Звание «Почетный гражданин Казани» присвоят вице-премьеру России Марату Хуснуллину и управляющему МУП трест «Горводзеленхоз» Розе Заббаровой. С таким предложением выступил Ильсур Метшин — инициативу депутаты поддержали единогласно Фото: Андрей Титов

Новые почетные граждане Казани — Хуснуллин и Заббарова

Сегодняшнее заседание Казанской городской Думы началось с решения присвоить звание «Почетный гражданин Казани» вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину и управляющему МУП «Городской производственный трест водного и зеленого хозяйства „Горводзеленхоз“» Розе Заббаровой. Кандидатуры внес мэр Казани Ильсур Метшин.

Хуснуллин, как отметил градоначальник, несмотря на расстояние, «хранит в своем сердце частичку родного края и оказывает постоянную поддержку проектов», направленных на социально-экономическое развитие Татарстана и Казани. А трудовая деятельность Заббаровой на протяжении уже 40 лет была неразрывно связана с «Горводзеленхозом». Она внесла огромный вклад в благоустройство Казани, развитие ее природно-рекреационного каркаса.

Далее рассмотрели протест прокуратуры РТ на решение Казгордумы, которое касается нормативов градостроительного проектирования. Прокуратура потребовала пересмотреть транспортную доступность для школ. Метшин поручил доработать нормативы.

Прокуратура РТ потребовала пересмотреть транспортную доступность для школ. Мэр поручил доработать нормативыФото: Андрей Титов

«Мы в курсе этого вопроса. Наш город одним из первых разработал и утвердил план в соответствии с новыми нормами градостроительного законодательства… Пожалуй, ни один из городов, помимо двух столиц, не может похвастаться таким количеством и темпами строительства школ и детсадов. Мы также одними из первых разработали местные нормативы градостроительного проектирования с учетом современных реалий. Жизнь не стоит на месте — мы подготовили соответствующие изменения в генплан города, ждем утверждения в ближайшие дни. Скоро они будут представлены на утверждение», — отметил мэр.

Эффекта от транспортной реформы 2006–2007 годов хватило почти на 20 лет. Сегодня запас прочности закончился Фото: «БИЗНЕС Online»

«Транспорту необходимы поддержка и внимание»

Но главной темой заседания стал общественный транспорт и его состояние. Им регулярно пользуется более трети жителей Казани, в будни совершается около 750 тыс. поездок, начал свой доклад замруководителя исполкома столицы РТ Ильдар Шакиров. «Его востребованность не вызывает никаких сомнений, однако, несмотря на все наши усилия, кризисные явления в этой сфере нарастают», — обозначил он.

Шакиров напомнил о транспортной реформе 2006–2007 годов, эффекта от которой хватило почти на 20 лет. Сегодня запас прочности закончился — «транспорту необходимы поддержка и внимание». Он подтвердил это говорящими цифрами: на городских маршрутах работают 9 транспортных предприятий, 6 частных перевозчиков обанкротились за последние пять лет. Сейчас в городе действует 56 автобусных маршрутов, на которых работают 606 автобусов, 9 трамвайных (87 трамваев) и 10 троллейбусных маршрутов (136 троллейбусов), одна линия метрополитена.


В 2023 году городской транспорт перевез свыше 231 млн пассажиров. Это на 5% больше показателя 2022-го, однако пассажиропоток до сих пор ниже допандемийного уровня 2019-го. «Снижение пассажиропотока, рост цен на запчасти, дизельное и газовое топливо, значительный дефицит водительских и кондукторских кадров, инфляция и недополученные в полном объеме средства за перевозку льготников оказали негативное влияние на качество пассажирских перевозок общественным транспортом», — указал Шакиров. Сегодня, по его словам, выпуск подвижного состава на линию составляет всего 76% по автобусам и 95% по электротранспорту. Неудивительно, что с 2020 года количество обращений граждан по теме транспорта «значительно возросло».

«Водители повально увольняются»: общественный транспорт Казани не спасут даже новые автобусы

Дальнейшее развитие невозможно без решения накопившихся проблем. Одна из главных — острый дефицит водительских кадров.

  • В Казани не хватает 678 водителей и 621 кондуктора. Из-за неукомплектованности водители работают с переработками — при норме 160 часов трудятся около 220.
  • Средняя зарплата водителей муниципальных предприятий (с переработками) составляет 110 тыс. рублей, на трамваях − 78 тыс., на троллейбусах — 84 тыс. рублей. Для сравнения: зарплата водителей такси и грузовиков — 200–250 тыс. рублей в месяц.

