Этой ночью на стадионе «Стад де Франс» в северном пригороде Парижа Сен-Дени прошла церемония закрытия XXXIII летних Олимпийских игр Этой ночью на стадионе «Стад де Франс» в северном пригороде Парижа Сен-Дени прошла церемония закрытия XXXIII летних Олимпийских игр Фото: Panoramic/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Олимпиада завершена

Этой ночью на стадионе «Стад де Франс» в северном пригороде Парижа Сен-Дени прошла церемония закрытия XXXIII летних Олимпийских игр. Соревнования официально завершены. Безусловно, организаторам удалось вписать их в историю. Причем запомнятся Игры даже людям, спортом не особенно увлеченным. Правда, отдельный вопрос — со знаком плюс или минус. Антураж и скандалы вокруг соревнований едва не затмили главную их часть — спортивную составляющую. Но надо признать, что и она не подкачала, есть выдающиеся результаты.

Одним из героев стал кубинский борец с почти созвучным российскому уху именем Михаин Нуньес, который стал пятикратным (!) олимпийским чемпионом и завершил карьеру. «Какое впечатление оставила? Только пятикратный победитель Олимпийских игр. И все», — признался в беседе с «БИЗНЕС Online» трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Александр Карелин. Шведский прыгун с шестом Арманд Дюплантис играючи побил мировой рекорд, исполнив прыжок на 6,25 метра. А вот турнир по боксу запомнится скорее не выдающимися результатами, а двумя скандальными «чемпионками» из Алжира и Тайваня — Иман Хелиф и Линь Юйтин. Обе провалили гендерный тест, но Международный олимпийский комитет (МОК) все равно допустил их до соревнований. Несколько спортсменов на мировом первенстве в Индии пытались выдать себя за женщин, но им помешали генетические тесты, показавшие мужские XY-хромосы в геноме, рассказывал глава Международной ассоциации бокса (IBA) Умар Кремлев.

Одним из героев стал кубинский борец с почти созвучным российскому «уху» именем Михаин Нуньес, который стал пятикратным (!) олимпийским чемпионом и завершил карьеру Одним из героев стал кубинский борец с почти созвучным российскому уху именем Михаин Нуньес, который стал пятикратным (!) олимпийским чемпионом и завершил карьеру Фото: Enrico Calderoni/AFLO / www.globallookpress.com

В итоговом зачете 1-е место на Олимпиаде у США, которые взяли 40 золотых медалей в Париже. Также на счету команды 44 серебряные награды и 42 «бронзы», всего 126 медалей. У ставшего вторым Китая тоже 40 золотых медалей, но они проиграли по количеству «серебра» и общему числу медалей — 91. Замкнула тройку Япония (20 золотых медалей). 4-я — Австралия, а хозяева турнира французы завершили турнир на 5-м месте (18 и 16 золотых медалей соответственно). Лучшим на постсоветском пространстве оказался Узбекистан, у которого 8 золотых, 2 серебряные и 3 бронзовые медали.

В итоговом зачете 1-е место на Олимпиаде у США, которые взяли 40 золотых медалей в Париже. Также на счету команды 44 серебряные награды и 42 «бронзы», всего 126 медалейФото: Enrico Calderoni/AFLO / www.globallookpress.com

У команды нейтральных российских спортсменов лишь одна медаль — «серебро» в парном женском турнире по теннису завоевали Мирра Андреева и Диана Шнайдер. С учетом напряженной геополитической обстановки и отсутствия трансляций на телевидении Игры не вызвали ажиотажа внутри России. Церемонию закрытия, которую накануне можно было посмотреть на одном из каналов в сервисе «VK Видео», единовременно смотрели максимум 4,1 тыс. зрителей. Но после скандального открытия Олимпиады от закрытия тоже ждали чего-то неординарного.

