Предыдущая стратегия развития АПК региона была принята в 2017 году — еще в бытность министром сельского хозяйства РТ Марата Ахметова Предыдущая стратегия развития АПК региона была принята в 2017 году — еще в бытность министром сельского хозяйства РТ Марата Ахметова Фото: agro.tatarstan.ru

Зачем вообще новая стратегия?

В Татарстане завершается создание стратегии развития АПК РТ до 2030 года. Хотя ее концепция впервые была засвечена на коллегии минсельхозпрода республики в начале 2024-го, сам документ (точнее, его проект) стал доступен общественности не так давно — на портале «Официальный Татарстан» он был опубликован в разделе «Независимая антикоррупционная экспертиза и общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов РТ». В МСХП республики пока отказываются комментировать документ, поясняя, что в стратегию еще вносятся последние штрихи. В дальнейшем она должна быть утверждена премьер-министром Татарстана Алексеем Песошиным.

Стратегия была разработана региональным минсельхозом совместно с Казанским государственным аграрным университетом и компанией «ФБК-Консалтинг», труд вышел внушительный (79 страниц), его предварял ряд стратегических сессий, проведенных в течение 2023 года. В документе сформулирована достаточно амбициозная стратегическая цель — АПК Татарстана должен не только не отставать, но и расти опережающими темпами по сравнению с общероссийским уровнем.

Предыдущая стратегия развития АПК региона была принята в 2017-м — еще в бытность министром сельского хозяйства республики Марата Ахметова. Она предполагала временной охват с 2016 по 2021 год, но также с перспективой до 2030-го. Однако и министр уже ныне другой (Марат Зяббаров), и условия работы изменились. «На федеральном уровне приняты новые стратегические документы, в том числе скорректированы подходы к развитию АПК», — пояснила на коллегии партнер компании «ФБК-Консалтинг» Ирина Дубинина, презентовавшая стратегию.

Рустам Минниханов: «Если ферму закрыли, осталось школу закрыть, магазин – и через пять лет деревни не будет»

Взгляды и прогнозы на будущее также изменились. Считается, что в ближайшие 10 лет рост потребления продовольствия в мире будет опережать рост мирового сельхозпроизводства. «Спрос на продовольствие будет расти, особенно в Индии, странах Ближнего Востока и Африки», — полагают разработчики стратегии.

Ключевыми драйверами развития сельского хозяйства станут инвестиции, увеличивающие производительность отрасли, — это инвестиции в технологии, инновации, инфраструктуру и повышение квалификации.

Экономика. Сельское население республики — 930 тыс. человек, т. е. каждый четвертый житель РТ. В отрасли занято около 140 тыс. человек, или порядка 7% экономически активного населения Татарстана. При этом в сельскохозяйственных организациях республики в 2023 году работали 36 тыс. человек, что на 10,7 тыс. меньше, чем в 2018-м.

Основными производителями сельскохозяйственной продукции в РТ являются сельскохозяйственные организации, в 2023 году они произвели 55,7% продукции. ЛПХ производят более трети продукции, на долю КФХ приходится 10,4%. Всего по итогам прошлого года в республике насчитывалось 417 тыс. ЛПХ, 2,5 тыс. КФХ, реально работало 166 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Среднемесячная зарплата работников отрасли за 2023 год составила 48,2 тыс. (78% к среднему уровню по экономике), это на 12,1% ниже среднего показателя по России (54,6 тыс. рублей).

Доля АПК, включая пищевую промышленность, в ВРП Татарстана в 2023 году составила 6,5% с показателем 590,8 млрд рублей. Объем валовой продукции сельского хозяйства достиг 289,2 млрд рублей. По производству продукции сельского хозяйства РТ входит в пятерку лидеров по России. Располагая 2% сельхозугодий страны, производит 3,5% ее сельхозпродукции.

Республика стабильно входит в топ-10 производителей основных видов продукции, таких как молоко, мясо, зерно, картофель, сахарная свекла и яйца.

Животноводство. Поголовье КРС в Татарстане за последние пять лет при этом сокращается: на начало 2024 года в республике содержалось 890,4 тыс. голов, что на 2,7% ниже уровня 2022-го. В 2023 году в РТ произведено почти 2,2 млн т молока, что на 18,5% выше уровня 2018-го. Прирост произошел за счет увеличения продуктивности коров: средний удой на одну корову увеличился с 5 553 кг в 2018 году до 7 773 кг в 2023-м, или на 40%. По производству молока Татарстан уверенно занимает 1-е место в РФ, здесь надаивается более 6% всего молока страны.

