Руководитель административно-правовой практики, судебной защиты бизнеса и физических лиц Антон Смирнов Руководитель административно-правовой практики, судебной защиты бизнеса и физических лиц Антон Смирнов

О запросе на медицинских юристов и их квалификации

— Медицинские юристы — новое направление в юриспруденции. Но в вашей компании такие эксперты уже есть. Расскажите, пожалуйста, когда появилась потребность на рынке в профильных специалистах, которые занимаются именно медицинским сопровождением.

Антон Смирнов: Я бы не назвал это каким-то новым направлением. Медицинские юристы и медицинское право существуют давно. Просто у нас сейчас физические лица начали чаще обращаться к юристам и адвокатам за юридическим сопровождением. Раньше они все-таки реже обращались за отстаиванием своих прав. В связи с увеличением количества запросов появилась необходимость медицинского сопровождения.

— В связи с чем, по-вашему, увеличилось количество запросов?

А: Со своей стороны я вижу: медицинских ошибок стало больше, открылось очень много частных клиник. Сейчас не составляет проблемы получить лицензию, в связи с этим к компетентности медицинского персонала этих клиник очень много вопросов есть. Даже в государственных клиниках медицинские ошибки встречаются. Это так или иначе человеческий фактор.

— Какими специфическими знаниями обладают медицинские юристы компании Yahatin?

А: Медицинскому юристу нужно знать приказы минздрава и чуть ли не все моменты, связанные со здравоохранением. Это большой перечень того, что юристу нужно изучить. Приказы того же минздрава обновляются и создаются с такой частотой, что юристу ничего не остается, кроме как регулярно обновлять свои знания.

— Как это удается медицинским юристам компании Yahatin?

А: Наши юристы регулярно проходят курсы повышения квалификации, а также посещают большое количество форумов по юридическому направлению.

Юрист компании Yahatin Сергей Зотов Юрист компании Yahatin Сергей Зотов

О клиентах, ценах и бесплатных консультациях

— Какие клиенты обращаются к медицинским юристам?

А: Если смотреть с точки медицинских ошибок, то, наверное, чаще обращаются физические лица. А по страховым выплатам — страховые компании. Но бывает, что клиент получает отказ в страховых выплатах, тогда обращается и само медучреждение. Фактически получается, что клиенты наших медицинских юристов — это и физлица, и медучреждения, и страховые компании.

— С какими запросами чаще всего обращаются?

А: Если брать физические лица, то это чаще всего именно медицинские ошибки. Например, некачественно оказанные услуги. Бывает, что такие некачественно оказанные услуги приводят и к летальному исходу. Соответственно, обращаются близкие родственники погибшего. За возмещением, за возмещением судебных расходов.

Если смотреть по медучреждениям, то это вопросы по контрагентам либо по претензиям пациентов. Также могут обращаться сами работники медучреждений. Их права также часто затрагиваются и работодателем, и пациентами. Бывает клевета в сторону работников о некачественно оказанных услугах, а по факту услуга была оказана на должном уровне.

— Как Вы поможете клиенту, который обратился к медицинским юристам Yahatin?

А: Если ситуация требует судебного разбирательства, то выходим с исковыми заявлениями в суд первой инстанции, апелляции, кассации. Исходим от того, в какой инстанции клиенту требуется помощь. Иногда бывает, что обращаются за юридическим сопровождением, когда клиенты первую инстанцию уже проиграли. Бывает такое, что в апелляции и кассации можно это решение отменить. Также мы помогаем клиенту в административном порядке.

Кроме того, мы решаем вопросы в досудебном порядке — готовим претензии и требования. Также иногда бывают моменты, где судебный порядок вообще не затрагивается. Например, когда нужно составить обращение в госорганы, клиники, минздрав.

— Как получить консультацию в компании Yahatin?

