Ильсур Хадиуллин: «Выпускников, получивших максимальный результат на ЕГЭ, ждет материальное поощрение от министерства: им будет перечислено денежное вознаграждение с учетом набранного результата: 15, 25, 35 тысяч рублей соответственно» Ильсур Хадиуллин: «Выпускников, получивших максимальный результат на ЕГЭ, ждет материальное поощрение от министерства: им будет перечислено денежное вознаграждение с учетом набранного результата: 15 тысяч, 25 тысяч, 35 тысяч рублей соответственно» Фото: prav.tatarstan.ru

О ЕГЭ: какие предметы выбирали школьники, как сдали экзамены, куда поступили?

Традиционный вторничный брифинг в кабмине РТ сегодня был посвящен результатам выпускных экзаменов в школах Татарстана.

Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин напомнил, что экзаменационная «страда» в этом году отличалась двумя нововведениями федерального уровня. Во-первых, президент России Владимир Путин разрешил школярам пересдавать один ЕГЭ по выбору для улучшения результата. И такая возможность появилась, пересдачу у всех желающих принимали 4 и 5 июля. Второе — введение аттестата с отличием II степени и серебряной медали.

В 2024-м ЕГЭ сдавали 15 842 участника ГИА-11, из них 14 609 выпускников текущего года.

Самый «выбираемый» предмет — профильная математика (50,7% выпускников). На 2-м месте — обществознание (36,4% выпускников), на 3-м — информатика и ИКТ (21,6%).

Средний балл ЕГЭ по русскому языку в республике составил 67,3 (выше среднероссийского более чем на 3 балла), по профильной математике — 71,2 (выше среднероссийского почти на 9 баллов).

Самый большой «отрыв» среднего балла ЕГЭ в Татарстане от общероссийского показателя — по литературе: средний балл в РТ равен 77,9, что на 17 баллов больше, чем по стране. На 2-м месте — химия, средний балл в РТ составил 67,5, что на 11 баллов превышает общероссийский результат. На 3-м — английский язык со средним баллом в регионе в 75,8, что на 10 баллов выше, чем по стране.

1 832 выпускника воспользовались возможностью пересдать экзамен в «путинские» дни, средний балл по итогам пересдачи по большинству предметов повысился.

Татарстан занял 4-е место среди российских регионов по результатам ЕГЭ в 2024 году (рейтинг ТАСС).

1 785 выпускников (12,37%) получили в 2024 году золотую медаль, 1 433 человека (9,93%) — серебряную. Суммарно аттестат с отличием и медаль по итогам обучения получили 3 218 выпускников (22,3%).

Стоит отметить несколько интересных трендов этого года. Например, рост интереса к естественно-научным направлениям. По сравнению с 2023 годом увеличилась доля выпускников, выбравших ЕГЭ по математике профильного уровня (плюс 1,3), химии (плюс 1,2), физике (плюс 0,4), информатике (плюс 0,8), биологии (плюс 0,7). Но по сравнению с 2020-м, например, заметно большое снижение (кроме информатики).

«В текущем году удалось стабилизировать ситуацию и не допустить падения процента выбора школьниками предметов естественно-научного цикла. Хотя прорывом это назвать пока рановато», — сообщил Хадиуллин. Кстати, всего два предмета — обществознание и история — показали снижение интереса: так, в этом году количество учеников, выбравших обществознание, снизилось на 2,3%, историю — на 0,5%.

Еще один тренд — средний балл ЕГЭ по большинству предметов в Татарстане растет: максимальные средние баллы учащиеся демонстрируют по таким предметам, как английский язык, литература, минимальные — по географии, истории и биологии. Исключением в 2024-м стали русский язык, обществознание, информатика — по ним средний балл все так же выше, чем в целом по стране, но ниже, чем годом ранее в Татарстане.