По объему производства говядины в 2023 году республика заняла 1-е место в стране: 170,7 тыс. т, что на 4,1% выше уровня 2018-го. Поголовье свиней — 451,5 тыс. голов, произведено 103,4 тыс. т свинины (на 7,7% выше уровня 2018 года). В РТ на начало 2024-го насчитывалось 16,4 млн голов птицы (минус 9,9% к уровню 2018 года). В 2023-м произведено 219,1 тыс. т мяса птицы (прирост к 2018-му — 0,8%) и 1 562,6 млн штук яиц (прирост — 12,6% за пять лет). По производству яиц в 2023-м Татарстан занял 6-е место в России и 1-е место в ПФО. На начало 2024 года в хозяйствах всех категорий республики содержалось 295,3 тыс. голов овец.

Растениеводство. В РТ 4,3 млн га земли относятся к сельскохозяйственным угодьям, площадь пашни при этом составляет 2,7 млн гектаров. Энерговооруженность полей Татарстана в 2023 году составила 193,1 л. с. в расчете на 100 га посевной площади и отстает от среднероссийского уровня (198,3 л. с. на 100 га).

В 2023 году в республике было собрано 3,6 млн т зерна, что ниже уровня 2022-го на 31%. Производство сахарной свеклы в 2023 году — 1,7 млн т, картофеля — 879,2 тыс. т, овощей — 264,3 тыс. тонн.

В 2023-м по объему производства зерна РТ заняла 11-е место в России и 2-е место в Приволжском федеральном округе, по объему производства сахарной свеклы — 10-е место в РФ и 1-е место в ПФО.

АПК Татарстана: что происходит сегодня?

На первый взгляд все неплохо. По итогам 2023 года республика вошла в топ-5 регионов РФ по выпуску продукции сельского хозяйства. РТ в очередной раз удалось удержать первенство в стране по производству сырого молока, также регион вышел на лидирующую позицию по говядине, на 2-е место — по картофелю, на 4-е — по куриному яйцу.

К сильным сторонам Татарстана можно отнести то, что у нас достигнуты ключевые показатели продовольственной безопасности — регион сам обеспечивает себя основными видами продукции, кроме, пожалуй, овощей, а также фруктов и ягод. И если нехватка овощей — это точка роста для республики (проблема здесь не столько произвести, сколько сохранить овощи в хорошем качестве до следующего урожая), то недостаток ягод и фруктов — это очевидная климатическая данность, ну не растут в нашем климате в промышленных масштабах бананы, персики, дыни или, скажем, те же рис, кофе и чай.

По итогам 2023 года Татарстан вошел в топ-5 регионов РФ по выпуску продукции сельского хозяйства По итогам 2023 года Татарстан вошел в топ-5 регионов РФ по выпуску продукции сельского хозяйства Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом высокими темпами в республике растет экспорт продукции АПК, в том числе товаров с маркировкой «халяль». В регионе развита пищевая и перерабатывающая промышленность, имеется хорошая научно-образовательная база (Казанский государственный аграрный университет, Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Баумана, ТатНИИСХ).

Однако не все так радужно, как хотелось бы. Например, доля прибыльных предприятий в АПК региона в 2023 году сократилась до 90,1% (в 2022-м — 91,8%). Средняя рентабельность с учетом господдержки составила 8,9%, а без господдержки — менее 3%. На 1,7% снизилась доля прибыльных сельхозпредприятий.

Налоговая задолженность предприятий АПК при этом выросла до 514 млн рублей, причем 75% из всех должников — банкроты. Впрочем, ухудшение показателей в прошлом году можно списать на неурожай и низкие цены на зерно и (в первой половине 2023-го) сырое молоко.

Нерешенными остаются еще следующие вопросы:

  • зависимость от зарубежных технологий, машин и оборудования, средств защиты и семян (доля семян зарубежной селекции: сахарная свекла — 98%, подсолнечник — 73%);
  • недостаточный уровень технической оснащенности (коэффициент обновления техники и основных фондов — 3%), низкий уровень цифровизации;
  • дефицит квалифицированных кадров, низкая популярность аграрных профессий;
  • отсутствие перерабатывающих мощностей по овощным культурам, картофелю, плодам и ягодам, а также по глубокой переработке зерна, молока;
  • недостаточное количество мощностей для хранения и транспортировки, проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции (из 45 элеваторов и хлебоприемных пунктов только 7 имеют возможность отгрузки зерна по воде, 22 — по железным дорогам);
  • недостаточная площадь орошаемых сельскохозяйственных земель (37,9 тыс. га, или 1,5% пашни), водные ресурсы региона позволяют орошать более 400 тыс. га земель, или более 14% от площади пашни;
  • недостаточный уровень продуктивности и урожайности (например, 1-е место в Российской Федерации по надоям молока, но по надою на одну голову 8–10-е места в ПФО, 32–38-е места в РФ);
  • недостаточный уровень развития кооперации (охват кооперативным движением — 13% КФХ, 2% ЛПХ, 0,6% хозяйств коллективного типа).

