Патриарх Кирилл лишил сана ездившего в зону СВО татарстанского священника Виталия Беляева. И еще — некоего иерея Игоря Егорова и диакона Алексия Шаманина Патриарх Кирилл лишил сана ездившего в зону СВО татарстанского священника Виталия Беляева, а еще — некоего иерея Игоря Егорова и диакона Алексия Шаманина Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

«Уволили» из церкви

Точку в истории со скандальным батюшкой из Куюков Виталием Беляевым накануне поставил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он утвердил и согласовал ранее принятое церковным судом Казанской епархии решение об извержении из сана татарстанского священника. Причем свою резолюцию глава РПЦ поставил не только в отношении Беляева, но и еще двух местных представителей духовенства.

Кроме Беляева, сана лишили еще некоего иерея Игоря Егорова и диакона Алексия Шаманина. Собеседники «БИЗНЕС Online», близкие к деятельности Татарстанской митрополии, признаются, что уже даже и не помнят этих имен — информации о них и, соответственно, о лишении санов или запретов их служении не озвучивалось. Вместе с тем ранее мелькали данные о том, что иерей Игорь Егоров ранее был настоятелем Александро-Невского храма села Рунга в Буинском районе (сейчас настоятелем храма числится Иван Ткачук), а диакон Шаманин ранее служил помощником Закамского благочинного по молодежной работе, приписан тот был якобы ко одному из храмов Елабуги.

Выражаясь светским языком, это равносильно увольнению с позором сотрудника органов внутренних дел, если бы таковой, конечно, была РПЦ. То есть извержение из сана — это своего рода увольнение из рядов духовных лиц церкви. Лишенный сана священник более не может таковым считаться, и ему запрещается совершать церковные таинства, и, по сути, он становится обычным мирянином.

Решение об извержении из сана принимается, если опустить некоторые детали церковного устройства, на самом верховном уровне — патриархом по подаче соответствующего прошения епископом или митрополитом. Основой для этого выступает решение церковного суда той или иной епархии. Это внутренний институт церкви, чьи решения касаются только самой церкви и ее духовенства, ограничений гражданских прав и свобод это не влечет.

Егорова лишили сана из-за нарушений «13-го и 15-го правил Двукратного Собора». В них, если упрощать формулировки, говорится об обвинениях в раскольничестве и непоминании патриарха, что является грубым нарушением церковных устоев. В свое время данная проблема действительно существовала в Чистопольской и Нижнекамской епархии, периодически раздираемой противоречиями и скандалами. Громогласно о «непоминающих» стало известно в бытность еще митрополита Феофана. Правда, конфликт тогда удалось погасить в зародыше и опальные священники понесли свои наказания за отход от церковных традиций. По всей видимости, лишение сана Егорова — отголосок тех событий.

Чистопольский раскол: почему шестеро сельских священников прокляли патриарха Кирилла?

Что же до Шаманина, то его извергли из сана за нарушение «25-го и 17-го правил Святых Апостолов». Опять же, упрощая церковные формулировки, в них говорится об обвинениях в блудодеянии и наличии второй жены. По словам собеседников, решение по Шаманину и правда прозаично и связано с тем, что тот якобы развелся и женился вновь. По церковным законам, для духовных лиц это очень серьезное нарушение. «Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина», — сказано, в частности, в 17-м правиле Святых Апостолов.

Все это, однако, выглядит не таким серьезным, как обвинения, за которые был лишен сана Беляев. Того обвиняли в нарушении и 17-го, и 25-го, и 27-го правила Святых Апостолов, а также 9-го правила Константинопольского Двукратного Собора.

Для посвященных во всю внутреннюю кухню Казанской епархии, страсти вокруг деятельности батюшки из Куюков Виталия Беляева кипели, по меньшей мере, последние пару лет, а возможно, и того больше Для посвященных во всю внутреннюю кухню Казанской епархии страсти вокруг деятельности батюшки из Куюков Виталия Беляева кипели как минимум последние пару лет, а возможно, и того больше Фото: «БИЗНЕС Online»

«Дело Беляева»

Ранее мы подробно рассказывали о деле Беляева. Для посвященных во всю внутреннюю кухню Казанской епархии страсти вокруг деятельности батюшки из Куюков кипели как минимум последние пару лет, а возможно, и того больше. По крайней мере, обсуждать в церковных кругах Беляева начали со временем прихода на Казанскую кафедру митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. Рассказывали, что батюшка, известный в татарстанском медиаполе, как-то сразу попал в немилость к правящему архиерею.