Количество стобалльников в этом году резко выросло до 366, из них — 324 выпускника текущего года, или 348 человеко-экзаменов, 18 выпускников прошлых лет. Для сравнения: в 2023-м стобалльников было 199

Высокобалльникам — подарок от министра

Средний балл, вероятно, «подтянули» и стобалльники: их количество в этом году резко выросло до 366, из них — 324 выпускника текущего года, или 348 человеко-экзаменов, 18 выпускников прошлых лет. Для сравнения: в 2023-м стобалльников было 199.

Кроме того, в этом году в республике есть два 300-балльника — две выпускницы (СОШ №20 Альметьевска и СОШ №18 Казани) набрали максимальное количество баллов по ЕГЭ сразу по трем предметам. Еще 20 школяров получили максимальный балл по двум предметам.

«Выпускников текущего года, получивших максимальный результат на ЕГЭ, ждет материальное поощрение от министерства: им будет перечислено единовременное персональное денежное вознаграждение с учетом набранного результата: 15 тысяч, 25 тысяч, 35 тысяч рублей соответственно, — рассказал Хадиуллин. — Отмечу город Набережные Челны, где и ученикам, набравшим максимальный результат, и педагогам, их подготовившим, дополнительно выплачено вознаграждение из муниципального бюджета. Число муниципалитетов с такими инициативами ежегодно растет».

Из числа стобалльников 175 выпускников поступают в вузы Татарстана, 118 — в Москву, 32 — в Санкт-Петербург. Также умники-татарстанцы едут поступать в Екатеринбург, Ижевск, Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Олу, Самару Фото: prav.tatarstan.ru

11 выпускников не преодолели минимальный порог ЕГЭ сразу по двум предметам

Еще одна особенность этого года — внимание к районам. Министерство раскрыло данные о том, как экзамены сдали в том или ином районе республики. В презентации министра наиболее успешные районы были отмечены в зеленой зоне, районы — «зоны роста» — в желтой, районы с наименьшими показателями остались в красной зоне. Также министр отдельно отметил, что 14 районов республики не подготовили ни одного стобалльника.

«Анализируя результаты, могу еще раз подчеркнуть: мы не рейтингуем наши муниципальные образования, у каждого из них — свои условия и достижения. В целом результаты ГИА выпускников 11-х классов свидетельствуют о системной работе, проведенной школами, муниципальными органами управления образования», — сообщил Хадиуллин.

Однако он отметил, что 11 выпускников из школ Альметьевского, Азнакаевского, Бугульминского, Высокогорского, Елабужского, Менделеевского, Нижнекамского, Сармановского, Тукаевского районов, Казани и Набережных Челнов не преодолели минимальный порог ЕГЭ сразу по двум предметам. Всего минимальный порог ЕГЭ хотя бы по одному предмету в республике не преодолели 53 человека, они попробуют пересдать экзамен в сентябре.

Куда поступают ребята, успешно сдавшие экзамены? Из числа стобалльников 175 выпускников поступают в вузы Татарстана, 118 — в Москву, 32 — в Санкт-Петербург. Также умники-татарстанцы едут поступать в Екатеринбург, Ижевск, Нижний Новгород, Чебоксары, Йошкар-Олу, Самару.

«В числе вузов, которые выбирают наши выпускники, на 1-м месте Казанский федеральный университет (125 человек), на 2-м — Высшая школа экономики в Москве и Петербурге (36), на 3-м — Казанский медицинский университет (25). Среди выбранных направлений, как и в прошлом году, лидируют филология и информационные технологии», — отметил Хадиуллин.

О ГИА и «семейниках»: как «сдались» 9-классники и чем не угодили «семейники»?

Во второй части брифинга министр подвел итоги ОГЭ (экзаменов после 9-го класса). В этом году итоговую аттестацию в Татарстане прошли 43 809 учеников школ Татарстана, окончивших 9 классов (в 2023-м — 40 475). Основной государственный экзамен (ОГЭ) сдавали 43 004 выпускника (в 2023 году — 39 833), экзамены в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ — экзамены для тех, кто не планирует поступать в российские вузы) сдали 805 9-классников (в 2023-м — 642).