«Аграрному сектору трудно конкурировать с другими отраслями из-за высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости инвестиционных проектов и ограниченной рентабельности», — отмечала Дубинина на коллегии, добавляя, что, если сложившийся тренд на замедление темпов роста АПК в РТ сохранится, это может привести к снижению к 2030 году доли продукции сельского хозяйства в ВРП региона до 3% с нынешних 5%.

Помимо сугубо климатических и сезонных трудностей, в АПК Татарстана сохраняется ряд системных проблем и появляются новые вызовы. Например, спрос на сельхозпродукцию в республике существенно ниже, чем предложение. Ярким примером является ситуация с зерном, которое скопилось на элеваторах РТ, сегодня оно фактически никому не нужно.

Спрос на сельхозпродукцию в республике существенно ниже, чем предложение Спрос на сельхозпродукцию в республике существенно ниже, чем предложение Фото: agro.tatarstan.ru

Три сценария развития событий

В процессе подготовки создатели стратегии просчитали три сценария развития событий. Первый инерционный — это когда «оставляем все как есть», государственная поддержка (12–14 млрд рублей в год) на сегодняшнем уровне и покрывает лишь инфляционные издержки. Темпы роста АПК в этом сценарии, как считают аналитики, с годами замедлятся и серьезно отстанут от общероссийских. Для понимания: индекс производства продукции АПК составил в 2023-м в России 102,9%, в Татарстане — 92,1%, снижение произошло из-за неурожая зерновых культур.

Во втором базовом — сценарии среднегодовой прирост производства АПК в республике составит 2,8% (чуть меньше, чем целевое значение в 3% по России), т. е. отставание от общероссийского уровня сохранится, но будет не таким существенным. Объем господдержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов при этом необходимо будет увеличить в среднем до 25,7 млрд рублей в год. Данные средства предполагается направить на обновление и расширение производственных мощностей, приобретение оборудования, развитие переработки и совершенствование инфраструктуры.

Для развития на опережение необходимо принимать третий — целевой — сценарий развития АПК Татарстана, он предполагает интенсификацию производства, внедрение передовых технологий и инноваций, реализацию проектов глубокой переработки зерна и молока, а также другой продукции (яйца, картофеля и пр.). В целом драйвером опережающего роста должен стать ускоренный рост пищевой промышленности — продуктов питания и напитков, но такой сценарий потребует и повышенного уровня господдержки — порядка 25–32 млрд рублей в год.

Понятно, что инерционный сценарий — это, что называется, не наш метод (а иначе зачем писалась стратегия?). Стало быть, региону пришлось выбирать между базовым сценарием и целевым. Судя по проекту стратегии и заложенным в нее показателям, минсельхозпрод РТ выбрал именно самый динамичный — целевой — сценарий развития АПК региона. Объем бюджетного финансирования, необходимого для реализации стратегии с 2024 по 2030 год, по представленному на суд общественности проекту составит 163,7 млрд рублей.

Сам министр Зяббаров не раз признавался, что у него «есть желание замахнуться на большую переработку сельхозпродукции» Сам министр Зяббаров не раз признавался, что у него «есть желание замахнуться на большую переработку сельхозпродукции» Фото: «БИЗНЕС Online»

Глубокая переработка: 1 млн т зерна и 500 тыс. т молока

Итак, вчитаемся в текст проекта стратегии развития татарстанского АПК до 2030 года. Программа разделена на два этапа: I этап охватит 2024–2026 годы, II этап — 2027–2030-е. В документе сформировано 8 стратегических задач.

Задача №1 — развитие глубокой переработки зерна и молока. Это магистральное направление стратегии. Да и сам министр Зяббаров не раз признавался, что у него «есть желание замахнуться на большую переработку сельхозпродукции». Остановимся на данной задаче более подробно.

