. Андреева из интеллигентной профессорской семьи. Ее отец — академик, заслуженный и уважаемый профессор КФУ с кафедры педагогики Валентин Андреев. Самой Андреевой 53 года, больше 23 из которых она посвятила также работе в стенах КФУ. В послужном списке нового декана, выпускницы журфака 1992 года, также и работа в медиа: 1993–1996 — пресс-секретарь МВД по РТ, 1996–2000 — корреспондент и редактор «Вечерней Казани».

Она доктор педагогических и кандидат психологических наук, специализируется на изучении феномена влияния развития личности в цифровом мире. В личной карточке на сайте КФУ Андреева также предстает как сценарист, писатель и главный редактор издательского дома «Логос».

Последнее — семейный бизнес, одно из старейших книжных издательств города, работающее на рынке Казани больше 20 лет. Его клиентами, следует из данных на сайте, выступают аппарат раиса РТ, министерства РТ, крупные нефтяные и нефтехимические компании, вузы, в том числе КФУ, а также мэрия Казани — например, «Логос» печатает все приходящие счета-фактуры ЖКХ горожан. Несмотря на столь серьезный пул заказов, предприятие демонстрирует сдержанные финансовые показатели: чистая прибыль за прошлый год составила 2,8 млн рублей при обороте в 17 млн рублей. Управляет предприятием, судя по данным сервиса «Контур.Фокус», Максим Андреев — по всей видимости, брат Андреевой, которая ранее также числилась в составе соучредителей издательства. Сейчас оно единолично записано на ее племянника.

Супруг Андреевой — Марат Гафуров — с 2021 года возглавляет Институт физики КФУ Супруг Андреевой — Марат Гафуров — с 2021 года возглавляет Институт физики КФУ Фото: kpfu.ru

Супруг Андреевой — Марат Гафуров — с 2021 года возглавляет Институт физики КФУ. До него институтом руководил ныне первый проректор КФУ Дмитрий Таюрский — по сути, второе лицо в управленческом аппарате университета как при Ильшате Гафурове, так и при Сафине. Вся карьера Таюрского напрямую связана с Институтом физики, к которому он продолжает оставаться неравнодушным. Отчасти поэтому нынешнего директора института, супруга Андреевой, называют креатурой Таюрского.

Все эти кадровые процессы по ВШЖМ сопровождают сейчас активные дискуссии в медиасообществе о будущем журналистской кузницы. Звучат самые разные оценки. За 8 лет антикризисного «правления» Толчинского специальности, преподаваемые в Высшей школе, стали одними из самых дорогих на местном образовательном рынке. Несмотря на это, сам Толчинский никогда не был заточен на «золотые корочки», а как бывший практик старался сконцентрироваться на выпуске действительно ориентированных на работу в СМИ специалистов. Отсюда и широкая кампания по практикам студентов, вывод университетского UniverTV на уровень «взрослого» республиканского телевидения, развитие шоурума, повидавшего немало мастер-классов звезд разных величин, хотя продюсированием и занимался не журфак.

В медиасообществе сейчас гадают, какой будет взят курс новым руководством ВШЖМ. Отличительной чертой Толчинского была открытость ко всем местным изданиям. Продолжит ли эту политику и Андреева?