У «команды» нейтральных российских спортсменов лишь одна медаль: серебро в парном женском турнире по теннису завоевали Мирра Андреева и Диана Шнайдер (на фото) У команды нейтральных российских спортсменов лишь одна медаль — «серебро» в парном женском турнире по теннису завоевали Мирра Андреева и Диана Шнайдер (на фото) Фото: Mathias Schulz/dpa / www.globallookpress.com

Как церемония закрытия возмутила еще до начала

Еще до начала церемонии возмущения в сети вызвал официальный постер закрытия, получившей название Records. На нем человек падает к Земле вниз головой. Картинку тут же сравнили с гравюрой французского художника Густава Доре «Падение Люцифера». «Сатана продолжает править бал, и для меня теперь это точно парижская „Дьяволиада“ – 2024, — написал политолог Марат Баширов в своем телеграм-канале „Политджойстик“. — Образ падения с небес на Землю — это описание падения Дьявола, изгнанного Богом из Рая».

«МОК, [президент Франции Эмманюэль] Макрон и [французский миллиардер, президент и CEO группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy] Бернар Арно — „император роскоши“, опять бросают вызов Богу и христианству. Это официальный постер закрытия Олимпийских игр: Люцифер, падающий на Землю, свергнутый Богом с небес, — так это воспринимается сотнями миллионов христиан и мусульман», — отметил политолог Сергей Марков в своем канале «Логика Маркова» и напомнил, что на открытии Олимпиады «тоже были попытки издеваться над христианством». Заместитель управляющего делами Московской патриархии архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) назвал официальный постер закрытия «иконой дьявола».

В самом начале в ложе показали Макрона и президента МОК Томаса Баха, которые жмут друг другу руки В самом начале в ложе показали Макрона и президента МОК Томаса Баха, которые жмут друг другу руки Фото: Jasper Jacobs/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Падение Люцифера, как многие подметили, было проиллюстрировано на закрытии Олимпиады. А началось все электрическим всадником Апокалипсиса и циничной постановкой регицида и декапитации, отсылка к „Ацефалу“ Батайя (с греческого „обезглавленный“, название социологического журнала Жоржа Батая, выходившего во Франции с 1936 по 1939 год,прим. ред.), но в очень специальной интерпретации», — отметил в своем телеграм-канале философ Александр Дугин.

«Невероятное неуважение к христианам!»: скандальное открытие Олимпиады-2024

Нашлись в сети и другие ассоциации. Замысловатые фигуры, из которых состояла сцена, символизировали, вероятно, пять континентов по аналогии с олимпийскими кольцами, но с высоты птичьего полета напоминали и изображение Бастет — богини Древнего Египта. Как подчеркнул телеграм-канал Mash, негативная реакция на церемонию была и в Европе. «Люцифер падает на Землю после изгнания из Рая. Они даже больше не прячутся», — написал один из пользователей. Другой отметил: «Я буду держать детей подальше от экрана». Баширов в своем телеграм-канале заметил, что его читатели увидели в олимпийских кольцах, из которых сложили символ — колеса Сансары.

В отличие от открытия, на этот раз организаторам повезло, дождя не случилось. Серьезных накладок с точки зрения организации не произошло, если не учитывать периодические обрывы заранее записанных роликов, не раскрывшиеся флаги МОК и Франции, попавшего в кадр технического сотрудника, поедавшего лапшу на фоне музыкантов, и некоторую затянутость действа (его признает, например, французское издание Le Figaro). В самом начале в ложе показали Макрона и президента МОК Томаса Баха, которые жмут друг другу руки. Макрон показывает рукой на стадион и заполненные зрительские трибуны, дескать, посмотрите, мы провели.

В отличие от открытия, на этот раз организаторам повезло, дождя не случилось В отличие от открытия, на этот раз организаторам повезло, дождя не случилось Фото: Jasper Jacobs/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Некоторые телеграм-каналы, например популярный «Пул №3» спецкора «Комсомольской правды» Дмитрия Смирнова, поспешили рассказать, что Макрона освистали перед речью на закрытии. Но ошиблись и выдали за вчерашнюю церемонию кадры с чемпионата мира по регби, прошедшего во Франции в 2023 году. «Попался» и телеканал «Царьград», который привел в своем материале публикацию украинского блогера Анатолия Шария с прошлогодним освистыванием Макрона.