Согласно стратегии, к 2030 году в РТ должен работать один завод по глубокой переработке зерна мощностью 1 млн т зерна и мощности по переработке 500 тыс. т молока в год. Вещь, конечно, нужная и полезная. К примеру, Татарстан при среднем урожае в 5 млн т зерна в год легко мог бы отправлять 1 млн т на глубокую переработку. Это снимет излишки сырья с рынка и поддержит цены на приемлемом уровне.

Одновременно республика снизила бы свою зависимость от импорта продуктов питания. Например, те же макароны, как выяснилось, более чем на 60% завозятся извне! Развитие переработки также позволило бы отказаться от затрат на дальнюю перевозку сельхозпродукции — в стоимости зерна, которое сегодня везут из РТ до морских портов, логистические расходы достигают 40%! К слову, в Китае при поддержке государства построено уже пять заводов мощностью 1 млн т зерна каждый.

Согласно стратегии к 2030 году в РТ должен работать один завод по глубокой переработке зерна мощностью 1 млн тонн зерна и мощности по переработке 500 тыс. т молока в год Согласно стратегии, к 2030 году в РТ должен работать один завод по глубокой переработке зерна мощностью 1 млн т зерна и мощности по переработке 500 тыс. т молока в год Фото: agro.tatarstan.ru

Но! Главный затык глубокой переработки — высокая стоимость проектов (речь о десятках и десятках миллиардов рублей). В итоге все ранее даже анонсированные проекты упирались в отсутствие желающих проинвестировать. Так, в свое время в Лаишевском районе совместно с китайскими партнерами хотели построить сельскохозяйственный парк «Сяосян-Волга» по глубокой переработке зерновых культур объемом 300 тыс. т в год, на выходе должны были получаться зерновой белок, масло зародышей пшеницы, растительная глюкоза, зерновые сиропы.

ООО «Пектин» анонсировало создание биозавода по производству строительных полимеров в Буинском районе. Компания «Грано Групп» планировала построить в Альметьевском районе завод по глубокой переработке зерна, а производить мальтозную патоку, комбикорм, ржаной солод и глюкозно-фруктовые сиропы. Фирма «А-Стар» планировала создать производство крахмалопродуктов из пшеницы в ОЭЗ «Алабуга».

Один из самых громких проектов заявляла «Татнефть» — она собиралась перерабатывать зерно на топливный этанол и использовать его в производстве бензинов в качестве добавки к моторному топливу. Подобным проектом интересовался и ТАИФ, но даже таких гигантов нефтехимии отпугнула его высокая цена — 22 млрд рублей при мощности переработки зерна в 1 млн тонн. ТАИФ в свою очередь также засветился с проектом по производству биопластика ПГА из отходов переработки сахарной свеклы совместно с итальянской компанией Bio-on. Надо ли говорить, что и он так и не был реализован?

«Несмотря на актуальность, эти проекты не реализуются. Основная причина — отсутствие инвесторов и большие капитальные вложения, достаточно долгий срок окупаемости, отсутствие целенаправленных инструментов господдержки», — сокрушался Зяббаров на одном из совещаний. Инвестора с мешком денег с тех пор так и не нашлось.

В одном из крупных агрохолдингов вспоминают масштабный проект компании «РМ Агро» Рифата Мутигуллина, который хотел построить завод по переработке 1 тыс. т молока в сутки В одном из крупных агрохолдингов вспоминают масштабный проект компании «РМ Агро» Рифата Мутигуллина, который хотел построить завод по переработке 1 тыс. т молока в сутки Фото: «БИЗНЕС Online»

«Бизнес-план не складывался. Слишком дорогая получалась переработка»

А что по поводу глубокой переработки сельхозсырья думают сами аграрии? В одном из крупных агрохолдингов вспоминают масштабный проект компании «РМ Агро» Рифата Мутигуллина, который хотел построить завод по переработке 1 тыс. т молока в сутки, а производить разного рода ингредиенты для пищевой промышленности (мицеллярный казеин, концентрат сывороточного белка, лактозу и пр.). Однако его высокая стоимость — от 16 млрд до 24 млрд рублей — оказалась неподъемной для инвесторов (это основная версия). Мутигуллин, до которого дозвонился корреспондент «БИЗНЕС Online», подтвердил, что проект до сих пор стоит на затянувшейся паузе.

