Неизменным был солд-аут, по крайней мере на самый первый концерт, ну и сам исполнитель Неизменным был солдаут, по крайней мере на самый первый концерт, ну и сам исполнитель

«Музыкальный театр — это утопия»

О том, что в театре им. Камала стартует новый августовский, уже 36-й цикл концертов народного артиста РТ и РБ Салавата Фатхетдинова, напоминает лишь скромный аншлаг на фасаде главного татарского храма Мельпомены. Видимо, устроители запомнили уроки прошлого года, когда огромную афишу сдул ураган.

Зато привычным был аншлаг, во всяком случае на самом первом концерте. Что касается репертуара, то он у Салавата-абыя состоял так же, как и в 2023-м, только из известных композиций. Почему решили руководствоваться принципом, что все новое — это хорошо забытое старое? Может, из-за отсутствия новых достойных произведений?

Правая рука певца номер один татарской эстрады, его композитор и аккомпаниатор Альфред Якшимбетов, с таким тезисом не согласился. «Это ближе к народу, люди в зале радуются, подпевают, многие артисты так делают, — напомнил нашему корреспонденту Якшимбетов. — Салават Закиевич в прошлом году перешел к такому формату. Мы и у людей спрашивали, все говорят, что так лучше, они ведь приходят слушать знакомые песни. Хотя разные люди есть, некоторые говорят: мол, мы это и в записи можем слушать, пусть всегда будут новые композиции. Но всем не угодишь, в основном просят знакомые песни, а когда зрительный зал поет, то и нам приятно».

Тем временем, зал заполнялся зрителями, среди которых были, что называется, и стар, и млад Тем временем зал заполнялся зрителями, среди которых были, что называется, и стар и млад

Исключением стало, пожалуй, выступление на концерте еще одного исполнителя Фирзара Муртазина. «Я привез сюда не только свои популярные песни, но и одну совершенно новую, называется „Югалтмыйк дусларны ашыгып“», — сказал он «БИЗНЕС Online».

Сам Салават все еще репетировал перед концертом и давал указания: «Сегодня же 1 августа, значит, день рождения Роберта Миннуллина, ставим его песню». Появлению за кулисами прессы мэтр татарской эстрады не слишком обрадовался, впрочем, это объяснимо: артист всегда признается, что первый концерт — самый важный, при этом никто не знает, как все пойдет.

Но несколько слов Фатхетдинов все же любезно согласился сказать. Что же он думает о возможной смене площадки для своей традиционной августовской серии концертов, если в этом здании появится новый музыкальный театр, а у его будущих руководителей будут свои планы на площадку?


«Я ничего не думаю, к нашим словам не прислушиваются. Театра не будет, здание будет, но театра не будет. Музыкальный театр — это утопия, но здесь готовое место для филармонии», — считает Салават Закиевич. «Есть здание Татарской филармонии, есть „УНИКС“, куда пустят — туда и пойдем, — говорит он о перспективах смены дислокации. — А что делать, если там еще лучше будет? Лишь бы не пропало здание [нынешнего театра имени Камала] — это самое главное, тут должно быть место, которое служит народу. Кто меня любит, тот за мной пойдет, где я, там и они. Людей ведь не загонишь на концерт и не выгонишь их оттуда. Насильно мил не будешь».

А директор театра им. Камала Ильфир Якупов посоветовал «БИЗНЕС Online» не спешить с выводами насчет 37-го сезона Салавата, а по поводу скорого переезда камаловцев в новое строящееся здание на Кабане философски заметил: «В нашем мире много чего должны сделать».

Спев первую композицию Салават благодарил своих зрителей за, что они пришли послушать его и честно признался — он очень сильно волнуется Спев первую композицию, Салават поблагодарил своих зрителей за то, что они пришли послушать его, и честно признался: он очень сильно волнуется

«У женщин рот как старые «Жигули», пока не пнешь дверь — она не закроется»

Выйдя к заполненному зрительному залу, где, впрочем, мы не заметили VIP-публику, Салават спел первую композицию, поблагодарил своих зрителей за то, что они пришли, и признался, что очень сильно волнуется. «1 августа для меня — как первая брачная ночь у молодоженов: очень волнительно», — сказал он, и это была одна из самых безобидных шуток мэтра в этот вечер.

«Это у нас 36-й сезон, я очень рад с вами встретиться, концерты будут идти 20 дней, — сообщил Фатхетдинов. — Сегодня я подсчитал, мне 64 года — 36-й сезон, если еще столько сезонов спою, то мне исполнится 100 лет, Алла бирса. Всех приглашаю на [юбилейный] концерт».

Фатхетдинов представил свой коллектив, особо много говорил о клавишнике Ниязе Хабибуллине Фатхетдинов представил свой коллектив, особо много говорил о клавишнике Ниязе Хабибуллине

Артист подтвердил, что в программе прозвучат исключительно старые, проверенные временем композиции, так же, как и год назад. После чего напомнил, что в августе-2023 отправил на пенсию бессменного ведущего своих шоу Ядекара Хабибуллина, который, забегая вперед, конечно, никуда не уходил и вскоре появился на сцене. Зато у молодежного центра «Салават» есть теперь и новый ведущий Алмаз Бадретдинов, которого представили публике.