Чтобы еще раз показать равенство гендеров, на параде с национальными флагами от каждой страны шли мужчина и женщинаФото: Jasper Jacobs/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Чтобы еще раз показать равенство гендеров, на параде с национальными флагами от каждой страны шли мужчина и женщина. На больших экранах «Стад де Франс» в этот момент показывали надпись We stand and call for peace («Мы призываем к миру»). Олимпийского перемирия не случилось, и даже наоборот: прямо во время церемонии стало известно о пожаре на Запорожской АЭС. Российская и украинская стороны обвинили в произошедшем друг друга.

Стадион погрузился в полный мрак, настраивая публику на мистический лад, перекликающийся с открытием игр. Под крышей возник тот самый золотой человек, спускающийся на землю Стадион погрузился в полный мрак, настраивая публику на мистический лад, перекликающийся с открытием игр. Под крышей возник тот самый золотой человек, спускающийся на землю Фото: IMAGO/www.imago-images.de / www.globallookpress.com

Художественная часть

Что касается художественной части, безусловно, самым интригующим в закрытии Олимпийских игр в Париже было то, в какую метафору решат облачить организаторы главное в мире спортивное событие. Открытие показало, что к модерн-шоу на французский лад не был готов даже сам Запад. И опасения по поводу того, не превратится ли финальное торжество в настоящий бал сатаны, возникли еще задолго до начала церемонии закрытия Игр, в том числе благодаря упомянутому выше постеру. Впрочем, режиссер церемонии Тома Жолли за два дня до закрытия уверял, что причин для того, чтобы корректировать закрытие, нет.

Началась культурная часть церемонии не то что не провокационно, а вовсе тривиально. Открытие ознаменовалось, наверное, самой известной французской песней Sous le ciel de Paris в исполнении хора и певицы Зао Де Сагазан, после чего в преддверии основного действа запустилось стадионное караоке с хитами Emmenez-moi Шарля Азнавура, Free from Desire Галы (которая благодаря простенькому и звучащему припеву стала хитом соревнований), Champs-Elysees Джо Дассена и We Are The Champions Queen — этакий разогрев в предвкушении настоящего шоу.

Золотое «нечто» встретилось с персонажем-ассасином в маске из церемонии открытия и женщиной в латах, поднесшей «кузнечику» флаг Греции, после чего на сцене появилась копия статуи Ники без головы Золотое нечто встретилось с персонажем-ассасином в маске из церемонии открытия и женщиной в латах, поднесшей «кузнечику» флаг Греции, после чего на сцене появилась копия статуи Ники без головы Фото: IMAGO/www.imago-images.de / www.globallookpress.com

И тут, наконец, стадион погрузился в полный мрак, настраивая публику на мистический лад, перекликающийся с открытием игр. Под крышей возник тот самый золотой человек, спускающийся на землю. Но похож он был вовсе не на Люцифера, а скорее на какое-то насекомое с отростками, похожими на светодиодные фотолампы с оптическими волокнами из киосков нулевых годов. Ассоциации у зрителей, вопреки страшным ожиданиям, возникали самые безобидные. А затем началось символическое действо: золотое нечто встретилось с персонажем-ассасином в маске из церемонии открытия и женщиной в латах, поднесшей «кузнечику» флаг Греции, после чего на сцене появилась копия статуи Ники без головы. Разыгрывалась сцена: будто антиутопичное с примесью киберпанка будущее возвращается к истокам, и вот снова изобретение греков объединяет весь мир — платформы-континенты сливаются, с небес спускаются люди в белом и, выполняя акробатические номера в лучших традициях Цирка дю Солей, выстраивают из огромных колец эмблему Олимпийских игр. Параллельно воздушной эпопее звучит Гимн Аполлона в исполнении Алана Роше, играющем на подвешенном рояле, и тенор Бенджамина Бернхайма — с ним уже без неожиданностей.