Для повышения привлекательности труда водителей раису РТ предложили включить водителей общественного транспорта в перечень участников программы социальной ипотеки РТ.

Еще одним решением могло бы стать включение в программы среднего специального образования целевого обучения водителей на категории С и D. Сейчас даже в Казанском автотранспортном техникуме готовят водителей только на категории B и С по заказу ДОСААФ.

Шакиров рассказал о том, что в Челябинске для привлечения водителей используют мотивационные выплаты в размере 500 тыс. рублей. Правда, есть условие: водитель должен отработать на транспортных предприятиях два года без ДТП. В Нижнем Новгороде увеличили уровень заработной платы водителей автобусов до 135 тыс. рублей.

Проблема нехватки кондукторов частично решается внедрением бескондукторной системы оплаты проезда. Сейчас она внедрена на наземном электротранспорте. Следующий этап — отказ от кондукторов на всем подвижном составе автобусного парка. А для эффективной реализации предложено поднять штрафы за безбилетный проезд. Т. е. взимать с зайцев не 300 рублей, а 2,5 тысячи.

Шакиров отметил, что из 606 автобусов обновить нужно 207, потому что большая часть из них аж 2012 года выпуска. При этом в этом году планируется купить 157 автобусов «Нефаз» по договорам лизинга с АО «ГТЛК». По той же схеме закупят 39 троллейбуса Минского автомобильного завода Шакиров отметил, что из 606 автобусов обновить нужно 207, потому что бо́льшая часть из них аж 2012 года выпуска. При этом в 2024-м планируется купить 157 автобусов «НЕФАЗ» по договорам лизинга с АО «ГТЛК». По той же схеме закупят 39 троллейбусов Минского автомобильного завода Фото: Андрей Титов

«В большинстве своем мы стоим в пробках на этих [новых] дорогах»

Второй комплекс проблем связан с техническим состоянием подвижного состава и инфраструктуры электротранспорта, продолжил Шакиров. Например, из 606 автобусов обновить нужно 207, потому что бо́льшая часть из них аж 2012 года выпуска. В 2024-м планируется купить 157 автобусов «НЕФАЗ» по договорам лизинга с АО «ГТЛК». По той же схеме закупят 39 троллейбусов Минского автомобильного завода.

Отдельного внимания требует инфраструктура наземного электрического транспорта. Из 132 км трамвайных путей 70 км «с предельным износом». На капитальный ремонт нужно порядка 5 млрд рублей. Уже подготовлен проект долгосрочной программы модернизации. «На сегодняшний день решение по ней не принято, но мы очень надеемся, что оно будет найдено», — добавил Шакиров.

Третий комплекс проблем — недостаточное финансирование отрасли и оплата транспортной работы не в полном объеме. Шакиров привел опыт других городов. В Перми, где работают по брутто-контрактам, на поддержку общественного транспорта в 2023 году выделили 6,6 млрд рублей, из которых только часть покрылась билетной выручкой. В Архангельске действуют нетто-контракты, когда компенсируется разница между нормативными затратами и билетной выручкой, там сумма компенсаций составила 700 миллионов.

«Каждая третья-четвертая поездка будет с пересадкой»: как в Казани перекроили маршруты автобусов

«Наши перевозчики о такой поддержке пока, к сожалению, продолжают только мечтать», — с сожалением заметил замруководителя исполкома.

Разница с дорожным строительством разительная. Объем инвестиций в дорожное строительство в Казани за последние пять лет составил 84 млрд рублей, тогда как субсидии на общественный транспорт только 8 миллиардов. Замглавы исполкома Казани подчеркнул, что в городах, которые эффективно борются с пробками (Москва и Санкт-Петербург), ситуация обратная — там превалируют субсидии в общественный транспорт. «Наверное, мой коллега Игорь Владимирович [Куляжев] может обидеться на меня за эти слова и скажет, что я тоже езжу по этим новым и хорошим дорогам. Но мы, уважаемые коллеги, должны признаться, что в большинстве своем стоим в пробках на этих [новых] дорогах», — сказал Шакиров.

Пока решение проблем начали с частичной оптимизации маршрутной сети. Это позволило сократить на 60 единиц выпуск подвижного состава и уменьшить дефицит кадров на 120 водителей, вместе с тем для пассажиров увеличилась пересадочность.

