Большую часть своей площадки на празднике «Я выбираю небо!» КВЗ отдали детворе Большую часть своей площадки на празднике «Я выбираю небо!» КВЗ отдали детворе

Внимание к каждому

Может ли ребенок собрать вертолет? «Почему нет?» — решили на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) и большую часть своей площадки на празднике «Я выбираю небо!» отдали детворе. Мальчишки и девчонки с азартом собирали несущие винты, разбирались в хитростях сборки секций планера, учились выполнять простейшие операции рабочими инструментами, красили фюзеляжи. Да, пока это не настоящие машины, но история показывает, что рисование в школьной тетради самолетиков нередко начало пути к «взрослым» самолетам — уже в конструкторском бюро, цехе авиазавода или на аэродроме. Главное — забросить в детскую душу зерно интереса и суметь прорастить его.

Детишкам помогали ребята в форменных куртках со стилизованным значком вертолета и буквами П, У, Ц — сотрудники и ученики производственно-учебного центра КВЗ. Впрочем, этих юношей и девушек еще самих надо чутко поддерживать — направлять, не давать отчаиваться из-за неудач (а кто сказал, что их не будет?), вовремя похвалить.

Детишкам помогали ребята в форменных куртках со стилизованным значком вертолета и буквами «ПУЦ» — сотрудники и ученики производственно-учебного центра КВЗ Детишкам помогали ребята в форменных куртках со стилизованным значком вертолета и буквами П, У, Ц — сотрудники и ученики производственно-учебного центра КВЗ

«Раньше человек устраивался рабочим на завод и его сразу брали в цех — достаточно сложно для новичка, хотя ему и назначали наставника, — рассказывает руководитель ПУЦ Марина Финохина. — Теперь все новые рабочие будут проходить через наш центр. Мы не просто обучаем рабочей профессии, но и сопровождаем ученика на протяжении всего обучения: смотрим, как он адаптируется, следим за тем, чтобы ребята были загружены работой и получали достойную зарплату. Если у новичка что-то не получается на одном участке (ну не всем дано стать токарем!), переводим его на другой — пусть попробует себя в роли слесаря механосборочных работ, оператора станков с программным управлением. То есть главные наши принципы — внимание к каждому и личностный подход. У всех свои способности и таланты. Наша задача — разглядеть их и найти им применение. Хотим добиться, чтобы отсев из нашего центра был нулевым». Возможно ли такое? Научить можно любого, уверена руководитель центра.

Завод полностью выполняет план по выпуску своей основной продукции — вертолетов Ми-8/17 Завод полностью выполняет план по выпуску своей основной продукции — вертолетов Ми-8/17

Но успех достижим только при определенных условиях. Первый фактор — грамотные педагоги и наставники. И дело не только в познаниях и навыках взрослых. «Ребята очень ценят внимание, — говорит Финохина. — Вот посмотрите у меня в мессенджере группы учащихся. Один пишет: „Сегодня выходим на 6 часов“. Это они в выходной идут работать в цех. Мастер отвечает: „Ребята, вы такие молодцы, гордимся вами“. Мальчишки и девчонки понимают, что они нужны».

Марина Финохина: «Мы не просто обучаем рабочей профессии, но и сопровождаем ученика на протяжении всего обучения: смотрим, как он адаптируется, следим за тем, чтобы ребята были загружены работой и получали достойную зарплату»

Второй фактор — оплата труда. На что может рассчитывать пришедший на КВЗ? Тут ответ короткий: если человек не ленивый, то 100 тыс. рублей — это минимум. Плюс с учетом загрузки завода большие перспективы для карьерного и, соответственно, зарплатного роста.

Третий фактор — настоящее и будущее КВЗ. Завод полностью выполняет план по выпуску своей основной продукции — вертолетов Ми-8/17. Началось серийное производство Ми-38, две машины уже проходят лидерную эксплуатацию. В ближайшем будущем мы увидим обновленный, импортозамещенный «Ансат». Такого модельного ряда нет ни на одном другом заводе. Добавим, что спрос на вертолеты цикличен (это обусловлено их значительным сроком службы), и сегодня начинается очередной подъем.

В ближайшем будущем мы увидим обновленный, импортозамещенный «Ансат» В ближайшем будущем мы увидим обновленный, импортозамещенный «Ансат»

Чему научат в ПУЦ

Это, без преувеличения, новый принцип подготовки авиастроителей. Судите сами.

Что он из себя представляет. Огромное современное здание. 15 производственных участков, 12 лабораторий и 21 учебный класс. Обучение — на настоящих универсальных станках и пятикоординатных обрабатывающих центрах (сегодня они проходят пусконаладку). Аудитории и лаборатории оснащены современным лабораторным и учебным оборудованием, компьютерной техникой. В числе натурных пособий — Ми-8 и «Ансат». В планах — кружки допобразования для детей сотрудников КВЗ.

Чему учат. Образовательные программы — по 8 направлениям (обработка металлов резанием, производство летательных аппаратов, мехатроника, сборка изделий из стеклопластика и т. д.) и 38 профессиям. Каждый ученик может освоить от 1 до 6 профессий, при этом срок обучения варьируется от 6 месяцев (столько уходит на освоение одной профессии) до 2 лет.