Вместо долгожданных Red Hot Chili Peppers на сцену стадиона вышли сторожили французской альтернативы из Версаля — «Phoenix» Вместо долгожданных Red Hot Chili Peppers на сцену стадиона вышли старожилы французской альтернативы из Версаля — Phoenix Фото: IMAGO/www.imago-images.de / www.globallookpress.com

Наверняка зрители «Стад де Франс» уже не могли дождаться обещанных хедлайнеров закрытия олимпиады (там тоже не без подвоха, но об этом позже). Однако вместо долгожданных Red Hot Chili Peppers на сцену стадиона вышли старожилы французской альтернативы из Версаля — Phoenix, которых неожиданно, но приятно в неоновом свете сменили Kavinski со своим легендарным Nightcall. В этот момент не хватало только спускающегося на тросах Райана Гослинга, но эта роль была обещана в этот вечер другой голливудской звезде.

Прыжок Тома Круза Прыжок Тома Круза Фото: Alvaro Diaz/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Спустя два часа и несколько официальных речей о «мире во всем мире» началась американская часть. Певица H.E.R. исполнила гимн США — и все взоры направились на крышу стадиона. Там, к облегчению собравшихся, уже готовился прыгать вниз на тросах Том Круз. Оперативно актер пробежал через колонну спортсменов, параллельно успевая делать с некоторыми из них селфи, подбежал к Симоне Байлз, забрал олимпийский флаг, прыгнул на мотоцикл и скрылся. Казалось, что долгожданное явление Круза французам пронеслось за несколько мгновений.


Вот и все, что можно было увидеть на стадионе в Париже. Остальное парижанам и гостям со всего мира пришлось смотреть на экране. Там в предварительно снятом клипе Круз летит в Лос-Анджелес. Высадившись в поле, он монтирует какую-то установку, и, когда камера отдаляется, мы видим на холме знаменитые буквы Hollywood с дополнившими его пятью разноцветными О. На этом, казалось бы, можно было и закончить, но ведь мы еще не услышали тех самых хедлайнеров, обещанных организаторами ОИ в Париже. Только это, кажется, был уже не концерт-закрытие XXXIII игр, а анонс открытия следующих, американских. На побережье солнечного города началась настоящая дискотека, почему-то вызывающая волну ностальгии по беззаботным 2010-м: дравовый лайв песни Can’t Stop группы Red Hot Chili Peppers, лиричная Билли Айлиш и вовсе как родные Snoop Dogg с Dr. Dre, исполняющие Still с танцующей на фоне тверк девушкой в коротких шортах с принтом американского флага. От прежнего налета иносказательной и жутковатой эпопеи в Париже не осталось и следа.

Snoop Dogg с Dr. Dre, исполняющие Still с танцующей на фоне тверк девушкой в коротких шортах с принтом американского флагаФото: Alvaro Diaz/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

И вот, когда уже дикторы думали заканчивать трансляцию, действо вновь перенеслось в сумрачную столицу и под занавес уже совсем без каких-либо сюрпризов, будто для успокоения души гостей певица Yisel исполнила изначально французскую композицию Клода Франсуа, известную как My Way в исполнении Фрэнка Синатры. Доигрывалось оркестровое аутро, с уже погрузившегося во мрак поля стадиона стали тут же расходиться спортсмены, камера отдалялась от стадиона. Будто закончился спектакль, в котором было сказано слишком много. Актеры местами сыграли пошленько, а финал в итоге остался открытым с подмигивающим американским to be continued…

Доигрывало оркестровое «аутро», с уже погрузившегося во мрак поля стадиона стали тут же расходиться спортсмены, камера отдалялась от стадиона Доигрывалось оркестровое аутро, с уже погрузившегося во мрак поля стадиона стали тут же расходиться спортсмены, камера отдалялась от стадиона Фото: Alvaro Diaz/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Мне кажется, в древние времена люди вели себя цивилизованнее, чем сейчас. Была хотя бы культура»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали церемонию закрытия Олимпиады и порассуждали о том, какой след в истории оставят Игры.