Сергей Зотов: Все достаточно просто. Для того чтобы получить консультацию, мы должны о вас узнать. Каким образом это сделать? Есть два самых распространенных варианта. Первый — это заполнить соответствующую форму у нас на сайте, которая расположена в нижней части. Там потенциальному клиенту необходимо указать вопрос, который перед нами ставится. И после этого наши специалисты связываются с клиентом и предлагают удобное для него время для встречи в нашем офисе.

Второй вариант — это обращение по телефону или по адресу электронной почты, которые также размещены на сайте нашей компании в разделе «Контакты». Потенциальный клиент связывается с нашими специалистами, которые узнают детали сложившейся ситуации и назначают удобное для клиента время для того, чтобы он пришел сюда.

Следующим этапом в получении консультации является уже непосредственно общение с юристом компании, где юрист выслушивает всю ситуацию клиента, задает уточняющие вопросы, если это необходимо, исследует документы, если они есть в наличии у клиента.

Бывают ситуации, при которых можно дать ответ на вопрос сразу же. В зависимости от того, были ли схожие дела. Или если вопрос является легким, в этом тоже нет никакой проблемы дать ответ сразу. Для клиента это даже лучше. Но бывают ситуации, когда вопрос требует более детального исследования. Например, изучения судебной практики, практики государственных, муниципальных органов, учреждений по конкретным вопросам. Тогда уже наш юрист исследует все эти материалы и договаривается с клиентом о повторной встрече, для того чтобы дать детальный ответ на поставленный вопрос.

«Бывают ситуации, при которых можно дать ответ на вопрос сразу же. В зависимости от того, были ли схожие дела, или если вопрос является легким, в этом тоже нет никакой проблемы дать ответ сразу» «Бывают ситуации, при которых можно дать ответ на вопрос сразу же. В зависимости от того, были ли схожие дела. Или если вопрос является легким, в этом тоже нет никакой проблемы дать ответ сразу»

— Бывают ли случаи, когда к вам приходят люди, которым в одной юридической фирме отказали, а вы чем-то смогли помочь?

С: Бывают иногда клиенты, которые ранее обращались в другие фирмы за юридическим сопровождением, а им там не помогли или услуги не особо понравились. Под клиента тоже надо так или иначе подстраиваться. Бывает, что клиент очень требовательный и может звонить и в 8 часов вечера, и в 10. И иногда надо отвечать. Для кого-то факт того, что юрист не ответил, уже проблема.

— Сколько стоят эти услуги?

С: Все движение почти любого дела состоит, грубо говоря, из четырех блоков. Это исследование вопросов, поставленных клиентом, их оценка, выявление предполагаемых путей решения ситуации и, соответственно, уже реализация путей, которые поставлены юристам. На этапе консультации решается три вопроса: исследование вопроса, оценка и выявление путей решения. После консультации вся эта информация предоставляется клиенту.

Каждое дело — это набор разных фактов и обстоятельств, поэтому сейчас сложно сказать о конкретной стоимости, потому что все рассчитывается индивидуально. Плюс ко всему на этапе реализации путей решения проблемы есть также усмотрение клиента в вопросе. Здесь я хотел бы отметить такой постулат нашей компании: «Клиент не будет платить за то, что ему не нужно». Если в процессе консультации выявляется ситуация, при которой у клиента все хорошо и ему не нужна никакая юридическая помощь, ничего страшного нет в том, чтобы юрист сказал прямо: «У вас все отлично, можете жить спокойно».

Если же имеется несколько вариантов решения проблемы, среди которых есть легкие и сложные, то клиенту будут предложены все варианты. И он уже сам — конечно, с консультацией юриста — поймет, что действительно нужно, как правильнее поступить, и примет решение сам. Но навязывание, так скажем, более тяжелых путей решения в данном случае исключается. Что получит клиент в конечном итоге, будет зависеть опять же от того, какой путь решения будет избран. На этапе консультации, безусловно, он получит информацию о том, как закон, органы и суды видят его ситуацию.