Наши спикеры считают, что проект не «полетел» не только из-за высокой стоимости. При большом желании для крупного агрохолдинга это не такие уж огромные средства. Проблема шире. Во-первых, подобных объемов свободного молока просто нет на рынке. В Татарстане ежедневно производится порядка 5 тыс. т сырого молока, но все оно распределено по переработчикам. «У нас в холдинге, по крайней мере, за последние 10–15 лет вопросов о необходимости создания завода по глубокой переработке молока никогда не возникало. Ни потребностей, ни мыслей таких не было», — сообщили нам в одном из крупных региональных агрохолдингов, они не просто сами перерабатывают свое молоко, но и докупают его у других производителей. «Агросила», по нашим данным, также полностью перерабатывает все свое сырое молоко («Агросила-Молоко»).

Относительно «свободное» молоко может оставаться у «Август-Агро», «Камского Бекона» и «Чистополья», у которых пока нет своей переработки молока, но даже они совокупно не производят столько сырья, чтобы загрузить тысячетонный завод. Впрочем, ресурсы республики позволяют увеличить объем производства сырого молока как минимум в 2 раза к сегодняшнему объему за ближайшие 10 лет: за счет строительства новых ферм, повышения продуктивности скота, работы с его генетикой, уверен гендиректор Татмолсоюза Денис Пирогов. Он советует задуматься над другим вопросом: а кому мы будем продавать ту продукцию, которую станут производить заводы по глубокой переработке?

«У международного рынка потенциал по продуктам глубокой переработки молока очень большой. По оценкам аналитиков, через 10 лет рынок вырастет практически в 2 раза. Идет рост потребления производителями спортивного питания, медицинских препаратов, косметики», — отмечает Пирогов. Но при этом нужно понимать, что главным потребителем таких продуктов (белковые концентраты, казеины) остаются США. Получится ли нам работать со Штатами в нынешней ситуации — большой вопрос. Значит, нужно будет ориентироваться на страны Ближнего Востока, Китай, Африку, однако на этих рынках очень высокая конкуренция, подчеркивает собеседник.

В Татарстане ежедневно производится порядка 5 тыс. т сырого молока, но все оно распределено по переработчикам В Татарстане ежедневно производится порядка 5 тыс. т сырого молока, но все оно распределено по переработчикам Фото: «БИЗНЕС Online»

Третья проблема — переработка выходит слишком дорогая. Те проекты, которые видели наши спикеры, получались неокупаемыми. «Если мы говорим о глубокой переработке зерна, то такой проект мы рассматривали. Но даже на бумаге и притом, что мы тогда не испытывали санкционного давления (расчеты проводились до 2022 года), у нас бизнес-план не складывался. Слишком дорогая получалась переработка», — вспоминают в одной из крупных компаний РТ.

«Втапливать» такие большие средства в заведомо нерентабельные проекты в нынешней ситуации с ценами на зерно частный бизнес не захочет, а строить подобные заводы за государственный счет в наше сложное время «бесполезно и финансово тяжело, денег на это нет», отмечают наши собеседники. Гораздо проще и понятнее аграриям сегодня, как говорят, «пропускать» дешевое зерно через животноводство и зарабатывать на молоке, мясе, яйцах и прочей сельхозпродукции.

Другой относительно простой вариант — перерабатывать зерно на спирт или на муку. Например, в Турции построено множество мукомольных предприятий: они закупают российское зерно, делают муку и продают с большой добавленной стоимостью. Что мешало построить мукомольные заводы в нашей стране — большой вопрос, удивляются наши собеседники. Что касается спирта, спикеры вспоминают опыт Канады, где владельцам сельхозземель площадью от 3 тыс. га автоматически выдавали лицензию на производство спирта или пива. Однако в России такое сложно представить — для рядового фермера разобраться с российской регуляторикой, уплатой акцизов и прочим будет не так-то просто. Вообще в мире подобные крупные проекты делаются в кооперации сразу несколькими предприятиями, но пока опыт того же Мутигуллина показывает, что к реальной кооперации (а не ради получения субсидий из бюджета) наши аграрии не готовы.

Другой относительно простой вариант — перерабатывать зерно на спирт или на муку Другой относительно простой вариант — перерабатывать зерно на спирт или на муку Фото: agro.tatarstan.ru

Ну и четвертая проблема (самая грустная): а останутся ли аграрии? «Допустим, даже если с января 2025 года мы бежим в завод, то к январю 2026-го мы его спроектируем. Далее за год и 8 месяцев его построим. Потом порядка 6 месяцев шефмонтажа. И мы получаем на выходе 3,5–4 года с момента старта проекта. Останутся ли к этому времени те, кто будет обеспечивать нас зерном? На сколько наших бедных апэкашников хватит еще — на год либо на два — вот с такой низкой рентабельностью производства?» — задаются риторическим вопросом наши собеседники.