Оказалось, что ему 21 год, он приехал в Казань из Ижевска, учился в театральном училище в классе режиссера Марселя Махмутова. Как рассказал молодой человек корреспонденту «БИЗНЕС Online», он весьма счастлив стоять на сцене рядом с мэтром: «Чувствуется, что у великого человека, легенды татарской эстрады работаешь, очень волнительно». Кстати, с ведущими у Салавата происходит чехарда, в прошлом году одного забрали в армию, второго после театрального училища направили работать в атнинский театр.

Фатхетдинов представил свой коллектив, особо много говорил о клавишнике Ниязе Хабибуллине, сыне Ядекара. Музыкант якобы решил в Год семьи жениться, правда, еще не нашел жену. «Если ты ищешь жену, которая будет молчать, то ты такую не встретишь. У женщин рот как старые „Жигули“, пока не пнешь дверь — она не закроется», — напутствовал юношу Салават-абый. Девушки в зале хохотали в голос, так что у певца не было ни малейшего шанса попасть под «культуру отмены».

Вообще, кажется, если бы Салават пусть и в таком солидном возрасте занялся бы стендапом на татарском языке, а в этой сфере и шутить можно на самые смелые темы и не стесняться в выборе средств выражения, конкурентов у него просто бы не было Вообще, кажется, если бы Салават, пусть и в таком солидном возрасте, занялся стендапом на татарском языке (а в этой сфере и шутить можно на самые смелые темы, и не стесняться в выборе средств выражения), конкурентов у него просто бы не было

Продолжая тему семейных ценностей, Фатхетдинов выдал панегирик в адрес татарок, ведь более скромных женщин, по версии артиста, просто не существует. «Если татарин берет замуж татарку, то ему повезло: сыт, чист, в доме уют. Если женишься не на татарке — пиши пропало, будешь питаться из доставки, вечная ураза тебе обеспечена», — размышлял он о тонкостях «домостроя».

Певец номер один татарской эстрады также намекнул и на тему мужских измен, рассказав анекдот. У одного шейха было 364 жены, с каждой из которых он проводил одну ночь в году. Пришедший к многоженцу журналист спрашивает: а почему одна ночь осталась незаполненной? На что шейх ответил: «Чтобы хоть раз в год сходить налево».

Вообще, кажется, если бы Салават, пусть и в таком солидном возрасте, занялся стендапом на татарском языке (а в этой сфере и шутить можно на самые смелые темы, и не стесняться в выборе средств выражения), конкурентов у него просто бы не было.

Кстати, и в этот раз были приколы не только об отношениях полов. Например, народный артист Татарстана и Башкортостана рассказал, что его работник, узбек по национальности, который «по-русски говорит хуже меня», как-то сообщил начальнику, что привез ему «пять шлюх, полный „КАМАЗ“». Как оказалось, речь шла о шелухе для птичьих клеток.

Далее певец сообщил, как будет по-татарски звучать слово «интуиция», оказывается, самый близкий к значению перевод такой: «Алдыңа нәрсә киләсен күтең белән сизәсең». Т. е. дословно: то, что ждет впереди, чувствуешь задницей.

Как и было сказано в кулуарах перед концертом со сцены прозвучала песня на слова Роберта Миннуллина Как и было сказано в кулуарах перед концертом, со сцены прозвучала песня на слова Роберта Миннуллина

Шутки святого человека

Стендап и песни от Салавата сменились выступлениями молодых артистов Рузиля Исмагилова и Алины Давыдовой, которая отплясывала под кряшенскую песню.

Как и было обещано в кулуарах перед концертом, со сцены прозвучала песня на слова Роберта Миннуллина. Фатхетдинов сказал, что очень уважал поэта, своего земляка, который был человеком не только чрезвычайно талантливым, но и скромным, порядочным, а каждое его произведение является шедевром. На суд зрителей была представлена трогательная композиция «Әнкәмнең догалары» («Мамина молитва»), вызвавшая слезы в зрительном зале.

А Салават Закиевич продолжал шутить, на этот раз о том, что происходит за кулисами концертных выступлений. Коллегу, певца Вадима Захарова, он назвал «одним из святых людей на земле» и самым большим артистом татарской эстрады, с самым большим сердцем и широкой душой, а также весом в 120 килограммов. И рассказал историю.

«На одно из совместных выступлений я взял с собой две банки морса, сейчас я пью без сахара, сладкое мне запретили, — начал юмореску Салават-абый. — Вадим попросил у меня одну банку, пока ее пил, появился Филюс Кагиров, попросил у Вадима. Тот не дает, говорит, что ему Салават-абый дал, попроси, мол, у него. А меня рядом не было. На полном серьезе они начали препираться — „дай – не дам“. Филюс видит, что морса все меньше и меньше, и говорит: „Вадим, будь человеком, дай сделать один глоток“. Тот говорит: „На, бери“. И перекрестил банку. Филюс сразу ушел». На основе этого герой вечера сделал вывод, что у Захарова прекрасное чувство юмора.

Ближе к окончанию программы Фатхетдинов, как и в прошлом году, устроил голосование о трех своих наиболее популярных песнях — «Килә, ява», «Уфтанма» и «Салкын чәй». О каждой из них он спрашивал зал, петь или не петь. Нужно ли говорить, что выбрала публика? А финальную «Мин яратам сине, Татарстан» зрители слушали стоя.