На этапе реализации путей уже немного другая ситуация, потому что юридические услуги — это примерно то же самое, что и любые другие услуги. Вам нужно, например, сделать ремонт. Каждый человек примерно представляет, как постелить ламинат, поклеить обои, раковину установить и так далее. Но если человек этим никогда не занимался, есть большая вероятность того, что будут допущены ошибки. Поэтому к юристам и обращаются. Для того, чтобы минимизировать ошибки. Ошибки в юридической деятельности порой приводят даже не к тому, что цель не будет достигнута, а к ухудшению ситуации.

— Эта первая консультация платная?

С: Ситуации разные. Если мы можем ответить на консультацию в течение получаса, то мы не возьмем деньги. Если же консультация требует более детальной проработки, то мы можем выставить счет.

Сергей Зотов: «В нашей практике есть дело, которое связано с ненадлежащим качеством оказания медицинских услуг, при котором произошел летальный исход пациента» Сергей Зотов: «В нашей практике есть дело, которое связано с ненадлежащим качеством оказания медицинских услуг, при котором произошел летальный исход пациента»

О кейсах и юридических перспективах после массового заражения ботулизмом

— Можете привести реальные кейсы из своего опыта?

С: В нашей практике есть дело, которое связано с ненадлежащим качеством оказания медицинских услуг, при котором произошел летальный исход пациента. С нашими клиентами на этапе консультации были выявлены все существенные факты и обстоятельства данного дела, исследованы документы, которые были представлены клиентами. Как установлено досудебной экспертизой, причиной смерти стали некачественно оказанные услуги, а именно неправильный вид лечения, а также ненадлежащее исполнение своих обязанностей врачом. И непосредственно при общении с клиентом было принято решение об обращении в суд за взысканием.

Также приведу в пример дело, связанное с непредставлением медицинским учреждением статуса инвалида. Человек имеет хроническое заболевание легких, данный диагноз относится к средней степени тяжести, но медико-социальной экспертизой инвалидность не установлена. Но здесь на этапе консультации были проведены консультации с работниками медицинской сферы, для того чтобы более детально выявить все обстоятельства сложившейся ситуации. И здесь уже было выявлено два пути решения — это обращение в административном порядке или обращение в судебном порядке. В итоге мы вместе с клиентом приняли решение о том, что в административном порядке для него будет более легче, более удобно. И в данный момент готовится обращение в административном порядке для разрешения ситуации.

— Из последних резонансных ситуаций — массовое отравление ботулизмом. За что, по вашему мнению, могут судиться пострадавшие люди, на что они могут рассчитывать?

С: Это массовое отравление, где пострадал не один человек. Если мы убираем из этого уравнения общественные и оставляем индивидуальные потребности клиента, то в таких ситуациях всегда лучше скооперироваться с лицами, которые пострадали в аналогичной ситуации. Есть в праве такой инструмент — коллективный иск. При коллективном иске увеличиваются шансы на победу в споре.

Что клиент может получить в конечном итоге? Гражданское законодательство, в частности, предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. В него включается, например, заработок, который лицо не смогло получить вследствие того, что человек находился в больнице либо на лечении. Или прибыль, в случае если человек занимался предпринимательской деятельностью. Также это стоимость лечения, медикаментов и так далее.

Более детально эти вопросы отражены в законе «О защите прав потребителей». Помимо изложенного, в этом законе предусматривается возможность взыскания компенсации морального вреда. И в случае, если организация, которая причинила вред в добровольном порядке, не исполняет обязанности по возмещению вреда, также можно присудить в пользу клиента штраф по размере 50% от взысканной в судебном порядке суммы.

— Обращался ли кто-то из казанцев в вашу компанию с этой проблемой?

С: По данному вопросу пока обращения не поступали.

А: Люди только начинают выписываться из больниц, я думаю, что все разбирательства только начинаются и в скором времени это перейдет в судебный порядок.