Аркадий Злочевский: «Рентабельность производства пшеницы – минус 1 процент!»

Еще один любопытный «молочный» пункт в стратегии-2030 касается цели довести переработку молока внутри РТ до 100% к 2030 году. По факту это своего рода фантомные боли местного чиновничества, которые никак не могут забыть обидное прозвище — «сырьевой придаток», которое дал Татарстану позапрошлый министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев за то, что республика на тот момент (после краха «Вамина») уронила переработку и стала крупным донором сырого молока для других регионов РФ.

Сегодня ситуация уже иная. Да, из 5 тыс. т сырого молока, которые ежесуточно производятся в РТ, сегодня 85% перерабатывается внутри республики, но, кроме того, еще примерно 1 тыс. т молока ежесуточно поступает в наш регион обратным потоком. По словам Пирогова, имеющиеся сейчас в Татарстане мощности позволяют перерабатывать минимум 6–6,5 тыс. т молока в сутки. «При производстве сырья в 5 тысяч тонн перерабатывать мы можем 6–6,5 тысяч тонн. Поэтому главный вопрос не в том, сколько может переработать республика, главный вопрос в сбыте готовой молочной продукции. Если будет реализация, то нет никакой проблемы переработать это молоко у нас, даже без учета возможностей глубокой переработки», — комментирует глава Татмолсоюза.

Татарстан является лидером по экспорту майонеза и других соусов, а также одним из ключевых экспортеров жмыха, сливочного масла и мороженого Татарстан является лидером по экспорту майонеза и других соусов, а также одним из ключевых экспортеров жмыха, сливочного масла и мороженого Фото: «БИЗНЕС Online»

Наращивать экспорт, развивать селекцию

А что по другим задачам? Задача №2 — увеличение сбыта продукции АПК. В 2030 году аграриям республики предстоит увеличить производство сельхозпродукции почти на 25% (24,4%) к уровню 2022-го. Но как это сделать? Потребление внутри РФ столь существенно нарастить вряд ли получится (все-таки у нас не голодная страна). Значит, нужно работать над увеличением экспорта сельхозпродукции.

По итогам 2023 года экспорт продукции агропромышленного комплекса РТ составил $457,6 млн, что в 2,4 раза выше уровня 2019-го. Татарстан является лидером по экспорту майонеза и других соусов, а также одним из ключевых экспортеров жмыха (3-е место среди регионов России), сливочного масла (4-я позиция) и мороженого (5-я строчка). Поставки идут в 52 страны мира, ключевые направления — Иран, Турция, Казахстан, Латвия, Беларусь, Узбекистан, Германия, Польша и Алжир. Растет экспорт халяльной продукции. Но этого республике мало. В числе задач по экспорту продукции АПК, например, стоит увеличение его объема до $869 млн к 2030 году, т. е. вдвое к нынешнему уровню.

Способствовать этому должна построенная скоростная трасса Москва – Казань, которая задумывалась как часть масштабного маршрута Европа – Западный Китай, а также развитие транспортного коридора «Север – Юг» — одной из ключевых инфраструктурных инициатив в России.

Путем зерна: сумеют ли аграрии Татарстана избавиться от логистического проклятья?

Развитию сбыта продукции АПК должно помочь участие производителей в разного рода ярмарках и выставках, в том числе международных. Авторы стратегии рекомендуют развивать продажи на маркетплейсах, а также задуматься о производстве кастомизированного продукта (т. е. созданного по индивидуальным потребностям покупателя), реализовывать товары через собственные магазины, крупные торговые сети и пр.

Задача №3 — развитие технологий и инноваций. Здесь речь идет об активизации работы по селекции и генетике растений и животных, использовании новейших методов биотехнологии (клеточной и генной инженерии). Проблема обострилась с приходом санкций — компании столкнулись с зависимостью от импорта семян, генетического материала, заквасок и пр.

Развитию сбыта продукции АПК также должно помочь участие производителей в разного рода ярмарках и выставках, в том числе международных Развитию сбыта продукции АПК также должно помочь участие производителей в разного рода ярмарках и выставках, в том числе международных Фото: «БИЗНЕС Online»

На эту проблему особо обратила внимание министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут, побывавшая на минувшей неделе в Казани. Она отметила, что селекция является одним из ключевых направлений в рамках готовящегося нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», что сейчас «селекционеры-семеноводы поднимают голову» и что важно не просто создать свои гибриды и сорта, а «сформировать слой людей с мозгом», «которые что-то придумают, что-то разовьют».