Артур Беляев, ведущий инженер по эксплуатации  эксплуатационно-ремонтного отдела. Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени

Самые востребованные профессии: токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, оператор станков с программным управлением, шлифовщик, сборщик-клепальщик, монтажник электрооборудования летательных аппаратов, маляр, наладчик станков с программным управлением, контролер слесарных и станочных работ.

Константин Кузнецов, инженер по эксплуатации  эксплуатационно-ремонтного отдела. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Кто может поступить. Здесь несколько направлений. Первое — учащиеся колледжей, заключившие с КВЗ договор о целевом обучении. Попасть в ПУЦ могут студенты с хорошей и отличной успеваемостью (первым будут платить 10 тыс. рублей стипендии, вторым — 15 тыс.). Уже на первом курсе начинается производственная практика. Если готов совмещать работу и учебу, устраиваешься на завод учеником (например, токаря) и дополнительно к стипендии целевика получаешь 45 тысяч. После сдачи на разряд при желании тут же можно начать работать, т. е. получать еще и зарплату. «Есть ребята, которые уже 100 тысяч зарабатывают, — говорит Финохина. — Тем, кто себя проявил, предлагают стать технологом. Есть студент, который на третьем курсе стал мастером производственного участка, руководит рабочими».

Примерно по такому же принципу в ПУЦ берут студентов КНИТУ-КАИ. Они с первого курса будут получать на КВЗ рабочую профессию, занимаясь в ПУЦ один раз в неделю. Это правильно: если претендуешь стать руководителем, начни с рабочего. А с третьего курса ребята могут начать заниматься в студенческом конструкторском бюро, которое создано в ПУЦ.


Что еще важно: окончившим ПУЦ студентам колледжей существенно облегчается поступление в КНИТУ-КАИ (если возникнет такое желание). Это то же заочное обучение, но если у обычного бакалавра оно длится 5 лет, то после ПУЦ — упрощенная 3,5-годичная программа.

Второе направление — все желающие работать в производстве. Критерии набора: основное общее (и выше) образование и отсутствие медицинских противопоказаний по выбранной профессии. Кроме того, претендентам необходимо пройти тест на профпригодность, который позволит наставникам понять, может ли человек работать руками, способен ли он научиться основам профессии. По окончании обучения в ПУЦ, имея несколько рабочих профессий, выпускник может продолжить образование в профильном колледже или вузе на заочном отделении.

Третье — подготовка и переподготовка действующего персонала предприятия. Именно на территории ПУЦ работники КВЗ теперь будут осваивать смежные профессии, проходить подготовку в рамках обязательных видов обучения.

Для кого. Все отучившиеся в ПУЦ обязаны отработать на КВЗ минимум три года, иначе придется компенсировать предприятию затраты на обучение. Первый набор сформирован в 2023 году из числа студентов Казанского авиационно-технического колледжа им. П.В. Дементьева и работников КВЗ. Многие из них уже прошли обучение и получили первую рабочую профессию. Отметим, что набор учеников в ПУЦ идет фактически круглогодично.

Дорога только начинается

Важно, что деятельность ПУЦ уже вышла за рамки КВЗ. В этом году был подписан первый договор на обучение работников для другого предприятия, в Нижнем Новгороде. «Наши преподаватели обучали там без отрыва от производства группу слесарей и электромонтажников, — рассказывает Финохина. — Отзывы замечательные. Поверьте, квалифицированных преподавателей в производстве во все времена были на вес золота». А на празднике «Я выбираю небо» КВЗ подписал соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров с Казанским авиационным заводом им. С.П. Горбунова — филиалом АО «Туполев». Предполагается, что его примеру последует еще ряд предприятий «Ростеха».

Но важно понимать, что ПУЦ — это не просто современная модель обучения рабочих для КВЗ и других заводов, а начало перестройки всей татарстанской системы подготовки работников для авиапрома. Если угодно, мы наблюдаем старт воссоздания классической иерархической лестницы — последовательного пути от рабочего до генерального директора, и реализацию идеи непрерывного роста профессионального мастерства.

Что в итоге? На «Я выбираю небо!» эффектно продемонстрировали летчики КВЗ. «Ансат» под их управлением демонстрировал чудеса воздушной акробатики, вызывая восхищенные возгласы собравшихся.

И, конечно, пример для раздумывающих о будущем юношей и девушек — работники завода. На празднике наградили двоих из них. Сотрудник эксплуатационно-ремонтного отдела Артур Беляев пришел на КВЗ простым авиатехником, сегодня спустя всего 10 лет — ведущий инженер по эксплуатации. Ему вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Его коллега Константин Кузнецов удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени: «Я пришел на КВЗ после КАИ и уже объездил чуть ли не полмира: почти всю Африку, многие страны Юго-Восточной Азии, Индию». Наглядное подтверждение возможностей карьерного роста и размаха деятельности Казанского вертолетного завода.