Сергей Марков — политолог, общественный деятель, кандидат политических наук, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ:

— Это яркое, эстетически продвинутое зрелище, без сомнения, показало лидерство Франции в атлетической области. Но при этом идеологически оно было выдержано опять в антихристианском духе. Там почему-то какая-то неспортивная составляющая. Большинство так восприняли, что главным героем сделан сатана, черти в аду, и все они что-то там делают. Зачем они (организаторы церемонииприм. ред.) это делают, никому не понятно. Заказчиком идеологически является Макрон и его друг Бернар Арно. Вот, видимо, они являются заказчиками этой атаки на христианство. Зачем это поклонение сатане, не понимают люди, потому что для эстетического выражения есть множество форм. Зачем им такие антихристианские нападки, совершенно непонятно. Может быть, какая-то это секта от власти прорвалась.

Сама Олимпиада — это продолжение чудовищного кризиса мирового спорта. Самое главное, конечно, это позорище с трансгендерами. Все трансгендеры — мужики с женскими паспортами, понятно, что это мошенники, жулики. Когда мужики избивают женщин — это просто чудовищный позор и деградация. Ну и плюс полное доминирование допинга, почти открытое. Спортсмены США, англосаксонских стран (Британии, Канады, Австралии, Новой Зеландии) принимают допинг почти открыто, честно надо сказать, и китайские — тоже. Мы полагаем, все спортсмены на допинге. Там просто механизм такой, в этих англосакских странах, Китае, что они просто принимают те виды допинга, которые еще не успели выявить и поставить в запрещенное. Поэтому формально они чисты, а фактически все на допинге. Спорт высших достижений таким образом превращен в противоположность своей идеи. То есть он не здоровье, а антиздоровье, это шоу-бизнес такой большой.

Поэтому здесь остается пространство для того, чтобы действительно начать некое соревнование нормальных спортсменов. Во всем мире сейчас идет огромное движение здорового образа жизни, спорта. Условно говоря, люди сейчас курят все меньше, пьют все меньше. Сейчас данные пришли по России: впервые потребление алкоголя достигло меньше 8 литров чистого спирта на душу населения в год. Наиболее продвинутые регионы, такие как Москва, — это 5,5 литра. Все видят, что огромное количество спортивных залов, очень много самых разных практик бурно развивается типа йоги, цигуна, тайцзи и прочего. Это одно направление. С другой стороны, ведущее спортивное мероприятие превратилось в некий апофеоз денег и убийства здоровья в виде допинга.

Будет ли наша сборная на следующей летней Олимпиаде? Невозможно предугадать. Здесь же проблема в том, что все понимают: мы ругаем Олимпиаду, наши элиты ругают Олимпиаду, но все понимают, что как только пальчиком поманят, то сразу же прибегут на коленях. Я считаю, мы должны были во время Олимпийских игр объявить о масштабных программах развития массового спорта для здоровья населения. Но, к сожалению, вот это время упущено.


Марат Баширов — политтехнолог, автор телеграм-канала «Политджойстик»:

— Я ее называю на самом деле «Дьяволиадой», поскольку мы с вами видим, что олимпийские стандарты были абсолютно низвержены, особенно на открытии. По моей информации, убрали, кстати сказать, из сценария закрытия определенные сцены, но главные все равно остались — эти символы смерти, бесцветных лиц, намеки на Библию. Поэтому, конечно, эта Олимпиада войдет в историю как такая попытка на самом деле исказить принципы Олимпиады. Хотя спортсмены старались, понятно, и зрителям было интересно, но те сигналы, которые были использованы в представлениях, и то, что происходило в отдельных видах спорта, конечно, вызывают определенные опасения. Особенно в боксе, когда мужчина-трансгендер, который прикидывался женщиной, все свои бои проводил с женщинами. Если трансгендер стал трансгендером, то можно только посмеяться, но здесь это было просто избиение откровенное. Там же одна из венгерских боксерш отказывалась выходить на следующий раунд, потому что она кричала своему тренеру: «Я не могу победить, он мужчина!»