Абсолютным лидером как по количеству, так и по общей доле участников стала информатика, часто 10-классники выбирали географию, биологию. Самые высокие результаты по баллам — по физике и биологии с превышением среднереспубликанского значения 2023-го, самая низкая средняя оценка — по обществознанию и химии с понижением среднего балла в сравнении с прошлым годом.

«Результаты по математике и русскому языку остались на прежнем уровне в сравнении с прошлым годом», — кратко резюмировал министр.

Отдельно он остановился на «семейниках» — детях, которые выбрали проходить школьную программу дома. В этом году таких выпускников больше, чем в 2023-м. Так, в 2024 году ОГЭ сдавали 304 таких ребенка (было 196 в 2023-м), ЕГЭ — 246 человек (было 199). Но в ведомстве поспешили успокоить: увеличение данной категории объясняется в том числе участием выпускников колледжей, которые прикрепляются к школам для получения аттестата, детей, ранее не завершивших образование по тем или иным причинам.

«Качество результатов государственной итоговой аттестации экстернов ниже по сравнению со школьниками, которые обучаются в очной форме. Подчеркиваю: ниже!» — высказался министр. Что тревожит ведомство? Общие результаты этой категории выпускников: по словам Хадиуллина, выбор предметов идет не в пользу естественно-научных дисциплин, что еще раз «подчеркивает невозможность изучения предмета, имеющего практическую направленность самостоятельно». Тревожит и то, что только 35% детей выбирают профильную математику и другие необходимые для поступления в вуз предметы.

«Это низкий процент», — беспокоится Хадиуллин. И в довершение всего — низкие баллы по сравнению со среднереспубликанскими значениями, т. е. минимум шансов поступить на бюджет, по мнению министерства.

«Не разобравшись и на слово поверив блогерам, выпускники и их родители начали паниковать»

После этого министр остановился на фейках, которые подрывали в этом году экзаменационную кампанию. Например, об установке камер видеонаблюдения в туалетах, другом программном обеспечении на экзамене по информатике, задержке опубликования результатов экзаменов и многом другом.

«По результатам проверок эта информация не нашла своего подтверждения, но сформировала негативный эффект. К сожалению, некоторые СМИ, вместо того чтобы опровергать данные фейк-сообщения, наоборот, их распространяли», — сетовал министр. Отдельно он остановился на фейковой новости о занижении баллов по ЕГЭ по литературе.

«Не разобравшись и на слово поверив блогерам, выпускники и их родители начали паниковать и возмущаться, нагнетая несуществующую проблему. После того как была завершена перепроверка, ни у кого из участников баллы уменьшены не были, а у 22 детей, наоборот, увеличены. Более того, благодаря перепроверке на одного стобалльника стало больше», — говорил министр.

Подпортили инфлюенсеры жизнь и еще 10 выпускникам, родители которых, наслушавшись блогеров, отказались предоставлять персональные данные своих детей для прохождения экзаменов.

«Итого: 8 участников ОГЭ и 2 участника ЕГЭ отказались участвовать в ГИА. Несмотря на то что родители неоднократно как в индивидуальном порядке, так и через СМИ были предупреждены о негативных последствиях для своих детей, они поступили по советам блогера. Все участники по итогу остались без аттестата, даже выпускники, претендовавшие на аттестат с отличием, и призеры республиканских олимпиад. Один родитель подал в суд и проиграл. Дело рассматривалось в Советском районном суде Казани. Еще раз подчеркну: мы не обсуждаем федеральное законодательство, а осуществляем работу в рамках действующего», — подытожил министр.

О какой ситуации говорил Хадиуллин? Корни уходят еще в начало 2024 года, когда в сети получили распространение сообщения о том, что ОГЭ и ЕГЭ якобы все еще эксперимент. А потому школьники как будто бы не обязаны сдавать эти экзамены, а родители — давать согласие на распространение данных своих детей. Подобные сообщения распространяла экс-кандидат в мэры Москвы, блогер Жанна Горбачева в телеграм-канале «Совет родителей России».  
  