Что для этого собираются сделать в Татарстане? В перечне мероприятий стратегии-2030 записано создание центров геномной селекции растений и животных, центра инженерных разработок в сфере биотехнологий, парка аквабиотехнологий, лаборатории искусственного воспроизводства рыб и аквапоники и даже создание стартап-студий, обеспечивающих запуск инновационных проектов в сфере агропромышленного комплекса республики. Планируется также разработать программу развития органического сельского хозяйства в РТ до 2030 года. Большая роль в этой работе отводится новому агробиотехнопарку, открытому в минувшую пятницу с участием все той же Лут и раиса Татарстана Рустама Минниханова.

Оксана Лут и Рустам Минниханов открыли агробиотехнопарк в Татарстане

Повышение рентабельности производства, увеличение господдержки и частных инвестиций

Задача №4 — обеспечение агропромышленного комплекса РТ квалифицированными кадрами. Одна из ключевых проблем на сегодня. Около 70% опрошенных создателями стратегии сельхозпроизводителей в республике испытывают дефицит квалифицированных кадров. Потребность в кадрах для отраслей растениеводства составляла 800 человек, животноводства — 778.

Потребность в кадрах для отраслей растениеводства составляла 800 человек, животноводства — 778 человек Потребность в кадрах для отраслей растениеводства составляла 800 человек, животноводства — 778 Фото: «БИЗНЕС Online»

Проблем в сфере агрообразования немало — это и невысокий процент закрепляемости выпускников агровузов на предприятиях АПК — порядка 65%, сообщал ректор Казанского государственного аграрного университета Айрат Валиев. Необходимо также работать над усилением научной деятельности в агровузах, на что ранее пенял раис РТ, усиливать сотрудничество с агропредприятиями, чтобы готовить специалистов под потребности отрасли, а не пополнять бесконечно частные ветеринарные клиники Казани.

Вероятно, воплощать все это в жизнь предстоит уже объединенному аграрному вузу. Как ранее стало известно «БИЗНЕС Online», в Москве сейчас как раз решается вопрос о слиянии трех вузов, подведомственных минсельхозу России, — Казанского государственного аграрного университета, Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Баумана и Института переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКА).

«Задача не в том, чтобы сократить расходы на ректоров!»: в Татарстане создадут аграрный мегавуз?

Задача №5 — финансы и страхование. Судя по стратегии, меры господдержки отрасли из федерального и республиканского бюджетов с 13,7 млрд в 2024 году должны поступательно вырасти до 32,8 млрд рублей в 2030-м, уровень инвестиций в АПК Татарстана — повыситься до 87 млрд рублей в год (к примеру, в 2022-м было инвестировано 57,3 млрд рублей), уровень рентабельности в сельском хозяйстве к 2030-му — вырасти до 20%.

Реально ли почти трое увеличить бюджетное финансирование отрасли при нынешнем состоянии казны — вопрос вопросов (если только в дело не вмешается гиперинфляция). Но без дополнительных усиленных вливаний бесплатных либо относительно дешевых средств задачу по увеличению рентабельности до 20% будет выполнить затруднительно.

Задача по повышению доступности кредитов выглядит нетривиальной — в связи с ростом ключевой ставки летом временно прекратили льготное кредитование сельхозпредприятий, аграрии были вынуждены брать кредиты на общих основаниях — под 25%.

Что касается страхования, то в 2023 году в РТ озимые и яровые культуры были застрахованы на площади 567 тыс. га, или всего 15,7% посевов. Страхование не получает большого распространения в первую очередь потому, что аграриям крайне трудно бывает доказать страховой случай (в случае заморозков или засухи, например).

Из других финансовых «рецептов», которые нам удалось найти в документе, — это внедрение инструментов исламского банкинга в АПК, использование механизма специнвестконтрактов. Но какого-то специального инструментария для аграриев в части партнерских финансов на данный момент на рынке не представлено.

Суммарно фермерские и личные подсобных хозяйств, а также сельхозкооперативы по итогам 2023 года произвели 44,3% в общем объеме валовой сельхозпродукции республики Суммарно фермерские и личные подсобные хозяйства, а также сельхозкооперативы по итогам 2023 года произвели 44,3% в общем объеме валовой сельхозпродукции республики Фото: «БИЗНЕС Online»

«К 2030 году число крестьян не вырастет»

Задача №6 — развитие малых форм хозяйствования и кооперации. В числе непростых задач, которые предстоит решить к 2030 году, — обеспечить рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая КФХ и ЛПХ, до 86,1 тыс. человек (в 2023-м было 56,1 тыс.). Каким образом это будет сделано, в стратегии не объясняется.