И, конечно, тревожат слова господина Баха, который пока еще возглавляет МОК, что свобода в части определения пола — это нормально. Но это ненормально. Кстати, я напомню, что первоначально Олимпиада была только для мужчин. Лишь потом появились женщины, их уровняли. Тревога, знаете, еще в чем? Скоро будет нормальным бой мужчин, которые не скрывают, что они мужчины против женщин, особенно в индивидуальных видах спорта.

И еще один принцип будет нарушен, когда появятся межстрановые компании. Сейчас же есть страна, есть команда большая или маленькая. А вот следующий шаг, к которому они, конечно, идут, — это создание таких межстрановых команд. И это будет уже совершенно полное уничтожение последних идей, последних опор олимпийского движения.

Будет ли сборная России на Олимпиаде 2028 года в Лос-Анджелесе? Не знаю. Честно говоря, предполагаю, что там шабаш-то будет еще побольше. Потому что жена [президента США Джо] Байдена Джилл Байден летала на открытие и по итогам этой поездки сказала, что таким великолепным было открытие. И это несмотря на то, что все ахнули, когда просто издевались над «Тайной вечерей». Вот эта безобразная совершенно сцена, где еще ребенка задействовали, если смотреть на картинку, то там слева еще ведь и ребенок сидит. Она сказала: «Я даже не знаю, как мы это сможем превзойти». Это значит, что они пойдут по этому же пути. Тем более мы знаем, что Лос-Анджелес — это город, в котором просто процветают наркотики, ЛГБТ* — это норма. Поэтому боюсь, что даже если в какой-то момент вдруг нас пригласят, я бы серьезно подумал, ехать ли туда.

Вообще, нужно создавать новое спортивное движение, которое будет основано на консервативных ценностях, и просто возвращаться к тем стандартам, которые были заложены еще много-много столетий назад.


Иосиф Пригожин — музыкальный продюсер:

— Меня впечатлило открытие Олимпиады настолько, что дальше смотреть уже было невозможно. Потому что считаю, что это лицемерие, двуличие, паскудство по отношению к людям, спортсменам, в том числе нашим, которым не дали выступить под российским флагом. Недобросовестная конкуренция — убрали наших. Наши были бы как минимум в тройке в медальном зачете, может, и первыми. Очень, очень, очень неприятно, что все политизировано. Сведение счетов политическими лидерами перекидывается на простых людей, спортсменов, которые лишены своих достоинств. Полное разочарование.

Вседозволенность, когда одним можно, а другим нельзя — вот что такое демократия. Поэтому смотреть на это зрелище, как мужик-переделкин избивает женщину (боксерша из Алжира Иман Хелиф, которая во время чемпионата мира 2023 года якобы провалила гендерный тест,прим. ред.), неинтересно. Я лучше футбол посмотрю, отдельно посмотрю каждый вид спорта, нежели Олимпиаду. Я посмотрел на эту «Содом и Гоморру» и дальше вообще потерял к этому интерес. Сначала вы должны уважать других, а потом себя. А они позволяют себе делать все что хотят — переворачивать историю, мнения других. Дорвались до каких-то возможностей и стали управлять миром. Правильность, праведность, совесть отсутствуют. Как детям это показывать?

Может, вовсе отказаться от участия в Олимпиаде? Мы не должны отворачиваться от мира, мы должны добиться уважения в мире при любом раскладе, воспитывать общество, помогать людям понимать, что русские, Россия не варвары. В каждом государстве живут люди разных политических взглядов, сословий, и то, что одних уничтожают в пользу других, — неправильно. Мне кажется, в древние времена люди вели себя цивилизованнее, чем сейчас. Была хотя бы культура поведения, работали дипломатические инструменты. Сейчас безумие какое-то, смотришь на это и думаешь: «Что же это такое? Кто-то может это остановить?» Хочется молить Всевышнего, чтобы были наказаны те люди, которые ведут себя таким образом. Даже не знаешь, к кому обратиться в этом раскладе, чтобы твои права не ущемлялись. Именно тех, кто не хочет разделять нетрадиционные ценности в том числе.