Минобразования Татарстана отреагировало на эти фейки оперативно: еще 16 января министр Хадиуллин напомнил, что школьники из РТ, чьи родители отказались предоставлять их персональные данные для регистрации в федеральной информационной системе государственной итоговой аттестации (в т. ч. ЕГЭ), не смогут попасть на экзамен и получить аттестат. Но, судя по итогам, родители 10 школьников остались глухи к голосу министерства и закона.

«Никто умышленно действующую чувашскую, татарскую, русскую школы не закрывает»

Продолжая тему возможности пересдачи ЕГЭ по одному из предметов, Хадиуллин отметил, что эта мера оправдала себя. Никто из выпускников в Татарстане не ухудшил свой результат, напротив, пять человек довели его до 100 баллов. Правда, некоторые ученики так и не смогли преодолеть порог даже со второй попытки. «В целом поручение президента Российской Федерации оправдало себя, было выполнено в срок и без нарушений», — подчеркнул министр.

Что касается увеличения количества учеников, которые не преодолели минимальный порог по обществознанию, то такая тенденция наблюдается по всей стране, в этом нельзя обвинять учителей. «По всей стране учителя не могут быть слабыми или не заниматься подготовкой детей к ЕГЭ по обществознанию», — подчеркнул Хадиуллин. Сам предмет «очень непростой».

Зачастую обществознание выбирают ученики просто потому, что это нужно для поступления в вуз, но до конца содержанием предмета не овладели. Еще одна причина (скорее более общая) — неумение использовать знания на практике. «Контрольно-измерительные материалы ежегодно меняются. Об этих изменениях наши учителя знают, дети знают, значит, нужно более сильно, упорно и тщательно готовиться не только к ЕГЭ, но и к жизни, чтобы они могли использовать свои знания на практике», — сказал министр.

Обсудили на брифинге и идею отмены ЕГЭ. Напомним, в июне этого года депутаты от фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия — За правду», а также сенатор Елена Афанасьева внесли в Госдуму законопроект об отмене единого государственного экзамена в пользу традиционных экзаменов. Хадиуллин заметил, что пока документ не рассмотрен. А ЕГЭ сегодня — это одна из форм оценки знаний детей, он является выпускным экзаменом в школе и вступительным в вуз.

«ЕГЭ — это хорошо, если ребенок с 1-го по 11-й класс занимается, за ним есть хороший контроль со стороны родителей, методическая помощь со стороны учителей, наставничество, тогда и ЕГЭ просто оценка знаний. Когда мы сдавали экзамены по 5–6 предметам, мы же тоже готовились. То же самое и здесь», — отметил министр.

При этом некоторые семьи наставляют своего ребенка целенаправленно готовиться только по «нужным» предметам. Например, русский язык и математика для аттестата и ряд предметов, которые нужны для поступления в вузы. «[Родители] говорят: „Остальные предметы нам особо не нужны“. Это очень большая ошибка. Если на сегодняшний день ученик и его родители считают, что не нужны история, обществознание, информатика и другие предметы, то завтра, послезавтра, через год или два эти же предметы [могут] пригодиться. Поэтому для получения аттестата необходимо сдать два предмета и получить положительные оценки по всем предметам, которые изучаются в школах», — уговаривал Хадиуллин.

Корреспонденты также поинтересовались решением проблемы преподавания в школах родного языка из-за нехватки преподавателей-предметников. В пример привели село Чувашская Чебоксарка Новошешминского района, где «чуть было не закрыли [чувашскую] школу». «Никто умышленно действующую чувашскую, татарскую, русскую школы не закрывает», — подчеркнул Хадиуллин. Зачастую, отметил он, в селах закрываются или теряют свой статус учебные заведения из-за отсутствия детей.

Министр привел и цифры: в 2021/22 учебном году чувашский язык сдавали 70 выпускников 9-х классов, в позапрошлом — 99 человек, а в этом — 139. «Это неплохой показатель», — оценил он. При этом работа по их привлечению в вузы, а потом и в школы, где они бы могли преподавать родной язык, ведется. «Но, к сожалению, не только по чувашскому, но и по другим родным языкам желающих поступать в наши вузы по этим специальностям не так много», — сказал он.