Суммарно фермерские и личные подсобные хозяйства, а также сельхозкооперативы по итогам 2023 года произвели 44,3% в общем объеме валовой сельхозпродукции республики. Однако ситуация тревожная — идет депопуляция сельского населения, а также снижение поголовья КРС в фермерских хозяйствах. Уменьшается и количество самих фермерских хозяйств РТ (за 2023 год открылось 38 КФХ, а закрылось 148).

«За 20 лет выбыло из сел и деревень более 102 тысяч жителей от 18 до 58 лет. Если взять, что в среднем в районе проживают 23 тысячи человек, то 4,6 у нас остались вообще пустыми!» — сокрушался президент ассоциации фермеров, крестьянских подворий и СПоК РТ Камияр Байтемиров.

«К 2030 году число крестьян не вырастет. Допустим, вы сами поедете в село работать? Нет. Специалисты в село не едут. Сельхозакадемию завершают, потом остаются в Казани или где-нибудь в других городах», — рассуждает в беседе с «БИЗНЕС Online» глава КФХ Минталип Минеханов. Он считает, «чтобы люди не уезжали, нужно организовать в селах фельдшерско-акушерские пункты, детские сады, школы», чтобы все это было так же доступно, как и в городе.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Еще одно ноу-хау от известного фермера — чтобы руководители-аграрии агитировали людей работать на селе личным примером: «Условно говоря, чтобы сын или дочь любого министра сельского хозяйства организовали фермерское хозяйство и показали пример. Чтобы за границу не уехали, а работали у себя на Родине».

Итак, вот к каким результатам должна прийти отрасль через 6 лет:

— планируется довести индекс производства продукции АПК РТ по целевому сценарию до 124,4% к уровню 2022 года;

— довести долю валовой добавленной стоимости по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота, лесоводство» в валовом региональном продукте Татарстана до 5% (в 2023 году было 4,82%);

— довести объем переработки молока до 100% на мощностях республиканских заводов, в том числе с реализацией проекта по глубокой переработке молока в объеме 500 тыс. т к 2030 году (на сегодняшний день отсутствует);

— реализовать проект по глубокой переработке зерна в объеме до 1 млн тонн (на сегодняшний день отсутствует);

— осуществлять 100-процентный забой и переработку мясной продукции в республике с расширением ассортимента конечной продукции;

— произвести импортозамещение за счет развития проектов по отечественной селекции и генетике в растениеводстве и животноводстве;

— увеличить мощности кормовых центров на 6,6 тыс. тонн;

— увеличить количество рыбоводных хозяйств до 24 единиц (в 2023 году — 14 хозяйств);

— увеличить количество рыбопосадочного материала на 3,5 тыс. тонн;

— довести уровень ежегодного обновления самоходной сельскохозяйственной техники до 10% к 2030 году, прицепной сельскохозяйственной техники — до 6,4%, животноводческого оборудования — до 3,5% (в 2023-м — 5,7%, 6,1% и 3,1% соответственно);

— довести уровень заработной платы в отрасли до 95,3% к республиканскому уровню (в 2023 году — 77,6%);

— довести долю специалистов сельскохозяйственных предприятий, прошедших переподготовку по работе с цифровыми технологиями, до 45% (в 2023 году — 10%);

— довести охват поголовья КРС программами управления стадом и программами управления кормлением у сельскохозяйственных товаропроизводителей до 45% (в 2023 году — 15%);

— довести долю площадей пашни, охваченных программами по ведению учета в растениеводстве у сельскохозяйственных товаропроизводителей, до 50% (нет данных);

— увеличить объем экспорта продукции АПК Татарстана по целевому сценарию до $869 млн в год (в 2023 году — $457,6 млн);

— довести уровень рентабельности в сельском хозяйстве до 20%;

— обеспечить рост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства, до 86,1 тыс. человек (в 2023 году — 56,1 тыс.);

— увеличить объем услуг, оказываемых жителям сельских населенных пунктов, в том числе по заготовительной, производственной и торговой деятельности, до 37,2 млрд рублей (в 2023 году — 22,4 млрд рублей).

***

Что ж, осталось дождаться, в каком именно виде стратегия будет утверждена главой правительства Татарстана. Станет ли она очередным бумажным проектом вроде стратегии-2030, которую приняли в 2015 году, когда никто не мог предвидеть ни коронавируса, ни столь масштабных санкций, ни СВО, или же она будет настольной книгой для каждого агрария, покажет время.