Все равно, что выйти на обеденный стол и накакать — все, что было на открытии. Бедные спортсмены купаются в Сене, блюют и никто не осудит их (организаторов — прим. ред.) за это. Обманывают, врут, я просто не понимаю, до каких пор это будет продолжаться. Стараешься как страус засунуть голову в песок и не видеть это. Клянусь, минимальная заинтересованность в просмотре этого дела. Только итоговый результат.


Ильшат Рахимбай — татарский режиссер, сценарист, автор фильма «Микулай»:

— Я отрывочно смотрел церемонию открытия и смотрел пару спорных моментов, связанных с гендерными приколами по боксу, где у участницы из Алжира медаль золотая. А так не следил, честно говоря, у меня вот тут своя «Олимпиада» в огороде. Закрытие тоже не смотрел, но, судя по всему, после вашего звонка я его посмотрю.

Общие впечатления от Олимпиады сложились такие, что как будто бы мир куда-то начинает скатываться. Не совсем понятно куда и не точно, что мы катимся в какую-то светлую сторону. Какой-то образовался такой осадок, что есть разделение мира на две цивилизации, на две или три позиции. И вот этот раскол Олимпиады, которая вроде бы объединяет людей, народы и вообще заменяет вот этот момент состязаний, определяет его на ринге, тут как будто бы цель его чуть уже начинает меняться, что ли. Как и в кинофестивалях. Я могу сказать, что были кинофестивали раньше, которые выявляли художников, какие-то художественные изыскания, открытия. Но как только у этого появляется сила, они начинают становиться такой политической машиной, внедрять какие-то идеи, какие-то смыслы новые, которые кому-то где-то могут понадобиться для чего-то, для управления. И тут Олимпиада для меня лично попахивать вот такой политикой, инструментом, который просто решает какие-то кому-то нужные задачи. И в том плане, конечно, для меня это такое отдаление. Я в принципе никогда не был фанатом таких мероприятий, но вот как только стало понятно, куда это движется, стало немного грустно. 

Недопущение России — это базовая проблема вообще этой Олимпиады, я думаю. В том, что они обозначили свои позиции, что люди, которые там топят за мир, за то, что главным смыслом является как раз-таки не агрессия, а состязание, содружество. И не допускают страну...  Понятно, что они на двух стульях хотят усидеть.  

А что касается ценностей, меня эта тема тоже, честно скажу, триггерит (злит прим. ред.). То, что вот такое искривление происходит. Базой для меня является природа. На все, что уже придумано человеком и в какое искривление уходит, можно всегда смотреть с разных точек зрения. Но если ты начинаешь смотреть с точки зрения природы, ты видишь некие искривления. Поэтому вот эти моменты и попытка не то чтобы просто их заявить или принять внутри где-то спокойно, а начинать это уже активно рекламировать и в глаза тыкать людям… Мне кажется, что это уже чем-то попахивает, не совсем хорошим. Не совсем хорошими, возможно, последствиями. Хотя какая-то часть меня, наверное, воспринимает это как часть реальности, часть природных каких-то процессов, которые неизбежны.

Мы знаем эксперимент «Двадцать пять» с мышками, которые были разделены на две группы. У одной группы не было условий для выживания, а второй группе дали все, что можно было, — еду, кров. И через некоторое время выживающие крысы становились сильнее, умнее, здоровее, выживали, плодились. Группа, у которой были все условия, как у татар говорят, рәхәтлеккә чыдый алмыйча, не смогли смириться вот с этим кайфом. И они все стадии разврата прошли, вплоть до того, что стали есть друг друга. Я уже не говорю, что у них перестали рождаться дети, драки начались. В итоге они просто закончились. И есть теория, говорящая о том, что эта схема подходит и для людей. В принципе, если так присмотреться, становится понятно, что можно эту тенденцию отследить в тех или иных странах, как что происходит. Поэтому этот баланс природный, мне кажется, очень важно сохранять.