Беляеву 43 года. Родился и вырос в Набережных Челнах. Религией начал интересоваться еще с подросткового возраста, даже состоял в православной молодежной общине. Был у Беляева еще один интерес — армия, но с этим, что называется, не повезло. Он не прошел врачебную комиссию из-за проблем с позвоночником.

В результате после школы Беляев поступил в Казанскую духовную семинарию, но не доучился и перевелся на юридический факультет ТИСБИ. Уже после учебы он устроился в спецподразделение «Рысь» при МВД, в какой-то момент служил даже в Казанском кремле, охранял Пушечный двор.

Но и это не помешало Беляеву вновь изменить вектор жизни и вернуться к религиозной деятельности. Он стал работать алтарником при храме, а спустя несколько лет — в 2009 году — его рукоположили в священники.

Далее он решил стать военным священником. Отучился в Рязанском воздушно-десантном училище, окончил специальные курсы при минобороны РФ.

В последующем Беляева приписали к Казанскому танковому училищу в качестве военного священника. Там он духовно окормлял танкистов, татарстанский спецназ Росгвардии и многих других местных силовиков на протяжении почти десятка лет. За годы работы побывал в командировке в Сирии, сопровождал наш спецназ во время их командировки на территорию Северного Кавказа.

Запомнилась деятельность Беляева и скандалами. Во время службы настоятелем в храме Святителя Гурия Казанского в селе Ташкирмень именно Беляев был инициатором установки спиленного поклонного креста, наделавшего в свое время немало шума.

Попутно за священником всегда был закреплен и Никольский приход в Куюках. Одновременно с этим после начала СВО Беляев начал активно раздавать интервью многочисленным сторонним изданиям о его активной помощи фронту и окормления военных. Но интервью произвели совершенно другой эффект: начали ходить слухи, что священник начал пренебрегать основными обязанностями. Мол, на СВО проводит больше времени, чем в своих приходах. И постепенно Беляев стал их лишаться. Осенью 2022-го его сняли из Ташкирмени, а через год с лишним — и из Куюков.

Как тогда, так и сегодня камнем преткновения в их отношениях, по словам наших собеседников, выступили события вокруг специальной военной операции (СВО). Беляев продолжительное время занимался духовным окормлением местных военнослужащих, часто бывал в танковом училище, например. На ниве своих личных знакомств он с первых дней СВО занял активную позицию по вопросу поддержки участников боевых действий. Организовывал многочисленные гуманитарные сборы, поездки на фронт. Сам факт гуманитарной деятельности церковью не возбраняется, а даже поощряется. Но позиция митрополии такова, что все должно быть согласовано с руководством епархии. В церкви вообще все строго, как в армии, и есть своя субординация, за нарушение которой — строгая ответственность.


В случае с Беляевым, как рассказывали наши многочисленные источники как в церковной среде, так и среде гуманитарщиков, все поездки (или бо́льшая их часть) совершались якобы без дозволения правящего архиерея, по сути, самочинно. Беляев уезжал на фронт тогда, когда считал нужным, оставляя приход без присмотра. По словам источников, батюшке неоднократно устно высказывались по этому поводу претензии, которые оставались без внимания.

Тогда в отношении Беляева начали внутреннее епархиальное расследование. Вот тут-то и выяснились все те факты, за которые в итоге его и лишили сана. Еще в сентябре иерея указом митрополита Кирилла запретили в служении в церкви и лишили права ношения наперсного креста. По сути, это как отстранение от работы на время внутреннего расследования. Причиной такого решения стало выдвижение Беляева на выборах в депутаты совета Пестречинского сельского поселения. Делать это духовенству строго запрещено. Как объяснял нам тогда сам Беляев, выдвинулся он по незнанию такого запрета — мол, просто его попросили местные жители. К слову, среди местной паствы Куюков Беляев пользуется значительным авторитетом и уважением. Тогда, осенью, священник в беседе с нашим корреспондентом говорил, что готов был просить прощения за это нарушение у митрополита. Просил в итоге или нет — история умалчивает, но кандидатуру свою с выборов Беляев все-таки снял.