Повышение тарифов или снижение количества рейсов приведет к социальной напряженности, а регулярные переработки водителей — это прямая угроза безопасности дорожного движенияФото: «БИЗНЕС Online»

«Ничто так не стимулирует использовать общественный транспорт в Москве, как платная парковка»

О недостаточном внимании властей к развитию работы транспорта общего пользования говорил независимый эксперт — директор центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александр Чеботарев.

Он прямо сказал, что окупаемость перевозок — это утопия. По его словам, повышение тарифов или снижение количества рейсов приведет к социальной напряженности, а регулярные переработки водителей — это прямая угроза безопасности дорожного движения.

«Представьте [что будет, если] сейчас поднять тариф до 60 рублей. Что это будет? Будет социальный взрыв! Вот, собственно, и все», — говорил Чеботарев.

Необходимо дополнительное финансирование общественного транспорта.

Он привел убедительный пример. С 2016 по 2021 год общая стоимость муниципальных и государственных контрактов в Пермском крае составила порядка 40 млрд рублей, а в Татарстане — на уровне 700 миллионов.

А что делать? В первую очередь, как отметил Чеботарев, нужно сместить внимание с дорожного строительства на общественный транспорт. Проще говоря, автобусы важны не менее дорог. Выходом из ситуации могли бы стать и брутто-контракты. Но здесь важно достичь баланса между государством, бизнесом и требованиями пользователей.

Следует, по его мнению, оптимизировать и тарифное меню — предусмотреть пересадочные тарифы, дополнительные льготные категории. В то же время необходимо повысить штрафы за безбилетный проезд (который в разы ниже, чем в других городах), более внимательно следить за водителями, которые ездят по автобусным полосам, расширять зону платной парковки и повышать плату за нее. «Ничего так не стимулирует использовать общественный транспорт в Москве, как платная парковка в центре. Реально дорого платить!» — отметил эксперт.

Фарит Ханифов в общих чертах описал развитие транспортной отрасли не только в Казани, но и в целом в Татарстане. При этом отметил, Казанская агломерация — самая сложная Фарит Ханифов в общих чертах описал развитие транспортной отрасли не только в Казани, но и в целом в Татарстане. При этом отметил, что Казанская агломерация — самая сложная Фото: Андрей Титов

«Целое поколение выросло, которое не помнит «газелек»

Завершил цикл выступлений по транспортной теме глава миндортранса РТ Фарит Ханифов. Он в общих чертах описал развитие отрасли не только в Казани, но и в целом в Татарстане. При этом отметил, что Казанская агломерация — самая сложная.

Что касается железнодорожного транспорта, то Казанская агломерация обслуживается 53 единицами подвижного состава. В ближайшую пятилетку планируют заменить 16. Пассажиропоток стабильно растет, а в городе появляются новые остановки и перроны. Например, в направлении вокзал Казань-1 – аэропорт планируется реконструировать ряд перронов — Госархив, Тихорецкая. Именно в этих направлениях будет строиться жилье. А в аэропорту строится новый перрон, его введут к саммиту БРИКС, напомнил министр.

Проблемы — удорожание стоимости подвижного состава и запчастей (намного опережающее рост инфляции), высокий износ, дефицит кадров и субъективность формирования данных для субсидирования — можно было бы решить регулированием предельной стоимости подвижного состава или увеличением конкуренции, соблюдением графика обновления, стимулированием водителей, а также автоматизацией, предложил министр.

«Целое поколение выросло в Казани, которое не помнит ни „газелек“, ни пазиков, ни перебитых… Транспортом его даже не назовешь. Тем не менее цифры вещь упрямая, и выступающие коллеги показывают нам лучшие российские практики», — вернулся к теме городского транспорта Метшин. Он вспомнил, как в 2007 году получал из рук тогдашнего министра транспорта РФ Игоря Левитина награды за реализованную транспортную реформу. А количество обращений от граждан по этой теме ушло из первой десятки.

Метшин привел аналогию с коммунальными сетями — заложенная в Советском Союзе прочность исчерпала себя. Поэтому, к слову, исполком с воодушевлением воспринял новость о скором запуске программы по модернизации сетей, аналогичную программе «Наш двор». Теперь решения вопроса общественного транспорта ждет как минимум половина населения города.