Работа запущенной епархиальной дисциплинарной комиссии, однако, не прекратилась. Вскоре вскрылись новые факты, которые подробно описывала в своем заявлении Казанская епархия. Первое — у батюшки нашли дочь от женщины, которая не являлась его законной супругой, что по церковным законам строго запрещено. Объясняться за ребенка, как рассказывали тогда нам наши собеседники, Беляев не стал, демонстративно покинув зал церковного суда.

Второе обвинение — рукоприкладство со стороны Беляева. На заседании тогда показали видео с камер наружного видеонаблюдения, где видно, как священник бьет некоего мужчину. Ролик известный и давно гуляет по соцсетям и мессенджерам. На это обвинение Беляев заявил, что тут не доказано, что это он на видео бьет человека, а по существу обвинения так ничего и не сказал, будучи под присягой.

Третье — клятвопреступление Беляева, которое выразилось в нескольких действиях, суть которых описана выше и касается тех самых несогласованных поездок в зону СВО.

Чем это все закончилось для батюшки? 14 февраля церковный суд Казанской епархии «приговорил» его к лишению сана, которое вступает в силу только после утверждения патриархом.

Не исключено, что недоступность Беляева по телефону связана с тем, что он находится сейчас с гуманитарной миссией где-то в зоне СВО Фото: соцсети

А что сам опальный батюшка?

Это утверждение растянулось на несколько месяцев. «Уже прошло два заседания синода, а, заметьте, решения по нему все еще нет», — обращали внимание наши собеседники. Утверждалось, что Беляев якобы подал апелляцию на это решение в Москву и боролся за то, чтобы сохранить свой сан и доброе имя. Попутно священник на своей странице во «ВКонтакте» активно высказывался по данной истории и довольно эмоционально бросался обвинениями в адрес митрополита и его команды, обвиняя их в том, что ему специально мешают заниматься гуманитарной деятельностью.

На одном из видео, записанных Беляевым, он был в компании людей в военной форме с опознавательными знаками ЧВК Вагнера. В своих обращениях в соцсети священник заявлял (и продолжает заявлять) о беззаконии в Казанской епархии. Говорил, что митрополит Кирилл окружил себя «украинцами-западенцами», выступает против СВО и много чего еще. На часть таких публичных обвинений Казанская епархия реагировала (в частности, дав все разъяснения по делу Беляева), а часть остались без комментариев.

Заметим, обвинения обоснованными не выглядят. Казанская епархия занимает вполне активную позицию по поддержке СВО, а митрополит не забывает затрагивать ее в своих проповедях, молясь обо всех бойцах и их родственниках.

«Духовный спецназовец» в наручниках: опального батюшку из Пестрецов обвинили в краже икон

История, возможно, так бы и осталась «междусобойчиком», если бы не ее постоянно возникающие новые повороты. Так, в конце апреля Беляева задержали сотрудники угрозыска. Священника, который на тот момент уже лишился своего прихода в Куюках, обвинили в краже, причем икон. Одна из них очень старая — в честь Святой Марии Магдалины, вторая новее — в честь Амвросия Оптинского. Следователи отдела МВД по Пестречинскому району возбудили уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ («Кража с незаконным проникновением в помещение»).

Беляева в итоге отпустили. Одну из двух икон он вернул. Сейчас, по нашим данным, дело о краже приостановлено. Но, как отмечают наши источники, по Беляеву работает и военное следствие (поэтому возникает вопрос по подследственности), которое расследует дело по дезертирству (священник относится к «военному духовенству»). Насколько это достоверно — сказать трудно. Наш корреспондент предпринял попытку связаться с сами Беляевым, но на момент публикации этого сделать не удалось. Три телефона лишенного сана священника оказались недоступны, на сообщение он не ответил.

Не исключено, что недоступность эта связана с тем, где сейчас находится Беляев. Судя по ним, сейчас он опять же с гуманитарной миссией где-то в зоне СВО.